Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные и почтительные дандават-пранамы лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттора-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же поклоны я приношу лотосным стопам моих духовных дедушек, ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа. А также всей гаудия-гуру-варге, всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь. Спасибо за возможность рассказывать хари-катху.
Сегодня утром некоторые преданные уже уехали. Утром Пуджьяпад Бхактиведанта Шанта Махарадж рассказывал хари-катху. Поэтому сейчас я попрошу рассказать хари-катху Шримана Враджанатха прабху, и далее я продолжу.
Шриман Враджанатх прабху: Прежде всего, я предлагаю свои дандават-пранамы моему парамарадхья гурупада-падме, ом вишнупад парамахамса свами паривраджака-ачарье аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанте Шриле Нараяне Госвами Махараджу. А также я предлагаю свои бесчисленные дандават-пранамы его дорогим друзьям и вечным спутникам, Шриле Бхактиведанте Вамане Госвами Махараджу и Шриле Бхактиведанте Тривикраме Госвами Махараджу. Я предлагаю свои смиренные поклоны Шриле Бхактиведанте Свами Махараджу, Шриле Бхактипрагьяне Кешаве Госвами Махараджу, всей гаудия-гуру-варге, в особенности Вайшнава Тхакуру и Бхактивиноде Тхакуру. Сегодня, в день явления Шрилы Бхактивиноды Тхакура, мы празднуем и памятуем о нем. Также я предлагаю свои поклоны всем собравшимся преданным под руководством Пуджьяпад Бхактиведанты Мадхава Махараджа и Пуджьяпад Бхактиведанты Шанты Махараджа и всем собравшимся здесь своим духовным братьям и сестрам.
Сегодня день явления Шрилы Бхактивинода Тхакура, что очень важно для всех гаудия-вайшнавов. Шрила Бхактивинода Тхакур является пионером вайшнавизма, он несет все знание шести Госвами. Он своим примером показывает, как мы должны жить, например, в семье или когда мы принимает отреченный уклад жизни.
У него было много ответственности. Он занимал высокий пост, он был мировым судьей, следил за разными частями Индии, особенно за Бенгалией. В Джаганнатха Пури все жители наделили его ответственностью поддерживать религиозный строй, в особенности следить за храмом Джаганатхи.
В то время Гаудия-вайшнавизм был не очень популярен. Так случилось под влиянием калы (времени). Иногда чистое знание покрывается множеством новых идей. Кришна говорит: «Йада йада хи дхармасйа1 — Я буду приходить, чтобы устанавливать истинный поток религии. Я приду Сам или пошлю Своего представителя».
Однажды в Джаганнатха Пури религиозные деятели решили, что на верхушку храма Джаганнатхи нужно поместить статую собаки. Господь повсюду в кошках и собачках. Они хотели установить такую сиддханту. Узнав об этом, Шрила Бхактивинод Тхакур очень разгневался. Он пытался остановить их, говоря о том, что это неверно. Но они попытались откупиться: «Мы заплатим тебе три лакха индийских рупий». На самом деле, в то время это была огромная сумма. «Пожалуйста, оставьте это место. Уйдите отсюда, – настаивал на своем Бхактивинода Тхакур. – Я не хочу быть ввязан ни в какие дела, которые касаются бизнеса».
Он написал более ста очень важных книг. В соответствии со шлокой «Амнайа праха таттвам харим иха»2, ачарьи прошлого устанавливают, что такое чистая религия. Он установил даша-мула-шикшу, т.е. фундаментальное учение Шри Чайтаньи Махапрабху, что все важное духовное знание находится в «Шикшаштаке». А также он проповедовал учение Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Он доказал, что все, чему учил Шри Чайтанья Махапрабху, находится в Ведах, что это основное знание. И с помощью десяти постулатов своей «Даша-мула-татвы» он подтвердил это.
Он установил, что главной целью каждого живого существа является установить свои отношения с Верховной Личностью Бога, Шри Кришной. Также он установил, что это учение является изначальным учением нашего Ади-Гуру, изначального Гуру, Брахмы.
Также наша сампрадая называется Брахма-Мадхава-Гаудия-сампрадая.
В начале творения Господь Брахма задумался: «Как же мне создать все творение? Зачем мне это делать? Каков смысл материального творения?» Изучив все Веды, Брахма понял, что творение нужно для того, чтобы здесь рождались живые существа. И когда они обретут человеческое рождение, тогда они смогут осознать, что являются вечными душами, осознать свои вечные спонтанные отношения с Господом. Это называется рага-марга. И по этой причине пришел Шри Чайтанья Махапрабху установить этот спонтанный путь в бхакти, рагануга-бхакти.
До тех пор, пока живое существо не придет к заключению, что оно должно развивать свои вечные взаимоотношения с Господом в особенном настроении, которое находится на Голоке Вриндавана, до тех пор, пока мы не начнем серьезно и верным образом следовать процессу, который ведет к осознанию всех этих вещей, это не может называться чистым бхакти. До этого времени мы будем копить сукрити, и когда мы накопим достаточное его количество, тогда мы будем верным и серьезным образом следовать пути бхакти, чтобы развить спонтанные и любовные отношения с Господом в одной из рас: дасья, сакхья, ватсалья или мадхурья.
крити-садхйа бхавет садхйа-бхава са садханабхида
нитйа сидхасйа бхавасйа пракатйам хриди садхйата3
Вы знаете значение этой шлоки?
Преданный: Деятельность посредством органов чувств, которая ведет к бхава-бхакти, называется садхана-бхакти. Бхава-бхакти – это то, что проявляется посредством садхана-бхакти, которая находится изначально в сердце. Посредством садхана-бхакти не рождается бхакти, а проявляется. Словно солнце, которое проявляется, когда рассеиваются облака, точно так же и бхава проявляется в сердце, когда мы занимаемся садханой.
Шриман Враджанатх прабху: Шрила Бхактивинод Тхакур возобновил чистый поток бхакти, который был утерян, несмотря на то, что в то время существовали чистые вайшнавы. Он принес два великих дара всему миру. Шрила Бхактивинод Тхакур установил место явления Шри Шачинанданы Гаура-Хари в Маяпуре. И также он явил этому миру Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Прабхупаду и обучил его всему, что касается чистого бхакти. Он предложил его лотосным стопам Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи Махараджа, чтобы тот даровал ему дикша-инициацию.
Дикша и шикша очень важны. Без шикши дикша не работает. Без шикши у дикши нет ценности. Несмотря на то, что он был инициирован Бипином Бихари Госвами, это была инициация лишь в традиции дикша-парампары.
Что такое дикша-парампара? Это значит «мой Гуру дал мне дикша-инициацию, поэтому, когда он уйдет из этого мира, я буду так же раздавать дикша-инициации, неважно, есть у меня осознание или нет».
Своим жизненным примером он учил, что шикша-гуру, должен быть выше дикша-гуру. И шикша-гуру должен быть не просто какой-то личностью. Знания переходят по Бхагават-парампаре.
То есть шикша-гуру должен быть личностью из трансцендентного мира, из Вриндавана, он должен быть спутником Шри Шачананданы Гаура-Хари. Бхакти – не из этого мира, а из трансцендентного. Шуддха-саттва-вишешатма. Только вечные спутники из трансцендентного мира могут дать настоящее бхакти. Тот, у кого этого нет, может помогать, вдохновлять – в этом нет никаких сомнений. Но чистое бхакти может дать только вечный спутник. Шрила Бхактивинод Тхакур своим жизненным примером показывает: «Несмотря на то, что я принял дикша-посвящение у Бипин Бихари Госвами, я принял полное прибежище у лотосных стоп Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа».
Почему? Потому что в то время Шрила Джаганнатха Дас Бабаджи Махарадж был принят всеми вайшнавами как высочайший махабхагавата-вайшнав. И он оставил множество прекрасной упадеши (наставлений). Так же и Шрила Бхактивинод Тхакур оставил после себя множество прекрасных наставлений, как нам правильно следовать бхаджану. Все, что бы он ни написал, все, чему бы он ни учил, – он следовал этому на своем жизненном примере. Не так как мы: мы можем написать что-то, но мы не следуем этому. Шрила Бхактивинод Тхакур следовал всему, каждой букве, которую написал. Живущий маха-багавата.
Существует грантха-бхагавата и бхакта-бхагавата. Сейчас все это учение доступно для западных стран, в особенности «Джайва-дхарма». Возможно, вы имеете на русском языке «Джайва-дхарму». Первую часть? Поскорее переводите вторую. Это очень важная часть. Там описывается самбандха, абхидея и прайоджана.
Эта книга была переведена на английский язык нашим самым возлюбленным Шрилой Гурудевом. Гурудев так обрадовался. Он сказал: «Это подобно атомной бомбе». Потому что так много людей утверждает, что джива упала с Голоки Вриндавана. Все гаудия-вайшнавы, вся философия утверждает:
дживера сварупа хайа – кринера нитйа-даса
кришнера татастха-шакти, бхедабхеда-пракаша4
Шрила Бхактивинод Тхакур прекрасным образом объяснил все эти таттвы и то, как живое существо может достигнуть высшего совершенства, раскрыв свое трансцендентное положение. Также он объяснил, что сознание Кришны – это процесс. Позже мы будем осознавать все больше и больше, пока не осознаем совершенство. Поэтому мы всегда нуждаемся в живущем Гуру.
Бхакти – она живая, не статичная, ее нельзя поставить в рамки какого-то института, она двигается зигзагами, всегда находится в движении и пребывает в сердце чистого вайшнава. Мы должны стремиться и взывать только лишь к этому чистому бхакти и процессу, сознанию.
кришна-бхакти-раса-бхавита матих, крийатам йади куто пилабхйате
татра лаулйам апи мулйам экалам, джанма-коти-сукритаир на лабхйате5
Это определение сознания Кришны. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж установил Международное общество сознания Кришны, и в этой шлоке раскрывается определение сознания Кришны.
Каждый атом тела той личности, которая воплощает эту шлоку, состоит из бхакти-расы, настроения служения Господу. «Крийатам йади куто пилабхйате». То есть что бы он ни принимал, мы должны стремиться этого достичь, и нужно всегда быть такой личностью.
Гурудев говорил: «Даже если он ничего не говорит, мы должны быть рядом, потому что от него исходит эта бхакти-раса».
Как мы можем достичь такого вида общения? «Джанма-коти-сукритаир на лабхйате». Даже если миллионы жизней мы будем совершать благочестивые деяния, мы не можем этого получить.
«Татра лаулйам апи мулйам экалам». Есть только один метод, как этого достичь. Это возможно для каждого из нас.
Гурудев говорил: «Это основная причина, почему я приехал на Запад – чтобы вдохновлять вас на чистое общение». То есть у нас должно быть очень сильное желание: «Я хочу только этого и ничего другого. Я хочу общения только расика-таттва-гьяна-вайшнава». Вот это и есть чистое сознание Кришны.
Шрила Бхактивинод Тхакур является гаура-шакти-сварупая, т.е. проявлением гаура-шакти. Он пришел возобновить этот чистый поток и восстановить учение, которому обучал Шри Чайтанья Махапрабху. «Рупануга-варайа те» – он восстановил и распространял учение Шрилы Рупы Госвами. Почему? Потому что Шрила Рупа Госвами проявил все сердце Шри Чайтаньи Гаура-Хари.
бхакти локе корите прачарана
према-раса-нирьяса корите асвадана
рага-марга бхакти-локе корите прачарана
расика-шекхара кришна парама-каруна6
Все эти вещи были им привнесены в концентрированном виде как учение Шрилы Рупы Госвами. Он объяснил, что значит Бхагават-парампара и обычная парампара.
Так же он привнес этот величайший дар, Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура Прабхупаду, в этот мир.
Однажды мы придем в одно место, Годрума-двипу, где Шрила Бхактивинод Тхакур совершал свой бхаджан. Мы помним, как Шрила Тривикрама Госвамипад, находясь там, лил слезы.
Также если кто-то будет читать и погружаться в учение «Джайва-дхармы», в особенности всю свою жизнь, с полной сосредоточенностью, он точно разовьет в себе стремление получить чистое бхакти.
Мы помним, о чем рассказывается в первой главе «Джайва-дхармы». О том, насколько Санньяси Тхакур был возвышенный. Он изучал Веданта-сутру, был на очень высоком уровне трансцендентного сознания, и так же он принял обет сохранять молчание до конца своих дней. Но однажды, находясь в медитации, он увидел, как по дороге шел один вайшнав, полностью погруженный в бхаву. Вайшнав лил слезы, повторяя имена Господа, катался по земле, и тогда Санньяси Тхакур подумал: «Что это такое? Я хочу этого достичь». Он хотел общения с такой личностью. И затем он обрел это и достиг высшего совершенства. Он думал только лишь о том, где ему найти чистого вайшнава, который погружен в бхакти-расу. Это должна быть наша единственная медитация.
Даже в наши дни ситуация в Индии очень печальная. Многие индусы мечтают стать такими, как западные люди. Шрила Бхактивинод Тхакур видел все эти вещи, и он хотел распространить чистое знание о бхакти. Шрила Бхактивинод Тхакур увидел, что все жители Индии хотят быть, как западные люди, наслаждаться чувственными удовольствиями. Даже те, кто занимался религией, забыли о собственной культуре, о чистом бхакти. Они полностью забыли, что Сам Господь приходил к ним 500 лет назад.
Это благая удача для всех живых существ. Пуджьяпад Бхактиведанта Свами Махарадж принес это знание о чистом бхакти на Запад, и множество западных людей, вдохновленных им, приехали в Индию. И в Индии люди увидели, что они приняли наше знание, культуру и следуют этому, и сами захотели следовать, как и они.
В 1896 году был день явления Шрилы Свами Махараджа, и в том же году Шрила Бхактивинод Тхакур послал свою первую книгу в Канаду на английском языке. И я настолько благодарен этому. Я хотел бы отплатить, но как я могу это сделать? Поэтому я молюсь вам, чтобы вы помогли, а так же всем нашим санньяси, нашей Бхагават-парампаре. Мы должны все делать, для того чтобы наша Бхагават-парампара была довольна нами, нашим желанием сделать их счастливыми. То есть чтобы установить только чистое сознание Кришны без всяких компромиссов. Не знаю, что будет в будущем, но мы должны всегда молить только о чистом бхакти.
Преданный: Благодаря этому чистое бхакти приезжало сюда 20 лет, и благодаря этому мы здесь сейчас сидим.
Шриман Враджанатх прабху: Кришна даст вам только лишь то, о чем вы просите Его. Если вы просите о красивой черной машине, Он даст ее вам. Но если вы постоянно будете просить чистое бхакти, Он даст вам это.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Враджанатх прабху сказал, что Пуджьяпад Шанта Махарадж, Девананда Прабху, Аджай Кришна и я – чистые преданные, а он нет. Враджанатх прабху находится в России более месяца, и он уже стал преданным.
Сегодня очень благоприятный день, эти титхи являются днем явления Саптама Госвами, т.е. седьмого Госвами Шрилы Бхактивинода Тхакура. Почему мы так благодарны Бхактивиноду Тхакуру? Если мы будем обсуждать его игры, то мы поймем это. Что он сделал для общества? Что он сделал для ученых, для всего мира? Мы будем обсуждать это шаг за шагом.
Сейчас Кали-юга, до этого была Двапара-юга, в которую Вьясадева написал все учение и Пураны. Шрила Вьясадева написал в Пуранах о том, что будут четыре чистые сампрадаи и что в Джаганнатха Пури явится величайшая личность.
Бхактивинод Тхакур принес в этот мир две величайшие вещи: 1) он принес сюда Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура Прабхупаду, 2) он установил место явления Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.
В этом мире как мы, так и наша гуру-варга не спрыгнули просто сверху – мы родились из лона матерей. И также Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада принял своим отцом Шрилу Бхактивинода Тхакура, а его матерью была Бхагавати Деви. В то время Бхактивинод Тхакур был мировым судьей в Джаганнатха Пури.
Когда Прабхупада явился в этом мире, 12 частей его тела были отмечены знаками тилаки, на шее виднелся знак кантхималы, а пуповина обвивала его тело, как священный шнур. Увидев это, Бхагавати Деви была очень удивлена. И она попросила служанку скорее позвать отца Бхактивинода Тхакура. И когда ее муж пришел, она сказала: «Дорогой муж, посмотри: у нашего ребенка знаки тилаки, как будто они только что были поставлены, на шее знак кантхимал, а пуповина, словно брахманический шнур». «Это знаки величайшей личности, – ответил он. – Пожалуйста, очень внимательно следи за ним».
Постепенно Прабхупада подрастал. Когда ему исполнилось шесть месяцев, в Джаганнатха Пури начался праздник колесниц.
Многие люди думают, что раз Джаганнатхадев сделан из дерева, то Сам Он не может передвигаться. Но это совершенно не так. Если Он желает остановиться, то никто не может сдвинуть Его с места. Иногда Он движется по направлению к Гундича-мандиру, а иногда Он останавливается. И однажды, когда колесница Господа Джаганатхи подошла к дому Бхактивинода Тхакура, она остановилась там и стояла три дня.
В соответствии с индийской традицией, когда мальчику исполняется 6-8 месяцев (а девочкам – 5-7), тогда проводится обряд поднесения ему первых зерновых. И когда колесница остановилась, Бхактивинод Тхакур подумал: «Почему же Джаганнатхадев стоит возле моего дома целых три дня?». И тогда он понял, что пришло время кормить ребенка первыми зерновыми. Бхактивинод Тхакур взял маленького Бимала-прасада и положил у лотосных стоп Джаганнатхадева.
Бимала Деви – это вечная внутренняя энергия Господа Джаганнатхи. И так как он родился в Джаганатха Пури, его назвали Бимал-прасад.
Когда Бхактивинод Тхакур положил своего сына к лотосным стопам Господа Джаганнатхи, в этот момент с Божества на его тело упала гирлянда. Это очень благоприятный знак. Бхактивинод Тхакур осознал, что этот мальчик необычный. Затем Бхактивинод Тхакур взял своего маленького сына себе на колени и прямо на колеснице Господа Джаганнатхи вложил ему в уста первые зерновые. В тот самый момент, когда Бхактивинод Тхакур со своим сыном спустились с колесницы, он сказал повозчикам: «Вы можете продолжить». Тогда они потянули за канаты, и Господь Джаганнатха очень быстро последовал в Гундича-мандир.
Бхактивинода Тхакур пожертвовал Прабхупаду всему вайшнавскому миру, поэтому мы должны быть очень благодарны ему. А что он сделал для общества, я сейчас объясню.
Иногда реки и озера становятся загрязненными глиной, и тогда правительство устраивает так, чтобы их очистили. Так же и у нас в обществе иногда появляются неблагоприятные элементы, и нужна великая личность, чтобы она исправила положение. И кто же был более великим, чем Бхактивинода Тхакур, в то время?
Во времена Бхактивиноды Тхакура жил один йоги, который провозгласил: «Я Бхагаван!». Его звали Бишикишан. Он провозгласил: «Я Сам Кришна! И я явлю танец раса со всеми замужними и незамужними молоденькими девушками в лесу в полночь».
В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что только будучи Шивой можно пить яд. Только Шива может это делать по беспричинной милости, никто более. И только лишь Враджендра-нандана Шьямасундара может явить танец раса, даже никакие Его другие воплощения и аватары, что уж говорить об обычных людях. У этого йоги были очень длинные спутанные волосы, как дреды. Он обладал великой мистической силой: когда он тряс своими волосами, из них исходил огонь и великий жар, и если кто-то дотрагивался, то он получал электрический шок. Враджанатх прабху шутил, что он бесплатное электричество вырабатывал.
Все члены семей были очень обеспокоены, они думали: «Неужели, моя жена, моя сестра отправится к нему?» И тогда они пожаловались Бхактивиноду Тхакуру и попросили, чтобы он помог им.
Йоги может обмануть обычного человека, но не чистого преданного. Полицейские пытались пойти в лес и спасти девушек, но когда он тряс своими волосами, из них исходило много огня, и все полицейские разбегались. Это было похоже на фейерверки. Вчера был день рождения города Москвы, и было множество фейерверков. Наподобие этого создавал йоги своими волосами.
И Бхактивинод Тхакур сказал: «Хорошо, я отправлюсь с патрулем полицейских в то место». Когда они подошли, он оставил их и отправился в то место, где был этот йоги. Полицейские уже хотели было убежать, но он сказал: «Не волнуйтесь, я найду выход из этого положения». Тогда он подошел к нему, схватил и сказал полицейским: «Держите его». Йоги продолжал трясти своей головой, но Бхактивинод Тхакур сказал: «Не бойтесь, я здесь, поэтому вам ничего не будет».
Кришна является повелителем всех йогов, а кто такой Бхактивинод Тхакур? Это Его вечный спутник. Бхактивинод Тхакур сразу понял, откуда исходит его мистическая сила. Он взял ножницы и остриг все его волосы. И тогда он затряс своей головой еще быстрее. Почему? Потому что волосы были тяжелые и было сложно ими трясти, но после стрижки голове стало легче, и он тряс и тряс, но никакого электричества не исходило. Тогда Бхактивинод Тхакур сказал полицейским, чтобы они его арестовали и посадили в тюрьму.
На следующий день суд должен был вынести решение, что с ним делать. И кто же должен был проводить этот суд? Бхактивинод Тхакур. Тогда он был главным судьей. И в тот день все члены его семьи почувствовали сильную боль в желудках. И тогда Бхактивинод Тхакур понял, что это устроил Бишикишан.
Жена Бхактивиноды Тхакура, Бхагавати Деви, обратилась к нему: «О, Прабху, отпусти этого человека. Из-за него мы чувствуем такую сильную боль». Но Бхактивинод Тхакур сказал: «Не волнуйся, все решится». Он вернулся в суд и вынес решение: «Йог должен быть заключен в тюрьму до конца своих дней». И тогда Бишикишан объявил: «До тех пор, пока меня не выпустят из тюрьмы, я не буду ни есть, ни пить!». Но Бхактивинод Тхакур не слышал его слов. И, постясь таким образом, йоги оставил тело. Никто не мог справиться с этим человеком, но Бхактивинод Тхакур сделал это, будучи домохозяином.
В первой части я объяснил, что Бхактивинод Тхакур сделал для гаудия-вайшнавской философии. Во второй я объясняю, что он сделал для общества. Сейчас я расскажу, что же он привнес во весь мир.
Все общество гаудия-вайшнавов того времени объявило его седьмым Госвами. После ухода шести Госвами было так много возвышенных вайшнавов, но никто не заслужил титул седьмого Госвами. Почему Бхактивинод Тхакур заслужил этот титул? Потому что он делал в точности все то же самое, что делали все Госвами.
Шрила Гурудев говорил, что Шри Чайтанья Махапрабху велел шести Госвами сделать четыре вещи. Время покрывает места игр Господа, и шесть Госвами устанавливали их вновь. Так же и Шрила Бхактивинод Тхакур установил место явления Шри Чайтаньи Махапрабху.
Второе – это шри виграха-пракаш. Они находили такие Божества, как Шри Мадана-Мохан, Шри Радха-Говинда. И Шрила Бхактивинод Тхакур так же нашел Божества Гоур-Виншуприи и Лакшмиприи.
Ачарьи нашей линии, наши Госвами, написали множество книг: «Уджджвала-ниламани», «Бхакти-расамрита-синдху», «Шат-сандарбхи». И Бхактивинод Тхакур так же написал много прекрасных писаний. Он написал более ста книг на санскрите, бенгали, урду, английском и других языках. Шрила Гурудев сказал, что величайшей его книгой является «Джайва-дхарма». От начала и до конца этой книги объясняется, как человек в своем обусловленном состоянии может прогрессировать, достичь совершенства и стать вечным спутником Господа. Шрила Бхактивинод Тхакур написал также книгу «Вайшнава-сиддханта-мала», в которой описывается вайшнавский этикет, все правила и предписания, и шесть Госвами так же написали прекрасные книги о вайшнавском этикете: «Хари-бхакти-виласа» и другие.
Все, что делал Бхактивинод Тхакур, было в точности тем же, чем занимались шесть Госвами. Поэтому все общество вайшнавов провозгласило его седьмым Госвами.
Сейчас я подойду к тому, почему его зовут Бхактивинод, т.е. то, о чем говорится в его пранама-мантре:
намо бхакти-винодайа сач-чид-ананда-намине
гаура-шакти-сварупайа рупануга-варайа те
Если я буду обсуждать полностью его пранама-мантру, тогда это займет очень много времени. Почему его зовут Бхактивинод? Почему сач-чид-ананда? Почему гаура-шакти-сварупайа? Почему рупануга-варайа те? Объяснение этого займет слишком много времени, поэтому я объясню только то, почему его называют Бхактивинод. Я расскажу все, что слышал от Гурудева, в соответствии со своей памятью.
«Винод» означает «тот, кто делает других счастливыми своим энтузиазмом». Также он держит кого-то на расстоянии, т.е. далеко, поэтому его зовут Бхактивинод.
Шрила Бхактивинод Тхакур является вечным спутником Шри Чайтаньи Махапрабху, и там его зовут Бхактивинод, а в играх Радхи-Кришны он является Камалой Манджари.
Каков долг манджари? Они хотят быть только в лагере Радхики и ни в каком другом. Что делают манджари? Они взращивают (усиливают) желание Кришны встретиться с Радхикой. Если Кришна собирается отправиться в другой лагерь, например, к таким гопи, как Чандравали, тогда манджари тут же доносят об этом Радхике и говорят: «О! Он обманщик!». И когда Кришна возвращается в лагерь Радхики, Она входит в настроение мана (гнева) и не хочет разговаривать.
Однажды ночью Кришна пришел в Яват, чтобы встретиться с Радхикой, потому что днем у Него этого не получилось. Кришна пришел и постучал в дверь, и у Него спросили: «Кто там?». Кришна ответил: «Я, Кришна».
У слова «Кришна» есть два значения 1) тот, кто привлекает всех и дарует счастье; 2) черная ядовитая змея. Кришна хотел сказать, что он сын Нанды Бабы. Но Камала и другие манджари сказали Радхике: «О! Черная змея приползла к твоему дому, ни в коем случае не открывай дверь! Она укусит Тебя, и Ты умрешь».
В то время с Радхикой были только манджари, потому что все сакхи – Лалита, Вишакха – вернулись в свои дома.
Кришна сказал: «Нет-нет! Я не Кришна, Я Шри Хари». Тогда послышался ответ: «О! Ты Шри Хари?». Шри Хари означает Шри Радхика, а Хари – это тот, кто кадет. То есть Он пытался сказать, что Он тот, кто крадет ум Радхики. Но как же манджари поняли значение этого имени? «Шри хари» также означает «лев». И они испуганно сказали: «Боже мой! Это лев! О, Радхе! Если мы откроем дверь, то лев придет и загрызет нас».
И Кришна подумал: «О, эти манджари! Они такие глупые». И тогда Он сказал: «Нет-нет, Я не Шри Хари. Я Хари». И тогда манджари сказали: «О, Радхе! Там обезьяна. Пожалуйста, не открывай дверь. Она ворвется и исцарапает все наше лицо. Что же скажет наша свекровь, наши сестры, все наши родственники? Пожалуйста, не открывай дверь».
Затем Кришна сказал: «Я Говинда». Говинда – это тот, кто дарует всем счастье. А «го» означает «коровы», «телята», «земля», «знания» и т.д. И тогда гопи сказали: «О, Радхе! Нам кажется, что Он забыл путь к своему коровнику. Если Он так любит коров, то пусть отправляется к коровам Нанды Бабы. Почему Он пришел сюда?» Раз за разом они прогоняли Кришну, но это лишь разожгло желание Кришны встретиться с Радхикой.
Почему гопи это делали? Они все это делали для того, чтобы Он ушел оттуда, но это лишь разжигало Его желание встречи. Для чего они так говорили? Для того чтобы Кришна никогда не отправился в лагерь Чандравали.
Завтра рано утром мы отправимся в Санкт-Петербург, и все, кто хочет, могут поехать вместе с нами. И далее хари-катху я буду объяснять там. Если у кого-то есть вопросы, пожалуйста, спрашивайте.
Преданный: Вы сказали, что сегодня можете рассказать о лилах нашего Гурудева. Кроме вас никто не может таких лил рассказать.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Все то, что я слышал от Гурудева про Бхактивиноду Тхакура, я рассказал. И следующее я буду объяснять в Санкт-Петербурге. Так как лилы Кришны бесконечны и лилы Шрилы Гурудева так же бесконечны, я буду иногда их рассказывать.
- «Бхагавад-гита», 4.7.
- «Даша-мула-шикша», Амная-сутра, 1.
- «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.2.
- «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.108.
- «Падьявали», Бхаджана-махатмья,14; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 8,70.
- «Шри чайтанья-чаритамрита», Ади. 4.15-16.