Шри Шримад Бхактиведанта Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные и почтительные поклоны лотосным стопам моих божественных духовных учителей нитья-лила правишта ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и нитья-лила правишта ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Также я выражаю свои дандаваты-пранамы всей рупануга гуру-варге и всем русским вайшнавам и вайшнави, которые собрались, чтобы послушать хари-катху.
Мы только что прибыли из Джаганнатха Пури, где очень успешно прошло обучение в Академии Шуддха Бхакти. И сегодня мы посетили место недалеко от Джаганнатха Пури, которое называется Аларнатх, о котором я и хочу рассказать.
За пятнадцать дней до Ратха-ятры в Джаганнатха Пури проходит праздник, где публично омывают Господа Джаганнатху огромным количеством воды. Обычно эту церемонию проводят внутри храма, но раз в году это делают при всех.
Обычно Господь Шри Чайтанья Махапрабху ежедневно ходил получать даршан Господа Джаганнатхи в храм, но после этой церемонии омовения Господь Джаганнатха заболевает, и поэтому в это время священнослужители прячут его в покоях храма, и никто не может получить его даршан, в том числе и Шри Чайтанья Махапрабху.
Это время, которое длится около двух недель, когда невозможно получить даршан Господа Джаганнатхи, называется анава саркал (анавасара). В это время Шри Чайтанья Махапрабху в разлуке с Господом Джаганнатхой отправляется в место Аларнатх.
Это место Аларнатх по-другому также называется Альваранатх в честь великих Альваров, которые являются совершенными бхактами. Обычно время, в которое нельзя увидеть Господа Джаганнатху, длится две недели, но в этом 2015 году будет особая лила, которая называется навакалевара лила (смена тела Господа Джаганнатхи). И время, когда невозможно получить даршан Господа Джаганнатхи, будет длиться шесть недель.
Когда Шри Чайтанья Махапрабху приходит в храм Господа Джаганнатхи, то никогда не видит Господа Джаганнатху. Он видит Шьямасундара Кришну во Врадже с павлиньим пером и флейтой.
Иногда, когда Шри Чайтанья Махапрабху замечает рядом с Господом Джаганнатхом Баладеву и Субхадру, то говорит: «Я оказался на Курукшетре». Божество Аларнатха имеет четыре руки, но когда Шри Чайтанья Махапрабху приходил получить его даршан, то видел Божество, у которого две руки. То есть Кришну.
Когда Шри Чайтанья Махапрабху увидел Кришну в этом Божестве Аларнатха, то, охваченный сильными чувствами премы, упал перед Ним на камень, который расплавился, и на нем остался отпечаток тела Шри Чайтаньи Махапрабху. Служители этого храма вынесли этот камень под навес, и с тех пор он находится там. Все преданные могут прийти, прикоснуться к нему и поклониться этому камню, на котором находится отпечаток тела Шри Чайтаньи Махапрабху.
Когда Кришна во Врадже играл на флейте, то камни, на которых стоял Он со своими друзьями, плавились, и таким образом Он оставлял отпечатки своих стоп. Также в Трета-югу, когда Господь Рамачандра с Ситой Деви и Лакшманом находились в изгнании возле горы Читракута и к Нему пришел его любящий брат Бхарата, то камни от Его чувств также расплавились и на них остались отпечатки стоп Господа Рамачандры. Подобным образом, благодаря любви Шри Чайтаньи Махапрабху, которую Он испытывал к Шьямасундаре, камень, на котором Он лежал, растаял, и на нем остался отпечаток Его тела.
Это Божество Аларнатха самопроявленное. Сейчас много слуг, которые служат Ему. Но давным-давно был только один брахман, который служил этому Божеству. Однажды ему нужно было отлучиться, и он попросил своего сына продолжить служение Божеству. Он сказал ему: «Мой дорогой сын, ты должен позаботиться о Божестве. Вот тебе тарелочка с параферналиями и все необходимое». «Но я не знаю никаких мантр, — ответил ему сын. — Как я буду поклоняться?»
Согласно ведической традиции, мальчик из брахманической семьи отправляясь в Гурукулу к учителю, проходит церемонию получения брахманического шнура и получает мантру для поклонения Божеству. Но этот мальчик был так мал, всего лет пяти от роду. Он не проходил никаких церемоний и не получал мантр.
Его мама, решив помочь сыну, сказала: «Просто поставь перед Божеством тарелку с приготовленной бхогой и обычными словами попроси Божество отведать это». И поскольку мальчик был очень простосердечен, он так и поступил.
Он сказал Тхакурджи: «Пожалуйста, покушай». Но Божество не двигалось. И тогда он начал упрашивать: «Если ты не будешь кушать, мама и папа меня накажут и побьют, поэтому я не буду есть и спать, пока ты не покушаешь». Когда Божество покушало, то на тарелке ничего не осталось, и он понес маме пустую тарелку. И тогда мама спросила его: «Мой дорогой сын, а где же прасад?» Сын ответил: «Он все съел!» Сначала мама не поверила своему сыну и подумала: «Быть может, он голодный и поэтому спрятал там где-то в комнате Божества этот прасад. Но там негде прятать». И тогда она поняла, что Божество действительно съело всю бхогу.
Через несколько дней вернулся брахман, и жена сказала ему: «Наше Божество ело все, что предлагал наш сын». Брахман ответил: «Я не могу в это поверить. Такого не может быть. Должно быть, кто-то пробрался в комнату и съел все». Но жена продолжала: «Нет. Наш сын говорит, что это Божество съело. Но, может быть, он врет?» А брахман отвечал: «Нет. Наш сын не может врать. Давай проверим. Ты приготовишь бхогу, и я попрошу нашего сына предложить ее».
Когда все было готово, он попросил сына предложить бхогу божеству, а сам спрятался. И мальчик, как обычно, начал предлагать бхогу: «Пожалуйста, спустись, сядь, покушай». Мальчик продолжал пытаться убедить Божество, чтобы оно покушало и Божество ответило: «Я могу принять подношение от тебя, потому что ты веришь в Меня, но твои родители в Меня не верят, и при этом твой отец прячется за Мной, поэтому Я не могу». Мальчик продолжал настаивать, и, в конце концов, Аларнатх спустился и начал кушать.
Когда Божество спустилось и начало кушать, через какое-то время появился брахман и сказал: «Подожди, Ты опять все скушаешь? А что же достанется нам?» Аларнатх спросил: «Ты беспокоишься о том, что достанется тебе? Я проклинаю тебя. Вся твоя династия погибнет. Останется только этот мальчик».
Однажды в конце Двапара-юги произошла следующая история. Пандавы были в изгнании, и однажды к ним пришел Дурваса Риши со своими шестьюдесятью тысячами учеников и сказал: «Пожалуйста, накормите меня и всех моих учеников». Юдхиштхира Махарадж сказал: «Тогда вы должны вначале принять омовение». Пандавы оказались в очень затруднительном положении, потому что Дурваса Риши не мог терпеть неправильное обращение с собой. Если он был голоден, его нужно было немедленно накормить. Пока он пошел принимать омовение, они собрались на совещание, чтобы решить дальнейшие действия и найти выход из сложившейся ситуации, потому что Драупади уже покушала и помыла посуду. Ее горшок, который обычно давал пищу, уже не варил. Они воззвали к Кришне, и когда Он появился, то сказал: «Драупади, Я голоден, дай Мне, пожалуйста, что-нибудь». Драупади ответила: «Мы и так в опасном положении. Мы не знаем, чем накормить последователей Дурвасы Риши. Как же мы можем накормить Тебя? У нас нет ничего». Но Кришна настаивал и сказал: «Принеси свой горшок». Она его помыла, но там остался маленький кусочек шпината, и когда Кришна увидел его, то воскликнул: «О, прасад!» И когда Он его попробовал и запил водой, то сказал: «Я удовлетворен». А когда Кришна удовлетворен – весь мир удовлетворен.
И в тот момент, когда Кришна почувствовал удовлетворение, Дурваса Риши и все его ученики почувствовали, что их животы наполнены. Они были полностью удовлетворены и не хотели кушать.
Они сказали: «Что же нам делать? Мы должны идти в ашрам Юдхиштхиры Махараджа кушать, но мы не хотим».
Кришна сказал Бхиме: «Возьми свою булаву, положи на свое плечо и, пальцем заворачивая ус, пойди к речке и позови Друвасу Риши со всеми его учениками. Скажи, что Юдхиштхира Махарадж их зовет, и что они должны немедленно прийти и покушать». И когда там появился Бхима с довольным видом и передал слова Кришны, Дурваса Риши со своими учениками очень испугался: «Если мы не примем приглашение, то совершим большое оскорбление. Но мы не можем, так как уже сыты». И тогда они в страхе разбежались. Когда Кришна удовлетворен, весь мир удовлетворен.
Таким образом, Аларнатх сказал этому брахману: «Ты беспокоишься и не имеешь веры? Не знаешь, что тот, кто удовлетворяет Меня, удовлетворяет всех? Тогда ты и вся твоя династия умрете. Останется только лишь этот мальчик». Так и произошло. А через некоторое время там появились брахманы из Южной Индии, и устроили поклонение этому Божеству.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада открыл один из своих Гаудия-матхов недалеко от храма Аларнатха. Когда он приезжал в Джаганнатха Пури или Ориссу, то останавливался там. Однажды, когда он там останавливался, к одному брахману, который служил маленькому Божеству Аларнатха, пришло это Божество и сказало: «Сейчас здесь недалеко, в Гаудия-матхе, находится мой близкий спутник, Бхактисиддханта Сарасвати. Я хочу, чтобы ты отнес Меня ему. Отныне он будет поклоняться Мне». На следующее утро этот брахман проснулся, провел абхишеку и все необходимое и отнес это Божество в храм Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. И с тех пор в этом Гаудия-матхе поклоняются этому Божеству.
Во время анава-саркал, когда преданные не могут получить даршан Господа Джаганнатхи, они отправляются в храм Аларнатха, который находится в Джаганнатха Пури. Хотя западные преданные не могут войти в храм Аларнатха, но рядом есть храм Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, в котором есть Божество Аларнатха, через которое шло поклонение.
ванха калпа тарубхйаш ча крпа синдхубхйа эва ча патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намаха