Ответы на вопросы. Радха-таттва. — Россия (Москва)

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я склоняюсь перед лотосными стопами своих духовных дедов, нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа. А также я предлагаю свои поклоны всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь. Спасибо, что даете возможность рассказывать хари-катху.

Только что мы вернулись из Индии, отпраздновав там Радхаштами. И поэтому вчера вечером мы обсуждали радха-катху. А сегодня Экадаши, и утром мы прославляли Экадаши. По просьбе всех преданных сегодня вечером я хочу продолжить обсуждать радха-таттву. Сегодня утром преданные задавали разные вопросы об Экадаши, и один из вопросов быт таков: «Почему Экадаши называется Мадхава-титхи? Почему не Шанта-титхи, не Враджанатх-прабху-титхи, не Кришнадас-титхи?» Также был еще один вопрос. И на эти вопросы я попрошу ответить Враджанатха прабху, а затем я продолжу.

Шриман Враджанатх прабху: Прежде всего, я предлагаю смиренные поклоны лотосным стопам моего парамарадхья гурупада-падма ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, его близким друзьям и вечным спутникам, Шриле Бхактиведанте Вамане Госвами Махараджу, Шриле Бхактиведанте Тривикраме Госвами Махараджу. Так же я приношу свои бесчисленные дандават-пранамы лотосным стопам моих духовных предшественников, Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа и Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа. А также я приношу свои бесчисленные дандават-пранамы лотосным стопам всей нашей гуру-варги и всем собравшимся сегодня преданным во главе с Пуджьяпадом Мадхавой Махараджем, Пуджьяпадом Шантой Махараджем, всем старшим братьям и сестрам.

Я вижу так много знакомых: Вену-гопал, Кришнадас прабху, многие старшие преданные здесь. Четыре с половиной недели я провел в России и выучил несколько русских слов, но мне тяжело их произносить. Одно из них «преданные». Я хочу говорить на вашем языке, но я не могу. Но я знаю, что ваши сердца очень прекрасны. Русские преданные особенные. Вы очень разумны, и вы хотите прогрессировать в бхакти. И мы все собираемся здесь именно по этой причине – чтобы прогрессировать в бхакти.

Я не хочу занимать много времени, просто хочу напомнить, что мы собрались здесь по беспричинной милости Шри Гуру и Гауранги. Это план Шри Гуру, Шри Гауранги – чтобы мы все могли прогрессировать в бхакти. У них совершенный план, а мы несовершенны. Иногда мы не согласны и ругаемся друг с другом, но у нас должна быть полная вера в план Шри Гуру и Гауранги, и мы должны принимать их наставления. Только по этой причине мы здесь собрались с вами. И если бы Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада не принял полностью наставление своего Гурудева, мы бы здесь с вами не собрались. Он приехал всего лишь один раз в Россию. Возможно, он встретился всего с одной или двумя личностями, но в их сердцах он устроил революцию.

В те времена мы не собирались вместе, в то время было множество препятствий на пути преданных. Преданных арестовывали, сажали в тюрьму, но они никогда не оставляли свою веру в учение Шрилы Прабхупады, Шри Чайтаньи Махапрабху. Их учение для каждого. И для тех, у кого есть вера в учение в Шри Чайтаньи Махапрабху и Шрилы Гурудева, они устраивали революции. И какого вида революции? Эти революции пробуждала каждого, чтобы каждый обрел свою благую удачу осознать. Наша истинная удача – связь с тем миром, которому мы принадлежим, где нас ждет наш самый лучший друг. Мы все ищем дружбы, любви. И как раз такой самый лучший друг ожидает нас, но мы все-таки ищем его в этом мире. Шри Чайтанья Махапрабху говорит: «Проснитесь! Вставайте, спящие души!».

«Джив джаго, джив джаго, гаурачандра боле…»1

«Вы обрели особую человеческую форму жизни, потратив так много времени, сменяя свои разные одежды. Поэтому пробудитесь!».

Но как можно проснуться? Как мы можем пробудить кого-либо? С помощью звуковой вибрации. Если мы позовем спящего человека по имени, то он проснется. Но если мы притворяемся спящими, тогда нас можно хоть зазваться – мы можем даже глаза не открыть. Это очень не хорошая ситуация, для этого нам нужно особое лечение. Для этого у Нитьянанды Прабху есть особая программа. У него есть махапрасад и так много хорошего секретного оружия: киртан, общение с преданными, хорошая философия. Если мы подытожим и увидим, что у нас есть полная вера, тогда эта милость будет проявлена. И если мы не осознали этот итог, то в действительности мы еще не встали на путь преданности.

нама чинтамани кришна чайтанй раса-виграхах пурнах-шуддхо нитья-мукто бхиннатван нама наминох2

Как говорится в этой шлоке, в век Кали Кришна проявил весь дар, который Он хочет дать в Своем имени. Кришна не отличен от Своего имени, а Его имя подобно трансцендентному камню, который может исполнить любое желание.

Наставление Шри Чайтаньи Махапрабху таково: «Пожалуйста, воспевайте святые имена и обретите победу и удачу». Какова наша истинная удача?

садху-санга садху-санга сарва-шастре кайа лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа3

Наша истинная удача находится там, где кришна-према. Кришна наш лучший друг, Он ждет нас, а мы говорим: «У меня нет времени, мне вот надо машину купить».

Когда мы находимся в садху-санге, мы должны желать лишь одной вещи: «Я хочу обрести кришна-прему». Какой вид кришна-премы?

анйабхилашита-шунйам гйана-кармадй-анавритам анукулйена кришнану- шиланам бхактир уттама4

Что такое чистое бхакти и где его можно найти? Чистое бхакти – это собственность враджаваси. Миссия Шримана Махапрабху – распространить это чистое бхакти, которое является собственностью враджаваси. Шри Чайтанья Махапрабху пришел распространить эти особенные спонтанные нерушимые отношения с Верховным Господом с особым настроением.

Почему Он пришел распространить это? Он пришел распространить чистое бхакти, потому что Ему нравится находиться под контролем Своих преданных. Кришна – Верховная Личность Бога, из Него исходит все. У Него так много энергий, но Он хочет находиться под контролем враджаваси, у которых есть кришна-према.

према-раса-нирйаса карите асвадана рага-марга бхакти локе карите-прачарана расика-шекхара кришна парама-каруна эи дуи хету хайте иччхара удгама5

И вы очень удачливы, что Шри Чайтанья Махапрабху пришел распространить это.

Почему Шри Чайтанья Махапрабху такой милостивый? Это Сам Кришна, который пришел с настроением Шримати Радхики. А Она очень милостива. Без Ее милости Он не смог бы сделать этого.

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада говорил: «Кто-то из вас хочет стать единым с Богом, но я пришел сказать вам, что вы можете стать даже больше, чем Бог, вы можете контролировать Бога». Господь настолько милостив. Он пришел распространить то, что может контролировать Его самого. Он ждет нас, когда мы придем и возьмем Его под свой контроль своей любовью. Кришна даже более заинтересован. Он бежит за нами, несмотря на то, что мы этого не хотим. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада приехал в Россию и распространил Его учение в виде книг. Это милость Шри Чайтаньи Махапрабху.

намо маха-ваданйайа кршна-према-прадайа те кршнайа кршна-чайтанйа-намне гаура-твише намаха

Мы должны помнить об этой милости, она присутствует, и в этом наша истинная удача. После того как Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада посетил Россию, его миссия разожглась в этой стране и появилось так много последователей. Но после мы заметили, что многие стали понимать под сознанием Кришны то, что нам нужно иметь больше денег, больше последователей. Кришна такой милостивый, Он увидел это и стал думать: «Что-то идет не так. Что же делать?» На самом деле Кришна не так разумен, поэтому Шримати Радхика сказала Ему: «Я пошлю одну из Моих сакхи в Россию». И кто приехал в Россию? Наш самый возлюбленный Шрила Гурудев, Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж. Он приехал, чтобы дать нам понимание того, что истинное Сознание Кришны расположено в нашем сердце. Чистое бхакти расположено в нашем сердце. Это возможно осознать, если мы пробудимся, будем смиренными и будем всегда помнить наставления нашей гуру-парампары и Шри Чайтаньи Махапрабху.

Шри Чайтанья Махапрабху и Его спутники пришли не для того, чтобы создать какое-то сектантское общество. Они пришли, чтобы распространить всемирную любовь. Нам не нужно создавать маленькие группы и ругаться друг с другом. Не спешите с этим. В духовном мире есть группы, которые ругаются друг с другом, но это называется према-калаха. Для начала мы должны думать, что мы одна семья, мы следуем наставлениям всей нашей гуру-парампары и должны продолжать делать это.

Мадхава Махарадж уже очень хочет начать говорить. И я очень счастлив, что встретил сегодня вас всех.

Он приехал далеко из Индии с Шантой Махараджем. Шанта Махарадж очень умиротворенный и очень квалифицированный рассказчик. А завтра я расскажу о фестивале в Пури, или послезавтра, когда будет возможность.

Преданный: Завтра Вамана-двадаши. Стоит ли нам продолжать поститься?

Шриман Враджанатх прабху: Наш Шрила Гурудев говорил, что если мы вкушаем прасад на Экадаши, для начала на следующий день, нам нужно прервать паран, а после этого нужно прославлять Господа Ваманадева. И если вы не постились на сухую, то вы можете почитать прасадам. А если вы постились, Пуджьяпад Мадхава Махарадж расскажет вам более подробно.

У меня просьба. Мадхава Махарадж является главным оратором в этом собрании. Он старший, и мы недолжны сидеть выше него. Он говорит, что это не проблема, но лучше для нас, если мы не будем этого делать.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Вопрос такой был: «Почему Мадхава-титхи?» Я постараюсь объяснить то, что я слышал от Шрилы Гурудева, согласно своей памяти. Другое название Экадаши – Хариваса-титхи. Но чтобы осознать истинное значение Мадхава-титх, нам нужно понять, что такое «Мадхава». «Ма» означает «Лакшми», а «дха» – «супруг/муж». Согласно этой шлоке:

деви кришна-майи прокта радхика пара-девата сарва-лакшмимайи сарва-кантих саммохини пара6

Шримати Радха Тхакурани, находясь во главе гаудия-вайшнавов, является самой главной Лакшми. «Дха» означает «настроение возлюбленной». Те, кто следует Экадаши, могут обрести настроение поклонения Кришне как возлюбленному. А все гаудия-вайшнавы служат Радхе и Кришне под руководством всей нашей гуру-варги, которые имеют такое настроение возлюбленных. В этот день тот, кто покланяется Радхе и Кришне, приходит под руководство Шримати Радхики.

У Кришны так много прекрасных имен. И именно это имя означает, что Он находится под контролем любви, поэтому он называется Мадхава-титхи.

Второй вопрос был таков: «Как мы должны следовать Чатурмасья-врате?»

«Чатур» означает «четыре», а «масья» — «месяцев». Бхагаван говорит: «В эти четыре месяца Я сплю для всех, но только не для Моих преданных. Ни для гьяни, ни для карми, ни для кого-либо другого – эти четыре месяца только для преданных!».

Есть особые правила, которым мы должны следовать в Чатурмасью. Первый месяц не разрешается есть зелень, листовые. Во второй месяц не разрешается есть йогурт. В третий месяц не разрешается есть молоко. А в четвертый месяц нельзя есть горчичное масло. И также нельзя есть некоторые овощи, но здесь, в России, их нет. Также преданные спрашивали у Шрилы Гурудева насчет помидоров, и он сказал: «Три месяца мы можем принимать, но в последний месяц, Картику, даже во сне нельзя думать о них». Нельзя халаву, нельзя мёд, семена сезама. Но самая главная вещь – мы должны увеличивать свои круги, мы должны больше читать писаний и постоянно находиться в садху-санге.

Третий вопрос был насчет Вамана-двадаши. Есть два таких Двадаши: один из них Вамана-двадаши, другой Вараха-двадаши. Каждый из них наступает после Экадаши. Поститься таким образом в Кали-югу обусловленным живым существам очень тяжело – когда идут два поста один за другим. Здесь есть несколько советов. Если кто-то может поститься в два поста, то в первый день вы можете поститься полностью, без воды, всю ночь не спать и совершать киртан. Кто-то может подумать: «Ну, не проблема, я днем посплю». Нет, днем спать не следует. На следующее утро нужно принять чаранамриту или воду, а затем можете съесть немного фруктов и следовать экадашному прасаду, не вкушая рис, дал и прочие подобные яства. Если кто-то может следовать, то это хорошо. Но, так или иначе, если у нас нет сил, то мы должны следовать по стопам нашей гуру-варги. Кто-то может следовать, но их ум будет думать: «Что же делать, что же делать? Так есть хочется!» Тогда все будет испорчено, лучше следовать так, как это делают преданные.

Шриман Враджанатх прабху: Во Вриндаване был задан один вопрос: «Если мы держим нирджал, ничего не вкушаем и проводим все правильно, тогда мы обретем бхакти?» Но в действительности это не так, бхакти – она для всех преданных и не имеет рамок.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: В действительности, мы должны следовать по стопам нашей гуру-варги, мы не должны стремиться быть выше их, гордиться этим, думая: «О, да, я выше, чем все наши учителя!» Это очень страшное настроение, в результате которого мы все потеряем. Что уж говорить о Вамана-двадаши или Вараха-двадаши? Иногда происходит так, что Нитьянанда-трайодаши случается так же сразу, это было дважды на моем опыте жизни. Однажды это было во время присутствия Шрилы Гурудева, а второй раз после его ухода. И Шрила Гурудев сказал нам, когда наступил Нитьянанда-трайодаши: «Прославляйте Нитьянанду Прабху, потом примите паран и вкушайте обычный прасад». И то же самое для Вамана-двадаши и Вараха-двадаши: прославляйте с утра Ваманадева или Варахадева, потом примите паран и вкушайте обычный прасад.

Вчера мы обсуждали радха-таттву и также то, что Шримати Радха Тхакурани иногда является из яйца, иногда она выходит из огня, иногда появляется в лотосе, а иногда рождается из лона матери Киртиды. Вчера мы все это обсудили в деталях. И то, как Нарада Риши встретился со Шримати Радхой Тхакурани. Тогда она была, как будто слепа, поскольку Она сказала Кришне: «Первым, кого я увижу в этом мире, должен быть Ты». Также Шримати Радхика получила благословение от Дурвасы Риши – все, что Она ни приготовит, будет слаще нектара. Поэтому мама Яшода хотела, чтобы Радхика приходила и готовила для ее сына.

Вчера мы обсудили так много тем, а сегодня я хочу рассказать еще об одной. Все зависит от взаимоотношений. Мы собираемся с вами вместе, потому что были наставления и учения Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. И мы хотим узнать, каковы же наши взаимоотношения со Шримати Радхикой, а также каковы взаимоотношения между Радхой и Кришной в деталях.

Каковы наши взаимоотношения со Шримати Радхикой и Кришной – Шрила Рагхунатха дас Госвами описал это в «Манах-шикше». Вы знаете эти шлоки? Скажите, которая из них описывает взаимоотношения между нами и Радхой и Кришной?

мад-иша-натхатве враджа-випина-чандрам враджа-ване- шварим тан-натхатве тад-атула-сакхитве ту лалитам вишакхам шикшали-витарана-гурутве прийа-саро- гириндрау тат-прекша-лалита-рати-датве смара манах7

Рагхунатха дас Госвами говорит: «О, мой дорогой ум! Пожалуйста, следуй всему, что я говорю, потому что все, что я говорю – это для твоего собственного блага». У нас нет прямых взаимоотношений с Кришной, у нас есть взаимоотношения со Шримати Радхой Тхакурани, Она наша Госпожа. И у нас прямые взаимоотношения со Шримати Радхикой, у нас нет прямых взаимоотношений с Врадженда-нанданой Шьямасундарой. И почему тогда мы выражаем почтение Кришне? Потому что Он является связующим звеном со Шримати Радхикой – если мы уважаем Его, тогда Она более счастлива.

Кто такие Лалита и Вишакха? Они помогают нам обрести кришна-прему, чтобы служить Шримати Радхике. Шримати Лалита Деви – несравненная подруга Шримати Радхики, а Шри Вишакха Деви – наша шикша-гуру. И они устанавливают нашу связь.

Шрила Гурудев много раз говорил, что если Кришна хочет встретиться с манджари, то она говорит «нет!» и сбегает к Шримати Радхике. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил в своем комментарии к «Шри Чайтанья-чаритамрите» о том, кто такая гоурия.

Враджендра прабху, вы знаете, что означает гаудия?

Враджендра прабху: «Гаудия» означает «последователи Шри Чайтаньи Махапрабху», а это исходит от слова «гоурия», то есть «последователи Шримати Радхарани».

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Очень хорошо. Шрила Прабхупада говорил: «Тот, кто поклоняется Шримати Радхе Тхакурани, является гоурия, и никто другой».

Мы хотим узнать, каковы же взаимоотношения между Кришной и Шримати Радхикой. Однажды, когда Кришна находился в Двараке, Он время от времени приходил в Хастинапур, а иногда сам Арджуна приходил к Нему. И Арджуна задал Ему вопрос (это также упоминается в «Чайтанья-чаритамрите»): «О, Прабху! Будучи в Твоем царском дворце, я слышал от Рукмини и других цариц, что иногда ночью Ты взываешь, перечисляя имена своих коров, иногда Ты зовешь своих друзей, а иногда Ты называешь имена гопи и говоришь: «О, Лалита! Пожалуйста, устрой мою встречу со Шримати Радхикой!». Твоя подушка становится полностью мокрая от слез. Так скажи, пожалуйста, какие взаимоотношения Тебя связывают с гопи?». Кришна сказал: «О, Арджуна! Я не хочу давать сокровенный ответ на этот вопрос, но ты мой самый близкий и дорогой друг, поэтому Я скажу тебе». Кришна сказал:

сахайа гурувах шишйа бхуджишйа бандхавах стрийах сатйам вадами те партха гопйах ким ме бхаванти на8

«О, Бхая, гопи помогают мне различным образом в любой деятельности. «Гураво» — они все являются Моими гуру. «Шишья» говорит о том, что они являются Моими ученицами. И они Мои дорогие друзья. О, Партха! Какие бы виды взаимоотношений ни существовали в этом мире – все эти взаимоотношения связывают Меня с гопи».

И когда Шрила Гурудев обучал нас «Чайтанья-чаритамрите», он приводил нам пример по этой теме, поэтому я хочу также рассказать и его. Кришна является иччхамайи, Он испытывает желание, Он полон желаний. А гопи исполняют их. Все зависит от энергий (шакти). Так же и если бы у нас не было энергии в ушах, мы не могли бы слушать; если бы у нас не было энергии в глазах, мы не могли бы смотреть, поэтому все зависит от энергии. Кришна убил множество демонов, а также поднял Гирирадж Говардхан, но Он не сделал это один, Ему помогала Его энергия, Его потенция. И эта энергия – гопи.

Когда Кришна поднял Говардхан, Он держал его на Своем мизинце. Тогда все сакхи подумали: «О, Кришна – наш дорогой друг! Он не должен держать этот Говардхан, это так тяжело!» Тогда они взяли все свои пастушьи палочки и подперли Говардхан. Ни один враджаваси не думает, что Кришна – Бог. И даже все старшие матери-гопи не думают, что Он Бхагаван, они думают: «Кришна – мой маленький сынок».

Когда Кришна поднял Говардхан, все гопи смотрели на этот холм и думали: «О, Говардхан! Будь осторожен. Если ты опустишься хоть на дюйм, мы разотрем тебя в порошок!»

Как Кришна поднял холм Говардхан? Только с помощью силы гопи.

И дальше идет то, как гопи становятся гуру. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит: «Радхика уджджвала-расер ачарйа»9 – Радхика является источником уджджвала-расы.

Однажды Вринда Деви пришла из одного места с улыбкой на лице. Радхика спросила: «О, моя дорогая сакхи! О, Вринда! Откуда ты пришла и почему ты улыбаешься?»

В этом мире есть три причины, по которым человек может улыбаться в одиночку. Первая причина – если этот человек сумасшедший. Вторая – когда мы видим что-то смешное или как кто-то смеется. Третья причина – когда мы вспоминаем что-то смешное из прошлого.

Радхика спросила: «О, Вринда! Откуда же ты пришла? Почему ты улыбаешься?». И Вринда ответила: «Я пришла от Шри Хари, Враджендра-нанданы Шьямасундары Шри Кришны». «А где же Он находится, где ты Его видела?» – спросила Радхика. «Он находится на берегу Радха-кунды, – ответила Вринда Деви. – Он учится танцевать».

Если ты учишься чему-то, то тебе нужен гуру, учитель. И поэтому Радхика спросила: «И кто же обучает Его?». И Вринда Деви ей ответила: «Он смотрит, как движутся деревья, листочки, и от них Он учится танцевать». И когда Он смотрит, как листочки шевелятся, Он думает: «О, Радхика! Это Она обучает Меня танцевать таким образом». Когда начинается сильный ветер, то ветви у деревьев начинают раскачиваться, и тогда Он думает: «О, Она ставит Свои руки Себе на бедра и покачивается из стороны в сторону». Это и есть пример гураво, как гопи становятся гуру Кришны.

А сейчас пример того, как гопи становятся учениками. Ученик означает, что мы всегда должны следовать наставлениям гурудева и никогда не ослушиваться его. Во Врадже есть так много гопи, но те, кто в кругу Радхики, являются Её собственным проявлением. Некоторые из них не являются вечно совершенными.

Однажды Господь Рама отправился в Джанака-пури, чтобы жениться на Сите, и все принцессы оттуда хотели выйти замуж за Господа Раму. И Господь Рама сказал: «Хорошо, когда Я приду как Кришна, Я исполню ваше желание». Когда Господь Рамачандра был сослан в ссылку, то там было 60 000 риши, и они также хотели присоединиться к Нему. Господь Рамачандра благословил их в Своем уме, сказав: «Хорошо, когда Я явлюсь в Двапара-югу, Я исполню ваше желание». Также Господь Рамачандра провел множество ашвамедха-ягий, и каждый год Он делал золотую статую Ситы Деви. И каждая из этих статуй хотела остаться с Господом Рамой, но Он говорил: «Нет. Но когда Я приду как Кришна, Я исполню ваше желание». Каждая золотая статуя, все эти риши, все эти принцессы – все они приняли рождение как гопи, когда Кришна являл Свои лилы.

Все они совершали Катьяяни-врату, аскезы для Катьяяни Деви. После того как заканчивается Картика, начинается месяц Катьяяни, то есть месяц аскез. Нужно вставать раньше Брахма-мухурты и отправляться на берег Ямуны.

катйайани маха-майе маха-йогинй адхӣшвари нанда-гопа-сутам деви патим ме куру те намах10

Они слепили мурти Катьяяни Деви и стали взывать к ней: «О, Деви! Пожалуйста, устрой, чтобы Кришна стал нашим мужем на время игр!»

Но этот процесс поклонения Катьяяни не для нас, он лишь для тех, кто явился в форме гопи во времена игр Кришны.

Так много вопросов я слышал от преданных. Меня спрашивали: «Следует ли нам поклоняться Катьяяни-врате?» Я ответил: «Нет, мы должны следовать полностью по стопам нашей гуру-варги. То, что делают они, должны делать и мы. Вся наша гуру-парампара, исходящая от Самого Господа Брахмы, заканчивая нашим Шрилой Гурудевом, не совершала Катьяяни-врату. И они что, менее разумны, чем мы?»

В последний день Катьяяни-враты Кришна украл одежду гопи, и они не могли ее найти. В то время гопи было 1,5 года, а Кришне 2 года. Тогда они услышали, как Кришна смеется на верхушке дерева кадамба. И Кришна сказал: «Поднимите свои руки и поклоняйтесь Мне». И они так и сделали. Почему? Потому что это был наказ Кришны, а они являлись Его ученицами.

После этого Арджуна спросил: «О, Кришна! Почему Ты так сильно любишь Вриндаван? В этом мире так много прекрасных городов, но почему Ты прославляешь лишь Вриндаван?»

траи-локйе притхиви дханйа йатра вриндаванам пури татрапи гопиках партха йатра радхабхидха мама11

«О, Партха! Почему этот мир имеет такую ценность? Потому что здесь есть проявленный Вриндаван. Почему Вриндаван такой знаменитый? Потому что там есть враджаваси, и в особенности гопи. Почему гопи так популярны? Потому что Радхика живет среди гопи».

Тогда приходит вопрос: «Кто может поклоняться Шримати Радхике?» И Гурудев отвечал на этот вопрос, как Рагунатх Дас Госвами:

анарадхйа радха-падамбходжа рену манашритйа вриндатавим тат паданкам асамбхашйа-тадбхава гамбхира читтан кутах шйама-синдхо расасйавагахах12

«Тому, кто не совершает бхаджан лотосным стопам Шримати Радхики, тому, кто не принял прибежища у Вриндавана-дхамы, тому, кто не обсуждает так много различных тем, не разрешается обсуждать темы Шримати Радхики».

Какова пыль с лотосных стоп Шримати Радхики? Гурудев говорил: «Пыль с лотосных стоп Шримати Радхики – это наша гуру-варга».

вачо вегам манасах кродха-вегам джихва-вегам ударопастха-вегам этан веган йо вишахета дхирах сарвам апимам притхивим са шишйат13

Кто-нибудь может сказать значение этой шлоки?

Преданный: Это первая шлока из «Шри Упадешамриты», «Нектар наставлений» Шрилы Рупы Госвами. Она описывает, что начинающему преданному следует обуздать шесть побуждений органов чувств. Тот, кто обуздает эти шесть побуждений: желание говорить, гнев, импульсы ума, требования желудка, гениталий – может давать наставление всему миру. Такая личность квалифицирована, чтобы учить других и быть гуру.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Шрила Гурудев говорил, что мы не можем лишь говорить «Радхе Радхе», мы должны сначала выучить первую шлоку «Шри Упадешамриты». Сначала нужно научиться контролировать речь. А затем мы должны научиться контролировать свой ум и язык. Мы должны научиться контролировать все свои шесть органов чувств, и в таком состоянии мы должны совершать бхаджан.

Шрила Бхактивинода Тхакур объяснял, что контроль всех шести чувств предназначен для грихастха-преданных, домохозяев. Шрила Гурудев говорил: «Что же это означает? Если мы отреченные преданные, нам что, не нужно контролировать все свои чувства? Нет. Сначала нам нужно научиться контролировать все свои шесть проявлений органов чувств, а потом мы станем квалифицированы, чтобы принять отречение. Домохозяева могут пытаться контролировать свои чувства, но те, кто хотят принять отречение, должны полностью овладеть контролем над своими чувствами. А до этого они не могут принять отречение».

«Манашритйа вриндатавим тат паданкам» — нужно принять прибежище у Вриндавана-дхамы. И если невозможно находиться во Вриндаване телом, то нужно находиться во Вриндаване умом.

И кто-то задавал вопрос Гурудеву: «О, Гурудев! Вриндавана-дхама так мала, как же мы можем все поместиться там?». Они говорили: «О, Гурудев! 300 000 преданных не могут жить там». Гурудев говорил: «Дхама все время двигается, она сужается и расширяется. Мы не должны думать об этом, Кришна устроит все. Во времена, когда совершался танец раса, один миллиард гопи были там. Поэтому не нужно об этом беспокоиться».

«Асамбхашйа-тадбхава гамбхира читтан». Тот кто имеет глубокое понимание, должен делиться этой сокровенной темой с нами.

саӊкхйа-пуурвака-нама-гана-натибхиҳ калавасани-кҏтау нидрахара-вихаракади-виджитау чатйанта-динау ча йау радха-кҏшңа-гуңа-смҏтер мадхурима-нандена саммохитау ванде рупа-санатанау рагху-йугау шри-джива-гопалакау14

То, что делает наша гуру-варга. Аджай, ты знаешь значение этой шлоки?

Преданный: Я не знаю ничего, но по милости Гуру-Махараджа я могу что-то говорить. Это одна из шлок «Шри Шад-госвами-аштаки», в ней прославляется шесть Госвами, и мы ее поем каждое утро. Это все, что я могу сказать. Махарадж тренирует нас, но я хочу, чтобы он больше говорил и проливал милость на нас.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Очень хорошо. Наша гуру-варга, госвами-варга, каждый день повторяет нужное количество кругов. Что говорить о госвами? Мы никогда не видели их, но видели нашего Гурудева.

Когда Шрила Гурудев жил в Матхуре, он каждый день просыпался где-то в 2:00 или в 2:30 утра. Он повторял свои круги, потом он ходил на мангала-арати, после этого он возвращался в свою комнату и завершал все свои 64 круга. После этого он принимал воду, а до этого даже никто не мог побеспокоить его, войдя в комнату. Но Шрила Гурудев был так беспричинно милостив ко мне, он разрешил находиться с ним в комнате в течение моей жизни. Он был в преклонном возрасте. И когда он путешествовал, то в самолете он не спал, а все время повторял. И если Гурудев повторял, то как же я мог спать? Я тоже сидел и повторял. Мы должны следовать по стопам нашей гуру-варги, и тогда мы получим их беспричинную милость, тогда нам разрешается говорить о радха-таттве.

Сегодня я на этом закончу. Все, что я сказал, я слышал от моего Гурудева, из его лотосных уст. Есть ли у кого-то какие-то вопросы?

Преданный: Вы сегодня сказали, что нужно контролировать свои чувства. Не могли бы вы рассказать, каким образом контролировать каждое из этих чувств?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Мы должны находиться в благоприятном общении и следовать наставлениям старших вайшнавов, а иначе это невозможно. Мы должны всегда находится в общении со старшими вайшнавами и нашими предшественниками. Мы должны следовать тому, что они делают, в особенности следовать их наставлениям. Еще какие-то вопросы?

Преданный: Скажите, пожалуйста, а как мне можно найти своего гуру? Как это возможно? В смысле, я должен почувствовать это? Каким образом?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж:

дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те15

Вам нужно молится Кришне. Кришна сказал: «Того, кто обращается ко Мне, Я наделяю особым разумом».

Поэтому молитесь Кришне и нашей гуру-варге, они вдохновят вас через сердце.

Преданный: У меня есть вопрос по джива-таттве. Гурудев несколько раз объяснял джива-таттву, но у меня не совсем уложилось в голове. Например, Гурудев говорил, что дживы исходят из татастха-шакти, но как мы там оказываемся? То ли нас там, в каком-то бессознательном состоянии помещают в Маха-Вишну, потом как мы оказываемся в этом мире…

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Ты задаешь вопрос или лекцию даешь? Я не могу понять.

Преданный: Как я правильно понимаю, есть три вида объяснения? Есть объяснение, что из Него исходит луч в материальный мир и Он оплодотворяет этот мир. И есть еще какие-то виды объяснений. Поподробней, если можно.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Кто-то исходит из Баладева Прабху, они отправляются во Вриндаван. Кто-то исходит из Мулы-Санкаршаны Вишну, они как раз отправляются в Двараку и Матхуру. Кто-то исходит из Каранадакашайи Вишну, они нисходят сюда и очень страдают.

Все, что мы слышали от Шрилы Гурудева, от Шрилы Бхактивинода Тхакура – мы должны быть сосредоточенны на этом, а не на чем-то другом. А иначе вы будете в замешательстве. Понимаете? Еще вопросы?

Преданный: Но ведь тогда природе дживы присуще, поскольку она атомарная частица, желание играть в Бога. То есть выходит, наше падение предопределенно, то есть выбор-то есть – пойти к Богу, но бхакти нет, и мы захотели сыграть роль Бога, миллионы жизней пострадали. Когда это надоедает, мы принимаем гуру и начинается процесс возвращения. То есть природа дживы, свобода воли, она подразумевает гарантию падения, да?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: У нас есть выбор. Когда джива исходит из Каранадакашайи Вишну, те, кто смотрят вниз, падают в этот материальный мир, а те, кто смотрят наверх, отправляются в духовный мир. У нас просто не было силы смотреть наверх. Мы неправильно воспользовались своей независимостью.

Преданный: Вы нитья-сиддхи, у вас нет возможности упасть, а у меня другой возможности не было, кроме как упасть. То есть вы не согласны?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Еще вопросы?

Преданный: Возможна ли в наше время эклектика религий, какая-то одна религия, которую вы видите религию в будущем?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: То, что даровал Шри Чайтанья Махапрабху, такая и будет религия. Шрила Бхактивинода Тхакур говорил об этом.


  1. «Гитавали», Арунодая-киртана, песня 2.
  2. «Падма-пурана»; «Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 17.133.
  3. «Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.54.
  4. «Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11.
  5. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4. 16.
  6. «Брихад-гаутамья-тантра»; «Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.83.
  7. «Манах-шикша», 9.
  8. «Шри чайтанья-чаритамрита», Ади 4.211.
  9. «Шри Радхаштака», 1.3.
  10. «Шримад-Бхагаватам», 10.22.4.
  11. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.216.
  12. «Шри Стававали». Сва-санкалпа-пракаша-стотрам, 1.
  13. «Шри Упадешамрита», 1.
  14. «Шри Шад-Госвами-аштака», 6.
  15. «Шримад Бхагавад-гита», 10.10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.