Медитация на лотосные стопы Кришны

Шрипад БВ Шанта Махарадж: Прежде всего, я приношу дандават-пранамы лотосным стопам моего дикша-гурупад-падмы, ом вишнупад аштоттора-шата Шри Шримад Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа, и моего шикша— и санньяса-гурупад-падмы, ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. Я приношу свои дандават-пранамы лотосным стопам нитья-лила правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Тривикрамы Госвами Махараджа, Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, моего Парам-Гурудева, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа. А также я приношу свои почтительные дандават-пранамы лотосным стопам всех ачарьев нашей гуру-варги, моему духовному брату, Шриле Бхактиведанте Мадхаве Махараджу, всем моим братьям и сестрам и всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся сегодня здесь.

Шри Чайтанья Махапрабху размышлял: «Я пришел в этот мир, чтобы спасти живые существа от страданий, но для этого Мне нужно принять санньясу». Как раз в то время в Навадвипу пришел один санньяси школы Шанкары по имени Кешава Бхарати, и Шри Чайтанья Махапрабху пригласил Кешаву Бхарати к себе домой на прасад. Кешава Бхарати стал прославлять Шри Чайтанью Махапрабху: «Ты Сам Нараяна, Сам Господь! Ты пришел в этот мир с целью спасти живые существа, распространяя харинама-санкиртану». Выслушав Кешаву Бхарати, Махапрабху сказал: «Я хочу принять санньясу, пожалуйста, помоги Мне». «Я дам Тебе санньясу, – ответил Кешава Бхарати, – но для этого Тебе нужно прийти в Катву». И Махапрабху отправился туда.

Люди знали Кешаву Бхарати, но не как вайшнава, а как последователя Шанкарачарьи, майявади, имперсоналиста, поэтому они подумали: «Зачем Махапрабху получает посвящение у имперсоналиста, а не у вайшнава?». Несмотря на то, что Махапрабху получал санньясу у Кешавы Бхарати, Он не получал у него те же мантры, которые получают майявади.

Произошло на самом деле следующее. Уже в Катве Махапрабху обратился к Кешаве Бхарати: «Не такие ли мантры ты хочешь мне дать?» и произнес ему на ухо вайшнавские санньяса-мантры. Таким образом Кешава Бхарати был посвящен в вайшнавскую традицию. И Кешава Бхарати сказал: «Да, эти самые!»  То есть сначала Махапрабху сделал из Кешавы Бхарати Своего ученика, а потом принял его как Своего учителя.

Нужно понять три сокровенные причины прихода Кришны как Шри Чайтаньи Махапрабху. Они объясняются во многих первых шлоках «Шри Чайтанья-чаритамриты».

шри-радхайах пранайа-махима кидришо ванайаива-
свадйо йенадбхута-мадхурима кидришо ва мадийах
саукхйам часйа мад-анубхаватах кидришам вети лобхат тад-
бхавадхйах самаджани шачи-гарбха-синдхау хариндух
4

Шрила Гурудев очень любит эту шлоку и просил нас знать ее.

Первая причина: «Шри-радхайах пранайа-махима». Что это значит? Он хочет понять, как Шримати Радхика Его любит. Насколько велика Ее любовь.

Вторая причина: Кришна знает, насколько Его любят все Его преданные, но что в Нем такого удивительного, за что Его любят – этого Он не понимает. Например, шоколадка сладкая, но знает ли она сама, насколько она сладкая? Нет, потому что она этого не чувствует. Точно так же Кришна не знает, насколько Он прекрасен и сладостен, и Он хочет это понять.

Однажды произошла лила, которая иллюстрирует тот момент, насколько Кришна не может понять Свою сладость. Кришна был маленьким непоседливым шалуном. И однажды, когда Он воровал масло и кушал его, Он обернулся и увидел в гладко отполированной поверхности столба в амбаре Свое отражение и подумал: «Ой, какой-то мальчик наблюдает за Мной! Не говори Моей маме, что Я ворую. Давай дружить? Вот тебе масло». Он увидел, как мальчик в отражении тоже поедает масло, и начал с ним разговаривать, танцевать и играть. Он не понимал, что это всего лишь Его отражение. В это время мама Яшода тихонько подкралась и увидела, как Кришна разговаривает с собственным отражением, и начала очень сильно смеяться. Заметив, что мама смеется, Кришна понял, что это всего лишь Его отражение, и подумал: «Я не понимаю собственной сладости. Я не могу ее почувствовать».

Ачарьи различают трех Кришн: Кришна Дваракадиш, который живет в Двараке; Кришна Матхуреш, живущий в Матхуре; и Кришна сын Нанды Бабы, живущий во Вриндаване, которому поклоняются гаудия-вайшнавы – они стремятся именно к этому Кришне. Об этом говорит Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в шлоке:

арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхама вриндаванам
рамйа качит упасана враджа-вадху-варгена ва калпита
шримад бхагаватам праманам амалам према пум-артхо махан шри-
чаитанйа махапрабхор матам идам татрадарах на парах
5

В ней говорится о том, что Господь – сын Нанды Махараджа, то есть Кришна Враджа. Кришна является полным целым, Он источник, из которого исходит все. Он обладает качеством полноты.

Среди всех трех Кришн, например, Васудева Кришна из Матхуры поклоняется и жаждет получить общения с Кришной Враджа. Как такое возможно? Ведь Кришна Матхуры – Верховный Господь. Как получается так, что Кришна Матхуры хочет увидеть Сам Себя во Вриндаване? Дело все в том, что степень присутствия Его мадхурьи, сладости, в различных экспансиях разная. Кришна в Матхуре – это уже экспансия Кришны во Врадже, и поэтому в Нем не присутствует столько сладости и красоты, как у Кришны во Вриндаване. Поэтому Он чувствует жадность, чувствует большую красоту и хочет увидеть Кришну.

Я уже объяснил две причины, почему Кришна хочет явиться в этом мире как Шри Чайтанья Махапрабху. Первое: Он хочет постичь славу Шримати Радхики. Второе: Он хочет понять Свою изумительную сладость и как испытывает эту сладость Шримати Радхика. И третья причина: Он хочет узнать, какое счастье испытывает Его окружение, близкие люди, которые рядом с Ним. В особенности любовь Шримати Радхики, какое счастье Она испытывает от любви к Нему.

Итак, я объяснил три сокровенные причины прихода в этот мир, но есть еще внешняя причина. Кроме Его собственных интересов, ради которых Он приходит, есть еще внешняя причина, которой можно объяснить смысл Его явления в этом мире. Это спасение джив этого мира. Как Он это делает? С помощью харинама-санкиртаны, воспевания святого имени.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои смиренные и почтительные дандават-пранамы лотосным стопам моих парамарадхья-гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я приношу свои бесчисленные дандават-пранамы лотосным стопам моих духовных предшественников, Шри Шримад Бхактипрагьяне Кешаве Госвами Махараджу и Шри Шримад Бхактиведанте Свами Прабхупаде, всей нашей гуру-варге, всем вайшнавам и вайшнави и уважаемым гостям, вдохновляющим меня рассказывать хари-катху, во главе со Шрипадом Бхактиведантой Шантой Махараджем.

Вчера преданная задала вопрос о том, как управлять умом и как подчинить его себе. И я сказал, что расскажу после обеда.

Вы не раз уже слышали о том, что Кришна желает танцевать танец раса с девушками Враджа. Он играет на Своей флейте, они прибегают и танцуют все вместе. Каждой девушке во Вриндаване Кришна говорит: «Я люблю тебя больше, чем кого-либо на свете». А они, простосердечные, верят. И когда приходит момент танца, они видят только себя и Кришну, опьяненные блаженством танца с Кришной, и думают: «Кришна танцует только со мной! Я очень удачлива! Я самая удачливая из всех девушек Враджа и во всем мире». В этот момент Шримати Радхика видит все это. Она не очарована словами Кришны и трезво оценивает, что Кришна ведет Себя со всеми гопи Враджа так же, как и с Ней. «Он говорит, что Я самая любимая, – думает Она, – а ведет себя со всеми точно так же, как и со Мной!» Ей это не нравится, и поэтому Она немедленно покидает танец раса. Но Кришна, играя на флейте, на самом деле зовет на танец раса только Шримати Радхику. И Он устраивает этот танец только ради Шримати Радхики.

Когда Она уходит с танца раса, для Него это действие теряет интерес, и Он тут же покидает его и уходит в поиски Шримати Радхики. А все оставшиеся девушки начинают искать Кришну. В поисках Кришны они идут по следам и вскоре обнаруживают еще цепочку других следов рядом со следами Кришны. Они понимают: «Кришна не один. Он с одной девушкой, которая одна из нас. Кто Она такая? Должно быть, Она самая удачливая и лучшая среди нас, иначе почему Он покинул всех нас ради Нее?»

Гопи можно разделить по настроению на четыре группы. Сва-пакша – это самые близкие подруги Шримати Радхики, которые всецело преданы Ей. Ви-паркша – это Ее соперницы, возглавляемые Чандравали. Сухрит-пакша – это гопи, которые нейтральны, но больше склонны к настроению Шримати Радхики. И Татастха-пакша – это нейтральная группа, но они больше на стороне Чандравали. Сухрит-пакшу возглавляет Чамала, а татастха-пакшу возглавляет Шаби.

Когда девушки Враджа увидели отпечатки Кришны, а рядом с ними следы другой гопи, они сказали: «Эта девушка самая удачливая, потому что Она лучше всех поклонялась Кришне. Она заслужила Его полное внимание. Ее любовь самая совершенная среди всех нас». Кто так думал? Так думали три из перечисленных групп, кроме сва-пакши, близких подруг Шримати Радхики.

Кто ближайшие подруги Шримати Радхики? Это Лалита, Вишакха, ашта-сакхи Рупа Манджари, Рати Манджари, Виласа Манджари, Камала Манджари, Кандапа Манджари, Рати Манджари и другие очень многие подруги и ближайшие служанки Шримати Радхики. И все они думали по-другому. Поскольку они служат лотосным стопам Шримати Радхики, они знают все благоприятные знаки на них, и они тут же узнали в этих отпечатках стоп свою Свамини. И поэтому они очень обрадовались в своем сердце: «О, Она полностью завоевала Кришну! Полностью покорила Его!» Но внешне они так же, как и другие, перешептывались: «О, кто же эта удачливая девушка?», обманывая Чандравали и других.

Может возникнуть вопрос: как гопи узнали, что это отпечатки Враджендра-нанданы Шри Кришны, самого сына Нанды Махараджа? Дело в том, что они имеют возможность служить лотосным стопам Кришны ежедневно. Поэтому они изучили Его лотосные стопы полностью, и каждый знак, который есть на Его стопах, они знают во всех мельчайших подробностях. И, видя эти знаки в отпечатках стоп, они сразу же узнают, кому они принадлежат.

Итак, как же покорить свой ум? Нужно вставать рано утром и начинать медитировать на знаки на стопах Кришны. Например, под большим пальцем правой ноги у Него находится знак диска – Сударшана-чакра. Как это делают? Нужно встать рано утром, помолиться духовному учителю и затем начинать медитацию на лотосные стопы Кришны, начиная с Сударшана-чакры, с помощью которой Он побеждает всех демонов.

У нас есть шесть врагов: кама (вожделение), кродха (гнев), лобха (жадность), моха (иллюзия), мада (безумие) и матсарья (зависть).

Следующий знак, на который нужно медитировать, – это лотос под средним пальцем правой стопы. Дело в том, что ум подобен шмелю. А шмели очень привлечены нектаром лотоса. Шмели обладают способностью сделать дырочку в дереве, чтобы жить в этом дупле. Но, несмотря на такую способность, когда они находятся внутри лотоса, бывает так, что они настолько увлекаются питьем нектара, что забывают покинуть цветок до того, как он закроется, и после этого они уже не могут выбраться. Казалось бы, они могут сделать дырочку в жестком дереве, но не могут сделать дырочку в нежных лепестках лотоса. Почему? Из-за своей привязанности к лотосу. Тот, кто так медитирует на лотосные стопы Кришны, привязывается к ним и никогда не сможет покинуть их.

Ниже цветка лотоса на правой стопе есть знак, напоминающий трапецию. Тот, кто медитирует на этот знак, побеждает с помощью Кришны все материальные желания, которые останавливают на пути служения Ему, все нежелательные качества, анартхи.

Под мизинцем на правой стопе у Кришны находятся два знака: стрекало погонщика слонов, и ниже – молния, означающая, что Кришна, подобно молнии, разрушает горы последствий грехов, которые совершила джива за миллиарды жизней.

Есть еще один особый знак на месте соединения большого пальца со стопой. Там находится ячменное зерно. Преданный, который медитирует на ячменное зерно, обретет все, что ему необходимо для духовной практики: любую собственность, любое богатство.

Кто-то из вас может спросить: «Шрила Гурудев, а зачем нам медитировать на молнию, которая разрушает горы последствий грехов? Мы же не едим мясо, рыбу, не совершаем грехов». Или другие могут спросить об этом у вас или со стороны кто-то расскажет. В чем тогда смысл?

Я спрашиваю всех русских преданных: вы грешите или нет? В «Бхагавад-гите» говорится:

на хи кашчит кшанам апи
джату тиштхатй акарма-крт
карйате хй авашах карма
сарвах пракрти-джаир гунаих
6

Все, что бы вы ни делали в этом мире – все является кармой. Любое действие имеет последствия. Мы дышим, пьем, смотрим, слышим – все это карма. Мы вынуждены ради поддержания своей жизни убивать других живых существ, совершать деятельность. Например, я могу закрыть глаза, заткнуть уши берушами, зажать нос, лечь, и что, все – карма прекратилась? Нет. Ведь я не могу дышать, без дыхания я тут же умру. Но, вдыхая, я убиваю тем самым миллиарды живых существ ежедневно.

Тот, кто медитирует на молнию на стопе Кришны, освобождается от последствия всех грехов. Но, будучи преданными Кришны, верными Ему, пожалуйста, не совершайте новых грехов. Я сейчас не говорю о неизбежных, таких как дыхание, что само собой разумеющееся, – я говорю о нарушениях четырех регулирующих принципов: мясо, рыба, яйца и все прочее.

Итак, у погонщика слонов есть специальное стрекало – металлическая штучка с крюком, которую он использует, для того чтобы контролировать огромного, мощного слона. Он цепляет его за ухо и таким образом может управлять слоном. Тот, кто медитирует на этот знак, который находится под мизинцем правой стопы, становится способным управлять своим умом.

То, что я рассказываю – это не мое собственное объяснение. Это комментарии наших ачарьев. Медитация на лотосные стопы Кришны – это самый легкий способ обуздать свой ум и победить шесть своих врагов: вожделение, гнев, жадность, иллюзию, безумие и зависть.

Ваши вопросы, дорогие преданные.

Преданный: Как медитировать на стопы? Читать харинаму, смотреть или представлять это на стопе, или как-то по-другому?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Проснувшись утром, предложи свои пранамы духовному учителю и гуру-варге, парампаре. После этого мы начинаем медитировать на Шри Врадж.

Преданный: Медитировать – это как? Представлять?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да, нужно знать, видеть эту картинку, представлять ее, что и как там выглядит. Я использовал слово «представлять», потому что мы не выдумываем это, мы пытаемся отследить то, что является реальностью. Это наши усилия по направлению к реальности. Мы пытаемся увидеть лотосные стопы Кришны, не обычного человека. У обычного человека на стопах нет таких знаков.

Преданная: Наши учителя, гуру-парампара, они все из одной группы гопи. А могут ли их ученики быть из другой группы?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Я слышал ответ на этот вопрос от Шрилы Гурудева, когда преданные у него спрашивали. Он отвечал так: «Те, чья сварупа служить Шримати Радхике в Ее свапакше, Ее собственной группе, приходят в линию Шри Чайтаньи Махапрабху. Другие же в нее не приходят». Иногда бывают исключения. Некоторые могут служить Кришне, например, в ватсальярасе или сакхья-расе, но таких людей очень-очень мало в группе Махапрабху. В основном те, кто приходит в линию Рупы Госвами, Шри Чайтаньи Махапрабху – это те, чье предназначение служить в мадхурья-расе.

Преданный: Бывает, что люди видят дежавю. Откуда оно взялось? Что это такое? Я слышал объяснение, что перед рождением мы видим будущую жизнь, мы с ней соглашаемся, и когда рождаемся, мы забываем об этом. Но иногда мы вспоминаем то, что видели перед рождением, и это называется дежавю. Это правда?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да, да.

  1. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 1.6.
  2. «Чайтанья-матта-манджуса» (комментарий на «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Вишванатхи Чакраварти).
  3. «Шримад Бхагавад-гита», 3.5.
  4. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 1.6.
  5. «Чайтанья-матта-манджуса» (комментарий на «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Вишванатхи Чакраварти).
  6. «Шримад Бхагавад-гита», 3.5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.