Шрипад БВ Шанта Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои почтительные и смиренные дандават-пранамы лотосным стопам моего дикша-гурупад-падмы ом вишнупад аштоттора-шатта Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и моего санньяса-гурупад-падмы, джагад-гуру ом вишнупад аштоттора-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я предлагаю свои смиренные поклоны Пуджьяпад Шриле Тривикраме Госвами Махараджу, Шриле Свами Махараджу, Парам-Гурудеву Шриле Бхактипрагьяне Кешаве Госвами Махараджу, всей гуру-варге, всем вайшнавам и вайшнави, всем духовным братьям и сестрам и гостям, собравшимся здесь.
Есть только лишь одна Верховная Личность Господа, т.е. нет много Богов. И каково имя Верховного Господа? Шри Кришна. Его также называют Парам-Бхагаван. Мы слышим так много имен Господа: Бхагаван, Нрисимхадев, Вишну, Варахадев, Господь Рамачандра – так много, но Верховный только лишь один. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам»:
эте чамша-калах пумсах
кришнас ту бхагаван свайам
индрари-вйакулам локам
мридайанти йуге йуге1
Также в этом мире есть много материалистичных гуру, но Сад-гуру один. Он зовется Вайшнава-гуру. Вайшнава-гуру – это Сад-гуру. Последователи полубогов не являются Сад-гуру. Например, Шукрачарья. Он материалистичный гуру, но не Сад-гуру. Сад-гуру, Вайшнава-гуру, являются все представители нашей парампары.
Пуджьяпад Мадхава Махарадж проповедает под руководством нашей гуру-варги. Все должны принять прибежище у Сад-гуру в этой жизни.
В «Шримад-Бхагаватам» рассказывается история об Уттамападе. У него было две жены: одну звали Сунити, а вторую Суручи. Когда Суручи пришла в дом царя, она сказала: «До тех пор, пака твоя первая жена Сунити будет оставаться тут, меня здесь не будет. Поэтому Сунити должна уйти за пределы царства». И поэтому Сунити жила в лесу.
У нее был сын Друва, ему было пять лет. Он хотел сесть на колени к своему собственному отцу, Уттамападу, но Суручи сказала ему: «Ни в коем случае не подходи к своему отцу». Друва не мог стерпеть этого наставления своей матери, и он отправился к своему отцу и сказал: «О, мой дорогой отец. Я хочу сесть к тебе на колени». В то время там находилась Суручи и сказала: «Ты не можешь сесть на колени отца. Ты сможешь это сделать только в следующей жизни, если родишься из моего лона». Друва смотрел на своего отца, но тот ничего не предпринимал. И, расплакавшись, Друва побежал к своей матери обратно в лес.
«Я же тебе говорила, чтобы ты туда не ходил, – сказала Сунити и принялась успокаивать сына. – Пожалуйста, не плачь. Верховный Господь является отцом всех. В «Шримад Бхагавад-гите» говорится, что Господь является нашим отцом и нашей матерью – Он все для нас». «А где же этот Господь? – спросил Друва. – Я хочу увидеть Его». «Господь повсюду», – ответила ему мать.
Однажды ночью Друва Махарадж ушел в лес, чтобы совершать медитацию на Господа. Он не знал, кто такой Господь. В лесу он подходил к диким зверям – к слонам, тиграм и другим животным – спрашивая: «Ты Бог? А, может, ты Бог?». В то же самое время на планете Вайкунтхе Лакшми Деви и Господь Нараяна наблюдали эту сцену. У Лакшми очень мягкое материнское сердце. И Она сказала: «О, Прабху! У Тебя такое жесткое сердце! Смотри: один маленький мальчик ищет Тебя, а Ты здесь». Бхагаван Нараяна ответил Ей: «Как Я могу отправится к нему? Этот мальчик не принял прибежище у истинного Гуру».
И тогда вдохновленный Шриманом Нараяной Нарада Риши отправился в лес к Друве и даровал ему свой даршан. Сад-гуру Нарада сказал: «Что ты здесь делаешь? Ты такой маленький. Твоя мама ждет тебя там, плачет. Отправляйся домой. Лес – это очень опасное место для тебя. Здесь так много животных и других опасностей. Дикие животные съедят тебя». Тогда Друва сказал: «Я не вернусь. У меня есть очень сильное устремление к Бхагавану Нараяне». Нарада был очень доволен его ответом.
Это урок для нас. На уровне садханы у нас должно быть очень сильное устремление: «Я буду совершать бхаджан!» Это называется шаранагати. Эта вера очень важна для нас.
анукулйасйа санкалпах
пратикулйасйа враджанам
ракшишйатити вишвасо
гоптритве варанам татха
атма-никшепа-карпанйе
шад-видха шаранагатих2
Данная шлока описывает процесс шаранагати. У шаранагати есть шесть признаков: 1) принимать все благоприятное; 2) отвергать все неблагоприятное; 3) твердая вера в Гуру и Бхагавана; 4) «Господь является моим единственным защитником»; 5) полное самопредание; 6) смирение.
К примеру, если мы возьмем единицу, но будем добавлять к ней нули, то число будет возрастать, 10, 1000 и т.д. Но если мы уберем эту единицу, то чем окажутся все остальные нули? Они будут всего лишь нулями, пустотой. Кто же эта единица? Это Верховный Господь Кришна и Гуру. Имя Верховного Господа – Шри Кришна, а Сад-гуру – это Вайшнава-гуру.
Мораль этой истории такова, что мы должны принять прибежище у истинного вайшнава, Гуру, иначе мы не можем прогрессировать, совершать бхаджан. И в этом нет никаких сомнений.
В Россию я приехал первый раз, это случилось по беспричинной милости Пуджьяпад Мадхавы Махараджа, и мне здесь очень нравится. Спасибо всем преданным.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттора-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Также я предлагаю смиренные поклоны лотосным стопам моих духовных дедов, Шри Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шри Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. А также всей рупануга-гуру-варге, всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь. Спасибо, что даете возможность рассказывать хари-катху.
Вчера был день явления Господа Ваманадева. Почему Бхагаван приходит в этот мир? Это говорится в писаниях: «Ануграхайа бхактанам — Для того чтобы даровать милость всем Своим преданным, Я прихожу в этот мир».
В этом мире есть два вида людей, которые обладают разным сознанием. Первые обладают демоническим сознанием, а вторые – сознанием полубогов. Демоны обитают на низших планетах, называемых Сутала-лока, а полубоги обитают на высших планетах, называемых Сварга-лока. У обоих есть много богатств, но демоны постоянно пытаются захватить райские планеты. Однажды полубоги одержали победу над демонами и собрались вместе, чтобы поздравить Индру. В это время туда пришел гуру полубогов, Брихаспати. Увидев его издалека, Индра подумал: «Ну почему он пришел именно сейчас? Теперь мне нужно встать и оказать ему почтение. Я вовсе не хотел, чтобы он сейчас приходил». Брихаспати понял настроение Индры и подумал: «Они одержали победу лишь по моей милости, и теперь они мной пренебрегают?» И тогда он исчез из этого места. Узнав об этом, все полубоги испугались, потому что если Бхагаван на нас злится, то Гуру сможет нас защитить, но если Гуру недоволен нами, тога никто нас не спасет.
Здесь Гуру означает Вайшнава-эва-гуру. Мы должны почитать того, кто поклоняется своему Гуру.
Если есть такое настроение: «Я буду почитать только своего Гуру» — тогда Гуру никогда не будет доволен. Нужно уважать и своего Гуру, и его братьев, а также других вайшнавов, иначе Бхагаван никогда не будет доволен. В писаниях говорится: «Если вы совершаете огненное жертвоприношение, но у вас нет огня, то вы не получите плод этого жертвоприношения. Таким же образом, если вы уважаете своего Гуру, но не выражаете почтения другим вайшнавам, то это очень-очень плохо». Если вы достигнете совершенства и, все-таки, попадете на Голоку Вриндавана, тогда Кришна скажет всем своим друзьям, Лалите и Вишакхе: «Выгоните его немедленно отсюда, он пришел сюда лишь создавать маленькие группки и ссориться! Нужно его выгнать». Тот, кто постоянно устраивает ссоры и беспокойства преданным, никогда не достигнет совершенства. Он всегда будет болтаться в этом материальном мире, рождаться и умирать вновь и вновь.
О том, что Брихаспати недоволен своими учениками, узнали также и демоны. И после этого они со своим гуру, Шукрачарьей, решили напасть на Сварга-локу и одержали победу. Полубоги скитались повсюду, и их мать была очень несчастна. Мать Адити сказала Кашьяпе Муни: «О, мой дорогой муж! Мои сыновья скитаются тут и там, пожалуйста, помоги им!» «Ты должна совершать аскезы, и тогда Верховный Бхагаван явится как твой сын», — сказал ей Кашьяпа Муни.
И в положенное время Бхагаван действительно явился к ней в виде сына. Он был маленького роста, очень красивый и привлекательный. Когда Он явился, Ему предложили множество подарков: кто-то подарил ему зонтик, кто-то деревянные сандалии, кто-то одежду. После этого Он немедленно отправился в царское собрание Махараджа Бали, потому что он каждый день раздавал пожертвования всем нуждающимся. И когда Бали Махарадж заметил Его, он не мог сдержать своих эмоций, увидев прекрасное сияние, исходящее от Господа. Немедленно встав со своей царской асаны, он подошел к Нему и сказал: «Чего ты хочешь? Я немедленно дарую Тебе это». «Я найстика-брахмачари, и Мне нужен всего лишь маленький бхаджана-кутир, – сказал Ваманадев. – Пожалуйста, дай мне столько земли, сколько уместится в моих трех шагах, в соответствии с моим ростом». «Ты, наверное, чего-то не понимаешь, – сказал Ему Бали Махарадж. – Ты такой скромный. Я могу даровать Тебе целое царство, все, чего бы Ты ни пожелал, а Ты просишь всего лишь маленькие три шага земли. Ну, ладно, если Ты хочешь три шага, тогда давай я сделаю их за тебя, ведь я выше». Но Ваманадев ответил: «Нет-нет. Я полностью удовлетворен. Я являюсь атмарама и атмакама. Я ничего не хочу более». «Ты такой маленький юноша, – продолжал Бали Махарадж. – Мы можем сюда пригласить такую же маленькую прекрасную девушку и устроить вашу свадьбу». Но Ваманадев был непреклонен: «Нет, Я чувствую полное счастье с самого рождения. Мне больше ничего не надо».
И только Бали Махарадж уже хотел было дать то, о чем попросил Ваманадев, в этот момент туда пришел Шукрачарья и закричал: «О, глупый Бали, не давай Ему ничего, это Сам Вишну! Он хочет тремя шагами отобрать у тебя все. Он обманщик и притворщик, будь осторожен!». «О, Гурудев! – сказал Бали Махарадж. – Если же это Сам Вишну, то как же я буду удачлив, если пожертвую Ему все это! До тех пор, пока на небе будет светить солнце, луна, звезды, все это время слава моей династии будет только шириться». «Ты не слушаешь меня?» – спросил его Шукрачарья. «Нет, Гурудев», ответил Бали.
Если кто-то не верит в Гурудева, не имеет достаточной преданности к нему, мы должны отвергнуть таких личностей, как наших врагов. Сейчас я приведу историю, подтверждающую это.
Данная история из седьмой песни «Шримад-Бхагаватам». Прахлада Махарадж отверг своего отца, потому что тот запрещал ему совершать бхаджан. Также Вибхишана отверг своего брата Равану за то, что тот украл супругу Господа Ситу Деви. Вибхишана просил его: «Пожалуйста, верни Ее обратно Господу Рамачандре». Но тот не соглашался. И тогда Вибхишана отверг своего брата.
Таким образом, и Бхарата отверг свою мать за то, что она отправила Господа Рамачандру в ссылку на четырнадцать лет. Когда Рама вернулся, то Кайкея подошла к Нему и спросила: «Даже Ты называешь меня матерью, все называют меня матерью, кроме моего собственного сына». Однажды Рамачандра подошел к Бхарате и сказал: «О, брат! Я хочу попросить тебя кое о чем. Ты выполнишь это?». Бхарата задумался: «Я все делаю еще до того, как Рамачандра попросит меня. Почему же сейчас Он обращается ко мне так?». И он сказал своему брату: «Я сделаю все, что угодно, кроме просьбы о том, чтобы называть Махарани Кайкею матерью».
Никогда, никогда нельзя отвергать Гуру и не слушаться его, но почему это сделал Бали Махарадж? Потому что Шукрачарья препятствовал ему, и тогда он совершил такой поступок. Что сделали враджа-гопи? Они так же отвергли своих мужей, потому что те препятствовали им встречаться с Кришной.
Также вчера, мы упоминали о том, что когда Шукрачарья находился в своей маленькой форме в соломинке, его проткнули. Почему оттуда пошла кровь? Учение этой истории таково, что если кто-то строит вам препятствия для совершения бхаджана – например, жена не разрешает мужу совершать бхаджан, или наоборот, или препятствием становятся наши родственники или все остальные – то наказание за это будет таковым, что в этой жизни или следующей они ослепнут на один или два глаза. И мы можем видеть, что многие дети рождаются полностью слепыми, либо ослепшими на один глаз. Все по этой причине.
Также я хотел продолжить тему о Дживе Госвами. Многие думают, что он большой философ, у него сильная вайшнавская философия и что он не обладает расой. Но на самом деле это совсем не верно. Вся наша гуру-варга являются великими знатоками и философами, но также они являются и расиками.
Наш возлюбленный Гурудев, Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, жил в Матхуре, а наш возлюбленный Парам-Гурудев, Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, приезжал к нему ровно раз в год. Наш Парам-Гурудев всегда славился знанием философии и всегда был очень серьезен в этом. Однажды, когда Парам-Гурдев повторял харинаму, к нему в комнату зашел Шрила Гурудев и сказал: «О, Гурудев! Многие говорят, что Шрила Джива Госвамипад, является очень глубоким и серьезным философом, но что он совсем не расичен. Но мне так не кажется». И тогда Гурудев сказал, что Шрила Джива Госвами написал «Шри Гопала-чампу», и там замечательным образом описываются прекрасные лилы Кришны, когда мама Яшода привязала Кришну к ступе за то, что Он воровал масло в их собственном доме.
В это время Баладева Прабху не было рядом, он был в доме у дяди Упананды прабху. Мама Яшода сказала всем друзьям-пастушкам: «Оставайтесь здесь и, пожалуйста, присмотрите за Каной», а сама пошла в дом заниматься домашними делами. Тогда все мальчики, видя это, захлопали: «О, как хорошо. Ты постоянно крадешь масло, но тут мама Яшода Тебя поймала и связала». Все они начали хлопать, а Кришна смеялся. Когда пришел Баладева Прабху, увидев связанного Кришну, Он очень разгневался и сказал: «Кто это сделал?!». «Мамочка», – тихо ответил Шридам. И тогда гнев Баладевы Прабху мгновенно утих. Если бы Он услышал чье-то другое имя, Он бы немедленно наказал эту личность, но, услышав имя матери Яшоды, Он полностью успокоился.
Когда Кришна с помощью ступы повалил деревья-близнецы Арджуны, туда пришел Нанда Баба. Он развязал Кришну, накормил Его и отвел в место, где были коровы.
Когда уже близился закат, туда пришла Рохини-майя, и вместе с гопи они спросили у Кришны: «Что же Ты не придешь к своей маме?». «Я не хочу», – сказал Кришна. «А с кем же Ты будешь играть?» – спросила она Его. «С братом и папочкой», – ответил Он. «А с кем Ты спать будешь?». – «С папочкой». «Что же, Ты совсем не собираешься приходить к маме?» – удивилась она. «Нет», – сказал Кришна. «Но если Ты будешь голоден, кто же накормит Тебя?» – спросила Рохини. «Папочка», – отвечал Кришна. «И что же, Ты совсем к ней не вернешься?» – продолжала она. «Нет», – повторял Кришна. «Из-за этого мама Яшода может умереть. И что же Ты будешь делать?». Услышав это, Кришна очень испугался, Он распростер Свои ручки и побежал с криком: «Мама! Мама!».
Рассказав эту историю, Шрила Парам-Гурудев заплакал, и Шрила Гурудев вместе с ним. Плакали и Кришна, и мама Яшода, и Нанда, и Сунанда, и Упананда, и Рохини-майя, и все враджаваси. И точно так же плакали Парам Гурудев и Шрила Гурудев.
На самом деле, Шрила Джива Госвами является великим расикой. Во Вриндаване он является Виласа Манджари. Для чего он показывал эту глубочайшую и строгую философию? Для того чтобы сделать очень сильной нашу гуру-парампару.
Я предлагаю свои дандаваты всем и дарую всем свои сердечные благословения. Я очень счастлив, что вы все здесь собрались. Также большое спасибо организатору, который сидит где-то в уголочке. Ясасвини и ее муж очень много сделали для организации, поэтому я дарую им свои особые благословения.
Сегодня вечером будет последний класс в Москве, а завтра в четыре утра я вылетаю в Санкт-Петербург. И я прошу вас всех: пожалуйста, приезжайте на Враджа-мандала-парикраму. А если не получится, то приезжайте на Навадвипа-парикраму. Я приехал к вам, и теперь ваша очередь приехать во Врадж и в Навадвипу. Если у кого-нибудь есть вопросы, пожалуйста, задавайте. Шанта Махарадж здесь, чтобы ответить на все ваши вопросы.
Преданный: Зимой будет фестиваль, посвященный памяти Шрилы Гурудева, Pure bhakti academy, не могли бы вы немного рассказать о нем?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Возможно, сегодня Враджанатх Прабху поподробнее расскажет об этом. И вообще в своем туре он очень много рассказывает об этом фестивале. Он начнется в Джаганатха Пури 20 января следующего года. Этот фестиваль продлится около месяца, и я буду присутствовать там последние две недели. После этого через несколько дней начнется Навадвипа-парикрама. Я буду говорить на тему «Упадешамриты» последние две недели.
Преданный: А перед большой парикрамой будет также маленькая парикрама?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Нет. Гурудев никогда не делал какие-то отдельные маленькие парикрамы. То что делал Гурудев – то я и буду делать.
Преданный: Мы там не понимаем вашу хари-катху. Приезжают тысячи преданных. И каждую навадвипа-парикраму мы не можем слушать вашу хари-катху.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: А когда вы очутитесь во Врадже, там будет не миллионы, не тысячи, там будет миллиарды. Что же вы будете делать?
Преданный: На Навадвипа-парикраме вы говорите на хинди, английском, и множество преданных не понимают.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Я не говорю на русском, но на Английском – нет проблем. Я могу устраивать отдельные классы, когда буду возвращаться после парикрамы, все могут приходить, нет никаких проблем. Я буду говорить, когда будут эти классы, и все могут прийти без проблем. Есть еще вопросы?
Преданная: Вопрос по поводу вчерашней катхи. Почему, если Джива Госвами поступил правильно, то Рупа Госвами выгнал его?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж:
тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийах сада харих3
Таким образом Он показывал, что все должны быть смиренны и терпеливы, т.е. все должны быть воплощениями этой шлоки.
Также, если постоянно будет только встреча и не будет разлуки, то встреча будет не такой сладостной. Этим поступком Рупа Госвами хотел показать, какова гуру-ништха у Дживы Госвами, и Джива Госвами показывал, какой гуру-ништхой он обладает. Они специально устроили эту лилу, чтобы показать их славу».
Как в истории с Драупади. Дурьодхана приказал своему брату раздеть ее. Как мы помним в истории с Драупади, Духшасана, который должен был ее раздеть, обладал силой тысячи слонов. Как же слабая женщина могла выстоять перед ним? И тут Драупади взмолилась Кришне. И тогда Кришна явился на Драупади в образе бесконечного сари.
Таким образом, Шрила Рупа Госвами показал, какая гуру-ништха была у Дживы Госвами.
Преданный: Мы очень ждем, что в Москве вы расскажите какие-нибудь лилы нашего возлюбленного Шрилы Гурудева.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Все, что я рассказываю – это то, что я слышал из лекций Шрилы Гурудева. Но так же я могу рассказать и о нем. Время от времени я буду рассказывать.
- «Шримад-Бхагаватам», 1.3.28.
- «Хари-бхакти-виласа», 11.417.
- «Шри Шикшаштака», 3.