Контроль речи

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои почтительные дандават-пранамы лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я приношу свои почтительные дандават-пранамы моим духовным предшественникам, Шри Шриле Бхактипрагьяне Кешаве Госвами Махараджу и Шри Шриле Бхактиведанте Свами Махараджу. Также я приношу почтительные дандават-пранамы всей нашей гуру-варге, всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь и вдохновляющим меня рассказывать хари-катху.

Ранее мы спели бхаджан «Охе, вайшнава тхакура». В нем мы молимся о том, чтобы вайшнав по своей милости помог нам преодолеть шесть побуждений чувств.

атйахарахпрайасаш ча
праджалпо нийамаграхах
джана-саyгаш ча лаулйам ча
шадбхир бхактир винашйати
4

И так же в этой шлоке говорится о том, что существует шесть препятствий, которые мешают нам на пути бхакти. Шри Рупа Госвамипад описывает это в «Шри Упадешамрите».

Мы просим о том, чтобы вайшнавы милостиво помогли нам преодолеть эти шесть препятствий, и также мы просим их, чтобы мы были способны следовать четвертому стиху «Упадешамриты», в котором Шрила Рупа Госвамипад описывает шесть действий, которые благоприятствуют развитию бхакти.

дадати пратигрихнати
гухйам акхйати приччхати
бхункте бходжайате чаива
шад-видхам прити-лакшанам
5

Итак, когда мы поем «Охе, вайшнава тхакура», мы говорим: «О, Вайшнав Тхакур! Ты океан милости!». А океан настолько безграничен, что если мы сами начнем окунаться в воды океана, то никогда не достигнем глубин, потому что давление там очень-очень сильное. И мы не можем даже представить, насколько глубока преданность вайшнавов Господу, и как много милости они могут на нас пролить и проливают.

вачо вегам манасах кродха-вегам
джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веган йо вишахета дхирах
сарвам апимам притхивим са шишйат
6

Знаете, почему Шри Рупа Госвамипад в первом стихе «Упадешамриты» говорит «вачо вегам», то есть о важности контроля побуждения речи? Потому что от нашей речи, от того, что мы произносим, очень многое зависит. Например, если я буду говорить хорошие, сладостные слова, то все люди будут привлечены этим. Более того, мы можем этой сладостью их контролировать, побуждать к определенным действиям. Но если я буду говорить что-то плохое, ругать кого-то, никогда никого не буду хвалить, не говорить ничего хорошего, тогда люди скажут: «Что это Бхактиведанта Мадхава Махарадж так ругается? Я больше не хочу ходить на его лекции, потому что он постоянно только грубости говорит. Я лучше буду ходить на лекции Бхактиведанты Шанты Махараджа. Он очень хорошо поет, заставляет нас всех танцевать, и мы очень счастливы».

Например, я буду ругаться на Бимал-прасада: «Вот, ты совсем не ходишь на мои лекции, ты меня не слушает, ты очень плохой». И тогда он подумает: «Почему он так говорит обо мне? Я же не заслужил этого. Я делаю так много служения в храме, и на это уходит так много времени. Не пойду на его лекцию и не буду переводить».

Знаете ли вы две истории, большие эпосы, которые сильно повлияли на мировую культуру, и причиной им как раз послужила проблема контроля речи? В мировой истории произошли два очень важных события, которые в результате закончились большой битвой, сражением. В Трета-югу, когда пришел Господь Рама, было очень большое сражение с демонами во время завершения земных лил Господа Рамы. Также в Двапара-югу, когда приходил Господь Кришна, была очень большая битва, которая описана в «Махабхарате».

Зачем же приходил Господь Рама? Он приходил для того, чтобы установить самую чистую варнашрама-дхарму и освободить Землю от гнета могущественных демонов, самым могущественным из которых был Равана. Все демоны совершали свои бесчинства под его руководством.

Мы знаем, что в Своих лилах Господь Рама ушел в изгнание в лес на 14 лет со Своей вечной спутницей Ситой-деви и со Своим братом Лакшманом, который также является вишну-таттвой. Более того, он пошел туда в качестве постоянного священного телохранителя, который никогда не ел, не спал и всегда заботился о благополучии Рамачандры и Ситы-деви.

Однажды Господь Рама сидел у себя дома в лесу и медитировал, а Лакшман сидел снаружи и точил свои стрелы. В то время Шурпанакха, сестра Раваны, облетала свои лесные владения и, увидев красоту Рамы, очень сильно привлеклась Им. В ее сердце пробудилось вожделение, и она захотела наслаждаться с Господом Рамой. Тогда Шурпанакха спустилась вниз и обрела форму необычайно прекрасной девушки, разодетую в изумительной красоты украшения. Она начала позванивать своими браслетами и ножными колокольчиками, чтобы привлечь внимание Рамы, и, подойдя к Нему, она сказала: «Посмотри, как я красива. И Ты тоже очень красив. Давай будем вместе. Женись на мне, и тогда Твоя жизнь увенчается успехом». Но Господь Рама является воплощением Самого Господа. Он знал, что Шурпанакха – ведьма.

К тому же, брахмачари, которые хотят хорошо совершать бхаджан, должны помнить о том, что общение с женщинами очень-очень вредно. Почему? Потому что они могут без всякого внимания на то, что брахмачари дали обет, войти в сердце и разрушить все, невзирая на то, что мы занимаемся служением.

И таким образом Господь Рамачандра, зная все это, решил показать пример и сказал ей: « О, Деви! Я уже женат. У Меня есть супруга Сита. Я не могу взять тебя в жены. Но у Меня есть брат, который так же красив, как и Я. Ты можешь пойти к нему и выйти замуж за него. Он как раз не женат». Тогда Шурпанакха пошла к Лакшману, точившему свои стрелы, не обращая ни на что внимания, и снова начала позванивать своими колокольчиками и браслетами, чтобы отвлечь его. Услышав этот звон, Лакшман поднял на нее глаза и спросил: «О, Деви, чего же ты хочешь?» «Ты очень красив, и я очень красива. Я хочу, чтобы ты взял меня в жены. Тогда ты будешь успешен, и мы будем с тобой наслаждаться». «Я бы и рад, – ответил Лакшман, – но я являюсь главным слугой своего брата и Его супруги Ситы. Если я женюсь на тебе, то ты тоже должна будешь стать их главной служанкой и всю жизнь провести в служении. Подумай, нужно тебе это или нет?» Тогда Шурпанакха подумала: «Я сестра Раваны, повелителя демонов, буду всю жизнь служанкой? Ну уж нет». «Я не хочу быть всю жизнь служанкой, – сказала она. – Я хочу наслаждаться, я же царица». «Ну, хорошо, – ответил Лакшман. – Тогда иди обратно к моему брату Раме. Если Он возьмет тебя в жены, то тогда я, как Его главный слуга, буду служить не только Ему и Сите, но также и тебе. Я буду служить вам троим». «Да, это очень хорошая идея», – сказала Шурпанакха и пошла обратно к Раме.

«Ты знаешь, я не хочу выходить за Лакшмана, – сказала она, вернувшись к Господу Раме. – Я не хочу становиться Твоей постоянной и вечной служанкой». И тогда Господь Рама ответил: «Послушай, Господь дал тебе разум, так используй его. Разве ты когда-нибудь видела среди огромного количества разных царей, чтобы брат царя или его супруга становились главной служанкой или слугой? Нет, братья становятся советниками, главными министрами, главными военачальниками, и их жены также всегда на почетном месте». «А ведь и правда, – подумала она. – Мой брат Равана – царь демонов, а его брат Вибхишана – министр. Он говорит правду».

Тогда Шурпанакха пришла обратно к Лакшману и сказала: «Ты знаешь, Рама сказал мне о том, что члены царской семьи никогда не бывают слугами – они занимают хорошее положение, становятся министрами, живут во дворце, и у них столько же наслаждений, как и у царя». «О, Деви! – ответил Лакшман. – Ты очень красивая и, должно быть, также очень умная. Ты, конечно, хорошо знаешь теорию, но посмотри своими глазами, что происходит на практике. Они живут в доме. Им всегда уютно и комфортно, никто их не беспокоит. А я, как охранник, стою на страже дома. У меня даже зонтика нет. Я стою под палящим солнцем и под дождем. И что бы ни произошло, я всегда стою и не захожу к ним в дом. Да, в теории члены царской семьи всегда должны занимать хорошее положение, но посмотри практически. Ты же видишь, чем я занимаюсь. Если ты хочешь быть самой главной служанкой, я готов жениться на тебе немедленно. Но подумай хорошенько, зачем тебе это делать?»

«Да, – подумала Шурпанакха, – конечно же, члены царской семьи могут быть министрами, могут жить во дворце. Но, с другой стороны, он говорит правду. Ведь сейчас они не живут во дворце. Сейчас он действительно служит им. Тот юноша с голубой кожей очень хитер, Он что-то замышляет. А этот юноша прямолинейный, он всегда говорит правду. Ему я доверяю».

Таким образом, Шурпанакха пошла обратно к Раме и сказала: «Знаешь, все, что Ты мне объяснил – это, конечно, хорошо, но на практике все происходит не так. Поэтому я хочу выйти замуж за Тебя». Но Рама ответил: «Я не могу жениться на тебе, потому что Я дал обет иметь лишь одну супругу. Но Лакшман не давал такого обета. Более того, ему сейчас очень одиноко, он свободен, иди к нему».

Она вновь отправилась к Лакшману, но на этот раз Лакшман сказал: «Послушай, мы с Рамой – сыновья одного царя Дашарадхи. У него 360 цариц, а у Рамы всего лишь одна. Какая проблема, если Он возьмет еще одну жену, а я буду служить вам? Иди к Нему и скажи Ему об этом».

Она снова пошла к Раме и сказала Ему об этом, но Рама стоял на своем: «Нет-нет. Я пообещал, что возьму только одну жену».

Эта лила показывает два качества, которые препятствуют нам на пути развития бхакти, и которые Шрила Рупа Госвамипад описывает в «Шри Упадешамрите». Вачо вегам (контроль языка) и ударопастха-вегам (вожделение). Шурпанакха имела очень сильное вожделение и хотела наслаждаться Господом Рамой и Лакшманом, но они настолько хорошо контролировали свой язык, что прогоняли ее от себя и заставляли ходить от одного к другому.

В конце концов, Шурпанакха, потеряв терпение, подумала: «Корень всей этой проблемы – Сита-деви. Поэтому мне нужно избавиться от Нее. Если я устраню Ее, тогда Господу Раме некуда будет деваться, и Он должен будет жениться на мне». Тогда она проявила свою ужасную форму демоницы и набросилась на Ситу-деви. Но тот же момент Лакшман, не теряя ни секунды, вскочил и отрезал ей нос и уши.

До этого момента Шурпанакха была в форме прекрасной девушки, но Лакшман изуродовал ее. И со страшными воплями она улетела обратно во дворец Раваны.

«Что с тобой случилось?» – спросил Равана, увидев ее. «О, Равана! – отвечала она. – Когда я облетала свои владения, я увидела девушку, прекраснее которой не сыщешь во всей вселенной!» «И даже моя жена Мандодари не сравнится с Ней?» «Что? Мандодари? – усмехнулась Шурпанакха. – Да по сравнению с Ней она просто пустышка. Более того, если ты соберешь всех самых красивых женщин со всего мира, ни одна не сравниться с красотой этой девушки, которую я хотела привести к тебе». «Она, правда, настолько красивая?» – спросил Равана. «Да! – ответила Шурпанакха. – Ты даже не поверишь своим глазам! Я хотела привести Ее тебе, чтобы ты наслаждался Ею, чтобы Она стала твоей женой. Но Ее охраняли два очень нехороших человека, которые сделали это со мной. Они воспрепятствовали мне, и сейчас ты должен пойти и отомстить за меня. И тогда мое сердце будет удовлетворено».

Когда Шурпанакха рассказала обо всем Раване, он вспомнил: «О, Рама! Я слышал о Нем, когда Он был еще не женат и шел в ашрам к Своему Гурудеву. Он убил множество демонов. А после того, как женился на Сите, Он убил еще одного могущественного демона. Для меня будет очень опасно вступать с Ним в непосредственную схватку. Мне нужно придумать какую-то уловку». И тогда Равана позвал своего дядю Маричи и сказал ему: «Ты должен будешь обернуться золотым оленем и привлечь внимание Ситы. Природа женщин такова, что, когда они видят что-то новое и красивое, они хотят заполучить это. И, таким образом, Она привлечется тобой и попросит Раму поймать тебя. Уведи Его далеко в лес. А когда Он запустит в тебя стрелу, ты должен будешь начать взывать голосом Рамы: «Лакшман, Лакшман, я в опасности! Помоги мне!» И когда Лакшман побежит спасать своего брата, я смогу похитить Ситу».

Когда они прибыли на место, где находился Господь Рамачандра с Ситой-деви, Маричи приобрел форму золотого оленя и начал прыгать вокруг их хижины. Увидев его, Сита-деви воскликнула: «О, Прабху! Смотри, какой красивый олень! Ты обязательно должен поймать его, и мы отвезем его в Айодхью, ведь скоро время нашего изгнания подойдет к концу. Тогда мы наденем ему на копыта золотые колокольчики, и он будет очень грациозно скакать. Это будет очень привлекать всех. Тогда наше царство прославится, и все будут приезжать к нам, чтобы посмотреть на этого золотого оленя». Но Лакшман, заподозрив неладное, сказал: «О, Прабху. Мне кажется, что здесь что-то не так. Мы уже больше 13 лет в этом лесу и ни разу не видели здесь золотого оленя. Наверняка, это какая-то уловка, какая-то опасность». «Во всем вы, мужчины, видите опасность, – ответила Сита. – Послушай, Прабху, пожалуйста, поймай этого оленя. А если не сможешь поймать его, то тогда застрели его своей стрелой. Мы с него снимем шкуру, и на ней Ты сможешь совершать Свою практику медитации. Все будет очень хорошо. Пожалуйста, поймай его».

Послушав Ситу, Рама отправился за оленем. И во время погони очень отдалился от Своего ашрама. И когда Он настиг оленя и выпустил в него стрелу, золотой олень принял свою изначальную форму демона Маричи и начал кричать голосом Рамы: «О, Лакшман, помоги! Я в опасности!». Он повторил это несколько раз и оставил тело.

Услышав этот зов, Сита сказала: «О, Лакшман. Ты слышал голос Рамы? Он в опасности! Отправляйся и помоги Ему». Но Лакшман ответил: «О, Сита-деви, Рама – это Сам Господь. Ни одна опасность не может Его побеспокоить. Более того, любой человек, который повторяет Его имя, в какой бы опасности он ни находился, легко справляется с нею». «Нет, нет, – говорила Сита. – Я знаю, чего ты хочешь! Если Рамы не станет, тогда ты станешь царем Айодхьи и будешь наслаждаться Мной. Но я никогда не стану твоей царицей! Я лучше сожгу Себя в огне, чем останусь с кем-либо другим, кроме Рамы!» «Боже мой! Что Ты говоришь? – изумился Лакшман. – Я принимаю Тебя только лишь как мать. Зачем Ты так говоришь обо мне? Рама – мой Прабху, мой старший брат, и Он дал мне указания защищать Тебя». Но Сита продолжала: «Ты все привираешь! Я знаю, что ты замыслил! Я царица Айодхьи, и Я приказываю тебе: иди и помоги Моему супругу Раме!»

Не в силах противостоять Сите, Лакшман вынужден был сдаться и отправиться вслед за Рамой.

Но, прежде чем уйти, он взял свои лук и стрелы, начертил вокруг ашрама круг и сказал Сите-деви: «Все, что я выучил от своего Гуру, Васиштхи Риши, будет защищать Тебя, но Ты ни в коем случае не должна выходить за круг». И затем он отправился по направлению к голосу.

Все это время Равана был за деревом, и когда Лакшман ушел, он подошел к кругу и попытался переступить его. Однако, когда он подходил к нему, тут же перед ним вздымалось очень большое и жаркое пламя, и он никак не мог его переступить. Тогда он попытался использовать всю свою мистическую силу. Но ничего не срабатывало. Каждый раз пламя обжигало его.

И тогда он придумал хитрость. Приняв облик санньяси, он подошел к кругу и начал кричать: «Бхикшам дехи, бхикшам дехи! (Пожалуйста, подайте не пожертвование!)». И, услышав его, Сита подумала: «О, какой-то санньяси пришел к нам!» И тогда Сита вынесла из дома подношение и уже хотела было отдать его ему, как вдруг вспомнила, что Лакшман строго наказал Ей не выходить за этот круг. Тогда Она остановилась и попросила санньяси зайти в этот круг и самому взять подношение. Но Равана сказал: «Я не могу пройти через этот круг, потому что он мистический. Ты должна Сама выйти и дать это мне. Потому что я не только санньяси, но еще и астролог. Я могу предсказывать настоящее, прошлое и будущее. Я знаю, что твой Рама погнался за золотым оленем, и тот ударил Его своими рогами в живот. Сейчас Твой муж лежит, и Ему очень плохо, Он может умереть. Если Ты принесешь мне это подношение, то я могу дать Тебе благословение, и тогда Лакшман сможет Его найти, и с Ним все будет хорошо. А если не дашь, то я сейчас же прокляну Его». «Нет, нет!» – испугалась Сита и вышла из круга. И в тот же момент Равана схватил Ее и унес с собой.

Это все произошло из-за того, что Сита не проконтролировала свое вачо вегам. На самом деле, Сита-деви является вечной спутницей Господа и не может быть подвергнута этим несовершенствам. Но все, что Она делала, было для того, чтобы научить весь мир, как важно контролировать свою речь. Она показала это, нагрубив Лакшману, из-за чего он был вынужден уйти. И именно поэтому все это и произошло, и Равана похитил Ее. Однако если бы Она промолчала, у него бы не было такой возможности.

Поэтому, когда мы хотим кому-то что-то сказать, мы должны подумать: « Если бы кто-то сказал это мне, причинило бы это боль моему сердцу или нет?» И если это причинило бы боль нашему сердцу, то причинит боль и другому. Мы никогда никому не должны говорить грубости.

ванчха-калпа-тарубхйаш ча крпа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намаха

  1. «Шри Упадешамрита», 2.
  2. «Шри Упадешамрита», 4.
  3. «Шри Упадешамрита», 1.
  4. «Шри Упадешамрита», 2.
  5. «Шри Упадешамрита», 4.
  6. «Шри Упадешамрита», 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.