О Гауридасе Пандите

Шрипад БВ Шанта Махарадж: Прежде всего, я приношу дандават-пранамы лотосным стопам моего дикша-гурупад-падмы, ом вишнупад аштоттора-шата Шри Шримад Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа, и моего шикша— и санньяса-гурупад-падмы, ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. Я приношу свои дандават-пранамы лотосным стопам нитья-лила правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Тривикрамы Госвами Махараджа, Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, моего Парам-Гурудева, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа. А также я приношу свои почтительные дандават-пранамы лотосным стопам всех Ачарьев нашей гуру-варги, моему духовному брату, Шриле Бхактиведанте Мадхаве Махараджу, всем моим братьям и сестрам и всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся сегодня здесь.

Я знаю, что каждый из вас хочет послушать о Гурудеве. Согласно писаниям, у нас в сердце зарождается любовь к нашему иштадеву – Кришне, Шри Чайтанье Махапрабху. И такая же любовь у нас должна возникнуть к Гурудеву.

Я бы хотел обсудить таттву о гурупад-падме несколько дней позже. А сегодня я бы хотел рассказать о джагат-гуру, о Шри Шачинандане Гаура Хари, и о Его играх.

У Нимая Пандита уже появились сотни и сотни учеников. Слушая Его объяснения и учение, они хотели присоединиться к Нему, потому что Нимай Пандит был самым ученым в то время, ведь Он был Самой Верховной Личностью Бога. Нимай Пандит знал все писания и учения.

Однажды Нимай Пандит отправился в Бангладеш. Он отправился туда с одной целью: чтобы распространить нагара-санкиртану и ничего более. И сотни учеников прибыли туда, чтобы слушать Его и учиться.

Одним из них был брахман Тапар Мишра. Он не мог определиться, что является целью жизни и как достичь этой цели. Так как он был очень ученый, ему приснился сон о том, как один брахман пришел к нему и сказал: «Отправляйся к Нимаю Пандиту, потому что Он – Сама Верховная Личность Бога, вне всякого сомнения».

Есть одна важная вещь, которую должен понимать каждый из нас: есть божественный сон, а есть обычный, и между ними огромная разница. Каждый день нам снятся какие-то сны, какие-то игры, животные и прочее, но нам не снится наш возлюбленный Гурудев, Божественная Чета. Однако если же нам они снятся, то это называется божественный сон.

Когда Тапар Мишра увидел этот божественный сон, то он пришел к Нимаю и спросил у Него: «Какова же цель жизни? Как достичь этой цели?»

Когда мы совершаем санкиртану, вне всякого сомнения, наши желания исполняются. Нама-санкиртана – это самая важная вещь в нашей жизни, и без нее мы не можем совершенствоваться. Существует четыре вида киртана: 1) нама-киртан, что означает святое имя Кришны; 2) гуна-киртан; 3) рупа-киртан; 4) лила-киртан. Гуна-киртан – это прославление игр Господа, Самого Шри Кришны, рупа-киртан описывает Его величайшую сладость, а лила-киртан описывает игры Шри Чайтаньи Махапрабху. Из этих четырех видов киртана самой могущественной является нама-санкиртана.

Что хочет каждый из нас? Мы хотим обрести кришна-прему, любовь и привязанность к нашему иштадеву, нашему Гурудеву и Божественной Чете. А чтобы достичь этого, нам нужно совершать нама-киртану.

Существует также три вида бхакти: садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти. Наша самая возвышенная цель – достичь према-бхакти.

Однажды Нарада Муни искал своего Господина и взывал: «О, Нараяна, где же Ты!?» Он искал повсюду и вдруг увидел, что здесь сидит Мадхава Махарадж. И Он пришел сюда, в дом Ядувары прабху и Гандхарвы диди. И тогда Господь ответил Нараде Муни: «Я не нахожусь в Своей обители, когда кто-то взывает ко мне. Я нахожусь в сердцах преданных, особенно Шри Гуру и вайшнавов, там, где происходит нама-санкиртана».

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои смиренные и почтительные дандават-пранамы лотосным стопам моих парамарадхья-гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я приношу свои бесчисленные дандават-пранамы лотосным стопам моих духовных предшественников, Шри Шримад Бхактипрагьяне Кешаве Госвами Махараджу и Шри Шримад Бхактиведанте Свами Прабхупаде, всей нашей гуру-варге и всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь, во главе с Пуджьяпад Шантой Махараджем.

Мы обсуждали с вами, насколько важна саду-санга и что, находясь в ней, мы можем достичь нашей главной цели жизни очень легко. В другой день мы обсуждали с вами пример садху-санги в Кали-югу – как мой духовный дед, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, превратил хиппи в хэппи, т.е. в счастливчиков. А сейчас я приведу еще один пример во времена Шри Чайтаньи Махапрабху.

Как поется в этом бхаджане Шрилы Бхактивиноды Тхакура:

шри кришна чайтанья прабху дживе доя кори
свапаршада севья дхама сваха аватори,

«Шри Кришна как Шри Чайтанья Махапрабху явился в этом мире со Своими вечными спутниками».

Одного из этих спутников звали Гауридас Пандит. Во Врадже его зовут Субал-сакха. Он очень близкий и дорогой друг Враджендра-нанданы Шьямасундары. Когда Кришна хочет пооткровенничать, Он всегда начинает говорить с Субал-сакхой.

Итак, Враджендра-нандана Шьямасундара снизошел как Шри Чайтанья Махапрабху, а Баладева Прабху снизошел как Нитьянанда Прабху.

Однажды Шри Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху отправились в путешествие по Ганге из Маяпура в Амбика Калну и прибыли в дом Гауридаса Пандита. Он был невероятно счастлив видеть Их и сказал: «Ну, наконец-то моя жизнь вернулась ко мне!» В этом месте они провели замечательный фестиваль, а несколькими днями позже Шриман Махапрабху и Нитьянанда Прабху сказали ему: «О, Гауридас! Мы так хорошо провели здесь время, но теперь Нам пора возвращаться». Однако Гауридас и не думал их отпускать. «О, Гауридас, – сказал ему Нитьянанда Прабху, – послушай, если Мы останемся здесь, то как же Мы успеем выполнить другие дела?» «Нет, я не разрешаю вам уходить», – отвечал Гауридас. И тогда Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Послушай, в твоем саду растет дерево ним. Мы сделаем из него Наши Божества, и они смогут остаться с тобой». Итак, последовав этому совету, Гауридас Пандит вырезал из дерева Божества Нитьянанды Прабху и Шри Чайтаньи Махапрабху, и тогда они все четверо затанцевали и запели киртан, а затем все вчетвером принимали прасад.

После этого Махапрабху спросил: «О, Гауридас, ты удовлетворен?» «Да», – ответил Гауридас. «Тогда Нам нужно уходить», – сказал Шри Чайтанья Махапрабху.

Согласно вайшнавскому этикету, если какой-то вайшнав посещает нас, мы должны его встретить, поприветствовать, а когда он уходит, мы должны какое-то время его проводить.

Когда Шриман Махапрабху и Нитьянанда Прабху отправились в Свой путь, и Гауридас, проводив Их, вернулся в свой дом, то он увидел, что Их Божества замерли и больше не двигались. И тогда он очень сильно разозлился и побежал за Ними вслед. Догнав, Он схватил Их за руки и сказал: «Вам нужно срочно вернуться назад в храм! Я не хочу себе Божеств! Пусть Божества уходят, а Вы должны остаться». «Хорошо», – сказал Шри Чайтанья Махапрабху. И Они снова вернулись в его дом.

Отправив на этот раз в путь Божества, Гауридас проводил их, но когда вернулся, то снова увидел, что Шриман Махапрабху и Нитьянанда Прабху застыли, став Божествами. Тогда Гауридас снова побежал догонять Их.

На этот раз Гауридас решил поменять их всех местами и отправил Божество Нитьянанды Прабху и настоящего Махапрабху. Но и на этот раз история повторилась. И снова вернув Их всех назад, он сказал: «Ну, всё! Никто из моего храма не уйдет!»

Шриман Махапрабху и Нитьянанда Прабху находились во власти любви Гауридаса, и потому Они каждый раз возвращались.

И тогда Махапрабху сказал Гауридасу: «О, Гауридас, пока ты будешь в этом мире, Мы будем все время с тобой и будем есть из твоих рук, не переживай. Но никто не должен подходить ко Мне очень близко и смотреть в Мои глаза. Если какой-либо преданный так сделает, то Я уйду».

И теперь в этом месте, Амбика Калне, перед этими Божествами каждую минуту открывают и закрывают шторки. И те, кто был в этом месте, знают об этом.

У Гауридаса было много учеников. Гауридас часто собирал их, и вместе они совершали санкиртану. Однажды Гауридас Пандит оставил своего главного ученика, Хридой Ананду, чтобы он заботился о его храме, а сам отправился проповедовать. В то время не было Интернета, компьютера, телефонов – не было никакой связи. И когда пришло время возвращаться назад, Гауридас задерживался, и связаться с ним не было никакой возможности. А в это время уже пора было готовиться к фестивалю. Время шло, а Гауридас не возвращался, и тогда Хридой Ананда сам начал подготовку к фестивалю.

Спустя несколько дней Гауридас вернулся в ашрам, и Хридой Ананда сказал ему: «О, Гурудев! Вы опоздали, но я уже пригласил всех учеников, так что они скоро придут и принесут с собой все подношения». Услышав это, Гауридас рассердился: «Что? Ты собрал фестиваль без моего разрешения? Тогда уходи из моего ашрама и проводи этот фестиваль отдельно!» Что Хридой Ананда мог сделать? Гурудев приказал ему, и, последовав его указу, он ушел на берег Ганги и стал организовывать фестиваль там.

Фестиваль продолжался несколько дней, и в один момент, придя в храм, Гауридас вдруг обнаружил, что его Божества, Шри Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху, исчезли. «Наверное, они отправились на фестиваль к Хридой Ананде и участвуют там в санкиртане, – подумал Гауридас. – Ну, хорошо, я преподам Им хороший урок!» И тогда он взял палку и отправился прямиком на фестиваль.

Прибыв туда, он увидел, что Шриман Махапрабху, Нитьянанда Прабху и Хридой Ананда танцуют вместе и воспевают «Харибол!» с поднятыми руками рядом со всеми остальными преданными. Увидев их, он еще сильнее разозлился и помчался к Ним с палкой наготове. Когда Шриман Махапрабху и Нитьянанда Прабху увидели приближающегося издалека разозленного Гауридаса, они подумали: «Боже мой! Что же делать!?» и стремительно начали искать место, где бы можно было укрыться. И, недолго думая, Они вошли прямиком в сердце Хридоя Ананды. Увидев это, Гауридас обомлел: «О, мой ученик такой квалифицированный, что Сам Господь Чайтанья и Нитьянанда приняли прибежище в его сердце!» Весь его гнев тут же развеялся, и Гауридас, отбросив свою палку, подошел и обнял своего ученика, Хридоя Ананду. «О, мой дорогой Хридой Ананда, – сказал он ему, – с этого момента тебя больше не будут так звать. Теперь твоим именем будет Хридой Чайтанья, потому что Шри Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху вошли в твое сердце!»

Почему это произошло? Потому что Хридой Ананда служил своему гуру, который был истинным садху. Он служил ему очень долго, на протяжении многих лет, и по его милости он обрел Нитьянанду Прабху и Шри Чайтанью Махапрабху в своем сердце.

Каково же учение этой лилы? Первое учение в том, что между Самим Бхагаваном и Его Божеством нет различий. Махапрабху видел, что в будущем у Его учеников не будет веры в Его мурти (божества), и потому Он устроил эту лилу.

Второе учение этой истории в том, что если ученик имеет великого гуру, то, вне всякого сомнения, он тоже станет великим. Но быть учеником гуру еще недостаточно – нужно все время служить гурудеву, постоянно быть с ним и следовать его наставлениям.

Поскольку Хридой Говинда постоянно был со своим гуру и преданно служил ему, по этой причине Махапрабху вошел в его сердце. Это пример из Кали-юги, насколько могущественная садху-санга.

На этом я заканчиваю. А вечером мы продолжим обсуждение славы Шрилы Гурудева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.