Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои смиренные и почтительные дандават-пранамы лотосным стопам моих парамарадхья-гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я приношу свои бесчисленные дандават-пранамы лотосным стопам моих духовных предшественников, Шри Шримад Бхактипрагьяне Кешаве Госвами Махараджу и Шри Шримад Бхактиведанте Свами Прабхупаде, всей нашей гуру-варге, всем вайшнавам и вайшнави и уважаемым гостям, вдохновляющим меня рассказывать хари-катху, во главе со Шрипадом Бхактиведантой Шантой Махараджем.
Я очень счастлив видеть, как много преданных собралось сегодня здесь. Это последний день моего путешествия по России и фестиваля в городе Новосибирске. То, что здесь собралось так много преданных, напомнило мне то время, когда я путешествовал со Шрилой Гурудевом. Куда бы Шрила Гурудев ни отправился – повсюду его встречало множество преданных. И также в этом я вижу его беспричинную милость, это его заслуга.
Только что мы видели замечательный концерт. Все эти искусства исходят из давней традиции. Когда Кришна был маленьким, родители Его направили учиться в гурукулу (школу учителя), и там Он обучался в течении 64 дней 64 искусствам. Среди 64 искусств, которым обучался Кришна, были также игра на музыкальных инструментах, пение и танец, которые сегодня представили.
Можно подумать: ведь Он Сам Верховный Господь, чему Он может учиться? Но когда Он был во Врадже, гопи пели и танцевали, и Он даже не пытался с ними соревноваться, потому что они превосходили Его.
Когда Кришна во Врадже и встречается со Своими подругами, девушками Вриндавана, они устраивают танец раса. Часть танца раса – это пение, танцы и игра на музыкальных инструментах. Кришна поет очень красиво, и гопи аплодируют Ему с восхищением. Также поет Лалита, и ей подпевают. Но когда начинает петь Шримати Радхика, самая главная из возлюбленных Кришны, Она берет высокие ноты и поет таким образом, что никто, даже Кришна, Верховный Господь, не может подпевать Ей. Он очень поражен Ее пением. Поэтому пение и танцы – это замечательный способ удовлетворить Божественную Чету.
Я могу сказать, что Шри Чайтанья Махапрабху также устраивал танец раса, но мне скажут: «Откуда такие сведения? Где доказательства?» На это можно возразить, но я приведу доказательства.
Раса означает очень возвышенный вкус, который преданный испытывает в своем сердце в момент танца. Поэтому Махапрабху также устраивал танец раса. Где? В доме Шриваса Тхакура по ночам, когда они пели санкиртану. Это был тоже танец раса. Они танцевали и испытывали в своем сердце удивительную расу. Также и во время Ратха-ятры в Джаганнатха Пури Он совершал танец, исполненный расы.
Дхаранидхара возразил: «Но там неполный танец раса». Я ему ответил, что нет, полный. Потому что Махапрабху является ом пурнам адах, пурнам. Он полное целое, из Него исходит все. И сколько бы из Него не исходило, Он никогда не уменьшится.
Вы знаете математику вечности? Сколько не отнимешь от бесконечности – бесконечность так и останется, сколько к бесконечности не прибавишь, столько и останется. Откуда эта идея? Она дается от Самого Господа Шри Кришны.
Оба танца: танец санкиртаны Махапрабху и танец Кришны во Врадже – они полные.
После танца возле колесницы Джаганнатхи Шриман Махапрабху вошел в сад Джаганнатхаваллабха, чтобы отдохнуть. В этот момент туда зашел царь Махарадж Пратапарудра. Он был одет в простые белые одежды. И, массируя стопы Шри Чайтаньи Махапрабху, он начал петь шлоки из 10 песни «Шримад-Бхагаватам» из «Раса-панчадхьяи», и особенно песни гопи, начиная с «джайати те ‘дхикам джанмана враджах» и заканчивая 9-ой шлокой «тава катхамритам тапта-дживанам». Махапрабху был настолько счастлив, слушая эти слова из «Бхагаватам», наполненные любовью девушек Враджа, что не выдержал, встал и обнял Махараджа Пратапарудру и сказал: «Ты такой щедрый». Прежде Махарадж Пратапарудра пытался, как мог, встретиться лично и получить аудиенцию Махапрабху, но Махапрабху всякий раз отвергал его, говоря: «Я санньяси, отреченный человек. Я не могу встречаться с царем, поскольку царь означает чувство наслаждения, множество богатств. Это неблагоприятно для Меня». Но в этот раз все произошло чудесным образом.
Что я могу дать участникам этого фестиваля? Я лишь могу молиться Шриле Гурудеву: «Пожалуйста, благослови их всех». Это максимум, что я могу сделать для вас. И одновременно это лучшее, если вы получите благословения.
Я прошу вас всех: когда я в следующий раз приеду в Россию через год, где бы я ни был, приходите на мои встречи. Я же проделал такой путь ради вас. Я прилетел из далекой Индии. Более того, это же для вашего и моего блага. Также я прошу прощения, что многих из вас я не знаю по именам. Я помню ваши лица, но не помню имен.
Шрила Гурудев научил нас одной ведической мудрости, она звучит как: «Мадхурена самапайет – все нужно завершать сладостно». Обычно, когда он заканчивал какие-то фестивали, лекции, он заканчивал их сладостной хари-катхой об играх Шьмасундары. И я также хочу завершить эту лекцию сладостно.
Шрипаду Бхактиведанте Шанте Махараджу я всегда давал два раза говорить: утром и вечером. Он занятой человек, у него большое положение, большая ответственность. Он как казначей, старший бухгалтер. Если я не дам ему слово, тогда он на меня разгневается и будет поститься: не будет спать, есть, и ему будет плохо от этого.
Шрипад БВ Шанта Махарадж: Прежде всего, я приношу дандават-пранамы лотосным стопам моего дикша-гурупад-падмы, ом вишнупад аштоттора-шата Шри Шримад Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа, и моего шикша— и санньяса-гурупад-падмы, ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. Я приношу свои дандават-пранамы лотосным стопам нитья-лила правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Тривикрамы Госвами Махараджа, Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, моего Парам-Гурудева, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа. А также я приношу свои почтительные дандават-пранамы лотосным стопам всех Ачарьев нашей гуру-варги, моему духовному брату, Шриле Бхактиведанте Мадхаве Махараджу, всем моим братьям и сестрам и всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся сегодня здесь.
Мой духовный учитель рекомендовал нам всем посвятить свою жизнь чистому преданному служению, шуддха-бхакти. Какие виды бхакти мы знаем? Сегодня мы слышали от Шрипада Бхактиведанты Мадхавы Махараджа, что бхакти как духовная практика бывает двух видов: вайдхи-бхакти и рагануга-бхакти. Рагануга-бхакти из них лучшая, она ведет во Врадж. Когда в духовной практике преданный развивает настроение «Кришна – мой друг (или мой сын, или мой возлюбленный)», то это называется рагануга-бхакти. Звучит все очень просто, но когда пытаешься воплотить это в своей жизни, оказывается, это очень трудно.
Как об этом говорит Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами в «Шри Чайтанья-чаритамрите»:
мора путра, мора сакха, мора прана пати
эеи бхаве йеи мора каре шуддха бхакти2
«Мора путра» означает «мой сын», «мор сакха» – мой друг, «мор прана пати» – мой возлюбленный. Вот это и есть шуддха-бхакти, чистое преданное служение. И по милости вайшнавов мы сможем понять.
Кришна очень милостив, и одновременно с этим Он всеведущий и всемогущий, это очень важно. Поэтому мы должны посвятить себя этому пути, следовать ему.
Из всех мест в мире самое дорогое и возвышенное для Кришны – это Врадж. А среди всех спутников Кришны Шримати Радхарани – лучшая, самая дорогая. Мы должны стремится к служению Кришне во Врадже, то есть на той земле, что наиболее дорога Кришне.
Те, кто живет во Врадже, называются враджаваси. Враджаваси бывают двух видов: те, кто физически живет во Врадже, и те, кто в своем сознании живет во Врадже, а физически в любом другом месте. Каждый должен молить о милости Шри Гуру и гуру-варгу. И сейчас, в конце, я прошу ваших благословений.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Сегодняшний день очень особый: сегодня день явления Парам Пуджьяпад Шрилы Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджа. В 1946 году, когда наш Шрила Гурудев присоединился к матху Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, в те времена Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж также останавливался у этого матха. В то время, когда Шрила Гурудев появился там, его духовный учитель, Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, занял его служением Шриле Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджу. Он стал его первым севаком.
Наш Парам-Гурудев основал один матх в городе Чечура, который находится где-то посередине между Навадвипой и Калькуттой. И туда Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж отправился вместе с нашим Шрилой Гурудевом, которого тогда звали Гаура Нараяна Брахмачари. Шрила Гурудев служил ему, готовил постель, пищу – служил всеми возможными способами. Этот матх находится на берегу Ганги, и поскольку этот город ближе к океану, чем Навадвипа, поэтому приливы и отливы здесь сменяются чаще, чем в Навадвипе.
Когда Шрила Гурудев присоединился к Девананда Гаудия-матху, это был декабрь 1946 года. Он напрямую прибыл с полицейского участка, оставив работу. С собой у него было лишь одеяло (шерстяной чадр) и лота (сосуд сферической формы из бронзы, который садху часто используют для воды).
Каждое утро Шрила Гурудев со Шрилой Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджем ходили омываться на Гангу. Шрила Гурудев его сопровождал. Поскольку там часто менялся уровень воды, они положили свою одежду повыше, а лоту положили на берегу, и сами спустились в гамчах к реке. Когда они уже отплыли от берега, внезапно уровень воды повысился, и они поплыли обратно. Одежда осталась на месте, но лоты не было. Тогда Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж снял свой платок и сказал: «Ганга забрала твою последнюю привязанность к дому. Это была твоя единственная привязанность к дому, ей это не понравилось, и она забрала лоту».
Когда Шила Гурудев начал свои международные проповеднические путешествия, он столкнулся с сопротивлением лидеров ИСККОН. Они говорили о нем плохо, распространяя клевету. Однажды они пришли к Шриле Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджу, для того чтобы сказать что-то против Шрилы Гурудева. Но когда он понял, к чему его побуждают лидеры ИСККОН, он сказал: «Боже мой! Как вы можете меня заставлять говорить такое!? Он чистый, возвышенный преданный! Уходите отсюда!».
Шриле Бхакти Прамоду Пури Госвами Махараджу очень нравились книги, которые писал и переводил Шрила Гурудев, и он просил: «Когда бы ты ни издал книги, на хинди или на английском, пожалуйста, посылай их мне». И Шрила Гурудев регулярно это делал.
У Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады было два особых ученика, которые были очень опытны в установлении Божеств, в церемонии, ритуале. Это Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж и Шрила Бхакти Бхудев Шрути Махарадж. Они обучили этой науке Шрилу Бхактиведанту Нараяну Госвами Махараджа, а он научил меня и Шрилу Бхактиведанту Тиртху Махараджа. По беспричинной милости моего духовного учителя я был с ним так долго, служил ему, и по его беспричинной милости я служил Шриле Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджу, готовя для него прасадам. А также Шриле Бхакти Бхудеву Шрути Махараджу и многим ученикам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады.
Когда наш Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад закончил свой десятилетний обет повторения 192 кругов святого имени, как Шрила Харидас Тхакур (то есть он за десять лет повторил миллиард святых имен), в этот момент Шри Чайтанья Махапрабху, Шри Нитьянанда Прабху, Шри Адвайта Ачарья, Шри Гададхара Пандит, Шривас Тхакур – вся Панча-таттва явилась перед ним и сказала: «Теперь ты должен проповедовать и направлять других повторять святое имя». «Но как я могу это сделать? У меня нет ничего. У меня нет ни последователей, ни денег. Как я могу выполнить ваши наставления? И я совсем один», – сказал он. «Мы пошлем тебе тех, кто тебе в этом поможет», – ответила ему Панча-таттва.
Вскоре после этого много людей присоединилось к миссии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, замечательные преданные. Что это означает? Это означает, что они вечные спутники Шри Чайтаньи Махапрабху. И один из них – это Шрила Бактипрамод Пури Госвами Махарадж.
В этот день явления Шрилы Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджа я молюсь всем своим духовным учителям, всей рупануга гуру-варге, чтобы они благословили меня и дали мне возможность служить так, как они служили своим духовным учителям.
Что бы ни делали враджаваси, они всегда поют «Говинда Дамодара Мадхавети». Кришна со Своими друзьями часто воруют масло в домах женщин Враджа, и они жалуются маме Яшоде: «Кришна крадет у нас масло». Но мама Яшода не верит, и всякий раз, когда они пытаются поймать Кришну, у них не получается, потому что Кришна очень разумный. Они говорят: «Кришна, Ты опять воровал масло?» «Как вы могли так обо Мне подумать? – спрашивает Он. – Я, что, сын нищего человека? Мой отец – царь Враджа! К чему Мне воровать у вас?»
А иногда, когда старшие гопи увидят, что Кришна что-то затеял возле горшков, они кричат Ему: «Эй! Что Ты там делаешь!?» А Кришна отвечает: «Ничего. И вообще, вы не Моя мама, чтобы за Мной следить» и тут же убегает.
Почему женщины Враджа жалуются маме Яшоде на Кришну? Не потому что Он им надоел. На самом деле они счастливы, когда Кришна посещает их амбары и пытается украсть у них масло. Они счастливы и все для этого готовят. Они хотят рассказать об этом маме Яшоде, потому что думают: «Мы такие удачливые: Кришна посещает наши дома. А мама Яшода не может видеть всех этих замечательных игр, насколько Кришна все так устраивает, чтобы Его не могли поймать за руку. Мама Яшода не может видеть всего этого, поэтому мы должны рассказать об этом». Но внешне это выглядит так: «О, Яшода. Ты должна следить за своим сыном. Посмотри, что Он делает! Он все время ходит и ворует у нас масло. Сегодня Он ворует масло, завтра Он станет грабителем, а потом возьмет нож в руки и станет убийцей! Мы не хотим, чтобы это произошло. Пожалуйста, накажи своего сына, научи Его, как вести себя правильно».
Когда маленький Кришна с мамой Яшодой, Он делает из Себя невинную простоту, будто бы Он ничего не делает, ничего не знает. Он такой беспомощный и такой неумеха, что мама Яшода сама чистит Ему банан или разламывает гранат и кормит Его по зернышку, потому что Он не знает, как это делать. Но стоит маме Яшоде отвернуться, тогда проявляется вся Его изобретательность: где, как и что украсть, какую шалость совершить.
Мама Яшода говорит: «У вас нет никаких доказательств, что это Кришна сделал». «Мы Его поймаем за руку и приведем к тебе» – говорят гопи.
Однажды одна женщина Враджа заметила, что Кришна подозрительно близко к ее горшкам с маслом. «О, Кана! Что это Ты там делаешь? – крикнула она. – Ну-ка, покажи Свои руки». «Как вы могли обо Мне так плохо подумать? – сказал Кришна. – Ничего Я не делаю, Я просто стою». «Просто стоишь? – ухмыльнулась гопи. – А зачем Ты стоишь, так близко к горшкам с маслом?» «Я потерял Своего теленка», – сказал Кришна. В это время подошла еще одна женщина, подруга этой гопи. «О, ты поймала Его!?» – воскликнула она. «Ничего подобного! – возразил Кришна. – Просто, понимаете, у нас здесь, во Врадже, обезьяны и телята такие непоседливые и шаловливые. Когда пытаешься поймать обезьянку, она дразнится и убегает. А когда пытаешься поймать теленка, он лягается копытами и тоже убегает. Теленок прибежал прямо сюда к дому, и вот Я ищу, где он. О чем вы подумали? Я, что, сын бедного человека? У Моей мамы нет масла? Да у нее столько масла, что вас можно с головой им покрыть!». «И что же, Кана, Твой теленок, запрыгнул прямо в горшок?» – ехидничали гопи. «Ну, понимаете, наши телята такие непоседливые, могут и в горшок запрыгнуть. Вот сейчас Я как раз ищу его», – сказал Кришна, шаря рукой в горшке и пряча Свои глаза, чтобы лучше подумать, как от них сбежать, когда ослабнет их бдительность. Кришна думает: «Раз они не позволяют Мне насладиться этим маслом, тогда и Я не позволю им насладиться. Ни они, ни их дети не смогут попробовать это масло». «Ну, и где Твой теленок? – спрашивают Его гопи. – Ты что, так долго не можешь поймать его в горшке?». «Он лягается, – отвечает Кришна. – У Меня уже рука устала. Я пытаюсь его вытянуть, а он лягается».
«Ой!» – вдруг вскрикнул Кришна. «Что случилось?» – спросила его гопи. «Этот теленок снова лягнул Меня в руку!». – «Теленок тебя лягнул?». «Да, он ударил Меня!» – сказал Кришна, продолжая шарить рукой в горшке. «О, смотри, – вдруг выкрикнул Он, – вот он, Мой теленок!». Внезапно он достал Своего игрушечного теленка из горшка (это был подарок Нанды Бабы на День рождения Кришны), и, пока гопи не успели опомниться, поскорее удрал.
(Шри Шримад Бхактиведанта Мадхава Махарадж показывает игрушечного теленка)
Знаете, откуда этот игрушечный теленок у меня в руках? Когда наш Шрила Гурудев приезжал в Россию и останавливался в Москве, в это время у него был этот теленок, и Шрила Гурудев просил: «Всякий раз, когда будешь рассказывать историю про теленка, показывай его». Шрила Гурудев брал этого теленка, 15 лет возил с собой и каждый раз, когда рассказывал эту историю, показывал его.
Я хочу вам рассказать о Шриле Рупе Госвами. Рупа Госвами – один из шести Госвами, главных последователей Шри Чайтаньи Махапрабху. Среди шести Госвами он самый главный. Он совершал свое служение Бхагавану в Радха-Дамодар Мандире. В момент, когда он входил в транс, он созерцал игры Кришны во Врадже. И одну из историй я хочу вам пересказать.
Что увидел Шрила Рупа Госвами в своем трансе? Он увидел, как дома Яшода-мата кормит с рук Кришну маслом, а Он кушает это масло и пританцовывает, а потом начинает кружиться вокруг колонны. В доме Его отца находится 84 колоны, которые сделаны из драгоценных камней, и Он кружится вокруг такой колонны, поет и танцует. В какой-то момент мама Яшода слышит, что в доме тишина. «Куда подевался мой Кана? Куда Он исчез?» – думает она и начинает Его искать, тихо ступая по дому. А в это время Кришна, кружившийся у колонны, вдруг замер. Почему? Он увидел собственное отражение в идеально гладкой поверхности колонны, которая даже более гладкая, чем зеркало, и подумал: «О, какой прекрасный мальчик! Я хочу с ним дружить. Я хочу, чтобы всегда кто-то был рядом со Мной. Да, у Меня есть брат, но он не всегда со Мной. Например, сегодня Дауджи в доме Упананды, Моего дяди. А Я хочу, чтобы кто-то был всегда со Мной». И в этот момент мама Яшода тихонько подкрадывается и с улыбкой начинает за Ним наблюдать.
Мама Яшода наблюдает, как Кришна разговаривает с собственным отражением, а в трансе за всем этим наблюдает Рупа Госвами. Также это знает и Шрила Гурудев, потому что и он это наблюдает. Он рассказал нам эти духовные игры, и теперь я рассказываю это вам.
Кришна говорит своему отражению: «О, Я хочу, чтобы ты всегда был со Мной. Я даже поделюсь с тобой лучшей во Вриндаване одеждой. у Меня есть еще пара таких хороших одежд. Я подозреваю, ты, наверное, не из очень богатой семьи».
Чтобы начать с кем-то дружить, очень важно обмениваться подарками. Шрила Рупа Госвами в «Шри Упадешамрите», в 4 шлоке, говорит:
дадати пратигрихнати
гухйам акхйати приччхати
бхункте бходжайате чаива
шад-видхам прити-лакшанам
Если вы хотите с кем-то развить теплые и близкие отношения, то первое, что вы должны сделать – подарить подарок и принять подарок от того человека.
Мама Яшода продолжает наблюдать, как Кришна говорит Своему отражению: «Знаешь, Я по секрету тебе скажу, что Я во Врадже самый лучший вор масла. Да, я могу научить тебя некоторым хитростям, конечно, если ты Меня тоже некоторым хитростям научишь». И мама Яшода, слыша это, понимает: «Мой сын самый лучший вор во Вриндаване, самый смышлёный. Его никто не смог поймать за руку».
Кришна говорит Своему отражению: «Послушай одну историю, как Я однажды воровал. Это было рано утро, еще было темно. Я прокрался в амбар, и Меня поймала за руку женщина и сказала: «Я Тебя поймала, Кришна. А Твоя мама никогда не верила!». «Почему Ты Меня схватила? – сказал ей Я. – Ты не Моя мамочка, незачем тебе Меня держать за руку». «Надо, надо Тебя держать! – сказала она. – Потому что Твоя мама никогда нам не верит, когда мы говорим, что Ты воришка масла. Теперь я поймала Тебя за руку и докажу ей это». И вот она Меня поймала и повела к маме Яшоде.
Она очень хотела поймать Меня за руку и привести живое доказательство, что Я вор».
По традиции, когда замужняя женщина выходит из дома, она покрывает голову и лицо вуалью.
«И вот она накрылась прозрачной вуалью, накрыв ею и Меня с головой, и повела Меня к дому Яшоды, – продолжал Кришна. – И как Я ни пытался, Я не мог вырваться. Я предпринял еще одну попытку и сказал ей: «Ваше сердце такое черствое! Вы так больно схватили Меня за руку! Мне так больно! Пожалуйста, отпустите, ослабьте хватку. Мое тело такое нежное, а вы так крепко держите!». Но гопи сказала: «Кришна, Ты меня не обманешь! Я столько раз пыталась поймать Тебя, и теперь я точно докажу, что Ты вор». Я сказал: «Но мамочка! Моя рука уже затекла! Мне так больно! Вы хотя бы за другую руку возьмите». «Хорошо, только я не позволю Тебе меня обмануть, – говорит она. – Сначала Ты дашь другую руку, и я ее возьму, а потом я отпущу эту». «Хорошо, хорошо», – говорю ей Я».
А в этот момент недалеко от Кришны были Его друзья, и Он жестами сказал им: «Руку, давай руку!». В это время другой мальчик пристраивается рядом с Кришной, протягивает свою руку, и гопи хватает его руку и отпускает Кришну. Кришна тихонечко выходит из-под вуали, а гопи идет дальше, но уже не с Кришной, а с Его другом.
Поскорее добежав до дома, Кришна лег в Свою постель и сделал вид, будто бы Он спит. А в это время Яшода пахтала йогурт, чтобы получить сливочное масло и пела: «Говинда Дамодара Мадхавети».
Через какое-то время пришла гопи, думающая, что ведет с собой Кришну, пойманного за руку, и начала стучать в ворота: «Яшоде, Яшоде!». «Кто так рано пришел? – подумала Яшода. – Они разбудят моего сынишку». «Яшоде, Яшоде, открой дверь! Яшоде!» – кричит гопи. «Боже мой! Придется подойти», – подумала мама Яшода. А в это время Кришна якобы просыпается, начинает тереть глазки и стонать: «Мама, Я голодный, Я есть хочу!». Увидев, что соседка разбудила Кришну, она приоткрыла дверь и спросила: «Ты зачем так рано утром пришла? Ты разбудила моего сынишку ни свет ни заря!». «Да, конечно, я разбудила твоего непоседливого сынишку!» – съязвила гопи.
В этот момент Кришна подходит к маме Яшоде, разговаривающей со своей подругой через дверную щель, и говорит: «Мама, мама Я хочу кушать». А гопи продолжает: «Ты не верила мне, что Кришна вор. И привела тебе Его прямо за руку». «Правда, ты Его поймала? – сказала мама Яшода. – Ну-ка, покажи моего сына». И, приоткрыв вуаль, гопи приходит в изумление: «Боже мой! Это же мой сын!». «Да, мама, ты меня схватила за руку и привела сюда», – сказал он ей.
Мама Яшода слышит, как Кришна рассказывает это все Своему отражению, а Рупа Госвами наблюдает эту сцену в своем трансе.
«Когда эта женщина открыла вуаль и увидела, что там ее сын, – продолжал рассказывать Кришна, – она спросила его: «Как ты здесь оказался?» «Ты же меня сама схватила за руку и повела сюда, – сказал он, – Куда мне было деваться?». А в это время Я выхожу из-за ворот и говорю: «Мама видишь, все они врут, а на Меня наговаривают. Я на самом деле здесь, а они говорят, что в другом месте – вот прямо как сейчас». А Сам отхожу за спину мамы Яшоды и дразню эту гопи пальцем: «Вот видишь, Я тебя проучил». А затем я говорю маме: «Мама, если ее сынок голодный, то что же она не накормит его маслом? Зачем быть такой строгой? Мамочка, ты же царица Враджа, а они твои поданные. Пожалуйста, научи их, как быть доброй и щедрой матерью, хотя бы по отношению к своим детям»».
«Ну вот, Я рассказал тебе Свою историю, как Я ворую, – говорит Кришна Своему отражению. – А теперь ты поделись, расскажи какие-нибудь хитрости, как ты это делаешь». И, слыша все это, мама Яшода думает: «Боже мой! Так мой сын большой воришка масла! Недаром гопи жаловались на Него».
дадати пратигрихнати
гухйам акхйати приччхати
бхункте бходжайате чаива
шад-видхам прити-лакшанам
В этой шлоке говорится: «Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом — таковы шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу».
И чтобы завести еще более близкие отношения, Кришна протянул ладони Своему отражению и сказал: «Смотри, это самое ароматное масло! Моя мама приготовила его. Пожалуйста, угощайся! И ты можешь Меня также угостить».
Когда человек стоит перед зеркалом и видит свое отображение, что происходит? Если он двигает правой рукой, то его отражение двигает левой рукой. А если он двигает левой рукой, то его отражение двигает правой.
И, в конце концов, Кришна понимает: «Что-то не так. Я хочу его угостить, а он Мне тоже протягивает кучу масла». В этот момент мама Яшода уже не могла сдерживать себя и начала смеяться. И когда Кришна услышал ее смех, до Него дошло: «Это же Мое отражение». Ему стало стыдно, и Он поскорее побежал прятаться.
Шесть видов обмена, упомянутые в 4-ой шлоке «Шри Упадешамриты» – это признаки близких взаимоотношений, теплоты в сердце и склонности к любви. Если вы хотите с кем-то развить дружбу, нужно действовать так. Но нужно дружить с хорошим человеком, и тогда хорошие качества проявятся в сердце. А если вы будете таким образом обмениваться с бандитами и прочими нехорошими людьми, то будете становиться такими же, как они.
Вам понравились эти игры Кришны?
Преданные: Да.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Преданные часто жалуются: «Как мне совладать со своим умом? Когда я повторяю джапу, он убегает в ненужные места». Тогда помните эти истории, когда повторяете святое имя, медитируйте, размышляйте над смыслом шлок, например, таких, как 4-й стих из «Упадешамриты». Тогда ваш ум будет всегда думать о Кришне. Это самый легкий способ управлять умом.
Все, что я рассказал, что принесло вдохновение, удовлетворение – это не моя заслуга. Все заслуги принадлежат моему духовному учителю.
Здесь присутствует очень много семей, которые пришли сюда: Ананга Манджари со своими родственниками, Кришнадас с Дамаянти, Вену-гопал и другие, много семей. Пожалуйста, в следующий раз сделайте так, чтобы каждая семья привела по одному преданному. Это же несложно.
А те из вас, кто опытен в знании сиддханты, в преданном служении, смогут привести очень много преданных.