Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. А также всей гуру-парампаре, Пуджьяпаду Бон Махараджу и всем собравшимся гостям.
Скоро будет Радхаштами. И по этой причине нам необходимо сейчас отправиться в Индию, иначе мы останемся в России. Шрила Гурудев говорил, что наша арадхья – Шримати Радхика. И по этой причине мы должны праздновать Радхаштами еще более пышно и красиво, чем даже Джанмаштами.
Верховный Господь Кришна родился в Матхуре и Гокуле. Нанда Баба и Вришабхану Баба были очень большими друзьями. И таким же образом у Яшода-майи и Киртиды-майи были очень близкие отношения.
Однажды Вришабхану Баба, находясь в Равале, отправился принимать омовение в Ямуне ранним утром. И вдруг он услышал плач маленького ребенка. На большом лотосе лежала маленькая прекрасная девочка. Она двигала ножками и ручками, а иногда брала руками большой палец Совей ножки и сосала его. Вришабхану Баба – это вечный отец Радхики. И, увидев Ее, он сразу очень привлекся Ею.
Однажды один новый преданный Шрилы Гурудева даже сочинил такую шлоку:
караравинде падаравиндам
мукхаравинде винивешаянтам
вришабхану махарадж са кала ха шантам
бала радхикам манаса смарами
«Я памятую о той Радхике, которая Своей маленькой ручкой берет Свою ножку и сосет большой пальчик».
Вришабхану Баба увидел, что все тело Радхики: Ее ножки, Ее ручки и все остальное – подобно прекрасному лотосу. Иногда Радхика сосала большой пальчик своей маленькой ножки, а иногда издавала разные звуки.
Услышав Ее плач, Вришабхану Баба подумал: «О, какая прекрасная девочка!». А затем он взял Ее не руки и прижал к себе. Но эта девочка совсем не открывала глаз.
Вришабхану Баба отнес Радхику к Киртиде-майе. Они хотели устроить праздник, но так как девочка была слепа, они никому о Ней не сказали.
Почему Радхика была слепой? Она была не полностью слепой — Она просто не открывала Своих глаз. Просто однажды Она пообещала Себе: «До тех пор, пока Я не увижу Своего возлюбленного Кришну, Я не открою глаз».
Сейчас я расскажу также историю того, как Радхика пришла в этот мир. Однажды Враджендра-нандана Шьямасундара Кришна сказал Радхике: «Я хочу явить Свои лилы, и поэтому Ты должна отправиться со Мной в материальный мир». Но Радхика сказала: «Нет, Я не пойду с Тобой». «Но как же Я могу явить Свои лилы без Тебя? Ты должна отправиться со Мной», — сказал Кришна. «Нет, Я не пойду с Тобой», — отвечала Радхика. «Почему же Ты не хочешь?» — спросил Ее Кришна. «Если Я пойду, тогда Ты должен будешь взять всех ашта-сакхи и всех манджари», — сказала Радхика. «Хорошо, — ответил Кришна. – Что еще Ты хотела бы взять?». «Я не отправлюсь туда, где нет Ямуны и Гирираджа Говардхана, – продолжала Радхика. – И не только их, но и всех 12 лесов Вриндавана». «Хорошо, – согласился Кришна, – все это Я тоже возьму. Тогда Ты отправишься со Мной?». Но Радхика отвечала: «Нет. Только если Ты возьмешь еще и всю Вриндавана-дхаму и всех спутников – тогда Я пойду с Тобой».
И таким образом, когда Кришна явился в этом материальном мире, Он взял с Собой всю дхаму и всех спутников и проявил все это здесь.
Однажды Нарада Риши отправился в Гокул Махаван и, увидев Кришну, очень обрадовался и дал Ему благословение. Нарада Риши знал, что Кришна – это Верховная Личность Господа, но никому не говорил. И Нарада Риши подумал: «Раз Кришна явился здесь, то обязательно и Его вечная энергия должна здесь присутствовать». И тогда он отправился на поиски Радхики. Прошло уже несколько дней, но он всё не мог Ее найти. Тогда Нарада Риши подумал: «Нанда Баба и Вришабхану Баба – большие друзья, так что отправлюсь-ка я к Вришабхану Махараджу». И Нарада Риши отправился в его царский дворец.
Приняв Нараду Риши в своем дворце, Вришабхану Баба начал всячески служить ему: омыл его стопы, предложил асану. И когда Нарада Риши спросил: «О, царь, есть ли у тебя дети?», он сказал: «Да». «Позови их сюда», — попросил его Нарада. И тогда Вришабхану Баба привел Шридама. «Может быть, у тебя есть еще какие-то дети?» — спросил Нарада. «Ну, да…» – тихо ответил Вришабхану Махарадж. «А почему же ты так печально говоришь об этом?» – спросил Нарада Муни. «У меня есть девочка. Она очень красивая, но Она совсем слепа», — ответил он. «Не волнуйся, — сказал ему Нарада. – Принеси Ее, и я дам Ей благословения».
И тогда Вришабхану Баба принес девочку и положил Ее напротив Нарады Риши. И как только Нарада Ее увидел, он тут же понял, что это никто иной, как вечная энергия Кришны, Радхика. Нарада Риши захотел вознести Ей ставы и стути. Но перед Вришабхану Махараджем он не мог этого сделать. И поэтому он сказал: «Мне нужно провести церемонию» и попросил принести для нее все необходимое.
Оставшись наедине с Радхикой, Нарада Риши закрыл глаза и начал возносить ставы и стути.
макхешвари крийешвари свадхешвари сурешвари
три-веда-бхаратишвари прамана-шасанешвари
рамешвари кшамешвари прамода-кананешвари
враджешвари враджадхипе шри-радхике намо ’сту те1
В это же время Шримати Радхика явила Свой образ, и все ашта-сакхи также появились перед Ней. «О, Нарада, что ты делаешь? – спросила Лалита. – Открой свои глаза и посмотри. Моя сакхи не может быть в таком образе долго. Поэтому когда Вришабхану Махарадж придет, Она снова превратится в маленькую девочку».
Увидев Радхику в окружении Своих сакхи, Нарада Риши сказал: «О, боже мой! Теперь моя жизнь увенчалась успехом!».
В то время рядом проходил Вришабхану Махарадж и случайно услышал звуки пения. Он решил посмотреть, что происходит, но в этот момент все гопи исчезли, а Радхика опять стала маленькой девочкой.
Вришабхану Махарадж принес все необходимое для благоприятной церемонии, и Нарада сказал: «О, Махарадж, ты так удачлив! Никто никогда не будет так удачлив, как ты! И покуда на небесах будет светить солнце и луна и существовать планеты, твоя слава будет разноситься по всей вселенной. И все это лишь благодаря Радхике. Она принесет в твой дом всю благую удачу, Она будет контролировать Самого Верховного Господа. Вся удача этого мира покоится внутри Нее. Ухаживай за Ней, и тогда твоя жизнь будет успешной. Не волнуйся, через несколько дней Ее глаза откроются, как лотосы». И даровав бесчисленное количество благословений Вришабхану Бабе и Радхике, Нарада Риши покинул их дворец.
Тем временем Нанда Баба и Яшода-майя услышали, что у Вришабхану Махараджа появилась маленькая девочка. И однажды они пришли к Вришабхану Махараджу и Киртиде-майе и принесли с собой Кришну. По пути Кришна уснул на коленках у мамы Яшоды. В это время Радхика тоже спала.
И когда Нанда Баба и Яшода-майя прибыли во дворец, они положили Кришну рядом с Радхикой, а сами ушли общаться с Вришабхану Махараджем и Киртидой-майей.
В этот момент Радхика почувствовала аромат Кришны. И Она подумала: «О, Мой возлюбленный здесь!». Они лежали рядышком, и Кришна повернулся и обнял Радхику. Она тут же открыла глазки и начала двигать Своими ручками и ножками и радостно смеяться. Кришна также громко смеялся.
Услышав этот смех, матери прибежали к кроватке и подумали: «О, наверное, они хотят молочка». И тогда Яшода-майя и Киртида-майя взяли Кришну и Радхику на руки и, увидев, что Радхика открыла глазки, поскорее побежали в царское собрание Вришадхану Махараджа и Нанды Бабы, где они разговаривали. «О, Махарадж, посмотри! Твоя девочка открыла глаза. Это всё благословения Нарады Риши!». «О, благодаря Нараде Риши наша девочка открыла глаза!» – обрадовался он. И все они начали прославлять Нараду и устроили огромный фестиваль.
До сих пор они никому не говорили о девочке, но сейчас они созвали всех даровать Ей свои благословения. Все вселенные мечтают о благословениях Радхики, а Радхика принимает благословения всех враджаваси.
Как же Ее стали звать Радхикой? Шрила Гурудев рассказывал об этом на одной из лекций.
Однажды Кришна сидел в Йога-питхе во Вриндване и размышлял: «Как же Я могу испытывать расу? Мне нужен кто-то». И в то время, когда Он так подумал, Шримати Радхика вышла из Его левой стороны и побежала к Враджендра-нандана Шьямасундару. «Ра» означает «анурага» (глубокое влечение). «Дха» означает «дхавати» (бежать). Она с огромным влечением бежит к Кришне, и поэтому Ее имя – Радха.
И так как Кришна поклоняется Ей, имя Ее – Радхика.
Какое бы желание ни появилось у Кришны – Радхика все исполняет. Не смотря на то, что Кришна – маленький ребенок, Он всегда юноша. Так же и Радхика, будучи маленькой девочкой, всегда является юной девушкой. Потому что это Их вечные образы.
У Нанды Бабы и Яшоды-майи так много привязанности к Кришне. Таким же образом Киртида-майя и Вришабхану Махарадж привязаны к Радхике.
Однажды Нанда Баба захотел проверить свои поля. И он взял Кришну себе на колени и отправился посмотреть, как его слуги служат на пастбище. Когда он приехал в Бхандираван, все небо затянуло тучами, и вот-вот должен был начаться дождь. Нанда Баба подумал: «Сейчас пойдет дождь, и Кришна весь вымокнет. Что же делать?». И только он так подумал, тут же появилась Радхика в форме маленькой девочки. Радхика протянула Свои руки, и Кришна пошел к Ней. Нанда Баба сказал Радхике: «О, Радха, отведи Кришну в дом». И никто не волновался: «О, пришла Радхика – Она отведет Кришну в дом».
На самом деле лес Бхандирван очень опасный и темный. А в то время они были совсем юны. И также там проявились ашта-сакхи. Все они были в юношеских телах. И они начали шутить и смеяться друг с другом.
Но есть еще одна маленькая деталь. Четырехглавый Брахмаджи явился в этом мире. Он спустился со Сварга-локи в Пушкару – его место в этом материальном мире. И в это же время он направлялся в Пушкару и, увидев Радху и Кришну, сразу спустился к Ним. И тут же они устроили свадебную церемонию Радхи и Кришны по обычаям гандхарвов – гандхарва-виваху. Они обменялись гирляндами, сказав: «Теперь мое сердце – это твое сердце». Брахма был очень счастлив вести эту церемонию.
Через некоторое время Брахма отправился к себе, а Радха и Кришна – в Нанда-гаон.
В некоторых сампрадаях говорится, что Радхика не является женой Кришны, и то, что Она стоит рядом с Кришной – это не целомудренно. Но наш предыдущий ачарья, Шрила Баладева Видьябхушана прабху сказал: «Кто является самым великим священником? Это Брахмаджи. И он устроил свадебную церемонию Радхи и Кришны. Так что нет необходимости проводить еще какие-то свадьбы».
Эта лила проходила в Бхандирване, поэтому я расскажу еще одну лилу, которая проходила в этом лесу.
Сейчас по всему миру множество мобильных телефонов. И они могут связываться между собой через огромные пространства. Но в Двапара-югу также были мобильные телефоны. Их функцию выполняли попугаи. Они летают повсюду и разносят послания.
Однажды Радхика и Ее сакхи сидели вместе с Кришной и Его прия-нарма-сакхами – Субалом, Мадхумангалом и другими. Они шутили и разговаривали друг с другом. А тем временем попугай Падмы из лагеря Чандравали прилетел к Джатиле, свекрови Радхики, чтобы сообщить о том, что Радхика вместе с Кришной. И как только она услышала об этом, она страшно разозлилась и позвала бабушку Радхики, Мукхару, сказав ей: «О, Мукхара, что же ты мне рассказывала, что Радхика такая целомудренная? Она сейчас шутит и смеется с другим. Это и есть Ее целомудрие?». «С кем?» — спросила Мукхара. «С Кришной, с этим черным мальчишкой! — ответила она и, взяв за руку Мукхару, повела за собой. — Пойдем, и ты все сама увидишь».
В то же время там летали попугайчики других гопи. И, увидев это, они полетели скорее предупредить Радхику: «Спасайтесь! Джатила, разгневанная, как змея, идет сюда с Мукхарой!». И когда попугай сказал это, Радхика и гопи побежали прятаться за кустами. А все прия-нарма-сакхи Кришны переоделись в девочек.
Субал очень похож на Радхику, и когда он одевался как девушка, никто не мог понять, где Радхика, а где он. А если Радхика надевала мужскую одежду, также невозможно было понять, Радхика это или Субал.
Итак, все гопи и Радхика выглядывали из-за кустов, чтобы посмотреть, кто же там идет. И, наконец, пришли Джатила и Мукхара. И Джатила, увидев Кришну и Субала в женской одежде, сказала: «Посмотри на свою внучку. Какая она целомудренная! Разве это признаки целомудрия – шутить с другими юношами?». Она ругала и Радхику, и Кришну, и всех остальных, кто там был. И сакхи были очень счастливы. Они начали играть, целоваться, и Джатила еще сильнее разозлилась. А затем Кришна подмигнул Мадхумангалу, и тот снял женские одежды с Субала, оставив его в одежде пастушка. И тогда все остальные сняли с себя женские одежды и начали смеяться и хлопать.
И тогда Мукхара очень разозлилась на Джатилу: «Это же мальчишки, которые просто переоделись в девочек. Тебе-то что?». От этой сцены Джатила потеряла дар речи и, не сумев вымолвить и слова, развернулась и ушла.
И когда уже ничего не грозило, Радхика вышла из-за кустов, и все вместе они начали дружно смеяться.
Когда Радхика была маленькой девочкой, в царский дворец Вришабхану Махараджа пришел Дурваса Риши и дал благословение Радхике. Он сказал: «Все, что Она ни приготовит, будет подобно нектару. И тот, кто будет принимать Ее пищу, всегда будет сильным, его жизнь будет долгой и никто никогда не сможет победить его». Он дал множество благословений.
Вришабхану Баба с Критидой-майей постоянно общались с Нандой Бабой и Яшода-майей, приходя друг к другу в гости. И однажды Кришна пришел во дворец Нанды Бабы вместе со Своими родителями. И Кришне настолько понравилась пища, приготовленная Радхикой, что когда они вернулись обратно домой, Он ничего не хотел есть. И что бы ни приготовила мама Яшода или Рохини, Ему все казалось невкусным. А когда они спросили Его: «О, Кришна, чем же Тебя накормить?», Он ответил: «Я хочу тот прасад, который мы принимали во дворце Вришабхану Махараджа». И тогда Яшода-майя отправилась в его дворец и попросила Радхику каждый день приходить к ним и готовить для Кришны.
Но свекровь Радхики так просто Ее не отпускала. И по этой причине Яшода-майя Джатиле постоянно присылала различные дары, и, видя их, она хотела все больше и больше.
Все уже очень голодны. И если я вас буду задерживать, вы разгневаетесь. Поэтому я закончу. Есть ли вопросы?
Преданный: Нарада Риши говорил, что пока солнце светит и существуют планеты, слава Вришабхану Махараджа будет шириться по всей вселенной. Но мы знаем, что материальный мир разрушается. И тогда слава исчезает?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Нарада Риши знал, что это Радхика, и обо всем, что Она делает – он всем рассказывал. И когда материальный мир затопляется водами океана, а затем снова сотворяется, слава снова начинает сиять. Но Вришабхану Махарадж так Ее любил. Он не мог понять, что это вечная энергия Господа. И какое бы благословение ни давал Нарада Риши – он был очень счастлив.
Иногда одни планеты опускаются в причинный океан, когда мир разрушается, а другие в это время существуют. И когда вселенная сотворяется вновь, тогда снова его слава начинает сиять.
Преданный: Когда Радхика готовит, кто Ей помогает?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Сакхи и манджари.
Преданный: А почему Шримати Радхику не относят к Вишну-таттве? Она же проявилась из левой стороны Кришны.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Вишну-таттва всегда мужского рода. А Его сила, шакти всегда женского рода.
Преданный: Скажите, пожалуйста, правильно ли я понял, что в лилах не бывает лишних деталей и благословение Нарады для Радхи имело значение, что без благословения чистого преданного Радха ни на кого и ни на что не посмотрит в этом мире.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Она же открыла глаза, Она ждала, когда Кришна придет. И Нарада Риши знал, что Кришна скоро придет, и Она откроет глаза. И по этой причине он дал эти благословения. Но он это сделал для того, чтобы еще более прославить преданных Господа. Йога-майя силой направила Нараду туда и силой заставила его дать благословения. И в играх Радхи и Кришны у Йога-майи есть все ключи, чтобы властвовать над всеми.
Преданный: Здесь есть человек, который на фестивале получил духовное имя. И, может быть, вы могли бы рассказать вкратце о высшей цели человеческой жизни.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Высшая цель человеческой жизни – это достичь кришна-прему. Чтобы достичь кришна-прему, необходимо продвигаться шаг за шагом. Как, например, если человек хочет стать доктором, он не сможет сразу им стать. Ему необходимо пройти все обучения от начальной школы до университета.
Также впечатления приходят из общения с вайшнавами. Вайшнавы дадут нам знание, что мы вечные слуги Господа, мы душа.
Чтобы поддерживать это тело, необходимо есть и пить. Если мы не будем этого делать, то мы умрем. Таким же образом внутри нашего тела живет душа, и мы должны питать ее, иначе она не будет здоровой. Что же это за пища, которая необходима для души? Бхагаван-бхаджан. Вайшнавы нам раскрывают все эти вещи, и постепенно вы придете к лотосным стопам сат-гуру. Необходимо в благоприятном общении служить вайшнавам и гуру. Вайшнавы объяснят таттву, сиддханту, и постепенно в одной из жизней мы достигнем высшей цели.
- «Радха-крипа-катакша-става-раджа», 12