О Шриле Дживе Госвами — Россия (Москва)

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа, а так же ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. А также всей гуру-варге, всем вайшнавам и вайшнави, которые собрались здесь и дают мне шанс рассказывать хари-катху.

Сегодня очень благоприятный день – день явления Шрилы Дживы Госвамипада. Шрила Джива Госвами, в соответствии с писаниями, был одним из шести Госвами, и он занимает очень важное положение в нашей гуру-парампаре. И вначале я попрошу Шримана Враджанатха прабху рассказать какую-нибудь хари-катху, а затем я продолжу класс. Также сегодня день явления Господа Ваманадева.

Шриман Враджанатх прабху: Прежде всего, я предлагаю бесконечные дандават-пранамы лотосным стопам ом вишнупад парамахамса свами аштоттора-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, его близким друзьям и вечным спутникам, Шриле Бхактиведанте Вамане Госвами Махараджу и Шриле Бхактиведанте Тривикраме Госвами Махараджу. Также я приношу свои бесконечные поклоны лотосным стопам Шрилы Гоур Говинды Махараджа, Шрилы Вана Махараджа, Шрилы Кешавы Госвами Махараджа, всей рупануга-гуру-варге, всем вайшнавам и вайшнави и преданным, собравшимся здесь под руководством Пуджьяпад Бхактиведанты Мадхавы Махараджа, Пуджьяпад Бхактиведанты Шанта Махараджа. Я предлагаю свои поклоны всем моим духовным братьям и сестрам, а так же гостям, собравшимся здесь.

Сегодня очень важный день. Как сказал Махарадж, сегодня день явления Шрилы Дживы Госвами, а также Господа Ваманадева. Мы слышали так много прекрасных историй о них от Шрилы Гурудева.

Однажды жил прекрасный преданный, которого звали Прахлада Махарадж, возможно, вы все знаете это имя. У него был сын Вирочана, а у Вирочаны был сын Бали Махарадж. Бали Махарадж очень знаменит. Он захватил весь мир, всю вселенную. Но он не относился благоприятно к бхакти и преданным. У него также был гуру, и он был инициирован. Но его гуру так же неблагоприятно относился к бхакти, он хотел наслаждаться этим миром.

Мы так же преданные, но пока у нас есть желание наслаждаться этим миром, мы никогда не достигнем бхакти. Желание принимать чувственные удовольствия подобно яду. Все это невозможно совместить: яд заставляет тело умирать, а бхакти дает жизнь. В наших шастрах описывается много прекрасных вещей, там описывается, как достичь бхукти, а в другой описывается, как стать освобожденным от всех материальных вещей, т.е. мукти. Большинство из нас хотят бхукти, материальных наслаждений, а кто-то хочет мукти, освобождения от всех проблем. И очень редки те, кто хочет настоящего бхакти.

Очень мало тех, кто приходит в нашу линию. Большинство людей хотят счастья в этом мире. У нас есть тилака, кантхималы, одежды преданных, но мы не думаем о Вриндаване, мы хотим быть счастливыми в этом мире. И мы молимся: «Гурудев, пожалуйста, помоги мне, у меня так много проблем». И Гурудев говорит: «Да, ты должен совершать бхаджан». – «Гурудев, что такое бхаджан?». – «Когда Гурудев уезжает в другое место?»

По этой причине мы всегда должны памятовать Шри Дживу Госвамипада. Он установил все истины о Господе Чайтанье Махапрабху, и также он продолжает линию, которая начинается с Господа Брахмы. Когда Господь Ваманадев явился в этом мире, тогда землей правил Бали Махарадж, и его гуру был Шукрачарья.

У Бали Махараджа было одно качество: он любил давать пожертвования тем, кто в этом нуждался. У него было знание о том, что Господь Кришна является Бхагаваном, Верховной Личностью Бога, и Ему принадлежит все, но из-за плохого общения и ложного гуру у него было слишком много ненужных вещей, и он захватил всю вселенную и расправился со всеми полубогами.

Когда Бали Махарадж захватил всех полубогов, тогда они начали молиться Господу. До этого же они правили райскими планетами и думали, что они наслаждающиеся. Они не думали о Господе, но когда были побеждены, тут же взмолились Ему: «О, Господь! Мы все твои слуги. Пожалуйста, помоги нам и верни нам наше положение». Они не молились о чистом бхакти.

Как мы видим, в наши дни преданные, совершая бхаджан, достигают какого-то положения, и когда они молятся Господу, они просят: «Пожалуйста, сделай так, чтобы я не потерял это положение, сделай так, чтобы я служил Тебе в том положение, в котором сейчас нахожусь». И все мы хотим положения, денег, мы хотим быть гуру.

Но что говорил Чайтанья Махапрабху? «На дханам на джанам на сундарим…», а также «Тринад апи суничена тарор ива сахишнуна…»1.

Шрила Гурудев говорил, что все должны быть воплощением шлоки «Тринад апи суничена». Преданные не должны желать положения, денег, домов, общества. Они должны желать быть только чистыми преданными, слугами Господа. Это очень сложно.

Когда в мире явился Господь Ваманадев, он пришел как сын Кашьяпы Муни. Почему Он это сделал? Он пришел ради Бали Махараджа, из-за полубогов.

Господь Ваманадев, явился в форме маленького мальчика, карлика. И когда он пришел к Бали Махараджу, тот был просто очарован красотой этого юного брахмана и сказал: «Чего ты хочешь, о, брахман? Хочешь, я дам тебе красивую жену? Хочешь землю?» Тогда к Бали Махараджу тут же подошел Шукрачарья, сказав: «О, мой Господин! Не верь Ему! Он выглядит, как обычный проситель, но на самом деле Он Господь Вишну и Он хочет отобрать у тебя все».

Этот гуру был полностью материалистичным. Почему он говорил «не ходи к нему»? Он знал, что на самом деле его ученик сможет там получить бхакти, но он не хотел этого. Настоящий гуру хочет, чтобы все пришли к нему, чтобы он давал им свои наставления о том, как получить бхакти. И Господь Капиладев тоже об этом молится, чтобы получить садху-сангу.

И Бали Махарадж мог получить бхакти. И, видя препятствие со стороны своего гуру, Бали Махарадж отверг его, потому что он является махаджаном. Если кто-то говорит нам, чтобы мы не ходили в то место, где происходит чистая хари-катха, то мы должны отвергнуть такую личность.

Это пример Бали Махараджа, и мы должны следовать таким преданным, как он и как Прахлада Махарадж.

Господь Ваманадев попросил Бали Махараджа: «У Меня есть небольшая просьба». «Что Ты хочешь, мой дорогой сын? – спросил его Бали Махарадж. – Я дам тебе все, что Ты попросишь». Тогда Ваманадев ответил: «Я хочу только три шага земли, в соответствии со Своим ростом. Я очень простой, неприхотливый брахмачари, мне нужно только три шага земли, чтобы сделать Свой бхаджан-кутир. Этого будет для Меня достаточно. Я всегда буду повторять харинаму и памятовать о Вриндаване».

Что произойдет, если вы будете повторять харинам? По милости харинамы все проявится в нашем сердце, мы осознаем трансцендентный Вриндаван, Радху и Кришну.

Итак, этот брахмачари попросил всего три шага земли, и тогда Бали Махарадж сказал: «О, Ты, наверное, чего-то не понимаешь? Ты еще юный брахман. Я могу одарить тебя всем». И тогда Шукрачарья вмешался: «Ничего не давай Ему! Он обманщик!».

«Но прежде чем мне что-то дать, – продолжал Господь Ваманадев, – ты должен принять ачаман, и тем самым закрепить свою клятву». Бали Махарадж согласился: «Да. Я трижды поклянусь и приму этот ачаман».

Иногда, когда мы принимает ачаман, мы льем воду через некое подобие соломинки, которая сделана из того же материала, что и ачаманница.

И в тот момент, когда Бали Махарадж согласился, Шукрачарья проявил себя в очень маленькой форме и проник в эту соломинку, чтобы вода не смогла пройти через нее.

Почему Шукрачарья сделал это? Он подумал: «Господь Ваманадев заберет все, и что же тогда останется для меня и моей семьи?» Он всегда думал только о себе. Так или иначе, он должен был не допустить этого. И он проявился в очень маленькой форме, не давая воде литься из этой соломинки.

Тогда Господь Ваманадев сказал: «Ничего страшного, сейчас мы решим эту проблему». Тогда Он взял тонкую палочку и вставил ее в эту узкую емкость, где был маленький Шукрачарья. И когда он ткнул ею, из соломинки полилась кровь. Ваманадев угодил прямо в глаз Шукрачарье, и он тут же вылетел оттуда.

Шрила Гурудев говорил, что любой, кто будет запрещать вам заниматься бхаджаном: ваши родители, какие-то родственники, друзья – в этой и следующей жизни они родятся слепыми на один глаз, потому что они не видят благой удачи для себя и других людей.

Итак, Бали Махарадж принял обет: «Я исполню твое желание, я дам тебе три шага земли». И тогда Господь Ваманадев принял Свою гигантскую форму и одним шагом покрыл 7 низших планетных систем, а вторым шагом покрыл высшие планеты. И затем Он спросил Бали Махараджа: «Куда же мне сделать третий шаг?» Тогда Бали Махарадж сказал: «Сделай третий шаг на мою голову. Я буду счастлив! Я предаюсь Тебе». Тогда Господь связал Бали Махараджа и возложил Свой третий шаг ему на голову. После этого на этом месте явились его отец Вирочана и Прахлада Махарадж, дедушка Бали Махараджа. И Прахлада Махарадж сказал: «О, мой Господь, Ты так милостив! Ты спас моего внука». «Я сделал это, только лишь из-за тебя, – ответил ему Ваманадев. – Я одарил его милостью. И также я хочу дать ему благословение, потому что ты являешься моим великим преданным».

Шрила Гурудев объяснял эту историю так, что если мы даже отдадим Кришне всю вселенную, это не значит, что Он должен нам дать что-то взамен. Мы не можем предложить Ему даже какую-то маленькую вещь. Мы должны предложить самих себя, а не какие-то вещи из этого мира. Как нам предложить свое сердце Господу? С помощью любви и привязанности это невозможно. Это становится возможным только по милости сат-гуру, по милости святой личности.

бхактис ту бхагавад-бхакта-
сангена париджайате
сат-сангах прапйате пумбхих
сукртаих пурва-санчитаих2

В этой шлоке говорится, что когда мы наберем достаточно духовных благочестивых поступков, сукрити, обретем истинного Гуру, садху-сангу, и когда Он поместит бхакти-лату в наше сердце, только тогда это будет возможно.

Как нам достичь бхакти-лата бхиджу? Когда мы будем слушать трансцендентную хари-катху из лотосных уст чистого преданного, тогда это будет возможно. Это очень важно.

И около пяти минут я бы хотел поговорить о славе Шрилы Дживы Госвами. Он является очень важной личностью в нашей гуру-парампаре. Как и его дяди, Шрила Рупа Госвами и Шрила Санатана Госвами, Шрила Джива Госвамипад всегда жил во Вриндаване. В свое время он был провозглашен Парамахамсой, Ачарьей во всем гаудия-вайшнавском мире, т.е. во всей Бхарата-варше, Индии, на земле Джаганатха Пури, Вриндаване и Навадвипе. Он был очень ученым и знал все писания. Но самое высочайшее – это то, что он был чистым преданным. Даже если мы будем знать все знание, но мы не являемся чистыми преданными, то это лишь материальное знание.

Во Вриндаване он открыл школу бхакти. И во всей вселенной, на всех планетах те, кто интересуется бхакти, могут приходить в его школу.

У него было три самых важных ученика. Какие? Нароттама дас Тхакур, Шивананда прабху, Шринивас Ачарья. Около года или больше, он обучал их, дал им чистое знание, бхакти-сиддханту. Давал ли он им посвящение? Он был шикша-гуру. А сколько было учеников у Шрилы Дживы Госвами? Ни одного. У него не было ни одного ученика, кому бы он напрямую дал посвящение. Но он распространял знание через чистую хари-катху, у него было множество последователей. И главными из них были Нароттама Дас Тхакур, Шивананда прабху и Шринивас Ачарья – их обучил всему.

Когда он увидел, что у них была твердая вера и ничто не могло поколебать их бхакти, он сказал: «Теперь вы готовы, теперь вы сами можете обучить весь мир». И тогда Нароттама Дас Тхакур попросил у него посвящение, но он сказал: «Нет, отправляйся к Локанатхе дасу Госвами, он тебе даст все». «Нет, ты мой Гурудев, – отвечал Нароттама Дас Тхакур. – Я хочу принять посвящение только лишь от тебя». Тогда Шрила Джива Госвамипад сказал: «Да, я твой Гуру, поэтому следуй моему наставлению. Отправляйся к Локанатхе дасу Госвами и прими у него посвящение. Следуй моему указу. Я неквалифицирован давать дикшу, но Лотханатх дас Госвами более возвышен, он старший. Он был одним из первых последователей Шри Чайтаньи Махапрабху, которым Махапрабху дал указание отправляться во Вриндаван и устанавливать там все места лил Радхи и Кришны. Поэтому ты должен следовать моему наставлению и пойти к нему».

Можно подумать: как же Джива Госвамипад может быть неквалифицирован давать посвящения? Это очень важно: каждый квалифицированный возвышенный вайшнав никогда не думает, что он квалифицирован давать посвящение, но по наставлению своего Гуру, по наставлению вайшнавов, он берет на себя эту великую ответственность и помогает дживам.

Шрила Гурудев, Шрила Вамана Госвами Махарадж, Шрила Тривикрама Госвами Махарадж взяли на себя великую ответственность о том, как заботиться о новых преданных, как давать им посвящение. Однажды я спросил у Шрилы Гурудева: «Гурудев, почему вы не начали набирать учеников с того момента, когда ваш Гуру ушел в самадхи?» И Гурудев сказал: «На самом деле, мы обсуждали этот момент и очень много думали над этим вопросом. Мы решили, что в одной санге, в одной семье, не может быть двух или более инициирующих духовных учителей, даже если эти вайшнавы маха-бхагаваты. Потому что тогда в санге возникнет много беспокойств. Даже если эти Гуру будут ладить между собой, их ученики, последователи, те, кто неквалифицирован, начнут ссориться друг с другом и говорить: «Мой Гуру более квалифицирован, он более возвышенный». И тогда начнутся столкновения, и бхакти утечет в другое место».

Шрила Джива Госвамипад идеальный этому пример. Мы очень удачливы, слушая его славу. Но самом деле важнее является шикша, чистая шикша. То есть если у человека есть дикша, посвящение, но нет настоящей шикши, тогда он не может прогрессировать. Но если нет посвящения, но есть шикша, тогда будет прогресс. Например, если вы поступили в университет, но вы не ходите на уроки, тогда что же вы за студент такой? Но даже если вы не получили посвящение, но с полной верой и очень внимательно слушаете хари-катху, тогда вы будете чувствовать вдохновение и чувствовать настоящее бхакти.

Шрила Рупа Госвами сказал, что в первую очередь должна быть гуру-падашрая, т.е. вы сначала должны обрести сильную веру в Гуру, а потом получить посвящение.

Я бы еще хотел рассказать о стольких вещах, но я остановлюсь здесь и, возможно, завтра или в другое время продолжу.

Однажды, когда я видел, как Гурудев иногда давал очень быстрые посвящения совсем новым людям, я был тогда немножко смущен, потому что до этого я видел другой процесс посвящения. И тогда Гурудев сказал: «На самом деле, это ненастоящая инициация. Я это делаю только лишь для вдохновения, чтобы они пришли вновь». То есть после этого посвящения уже возникают какие-то отношения, и только лишь потом они обретут настоящее посвящение. Это не такие простые вещи. Это очень важно.

Завтра я хотел бы поговорить об Академии чистого бхакти, одном проекте, который мы сейчас начинаем, где мы учим тому, как правильно следовать линии нашей парампары, ачарьев.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: От Шримана Враджанатха прабху мы слышали о славе Шри Ваманадева и Шрилы Дживы Госвами. Время так быстро летит. Я должен продолжать или остановиться здесь?

Шрила Джива Госвами был племянником Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Санатаны Госвами. Его отца звали Анупам, или Валлабха. Не смотря на то, что Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами и Шрила Джива Госвами являются вечными спутниками Шри Чайтаньи Махапрабху и Божественной Четы Шри Радхи и Кришны во Вриндаване, они пришли в этот мир как обыкновенные садхаки и совершали лилы, подобные человеческим. Шрила Рупа Госвами был министром, а Шрила Санатана Госвами был главным секретарем, а так же заведующим финансами, казначеем.

После того как Шри Чайтанья Махапрабху принял отреченный уклад жизни, Он отправился по наставлению своей матери Шачидеви в Джаганнатха Пури. Там Он ощутил сильное желание отправится во Вриндаван. Когда Шри Чайтанья Махапрабху из Джаганнатха Пури отправился во Вриндаван, за Ним последовало множество преданных. И один преданный мысленно выстилал путь для Махапрабху. В своем уме он выкладывал для Него такую прекрасную дорогу: по ее бокам росли прекрасные цветы, кунды, изумительная природа, но когда он увидел, как Махапрабху подошел к Рамакели, то его медитация прервалась и он вышел из самадхи. Тогда преданные сказали, что Шри Чайтанья Махапрабху не пойдет дальше Рамакели-грама. И с этого места Махапрабху вновь вернулся в Джаганатха Пури.

Когда Шри Чайтанья Махапрабху пришел в Рамакели-грам, то Шрила Рупа Госвами и Шрила Санатана Госвами, переодевшись в обычные одежды, пришли к Нему, неся на руках маленького племянника Шрилу Дживу Госвами. Санатана Госвами предложил Дживу Госвами лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху. И, будучи таким юным, Джива Госвами уже обрел милость лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху. А затем Санатана Госвами сказал Махапрабху: «Идти во Вриндаван с таким огромным количеством людей неправильно. Во Вриндаван нужно идти только лишь небольшой группой». И Шриман Махапрабху по просьбе Санатаны Госвамипада вернулся в Джаганнатха Пури.

Каково учение этой истории? Если вы идете с личностями, которые соответствуют вашему настроению, то с ними будет очень легко идти. А если же нет, тогда процесс будет очень трудным.

Постепенно Шрила Джива Госвами подрастал и был очень удачлив, поскольку имел общение и принимал наставления от Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Санатаны Госвами. А затем Шрила Рупа Госвами дал Шриле Дживе Госвамипаду посвящение.

Инициация, посвящение, дарует нам взаимоотношения с Божественной Четой. Шрила Гурудев говорил, что посвящение – это не такой простой процесс. Лишь только когда достигается васту-сиддхи, инициация является завершенной. С инициации все только начинается, но завершение этой инициации происходит на уровне васту-сиддхи, когда мы обретаем свои вечные взаимоотношения с Махапрабху и Божественной Четой.

Шрила Джива Госвамипад со всем сердцем служил своему Гуру, Шриле Рупе Госвами, после посвящения. И когда он еще был младенцем, Махапрабху дал Шриле Рупе Госвами и Шриле Санатане Госвами наставление: «Учите этого мальчика, пусть он обретет великое знание. Не устраивайте его свадьбу (т.е. пусть у него не будет жены). Он должен стать квалифицированным в вайшнавской философии».

Шрила Рупа Госвами создал множество прекрасных книг: «Бхакти-расамрита-синдху», «Уджджвала-ниламани», «Лалита-Мадхава», «Видагдха-мадхава» и другие. Однажды очень ученый пандит пришел к Рупе Госвами и захотел обсудить с ним философию. Этим пандитом был Валлабха Ачарья, он был старше Шрилы Рупы Госвами. И он спросил Рупу Госвами: «Над чем ты сейчас работаешь? Что ты сейчас пишешь?» «Бхакти-расамрита-синдху», – ответил Рупа Госвами. Тогда Валлабха Ачарья попросил: «Мог бы ты показать мне? Может быть, я что-нибудь там подправлю». «О, да, конечно!» – обрадовался Шрила Рупа Госвами. Узнав об этом, Шрила Джива Госвами очень разгневался: «Что? Кто-то нашел недостатки в моем Гуру?» Однако внешне он не показал своих чувств.

бхукти-мукти сприха-йават
пишачи хриди вартате
тават бхакти-сукхасйатра
катхам абхйудайо бхавет3

Валлабха Ачарья, открыв книгу, увидев шлоку, в которой упоминается два слова: «бхукти» и «мукти». «Бхукти» означает чувственные наслаждения, а «мукти» – освобождение. И Валлабха Ачарья сказал: «Эти термины никак не связанны с бхакти. Возможно, здесь нужно что-то подправить». «Хорошо, – сказал Рупа Госвами. «Сейчас я пойду приму омовение, и, вернувшись, я все это сделаю», – ответил Валабха Ачарья.

Шрила Гурудев сказал по этому поводу: «Кем является Рупа Госвами? Рупа Госвами в духовном мире является Рупой Манджари. Санатана Госвами – это Лаванга Манджари, а Шрила Джива Госвами – Виласа Манджари. И они очень искусны в том, как обманывать своих старших».

Увидев, как Валлабха Ачарья уходит, Шрила Джива Госвами в тот же самый миг вылил всю воду, которая была у них в хижине, и сказал: «О, нет воды для питья! Схожу-ка я на Ямуну и наберу немного воды». Он взял глиняный горшок и отправился к реке. Когда же Шрила Джива Госвами встретил там Валлабха Ачарью, он спросил: «Какой же недостаток ты нашел в словах моего Гурудева? «Бхукти-мукти», какой недостаток в этих словах?» Валлабха Ачарья ответил: «На самом деле, в контексте говорится, что они подобны ведьме, как Путана. Поэтому это неверно». Тогда Шрила Джива Госвами пояснил: «Это не бхукти и мукти подобны ведьме, а желание бхукти и мукти. На самом деле, высочайшее мукти – это обретение своей сварупы, своего вечного служения, своей сиддха-дехи. И как же мой дядя мог написать, что это мукти подобно ведьме?

Верховная Личность Бога Кришна сказал в «Бхагавад-гите»: «Не совершая карму, человек не может существовать в этом мире». То есть когда человек совершает карму, тогда и бхукти приходит. Мой дядя никогда не говорил, что бхукти и мукти – это ведьма. Он сказал, что желания этого букти и мукти подобно ведьме».

Сказав это, он набрал воды в свой горшочек и пошёл обратно. Вернувшись, Валлабха Ачарья спросил Рупу Госвами: «Что это за юноша, который тебя все время омахивает?» Рупа Госвами ответил: «Это мой племянник, а также мой ученик. Он выглядит совсем юным, но он очень разумен». Тогда Валлабха Ачарья не стал ничего править в книге Рупы Госвами, и Рупа Госвами догадался, что произошло. Потому что, не поговорив с кем-то, вы не можете понять, насколько разумен человек.

Тогда Рупа Госвами подозвал Шрилу Дживу Госвами, сказав: «О, юноша, ты не можешь стерпеть наставлений брахмана? Отправляйся на восток». Что означало «отправляйся на восток»? Дом Дживы Госвами находился на востоке. Что это означало? «Отправляйся к себе обратно домой».

Итак, следуя наставлению, Шрила Джива Госвами ушел. Он поселился в месте, которое вырыли крокодилы, но не мог стерпеть разлуки и постоянно взывал: «Ха Рупа! Ха Рупа!» Он ничего не ел, не спал и очень ослаб.

Шрила Гурудев говорил: «Что же получается, Шрила Джива Госвами неправильно поступил с этим брахманом? Нет, он все сделал правильно. Он все сделал очень хорошо. Если бы я оказался на его месте, я бы сделал то же самое». Но также и Рупа Госвами поступил правильно. То есть мы должны быть «тринад апи суничена», очень смиренными. Если ты не можешь терпеть какую-то личность, то как ты можешь совершать бхаджан? Поэтому как Шрила Джива Госвами, так и Рупа Госвами – оба они поступили верно».

Шрила Санатана Госвами был высочайшим садху во Вриндаване, он путешествовал по Вриндавану и однажды пришел в то место, где жил Шрила Джива Госвами (вместе с крокодилами в той пещере).

Однажды я спросил у Гурудева: «Почему же крокодилы не атаковали Шрилу Дживу Госвами? Ведь он жил рядом с ними». И Шрила Гурудев ответил: «У всех в теле пребывает параматма, и если она дает вдохновение, только лишь тогда мы можем что-то сделать. Шрила Джива Госвами – вечный спутник. Как же параматма могла сказать крокодилам, чтобы они ему навредили? Например, Нитьянанда Прабху – Он в свое время обнимал и плавал вместе с крокодилами. Почему они Его не кусали? Потому что из Нитьянанды Прабху исходят все параматмы. Как же они могли вдохновить крокодилов на это?»

Враджаваси сказали Санатане Госвами: «В одном месте живет один вала-баба. Мы предлагаем тебе всякие угощения с наших домов, но когда мы приносим эти угощения тому юноше, он только лишь плачет: «Ха Рупа! Ха Санатана!» и совсем ничего не принимает». Тогда Санатана Госвами попросил их: «Приведите его ко мне». Деревенские жители отправились туда и привели Дживу Госвами. И Санатана Госвами привел его обратно во Вриндаван.

Рупа и Санатана постоянно приходили друг к другу в бхаджана-кутиры. Однажды Санатана Госвами отправился к Рупе Госвами и спросил: «Какой долг вайшнава?» Рупа Госвами ответил: «Дживе доя – давать милость всем живым существам». Не смотря на то, что они были братьями, Санатана Госвами был старше, и он был как Гуру для Рупы Госвамипада. Тогда Санатана Госвами сказал: «Милость вайшнавов заключается в том, чтобы давать милость дживам, так почему же ты даешь ее дживам, но не Дживе, твоему ученику?» – спросил его Санатана Госвами. А затем он привел Дживу Госвами к Рупе Госвами, усадил его у того на коленях, и тогда они все вместе заплакали. После этого Джива Госвами поправился, и его здоровье восстановилось.

Однажды другой ученый пандит пришел к Рупе и Санатане Госвами и захотел сразить их в философском споре. Но Рупа и Санатана Госвами не хотели попусту тратить свое время и написали на бумаге: «Мы, Рупа и Санатана, побеждены тем пандитом». Тогда по всему Враджу разнеслась весть: «Рупа и Санатана были побеждены без спора». Когда об этом услышал Джива Госвами, он пошел к тому ученому и полностью разбил его в пух и прах в споре, забрав эту бумагу обратно.

Так много всего можно рассказать о Шриле Дживе Госвамипаде, но одну важную вещь я хотел бы упомянуть сегодня. Мы всегда совершаем Навадвипа-дхама-парикраму, а также Враджа-мандала-парикраму. Но кто первым совершил Навадвипа-дхаму-парикраму? Её совершил Джива Госвами под прямым руководством Нитьянанды Прабху.

Как удачлив был Шри Джива Госвамипад! Будучи еще младенцем, он дотронулся до лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, а теперь он подрос и юношей отправился в Навадвипу. И, увидев его, Нитьянанда Прабху возложил Свои лотосные стопы ему на голову. Как он удачлив! Нитьянанда Прабху взял Шрилу Дживу Госвами и провел по всей Навадвипа Дхаме, по всем девяти островам Навадвипы. И в каждом месте Он рассказывал, какие игры происходили там.

Шрила Джива Госвамипад написал так много прекрасных грантх, писаний, для всей нашей гуру-парампары. И очень важными из них являются «Гопала-чампул», «Хари-намамрита-вьякарана», шесть «Сандарбх». Без изучения этих шести «Сандарбх» никто не может прогрессировать в бхакти. Также он написал комментарии к книгам Шри Рупы Госвамипада – «Бхакти-расамрита-синдху», «Уджджвала-ниламани» – и на «Шримад-Бхагаватам».

Мы продолжим обсуждать хари-катху завтра. Все мы собрались по милости моего дорогого Гурудева Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, а также моих духовных дедов, Шрилы Свами Махараджа и Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа.

Мой духовный дед, Шрила Свами Махарадж, очень любил сладости из Матхуры – пера. И он всегда, будучи на Западе, писал моему Гурудеву о том, чтобы тот прислал их ему. И сейчас я вас всех угощу этой сладостью. Прошу Враджанатха прабху распространить этот прасад.

В этом году Шри Враджа-мандала-парикрама пройдет с 8 октября по 6 ноября. И я прошу вас всех, чтобы вы приезжали на парикраму.


  1. «Шри Шикшаштака», 3-4.
  2. «Брихан-нарадия-пурана», 4.33 . «Хари-бхакти-виласа»,10.279. «Джайва-дхарма»,гл.3,6.
  3. «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.22.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.