Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Мы только что вернулись из Индии, где был большой праздник в честь Дня явления Шримати Радхики Тхакурани, Шри Радхаштами.
Враджендра-нандана Шьямасундара является Верховной Личностью Господа, а Шримати Радхика Тхакурани – это Его энергия наслаждения.
Васудева Кришна явился в темнице Камсы в Матхуре. И в тоже время Враджендра-нандана Шьямасундара родился из лона мамы Яшоды в Гокуле в полночь.
В день Брахмы Враджендра-нандана Шьямасундара является лишь однажды, так же как и Марьяда-пурушоттама, Господь Шри Рамачандра, и Према-пурушоттама, Шри Чайтанья Махапрабху. Один день Брахмы называется кальпа. Когда Брахма проживает свои сто лет, на его место приходит другой Брахма.
Однажды Кришна в Апракат-Вриндаване подумал: «Я должен прийти в материальный мир». И тогда Он сказал Шримати Радхике: «О, Радхе! Ты тоже должна прийти в материальный мир». Но Радхика ответила: «Нет!». «Как же так!? – подумал Кришна. –Если Я приду, но без Радхики, как же Я буду совершать Свои лилы?». Кришна спросил: «О, Радхика, почему Ты не хочешь прийти со Мной?». «Что мне делать в месте, где нет Моих сакхи? – сказала Радхика. – Если Ты хочешь это осуществить, тогда Ты должен привести туда и всех Моих сакхи: Лалиту, Вашакху и всех манджари».
Кришна ответил: «Хорошо! Но тогда Ты точно придешь со Мной?». И Радика сказала: «Нет». «Почему нет? – снова удивился Кришна. – В чем же проблема?». «Ты также должен взять всех Моих родителей, всех родственников, и, может, тогда Я подумаю», – ответила Радхика. «Ну, хорошо, – согласился Кришна. – Я возьму Своих родителей, Твоих родителей, Моих друзей и всех Твоих подруг. Тогда Ты придешь?». «Никогда!» – отрезала Радхика. «Ну, в чем теперь проблема?» – недоумевал Кришна. И Радхика сказала: «Как Я могу прийти туда, где нет Ямуны – места, где Я могу совершать Свои водные лилы?».
«Ну, хорошо, – сказал Кришна. – Я возьму Своих родителей, Твоих родителей, всех Своих друзей и Твоих подруг, а также Ямуну. Тогда Ты придешь?». Но Радхика и на этот раз не согласилась. «Что же ещё Ты хочешь? О, Радхика!» – спросил Ее Кришна. И Радхика сказала: «Как же Мы можем совершать Свои сокровенные лилы с гопи там, где нет Гирираджа Говардхана, где нет пещер. Как Я могу прийти туда?».
«Хорошо, – ответил Кришна, – Я возьму Гирирадж Говардхан. Но теперь-то Ты пойдешь?». Но Радхика молчала. «Почему же Ты молчишь, Радхика? Что Ты еще хочешь?». – «Если Ты возьмешь все 12 лесов Вриндавана, тогда, может быть, Я пойду». – «Хорошо, я возьму и их. Теперь Ты готова пойти со Мной?». «Нет, Я еще не готова» –продолжала Радхика. «Чего Ты еще хочешь?» – спросил Кришна. «Мне нужны Твои коровы, Сурья-кунда и другие святые места. Тогда, может быть, Я пойду». «Хорошо, Я возьму все», – ответил Кришна.
И, как говориться в этом бхаджане:
шри-кришна-чайтанйя прабху дживе дойа кори
сва-паршада свийа дхама саха аватори1
«Желая явить милость каждому, Шри Кришна Чайтанья снизошел на Землю вместе со всей божественной обителью и всеми спутниками».
И таким же образом Шри Рамачандра и Господь Кришначандра также берут всех Своих спутников и всю Дхаму и приходят в материальных мир.
Шримати Радхика приходит в этот мир разными путями. Иногда Она является из золотого яйца, иногда из огня, иногда Её находят в цветке лотоса, иногда Она принимает рождение из лона Киртики Деви. В каждую кальпу происходит особенная лила Её рождения.
Однажды родители Шримати Радхики, Вришабхану Махарадж и Киртика Деви, совершали суровые аскезы, молясь Господу Брахме. Брахмаджи был доволен ими, и тогда он явился с золотым яйцом и вручил его Вришабхану Махараджу. В тот момент, когда Брахма дал яйцо Вришабхану Махараджу и Киртики Деви, оно тут же раскололось, и оттуда явилась маленькая девочка.
Иногда Шримати Радхика является из огненного жертвоприношения. Иногда Она является из лона мамы Киртики Деви. Иногда Она является на Варшане, а иногда в Равале.
У Нанды Бабы и Вришабхану Махараджа есть два самых больших дворца – на Гокуле Махаване и на Варшане. У них так много коров, потому что они являются их богатством. И когда травы становится недостаточно, они мигрируют из одного места в другое.
«Врадж» переводится как «то, что постоянно движется». И так же «самсара», поскольку она постоянно находится в движении.
«Какова же разница между материальным и духовным миром?» – такой вопрос может прийти в наш ум. Врадж постоянно движется в направлении Кришны. Кришна – это центр. Если Его достичь, в ваше сердце придет истинное спокойствие и удовлетворение. А центром этого материального мира является чувственное наслаждение, то есть глаз всегда падает ниже и ниже.
В эту кальпу Вришабхану-нандини явилась в Равале. Вначале Нанда Баба был в Нанда-гаоне, а Вришабхану Баба был на Варшане. Затем Нанда Баба мигрировал в Гокул Махаван, а Вришабхану Баба в Раваль. А еще позднее Нанда Баба мигрировал в Чхатикару во Вриндаване, а Вришабхану Баба отправился в место рядом с Радха-кундой. Потом они отправились в Дигапур и Камьяван, а затем вновь вернулись в Нанда-гаон и Варшану. Таким образом, они постоянно находятся в движении.
Итак, когда Вришабхану Баба находился в Равале, он постоянно принимал омовение в Ямуне, и однажды ранним утром, когда было еще темно, он увидел, что Ямуна вся светится и удивился: «Почему от Ямуны исходит такое свечение?». И тогда он увидел маленькую прелестную девочку, которая лежала на цветке лотоса. Девочка была такой привлекательной, что он не мог отвести от Нее своих глаз, и он тут же взял Ее и прижал к себе. Вришабхану Баба заметил, что когда девочка лежала на лотосе, то Она очень подвижно двигала своими ручками и ножками, а иногда Она брала большой палец своей маленькой ножки и сосала его. Он взял девочку на руки и начал Ее гладить и целовать.
Однажды, один новый преданный Шрилы Гурудева даже сочинил такую шлоку:
караравинде падаравиндам
мукхаравинде винивешаянтам
вришабхану махарадж са кала ха шантам
бала радхикам манаса смарами
«Я памятую о той Радхике, которая своей маленькой ручкой берет Свою ножку и сосет большой пальчик».
Вришабхану Баба взял эту маленькую девочку и принес Киртике-майе, которая очень сильно обрадовалась. Оба они были очень счастливы от того, что к ним пришла эта девочка, но так же они были опечалены, потому что она была слепа – она совсем не открывала Свои глазки. По этой причине Вришабхану Баба не устраивал фестиваля в честь рождения девочки и никому о Ней не говорил. Через несколько дней он рассказал о Ней только Яшода-майе и Нанде Бабе.
Почему же Радхика была слепа? В то время, когда Радхика согласилась прийти с Кришной в материальный мир, Она сказала: «Явившись в материальном мире, первым, что Я хочу увидеть, должно быть Твое лицо». Именно поэтому Она не могла открыть Своих глаз, пока Кришны не окажется рядом.
В то же время наш предыдущий ачарья, Нарада Муни, подумал: «О, в этот мир пришел Враджендра-нандана Шьямасундара, Верховная Личность Господа, и Его вечная энергия так же должна явиться в этом мире». Об этом так же упоминается в «Веданта-сутре»: энегрия (шакти) и источник энергии (шактиман) неотличны друг от друга. Поэтому если шактиман, Кришна, явился в этом мире, то сюда должна прийти так же и Его энергия.
Нарада Муни искал Радхику тут и там, но ни где не мог Ее найти. Тогда он вспомнил, что у Нанды Махараджа есть лучший друг, Вришабхану Баба, и отправился к нему, чтобы проверить.
Нарада Муни является джагат-гуру, учителем всей вселенной, поэтому Вришабхану Махарадж сразу стал поклоняться ему, омыл его стопы, аккуратно их вытер, предложил ему сидение, арати и спросил: «Как я могу послужить тебе?». Таким образом Вришабхану Баба учит всех нас и весь мир, как мы должны поклоняться своему Гуру, а так же садху (святым личностям).
Нарада Муни спросил: «О, Вришабхану, есть ли у тебя дети?». Вришабхану Махарадж ответил: «О, да!». «А ты можешь их показать мне?» – попросил он. «Да, конечно», –ответил Вришабхану Махарадж и принес своего сына Шридама. Нарада Муни взял его к себе на колени и одарил своими благословениями, а затем спросил: «А есть ли у тебя дочь?». «Ну, да…» – тихо ответил Вришабхану Махарадж. «А почему же ты так печально говоришь об этом?» – спросил Нарада Муни. «О, эта девочка так прекрасна, но Она полностью слепа. Что же делать?», – ответил Вришабхану Махарадж. Нарада Риши сказал: «Ничего страшного, сейчас же неси Ее сюда, я дам Ей благословение!».
Так же он попросил Вришабхану Махараджа принеси рис, цветы, приготовить разные подношения, тамаринд и т. д. Получился целый список. Маленькая Шримати Радхика осталась вместе с Нарадой Муни, а Вришабхану Баба ушел, чтобы все приготовить.
Почему Нарада Муни все это затеял и остался наедине с девочкой? Потому что он хотел вознести Ей молитвы. Нарада Риши закрыл глаза и начал молиться. Тогда перед ним явились все ашта-сакхи гопи, Лалита, Вишакха и другие, которые были в облике юных шестнадцатилетних дев.
Лалита-сакхи сказала: «О, Нарада, что ты делаешь? А ну-ка быстро открой глаза, иначе Моя госпожа скоро отсюда испарится, и ты не увидишь Ее». Открыв глаза, Нарада Муни начал петь:
макхешвари крийешвари свадхешвари сурешвари
три-веда-бхаратишвари прамана-шасанешвари
рамешвари кшамешвари прамода-кананешвари
враджешвари враджадхипе шри-радхике намо ’сту те2
«Ты повелительница всех видов жертвоприношений (особенно всесовершенной югала-милана-ягьи) и всей деятельности (ибо Ты источник всех видов энергии, мула-шакти-таттва). Ты владычица всех мантр, звучащих во время жертвоприношений, и всех даров, подносимых полубогам, а также самих полубогов. Ты повелительница трех Вед и всех законов религии, а также госпожа Шри Рамы-деви (богини удачи), Кшамы-деви (богини всепрощения) и в особенности восхитительных кундж Вриндавана. Когда же Ты милостиво сделаешь меня Своей служанкой, позволив принять участие в Твоих любовных развлечениях с царевичем Враджа? О, Шримати Радхика, владычица (враджешвари) и хранительница (враджадхипе) Враджа! Снова и снова я в почтении склоняюсь перед Тобой!»
В то время рядом проходил Вришабхану Махарадж и случайно услышал звуки пения. Он решил посмотреть, что происходит, но в этот момент все гопи исчезли, а Радхика опять стала маленькой девочкой.
Когда вернулся Вришабхану Махарадж, Нарада Муни стал давать маленькой Радхике благословения и произносить молитвы, состоящие из имен Кришны. Затем он сказал: «О, Вришабхану Махарадж, ты так удачлив! Пока будет светить солнце и существовать луна, твоя слава будет расширяться и расширяться по всей вселенной. А через несколько дней в надлежащее время Твоя дочь обязательно озарит мир своим взглядом, не волнуйся».
Через несколько дней Нанда Баба и Яшода-майя с маленьким Кришной пришли в гости к Вришабхану Махараджу, потому что они иногда ходили навестить друг друга. Кришна – это Сваям Бхагаван, Верховная Личность Бога, и Он в одно и то же время обладает двумя качествами: сарвагьята и мугдхата. То есть, Он всезнающ, и в то же время Он не знает ничего. Кришна знал, что сейчас они с мамой Яшодой идут на встречу со Шримати Радхикой, и поэтому играл на руках у мамы и был счастлив. А на подходе к Равалю Кришна успокоился и заснул.
Вришабхану Баба пригласил Нанду Махараджа, а Киртика-майя стала общаться с Мамой Яшодой. В то время маленькая Радхика спала, так же как и Кришна. Мама Яшода подумала: «Ну, хорошо, сейчас мы положим Их вместе. Пусть Они спят, а мы поговорим». Когда детки лежали рядом, Кришна почувствовал аромат Шримати Радхики, а Радхика почувствовала запах Кришны, и оба они сильно обрадовались. Кришна, будучи маленьким мальчиком, протянул Свою ручку и обнял Радхику, и в то же время Радхика обняла Кришну и открыла Свои глазки. Они были счастливы.
Радхика подумала: «О, теперь Я открыла Свои глазки, пусть Мои родители об этом узнают» и стала двигать Своими ручками и ножками и что-то кричать от радости, чтобы Киртика-майя Ее услышала. Кришна тоже стал двигаться и издавать разные звуки. Обе мамы прибежали на шум. Киртика-майя взяла на руки Кришну, а Яшода-майя взяла Радхарани. Они увидели, что Радхика открыла глазки и позвали своих мужей: «Скорей, скорей, Она открыла Свои глазки!». Вришабхану Махарадж сказал: «О, несколько дней назад приходил Нарада Муни. Он одарил мою дочь благословениями, сказав, что Она откроет Свои глазки, и смотрите: это произошло!».
В этот день Вришабхану Баба созвал всех людей, бриджабаси, и они устроили большой фестиваль в честь рождения Радхики. Вот такая великолепная история явления Радхики в этом мире.
Так же приводится другая история. Однажды Кришна был во Вриндаване и подумал: «О, Я один, но Я хочу явить Себя во многих формах». Когда Он так подумал, в Вамши-вате, на берегу реки Ямуны, с левой стороны от Кришны появилась Радхика и побежала к Кришне. Слог «ра» означает «анурага», то есть «великая привязанность», «любовь». А слог «дха» означает «бежать». То есть Радхика – это Та, кто с огромной анурагой, любовью и привязанностью, бежит на встречу с Кришной.
Так Они являли Свои лилы, подобные человеческим.
Однажды Дурваса Риши пришел во дворец Вришабхану Махараджа на Варшане. Дурваса Риши – это воплощение Господа Шивы, поэтому он всегда такой грозный. Вришабхану Махарадж оказал ему много почестей, омыл стопы, усадил на сидение. И Дурваса Риши сказал: «Принеси мне свою дочь, я одарю Ее благословениями». «Твоя дочь очень удачлива и никто не будет обладать такой удачей, как эта девочка, – сказал он. – Все, что бы Она ни приготовила, будет слаще нектара. А тот, кто будет вкушать ее пищу, всегда будет здоровым и могущественным. Благодаря этой девочке твоя слава и слава твоей династии разнесутся по всей вселенной!».
Однажды, когда Радхике исполнилось 6 или 7 лет, к ним в гости пришли Нанда Баба с Яшодой-майей и маленьким Кришной. Они приняли там прасад и вернулись в свой дворец. После этого Кришна несколько дней ничего не ел. Что бы Яшода-майя ни приготовила, Кришна говорил: «Это горькое, это соленое. Я ничего не хочу». Мама Яшода и Рохини спрашивали: «Почему Ты ничего не кушаешь?». «Ну, что Я могу поделать? Невкусно!» – отвечал Кришна. «А что же Ты хочешь? Ты же должен что-то кушать. Каждый день мы готовили, и Тебе нравилось, а сейчас Ты говоришь, что не хочется». И Кришна сказал: «Несколько дней назад мы были в одном месте, и Я хочу тот прасад, которым нас угощали». Яшода-майя отправила посланника к Вришабхану Махараджу разузнать, кто готовил в тот день. «Наша маленькая дочь Радхика», – ответил Вришабхану Махарадж.
После этого Яшода-майя договорилась о том, чтобы Радхарани каждый день приходила и готовила для Кришны. Когда Радхика вышла замуж в Явате, то Яшода-майя каждый день посылала подарки, одежду, различные украшения Джатиле, свекрови Радхики, чтобы она отпускала Радхику готовить для Кришны.
Однажды Джатила сказала: «Почему каждый день я отпускаю Радхику готовить? Больше я не буду этого делать!». Что же теперь делать? Радхика теперь не сможет встречаться с Кришной? Тогда Лалита и Вишакха придумали один план, чтобы обмануть Джатилу. Лалита и Вишакха сказали Джатиле: «О, твою невестку укусила змея, и Она лежит. Из Ее рта течет пена, позаботься о Ней. Всю ночь Она не должна смыкать глаз, иначе яд распространится по Ее телу». Тогда Джатила и Кутила подбежали к Видьявали, обхватили ее стопы с двух сторон и взмолились: «О, пожалуйста, дорогая Видьявали, не уходи никуда, помоги моей дочери». Видьявали ответила: «О, нет-нет. Я не могу на ночь оставаться в чужом доме, я ведь целомудренная девушка». Тогда Джатила и Кутила стали рыдать, и Видьявали смилостивилась и согласилась остаться до утра.
Лил Радхи и Кришны большое множество, и завтра утром я продолжу говорить о радха-таттве.
Также завтра Экадаши, и все должны правильно соблюдать этот пост.
- «Шри Кришна Чайтанья прабху дживе доя кори», Шрила Бхактивинода Тхакур.
- «Радха-крипа-катакша-става-раджа», 12.