Шрипад БВ Шант Махарадж: Прежде всего, я предлагаю бесчисленные дандават-пранамы лотосным стопам нитья-лила правишта ом вишнупада аштотара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа, также я кланяюсь лотосным стопам своего санньяса-гуру нитья-лила правишта ом вишнупада аштотара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нарайаны Госвами Махараджа, Парам-Гурудева Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, Парам-Пуджьяпада Шри Шримад Бхактиведанты Тривикрамы Госвами Махараджа, Парам-Пуджьяпада Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, всем рупануга-ачарьям, своему старшему духовному брату, Шриле Бхактиведанте Мадхаве Госвами Махараджу, всем гостям, вайшнавам и вайшнави. Я благодарю Шрилу Бхактиведанту Мадхаву Госвами Махараджа за счастливую возможность участвовать в этом проповедническом путешествии и рассказывать хари-катху.
Гуру и вайшнавы, подобно нашим материальным отцам, заботятся о нас, дают нам руководство, чтобы мы занимались преданным служением, бхаджаном, не вовлекались в чувственные наслаждения этим миром. Но мы не следуем им. И хотя мы знаем, что наслаждаться этим миром противопоказано, наш беспокойный ум побуждает нас наслаждаться этим миром. Мы должны помнить о наставлении, приказе, повелении наших учителей. Шрипад Мадхава Госвами Махарадж прекрасно объяснил, как научиться управлять умом, он дал метод.
Я прошу ваших благословений, чтобы мы могли больше проповедовать, больше служить гуру и вайшнавам. Харе Кришна! Парам Гуру Махарадж ки-джай! Шрипад Бхактиведанта Мадхава Госвами Махарадж ки-джай! Русские преданные ки-джай! Джай Джай Шри Радхе!
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам своих парамарадхья гурупада-падм ом вишнупад парамахамса свами аштотара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштотара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нарайаны Госвами Махараджа. Я кланяюсь лотосным стопам своих духовных дедушек, нитья-лила правишта ом вишнупада аштотара-шата Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, нитья-лила правишта ом вишнупада аштотара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа, всей гаудия-рупануга-гуру-варге, всем вайшнавам, вайшнави и гостям, собравшимся здесь и вдохновляющим меня рассказывать хари-катху.
Я очень рад и счастлив, что, хотя сейчас начало рабочего дня, около тридцати преданных все же собрались здесь. Я буду здесь около получаса, потом мы отправимся паковать вещи, затем будет прасад, а затем мы уезжаем. Я надеюсь, что в следующий раз, через год, когда я приеду сюда, фестиваль будет масштабнее и соберется больше преданных. Это был замечательный фестиваль, и не только здесь, но и других городах: Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Екатеринбурге. И все это заслуга моего духовного учителя.
Зачем нам заниматься преданным служением Бхагавану, заниматься бхаджаном? Ответ такой: этот мир временен. Те, кто сюда приходит, приходят лишь на время. Здесь никому не дают постоянного места жительства. Здесь не пропишут навсегда, это временное место. Как говорится в шастрах и как говорит Сам Бхагаван: рожденный вынужден будет умереть – умерший вынужден будет родиться вновь.
Сколько могущественных личностей приходило в этот мир: Хираньякашипу, его брат Хираньякша, Равана, Кумбхакарна, Шишупал и многие другие. Их даже не с кем сравнить в этом мире, настолько они могущественны.
В наше время пришли такие сильные личности, как Наполеон Бонапарт, Ленин, Сталин, Троцкий, Мао Цзе Дун. Куда они делись? Все ушли. Какой напрашивается вывод из историй всех этих великих личностей? Они были великие, могущественные, но они были вынуждены умереть, уйти. Напрашивается вывод, что нам нужно подготовиться к тому, что неизбежно, то есть подготовить свое лучшее будущее, попасть в тот мир, откуда не нужно будет возвращаться. Как об этом говорит Кришна в «Бхагавад-гите»: «Кто попал в Мою обитель, никогда не возвращается в этот мир».
Что нужно для этого делать? Заниматься бхаджаном, служением Кришне. В этом мире не только люди, но и все живые существа хотят быть счастливыми, хотят умиротворения, спокойствия. Но как этого достичь? Какова формула обретения мира? Единственная формула обретения мира – совершение бхаджана. Воспевайте «Харе Кришна» и будьте счастливы.
Чтобы сделать нас счастливыми, помочь нам достичь спокойствия, умиротворения, комфорта, ученые очень много чего придумали и изобрели. Например, мы можем за несколько часов переместиться в другую часть планеты, сидя на одном месте; мы можем общаться с людьми, которые находятся на противоположной стороне планеты. Мы также продвинулись в медицине, в лечении наших тел. Но сделали ли они, благодаря этому, нас счастливее? Как же нам достичь наслаждения, блаженства, счастья? Единственный способ, который нам рекомендуют шастры, «Веданта-сутра»: служить высшей абсолютной истине, исполненной блаженства, то есть Самому Кришне. И те, кто ей служат, легко становится счастливым.
Что еще изобрели ученые? О, они много чего изобрели! Атомную бомбу, водородную, электронную, электродную бомбу – так много всего. Столько всевозможных бомб, что они могут все разрушить. В одной стране может быть столько бомб, что эта страна может разрушить все остальные страны. Но сделает ли это нас счастливыми? В конце Второй мировой войны Америка сбросила атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, два японских города. Последствия этих взрывов до сих пор видны. Дети, которые рождаются в тех местах, до сих пор рождаются с уродствами, с дефектами.
Чтобы стать счастливым, нужно повторять: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Харе Харе». И чтобы повторение давало наилучший результат, важно получить Харе Кришна маха-мантру от Садгуру, от истинного духовного учителя, и находиться в благоприятном общении – садху-санге. Какие будут вопросы?
Преданный: Я хочу всегда быть с вами и слушать хари-катху.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Вы хотите быть со мной? Хорошо, пока я буду говорить, ты будешь способен слышать хари-катху.
Преданная: Каковы основные признаки довольного Гуру? Как понять, удовлетворили ли мы Гуру или нет?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Посмотрите: все, кто счастливы, верят в духовного учителя (если счастлив Гуру, то счастье придет и к нам). В шлоке первой песни «Шримад-Бхагаватам» сказано: «Тот, кто занимается бескорыстным служением высшей истине, Гуру и вайшнавам, становится счастливым.
Когда духовный учитель счастлив? Он счастлив лишь тогда, когда вы занимаетесь служением. Это единственное, чего он от нас хочет. Не нужно заниматься всякой болтовней, слухами, сплетнями, обсуждать кого-либо, перемалывать косточки, критиковать кого-либо. Просто занимайтесь служением. Проповедуйте. Но проповедь принесет результат лишь тогда, когда преданный сам практикует то, что рассказывает. Если я сам не буду совершать бхаджан, то моя проповедь превратится лишь в карму, обычную мирскую деятельность.
Преданный: Мой ум очень обеспокоен тем, что из-за столкновений в мире уже несколько раз чуть не началась ядерная война, градус военной напряженности очень высок, потому что иногда используются сотни тысяч ракет. Вовлекаются именно Россия, Центральная Америка. Ядерные силы некоторых стран очень велики. Может, ачарьи могут что-нибудь прояснить.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Нам не о чем волноваться. То, что в планах Кришны, никто не может изменить, кроме Самого Кришны. Поэтому все, что мы должны делать, – это заниматься своим бхаджаном, своим служением, своей садханой. Это касается не только вас, это касается и меня, и Шанты Махараджа – это касается всех. Каждый должен заниматься исполнением своих обязанностей, то есть совершать бхаджан. Если мы будем уделять слишком много внимания тому, что произойдет, будет стресс, поднимется температура, давление.
Преданный: Как объяснить людям роль Садгуру, славу Гуру, если они не верят в шастры?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Подобное я уже объяснял. Если они не верят в шастры, они могут слушать. Если они хотят быть счастливыми, они должны повторять «Харе Кришна», пребывать в благоприятном общении и принять истинного Гуру. Нужно говорить на основе здравого смысла. Если мы хотим чему-либо научиться в какой-либо сфере, нужно обратиться к компетентной личности: профессору, учителю, преподавателю и так далее. Если мы хотим научиться тому, как обрести умиротворение, то нужно обратиться к личности, опытной, компетентной в этом.
Преданная: Я прошу прощения за мой вопрос, может быть, он не к месту и некстати, но мой беспокойный ум не дает покоя. Женщина, имеющая малолетнего ребенка, хочет отречься и посвятить свою жизнь преданному служению. Находиться именно в Индии, хотя она россиянка и так далее. Скажите, пожалуйста, как в данном случае должно быть? Я готова внучку воспитывать, быть с ней. Правильно это или неправильно? Я правильно это делаю или нет? Ей шесть лет, ее нужно готовить к школе, она хотела ее в Индии обучать. Как это все будет, тоже непонятно. Все на волю Господа. Ну, я понимаю, что на волю Господа – да, но и у тебя тоже какой-то долг есть…
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Не надо этого делать. Вы может приезжать в Индию на месяц, максимум на два во время Картики, осенью, когда не слишком жарко и не слишком холодно, или весной, когда тоже не слишком жарко и не слишком холодно, на Навадвипа-парикраму, а потом возвращайтесь обратно, не надо там оставаться! По разным причинам. Например, летом там ужасно жарко, как в духовке или микроволновке, там 47-48 градусов жары. Также, чтобы там постоянно жить, надо сделать постоянную визу, это тоже не так просто сделать. В общем, я бы этого не рекомендовал. Она может приезжать в Индию на время парикрамы и возвращаться обратно. А когда дочь подрастет, если у нее будет такое желание, она может присоединиться к матху и заниматься проповедью, служением.
Преданный: Можем мы, обусловленные души, прикоснуться к трансцендетному предмету хари-катхи?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Несомненно, конечно же, мы можем прикоснуться к трансцендентному предмету хари-катхи. Мы сейчас являемся обусловленными душами, мы облачены в ограничивающие нас оболочки грубого и тонкого материальных тел. Как они могут прикоснуться к Бхагавану, трансцендентному предмету хари-катхи? Хари-катха подобна огню. Если металл, металлический прут, положить в огонь, то он возьмет все качества огня, он будет как огонь, он также будет обжигать. Также и это тело. Пребывая в духовной энергии хари-катхи, оно одухотворяется и становится способным прикоснуться к трансцендентному предмету, то есть Шри Кришне. Вначале мы будем прикасаться к трансцендентному предмету через одухотворенные чувства, данные нам Его энергией, но постепенно наше духовное тело разовьется, и мы будем способны использовать уже духовные чувства, наши родные, отказавшись от посредников.
И последний вопрос.
Преданный: Что означает слово «анупама»?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: «Анупама» означает нечто необычайно возвышенное, настолько, что не с чем даже сравнить в этом мире. Непревзойденное, бесценное, несравненное. Кришна непревзойденный во всем. Он выше всего. И поэтому Его имя – Анупам. Его может превзойти только Его полная энергии возлюбленная. Шримати Радхика – Анупама, не сравненная. Она Анупама Деви даси, служанка Анупама.