Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Также я смиренно кланяюсь лотосным стопам своих духовных дедушек, Шри Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шри Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, и всей рупануга-гуруварге. Я предлагаюсь свои поклоны всем собравшимся вайшнавам и вашнави, которые собрались здесь, чтобы праздновать день ухода нашего Парам-Гурудева, а также триданди-санньяси во главе с Падманабхой Махараджем, Тиртхой Махараджем, Бон Махараджем и другими.
Сегодня день ухода нашего Парам-Гурудева, Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа, а через несколько дней будут также и праздники других наших учителей.
Этот месяц Картика очень благоприятный. Дни ухода и явления вайшнавов, множество игр Враджендра-нанданы Шьямасундары происходят в этот месяц. Но начинается все со дня ухода Парам-Гурудева. Почему Парам-Гурудев имеет такое выдающееся положение среди гаудия-вайшнавов? Он знаменит благодаря своему служению Шриле Прабхупаде.
Мы слышали от Шрилы Гурудева и из писаний, что гуру-ништха – это позвоночник бхакти. Если у нас нет позвоночника, мы не можем сидеть, и если у нас нет гуру-ништхи, то мы не можем прогрессировать в сознании Кришны. Какое служение Парам-Гурудев оказал Шриле Прабхупаде? Сейчас мы поговорим об этом, а потом пойдем на санкалпу.
Когда Шрила Бхактивинод Тхакур установил Божество Вишнуприи-деви и назначил присматривать за ним Бимала Прасада, он дал ему для поклонения Курму и Шилу и также мантру для поклонения Курме. После этого Шрила Прабхупада стал повторять миллиард святых имен, и когда он завершил его, Шри Чайтанья Махапрабху вместе со всеми спутниками появились перед ним и велели ему начать проповедь. Но он ответил им: «Как же я буду проповедовать? Для проповеди нужны люди и деньги. А у меня ничего этого нет». И тогда Шриман Махапрабху ответил: «Не волнуйся. Я пошлю тебе все это». И действительно, те, кто приходил к Шриле Прабхупаде, были посланы Шри Чайтаньей Махапрабху. И так Шрила Прабхупада начал проповедь.
Парам-Гурудев был очень успешным землевладельцем. И у него была большая земля, которая была занята мусульманами в центре Навадвипы, в Маяпуре. Но они не платили аренду. И тогда Парам-Гурудев сам собирал эту аренду и все отдавал Шриле Прабхупаде. Он преподавал им урок при всех. «Ты почему не платишь налоги? – кричал он. – Ты должен заплатить через 3 дня!» И после того как он публично наказывал их, все долги сразу были покрыты. Это первое, за что он прославился в Навадвипа-дхаме – за служение перед Гаудия-матхом. Шрила Прабхупада был очень счастлив. Парам-Гурудев говорил, что это первое его служение как менеджера Гаудия-матха.
Также в те времена на одной земле, которая принадлежала Шриману Махапрабху, было устроено мусульманское кладбище. И как-то раз Парам-Гурудев замыслил план. Он брал глиняные горшки и выращивал в них саженцы деревьев и траву. И многие люди удивлялись: «Зачем выращивать траву и деревья?» Но никто не останавливал его. А затем они построили стену на той территории. «Зачем вы строите стену?» – спрашивали их мусульмане. «Для вашей безопасности, – отвечал Парам-Гурудев. – Чтобы вам было хорошо».
Он действовал очень продуманно. И однажды он сказал брахмачари: «Сегодня вечернее арати мы проведем раньше», не объяснив причину. А потом, после прасада, он созвал всех брахмачари и отправился с ними на кладбище. Они раскопали там все могилы и выбросили в Гангу, а после посадили на это место деревья и траву. И когда все было закончено, Парам-Гурудев сказал: «Завтра сюда придут полицейские. Ни с кем не разговаривайте, а всех посылайте ко мне».
Итак, на следующий день к ним, как и говорил Парам-Гурудев, пришел полицейский, принадлежавший британской власти. «Кто тут управляющий» – спросил он? «Винод прабху», – отвечали ему брахмачари. «А кто здесь Винод прабху?» – спросил полицейский. «О, сэр, вы ищите меня? – спросил Парам-Гурудев. – Что случилось?» «Зачем вы разрушили кладбище?» – спросил он. «Какое кладбище? – с непонимающим видом отвечал Парам-Гурудев. – Мы не видели здесь никакого кладбища. Мы тут поклоняемся Божествам. С чего вы взяли, что здесь было кладбище? Посмотрите, это сад Шри Чайтаньи Махапрабху. И мы все так заняты, что у нас даже нет времени, чтобы скосить там траву. Посмотрите, какая высокая трава там растет». Тогда полицейский попробовал вытащить эту траву, но не смог. «Если вы считаете, что все это было посажено за ночь, то как же все смогло вырасти так быстро? – продолжал Парам-Гурудев. – Этот сад принадлежал Шри Чайтанье Махапрабху». И в итоге полицейский поверил ему.
Это было второе служение Парам-Гурудева, и Шрила Прабхупада был очень счастлив. А если гуру счастлив, то и Бхагаван обязательно будет счастлив. В этом есть сомнения, когда ты служишь Бхагавану непосредственно, но когда ты служишь близким спутникам, как делал Парам-Гурудев, то ты, безусловно, обретешь кришна-прему.
Вы знаете Махараджа Сагара? Чтобы освободить родственников, он привел сюда Гангу. Когда Ганга касается даже пепла усопших, они получают освобождение. Поэтому Парам-Гурудев ничего не сделал мусульманам. Выбросив тела в Гангу, он подарил этим несчастным освобождение.
Другим его служением было то, что он установил служение самадхи Бхактивиноду Тхакуру. Он выбрал людей, которые очень хорошо умели обращаться с палками, и в то место самадхи, где уже начали обживаться бабаджи, которые вели неправильную линию Бхактивиноды Тхакура, он отправил этих силачей с палками, чтобы они очистили это место. Там правил Лалита Прасад. Парам-Гурудев пришел туда с этими брахмачари, и все, испугавшись, покинули это место. Так это место было передано Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру Прабхупаде. И Шрила Прабхупада был очень счастлив от этого.
Парам-Гурудев отличался тем, что давал изумительно точные и ясные ответы на все, о чем бы его ни спрашивали. Однажды христианин спросил Парам-Гурудева: «Почему вы поклоняетесь пастушку Враджендра-нандане Шьямасундаре?» И Парам-Гурудев ответил этому христианину: «Да, мы поклоняемся пастуху, который пасет коров. А вы поклоняетесь пастуху, который пасет овец. Так кто по положению выше?» «А почему вы поклоняетесь черному Богу?» – спросил он затем. И Парам-Гурудев объяснил, что черный – это отсутствие всех материальных цветов. А Бхагаван – трансцендентный, у Него нет материальных качеств. «А почему вы поклоняетесь Шриману Махапрабху, который золотого цвета? – спросил Христианин». И тогда Парам-Гурудев ответил ему, что, если собрать все трансцендентные цвета, то они дают золотой цвет, поэтому мы поклоняемся Господу в золотом обличии.