Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои смиренные и почтительные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же поклоны я приношу лотосным стопам моих духовных предшественников, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. А также я приношу поклоны всей рупануга-гуру-варге и всем собравшимся здесь русским преданным, которые вдохновляют меня рассказывать хари-катху.
Вчера был день ухода очень сокровенного спутника Шримана Махапрабху, Рамананды Рая. В кришна-лиле Рамананда Рай был Вишакхой-деви, а Сварупа Дамодара прабху – Лалитой-деви. Когда Враджендра-нандана Шьямасундара был во Врадже, Он не мог исполнить все Свои желания, и чтобы их исполнить, Он родился из лона Шачи-деви как Шриман Гаура Хари.
Шриман Махапрабху долгое время был в Навадвипе, где был погружен в обучение. Но после принятия санньясы Он очень хотел отправиться во Вриндаван. Однако Нитьянанда Прабху привел его в Шантипур вместо Вриндавана, куда пришли мама Шачи-деви вместе со всеми преданными из Навадвипы. И мама Шачи сказала преданным: «Вы можете получать Его даршан, но я не могу. И поэтому я прошу: пока Он здесь, позвольте мне готовить для Него». «Конечно же, ты можешь готовить для Него», – ответили ей преданные. А Шриман Махапрабху сказал матери Шачи: «Мама, Я в Своем безумии принял санньясу, но если ты прикажешь Мне, Я могу бросить ее и жить рядом с тобой». «Нет, дорогой сын, – ответила она. – Ты не должен бросать санньясу. Твой отец оставил этот мир, твой старший брат Вишварупа принял санньясу, и сейчас Ты, единственная моя надежда, тоже принял санньясу. Ты единственное, что держит меня в этом мире. Так или иначе, я еще смогу выдержать разлуку с Тобой, но если Ты опорочишь Свое имя и Тебя будут звать вантаси (тех, кто оставил санньясу называют вантаси – тем, кто ест свои рвотные массы), я не выдержу этого. Только пожалуйста, мой дорогой сын, не отправляйся во Вриндаван, это очень далеко (в те времена люди ходили туда пешком) – отправляйся в Пури». «Хорошо. Я приму это как твой приказ», – сказал ей Шриман Махапрабху.
Шрила Гурудева говорил, что, если бы Шриман Махапрабху отправился во Вриндаван, то, попав туда, Он бы начал проявлять Свое настроение Кришны, а это было бы неправильно, потому что Он пришел, чтобы явить настроение Радхарани, и Йогамайя через Шачи-деви сказала Ему не идти во Вриндаван, а отправиться в Пури.
Находясь в Пури, Шриман Махапрабху решил отправиться в путешествие по Южной Индии под предлогом встречи со Своим братом Вишварупой, который принял санньясу.
Шрила Гурудева говорил, что некоторые люди критикуют Шримана Махапрабху за то, что Он отправился, будучи санньяси, искать Своего брата. По сиддханте проявление родственных чувств для санньяси неприемлемо. Но его старший брат был тоже санньяси, и нет ничего плохого в том, что один санньяси хочет встретится с другим санньяси. Шрила Гурудева сказал, что Шриман Махапрабху отправился в Южную Индию не для того, чтобы встретится со Своим братом, – Он отправился туда, чтобы встретиться с Раманадой Раем, который был губернатором той провинции.
Почему Он хотел встретиться с ним? Рамананда Рай – это Вишакха-деви, а Сварупа Дамодара – это Лалита-деви, и они оба – очень сокровенные спутники Радхи, то есть они оба знают настроение Радхарани во всех подробностях, и поэтому Шриман Махапрабху хотел получить от них шикшу.
Будучи Кришной, Шриман Махапрабху украл настроение Радхарани, но Он не знал, как оперировать этим настроением, и ему для этого нужен был подходящий шикша-гуру. И в Рамананде Рае Он как раз видел такого гуру, который может научить его этому.
Шрила Гурудев, также объяснял, почему это был не Сварупа Дамодара, а именно Рамананда Рай. Потому что Сварупа Дамодара – это Лалита-деви, а Лалита-деви очень разговорчивая и часто ругает Радху и Кришну, за что все её боятся. Поэтому Шриман Махапрабху понял: «Если Я приму своим шикша-гуру Сварупу Дамодара, то он будет меня ругать». И поэтому Он предпочел Рамананду Рая.
Лалита-деви старше Радхарани на 27 дней и на 12 дней старше Кришны. А Вишакха-деви родилась в один день с Радхикой и лишь на несколько минут младше Ее.
Итак, Шриман Махапрабху отправился на берег Годавари, и туда же отправился Рамананда Рай совершать омовение в сопровождении разных ведических брахманов. Там был целый оркестр музыкантов. Они били в барабаны и играли на флейтах. И тут Рамананда Рай увидел Шримана Махапрабху, сидящего неподалеку. Шриман Махапрабху сидел там в одеждах санньяси, и Его тело излучало сияние. Увидев его, Рамананда Рай склонился перед Ним, потому что согласно ведической культуре, если ты увидишь санньяси и не поклонишься, то ты отправишься в ад. И Шриман Махапрабху, обратив на него взгляд, спросил: «Ты тот самый Рамананда Рай?» «Да, я тот самый падший шудра», – ответил он.
Почему Рамананда Рай назвал себя падшим шудрой? Он говорит это из глубокого смирения. Такой смиренный преданный считает себя падшей душой.
После Шриман Махапрабху и Рамананда Рай обнялись и заплакали, и ведические брахманы были в недоумении: «Почему Шриман Махапрабху обнимает этого государственного чиновника и плачет? И почему Рамананда Рай делает то же самое?» И, увидев недоумение на лицах брахманов, Шриман Махапрабху сдержал Свои слезы и сказал: «Приходи вечером».
Итак, вечером они снова встретились, но Рамананда Рай пришел уже в простых одеяниях. Он предложил свои пранамы Шриману Махапрабху, и Тот стал задавать ему вопросы о смысле жизни, о садхане и о процессе её достижения. Также он сказал Рамананда Раю подкрепить свои слова выдержками из шастр, и Рамананда Рай начал говорить:
варнашрамачаравата пурушена парах пуман вишнур
арадхйате пантха нанйат тат-тоша-каранам3
Этот стих означает, что, находясь в варнашраме-дхарме и исполняя свои обязанности, удовлетворять тем самым Кришну является нашей целью, а поддержание варнашрама-дхармы – это садхана. Но Шриман Махапрабху ответил на это, что все это внешнее.
Почему внешнее? Шрила Гурудев говорил, потому что здесь обсуждаются только вопросы тела и ума. Есть четыре ашрама и четыре варны. Четыре ашрама – это брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси. А четыре варны – это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Эти четыре ашрама и варны связаны с телом и умом, а не с душой, поэтому Шриман Махапрабху сказал, что это внешнее. Это карма-мишра-бхакти, не чистое бхакти.
И тогда Рамананда Рай сказал Шриману Махапрабху: «Предложение Кришне нашей кармы – это наша цель». «Нет, это тоже внешнее», – ответил Шриман Махапрабху.
Рамананда Рай процитировал стих из «Бхагавад-гиты»:
йат кароши йад ашнаси
йадж джухоши дадаси йат
йат тапасйаси каунтейа
тат курушва мад-арпанам4
«Чем бы ты ни занимался, чтобы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, чтобы ни отдавал и какую бы тапасью не совершал, делай это, о, сын Кунти, как подношение Мне».
Почему Шриман Махапрабху сказал, что это тоже внешнее? Потому что Кришна – Верховная Личность Бога и все принадлежит Ему. И поэтому, когда человек думает: «Я действую, я владею», это неправильно. Здесь не подчеркивается высшее положение Кришны. То есть человек думает: «Я отдаю Кришне. Я владею чем-то, и я отдаю это Кришне». Здесь не говорится о предании.
Они говорили сначала о карме, потом о гьяне, затем о чистом бхакти, а потом они начали говорить о разных видах бхакти – в дасье, сакхье, ватсалье и мадхурье. И когда Рамананда Рай дошел до радха-бхавы, то есть до самого верха, то Шриман Махапрабху сказал: «Вот сейчас Я счастлив». Когда Рамананда Рай ответил на желаемый вопрос Шримана Махапрабху, Тот сказал ему: «Сейчас Я иду в Пури, и Я хочу, чтобы ты пошел вместе со Мной, хотя бы на какое-то время». «Почему на какое-то время? – спросил Рамананда Рай. – Покуда я жив, я никогда больше не расстанусь с Тобой».
Через несколько месяцев Шриман Махапрабху пришел в Пури, и с тех пор Он оставался в Гамбире.
У Шримана Махапрабху было три с половиной сокровенных спутника – это Сварупа Дамодар, Рай Рамананда, Шикхи Махити и Мадхави-деви. Но главным образом Шриман Махапрабху обсуждал катху со Сварупой Дамодаром и Раманандой Раем.
Шрила Гурудев говорит нам, что, для того чтобы поддерживать в теле жизнь, существует пять воздушных потоков, и точно так же пять основных глав в «Шри Чайтанья-чаритамрите» являются жизнью всей «Шри Чайтанья-чаритамриты». И из этих пяти жизненных глав диалог Шри Чайтаньи Махапрабху и Рамананды Рая является наивысшим проявлением.