Шрипад БВ Шанта Махарадж: Прежде всего я приношу свои бесчисленные дандават-пранамы лотосным стопам моего дикша-гурупад-падмы, нитья-лила правишта ом вишнупад аштоттора-шата Шри Шримад Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа, и моего санньяса-гурупад-падмы, нитья-лила правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. Также я приношу бесчисленные дандават-пранамы лотосным стопам нитья-лила правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Тривикрамы Госвами Махараджа, Пуджьяпад Бхактиведанты Свами Прабхупады, Пуджьяпад Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, и всей нашей гуру-варге. Я приношу свои дандават-пранамы моему духовному брату, Шриле Бхактиведанте Мадхаве Махараджу, всем братьям и сестрам и всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь.
Однажды, когда Вишвамбхара стал еще более беспокойный, тогда Его родители, Шачимата и Джаганнатха Мишра, очень сильно разгневались на Него. Они пытались поймать Его, но им это не удавалось.
Однажды Вишвамбхара сидел на куче горшков, и мама Шачи спросила: «О, мой мальчик! Почему Ты сидишь там? Это грязные горшки! Иди и прими омовение». «Нет», – ответил ей Вишвамбхара. Мама Шачи спросила: «Почему нет?» Вишвамбхара ответил: «Между тобой и Господом нет отличий. Все есть Брахман: Я Брахман, ты Брахман, и все мы Брахманы. Это называется майявада. Это называется нирвишеша-гьяна. Потому что философия Вишну имеет различия. Майя, джива и Господь отличны друг от друга. К примеру, душа имеет свою собственную природу, она находится в нашем сердце. Но в нашем физическом теле присутствует один с лишним миллиард живых существ, атм. Так же, к примеру, если мы возьмем одну рисинку и съедим ее, то в этой рисинке находится тоже одно живое существо, атма. А когда мы принимает какое-либо зерно в больших количествах, то мы принимает всех душ, которые содержатся в нем».
Тогда мама Шачи ответила своему сыну и шлепнула Его.
Однажды во сне Мама Шачи увидела множество божеств, полубогов и полубогинь. И она сказала своему Вишвамбхаре: «Отправляйся и позови Своего отца, Джаганнатху Мишру». Когда Он отправился за своим отцом, были слышны звуки ножных колокольчиков. Шачимата и Джаганнатха Мишра знают, что у Вишвамбхары нет колокольчиков, но, все же, звон был слышен. Почему? Потому что Он неотличен от Самого Господа Кришны. Слушая звон этих ножных колокольчиков, Шачимата сказала своему супругу: «Я не могу осознать этот божественный звук и не могу понять, откуда он исходит». Шачимата не могла понять даже свой собственный язык, на котором говорила. Слушая эту катху, Джаганнатха Мишра ответил ей: «Не думай об этом. Мы лишь хотим, чтобы наш Вишвамбхара жил долго».
Это всё прекрасные лилы Господа Вишвамбхары.
Пуджьяпад Бхактиведанта Мадхава Махарадж также прославлял Шри Гуру, и я тоже попытаюсь что-то сказать о джагат-гуру. В «Бхагавад-гите» говорится, что Махапрабху и Сам Кришна неотличны друг от друга, и Они являются джагат-гуру. Сам Кришна и Махапрабху являют Свои божественные игры лишь для нашего блага. Мы должны обязательно слушать о лилах Кришны и Шри Чайтаньи Махапрабху. Если мы будем слушать их, то будем продвигаться в нашей жизни безо всяких сомнений.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои бесчисленные дандават-пранамы лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттора-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттора-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, а также лотосным стопам всей нашей гуру-варги. Также я склоняюсь перед Пуджьяпад Бхактиведантой Шантой Махараджем, всеми вайшнавами и вайшнави, собравшимися сегодня здесь и вдохновляющими меня рассказывать хари-катху.
Пуджьяпад Шанта Махарадж – очень хороший преданный. Он рассказал нам прекрасные лилы Господа Вишвамбхары. Он также упомянул о том, что между Самим Господом Вишвамбхарой и Кришной нет различий. Но где же доказательства? «Врадже балай нитай хоило, врадже канай гоур хоило». Как упоминается в данной шлоке, Баладев Враджа становится Нитаем, а Кришна становится Нимаем.
Сам Господь Шри Чайтанья Махапрабху является Верховной Личностью Бога, который нисходит Сам как Свой преданный, и учит нас тому, как совершать бхаджан и как обрести кришнапрему. А Нитьянанда Прабху в этих играх является Баладевом Прабху, который являлся в Двапараюгу и носил на своем плече плуг.
Когда Господь Шива и Парвати-деви находились на Кайласе, они обсуждали много прекрасных игр Господа Шри Кришны, Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Рамачандры. И Парвати сказала: «О, Прабху! Ты знаешь, мы с тобой обсуждали игры Господа Рамачандры, а сейчас ты мне рассказываешь о Гаурасундаре. Но мой ум такой беспокойный, я никак не могу понять, как между Господом Гаурачандрой и Самим Шри Кришной не может быть различий. Пожалуйста, объясни мне это подробнее».
Чтобы удовлетворить Парвати, Господь Шива произнес эту шлоку:
йа эва бхагаван кришно
радхика-прана-валлабхах
сриштйадау са джаган-натхо
гаура асин махешвари2
Значение шлоки таково: «О, Махешвари! О, Парвати! Послушай. Тот, кто является Враджендра-нанданой Шьямасундарой, жизнью и душой Шримати Радхики, нисходит как Шри Шачинандана Гаура Хари. Махапрабху является Самим Враджендра-нанданой Шьямасундаром, Он снизошел в этот мир как Махапрабху, желая показать Джаганнатхе Мишре и Шачимате, что Он является Самим Бхагаваном».
Нанда Баба и Яшода-майя поклонялись шалаграме-шиле, и Джаганнатха Мишра с Шачиматой также поклонялись шалаграме-шиле. Когда Кришна убивал каких-либо демонов, Яшода-майя говорила: «О! Это все потому, что мы поклоняемся шалаграме-шиле Нараяне. Только благодаря этому Кришна смог это сделать. А мой маленький мальчик никак на это неспособен». Подобным образом, когда Шачимата и Джаганнатха Мишра видели божественные проявления, они думали: « О! Это, наверное, потому, что мы так хорошо поклоняемся нашей шалаграма-шиле, и поэтому нам нужно провести абхишеку для него». Когда Нанда Баба и Яшода-майя видели божественные игры, они не думали, что Кришна является Самим Верховным Господом. Точно так же Джаганнатха Мишра, Шачимата и другие навадвипа-васи не думали о том, что Шри Чайтанья Махапрабху является Верховным Господом, видя Его божественные игры.
Когда Шри Чайтанья Махапрабху был еще совсем маленьким, Он хотел показать Своим родителям, что является Самим Бхагаваном Кришной. Однажды Он лежал на постели и стал раскидывать синдур на пол, а потом, когда Он ходил, от него стал исходить звук ножных колокольчиков. Джаганнатха Мишра и Шачи-деви не могли понять, откуда исходит этот звук. Они подумали, что, возможно, этот звук исходит из алтарной, и поспешили в комнату.
Синдур – это красный порошок, который индийские женщины наносят на пробор волос и которым ставят красную точку как знак замужества. И когда Махапрабху гулял по этому порошку, на нем очень хорошо отпечатались Его стопы и знаки на стопах. Когда Джаганнатха Мишра и Шачидеви увидели это, они даже не могли подумать, что такой крошечный малыш может ходить.
Сверху на правой стопе Господа Кришны находится знак диска, под ним расположен лотос, а под лотосом расположен небольшой треугольник. Чуть ниже, на нижней части стопы Кришны, находится палочка погонщика слона, которая контролирует ум, а также ячменное зернышко, зонтик и еще много благоприятных знаков. На левой стопе также находится большое множество благоприятных знаков, таких как луна, рыба, лук и т.д.
Джаганнатха Мишра был очень ученым пандитом и знал все благоприятные знаки, которые находятся на лотосных стопах Шри Кришны. Когда они увидели отпечатки на красном порошке и все благоприятные знаки, они подумали: «Наверное, шалаграма-шила так удовлетворена, что это она оставила отпечатки. И звук от ножных колокольчиков тоже издавала она». Находясь под покровительством Йогамайи-деви, они никогда не проверяли своего малыша и даже не могли подумать, что у Него есть благоприятные знаки на стопах и что Он вообще может ходить.
Постепенно Махапрабху вырастал, и наступило время первой зерновой церемонии. Для мальчиков она проводится в 6-8 месяцев, а для девочек – в 5-7 месяцев. Согласно ведической традиции, когда происходит церемония кормления, малышу дают несколько вещей, и, увидев, какую вещь он выберет, родители будут знать, какой деятельностью он будет заниматься. И когда Джаганнатха Мишра и Шачи-деви положили перед Нимаем предметы, Он взял и обнял «ШримадБхагаватам», и они подумали, что в будущем Он будет великим преданным.
Когда Шри Кришна явился в темницы Камсы, Он приказал Васудеву Махараджу отнести Его в Гокул-махаван. В то время была ужасная погода: дождливо, темно и сыро. И когда Васудева унес Его, то Баладев Прабху проявился как Ананта-шеш над Васудевом Махараджем и Кришной, раскрыв свой змеиный капюшон, и тем самым, словно зонтик, защищал их от дождя. Но он не находился близко, потому что, если бы Васудев увидел его, то он бы испугался.
Анантадев думал: «О, мой Прабху явился в этот мир, как же я могу не явиться?» И таким же образом, когда Махапрабху явился в этот мир, Анантадев также снизошел туда и принял форму большой змеи. Когда Анантадев пришел, Махапрабху вышел из дома и отправился во двор. Увидев Его, змея создала для Него трон из своего тела, обвившись кольцами, и Махапрабху радостно взобрался на него. В тот момент в доме все уже начали искать Его, и, выглянув в окно, увидели, как Он сидит на змее, и очень перепугались.
Все гопи приходили в дом Яшоды-майи, чтобы увидеть Кришну, и также подруги Шачиматы приходили к ней, чтобы увидеться с Нимаем.
Увидев змею, они запаниковали и не знали, что делать. Они не решались взять даже свои палочки, потому что боялись, что если они подойдут, то змея укусит Нимая.
Анантадев с Нимаем были очень счастливы. Нимай приобнял его, и Анантадев думал: «О, мой Господин касается меня Своей лотосной рукой!» А тем временем все леди в беспокойстве начали взывать: «О, Гаруда!» Гаруда – это перевозчик Нараяны, Его вечный слуга. А между Ананта-шешем и Гарудой вечная вражда. И когда они начали взывать, Анантадев сказал: «Я больше не могу здесь оставаться» и тут же уполз.
Когда с Кришной происходило что-то подобное, мама Яшода звала брахманов, и они проводили церемонию и возносили мантры. И когда Нимая принесли в дом, они тут же начали проводить Ему подобную церемонию. Сначала они проверили Нимая, есть ли у него укусы, а потом стали произносить мантры в Его защиту.
Махапрабху постепенно подрастал, стал ходить и бегать. Он был быстрым и непоседливым. Он был так прекрасен, что даже красота Купидона не могла сравниться с Ним – Его всегда очень красиво украшали.
Когда Кришна был во Врадже, и Мама Яшода кормила Его своим молоком, Он поднял глаза вверх и, увидев, как летают птицы, подумал: «О, если бы Я мог летать!» И в то же мгновение Йогамайя исполнила Его желание и привлекла демона Тринаварту, который взял Его и поднялся с Ним в небеса. Кришна был очень счастлив.
Подобным образом у Махапрабху было желание гулять по Навадвипе, но родители все время ловили Его и приводили назад. И однажды, когда Нимай подумал: «Как бы Я хотел погулять по Навадвипе!», тогда Йогамайя сказала: «О, Прабху, не волнуйся, я все устрою». И тогда пришли два грабителя.
Когда Махапрабху играл во дворе, Он был так прекрасно наряжен, что эти грабители, проходя мимо, подумали: «О, что это за прекрасный малыш? Какие у него прекрасные золотые украшения! Надо нам Его украсть!» И тогда они взяли Его, посадили себе на плечи и пошли по Навадвипе.
Когда Кришна летал в небесах, Он не делал ничего Сам – Тринаварта катал Его. Таким же образом и Махапрабху отправился по Навадвипе не Сам – эти грабители несли Его на своих плечах и пересаживали друг другу по очереди.
Тем временем Джаганнатха Мишра и все остальные начали искать Нимая, но нигде не могли найти. Они так сильно сокрушались, будто вот-вот расстанутся с жизнью. Но Йогамайя устроила так, что эти грабители ходили вокруг по Навадвипе и не могли найти свой дом. И в итоге они снова остановились у Джаганнатхи Мишры, подумав, что это их убежище. Когда Нимай увидел отца, они поставили Его, и Он побежал к нему и обнял за шею. Видя это, грабители подумали: «О, это же не наш дом! Сегодня нам очень повезло. Наша богиня Кали спасла нас!» И они скорее поспешили скрыться оттуда. В доме Джаганнатхи Мишры все стали искать, кто же спас их малыша, они хотели завязать ему чалму на голове – это такая традиция – но грабителей уже и след простыл. Мы будем еще обсуждать сладостные игры Нимая, а на сегодня я заканчиваю.