Дхаранидхара д: Харе Кришна, дорогой Шрипад Мадхава Махарадж. Мы хотим взять у вас интервью для нашего сайта Сат-сампрадая о двух вайшнавах: Шриле Бхакти Валлабха Тиртхе Махарадже и Шриле Бхакти Вигьян Бхарати Махарадже. Каков ваш опыт в общении с этими двумя вайшнавами?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: С самого начала своей жизни в Матхе, как только я принял прибежище у своего духовного учителя, я увидел много учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады. Я готовил и служил им.


Я общался не только со Шрилой Бхакти Валлабхой Тиртхой Госвами Махараджем и Шрилой Бхакти Вигьян Бхарати Махараджем. Если же говорить о них, то я имел возможность служить им, готовить для них прасад. Я готовил прасад Шриле Бхакти Вигьян Бхарати Махараджу в разных городах, например, одну неделю в городе Вишакхапатнам (прибрежный портовый город индийского штата Андхра-Прадеш), также неделю готовил для него и общался с ним в Джаганнатха Пури. Поэтому с самого начала Шрила Бхакти Вигьян Бхарати Махарадж относился ко мне как к своему сыну, он очень любит меня и Шрила Бхактиваллабха Тиртха Махарадж также любит меня как своего сына, потому что с самого начала своей жизни в Матхе я был с Шрилой Гурудевом. Даже Шрила Бхакти Дживан Джанардана Махарадж и многие ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, Шрила Бхакти Вайбхава Пури Госвами Махарадж – все они очень любили меня. По своей беспричинной милости, кто бы ни приходил к Шриле Гурудеву, он занимал меня служением им, поэтому они меня так сильно любят.
Ари Мардан д: Мы видели, как Шрила Бхакти Вигьян Бхарати Махарадж ходил в гости в Шри Рупа Санатана Гаудия Матх, а также посещал Шри Гопинатх Бхаван и наши санньяси, ученики Шрилы Гурудева встречали его. Это было связано с каким-то событием?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Это обычная традиция Гаудия Матха в целом – приглашать старших вайшнавов из разных Матхов на праздники или открытия нового отделения Матха. Например на джулана-ятру, фестиваль катания Шри Шри Радха-Кришны на качелях, приглашаются старшие вайшнавы из разных Гаудия Матхов. Они отзываются на приглашение и приходят.
Шрила Бхарати Махарадж так же приходил к нам, каждый год. Это происходило также в то время, когда Гурудев ещё был на этой планете. После его ухода Шрила Бхарати Махарадж не раз приходил к нам, чтобы рассказать хари-катху. В их организации во Вриндаване, где служит Шрила Бхакти Вигьян Бхарати Махарадж, есть два Матха. И всякий раз, когда они организовывали праздники, они также приглашали нашего Гурудева к себе, и мы приходили к ним в гости.
Ари Мардан д: Это происходило каждый год?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да.
Ари Мардан д: Мы видели, что на фотографиях, которые были сделаны во время таких визитов, Вы смиренно занимали положение внизу, а Шрилу Бхакти Вигьян Бхарати Махараджа садили на возвышение. Об этом также вчера говорил Шрипад Падманабха Махарадж. Мы очень уважаем такое отношение к старшим вайшнавам. Это выражение подлинного вайшнавского этикета и смирения.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Наш Гурудев учил нас, что всякий раз, когда появляется старший вайшнав, необходимо быть очень уважительными с ним. Поэтому, всегда, когда появляется старший вайшнав, мы выражаем ему свое глубокое почтение.
Ари Мардан д: Сейчас часто, можно заметить, как некоторые старшие вайшнавы или инициирующие гуру замыкают своих учеников на себе и не выражают почтение старшим. Их ученики начинают действовать таким же образом. В связи с этим не возникает никакого желания выражать почтение таким людям. Но мы видим на Вашем примере, что Вы открытый и дружественно настроенный даже к тем вайшнавам, которые находятся в других организациях нашей сампрадаи.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Этому учил нас наш духовный учитель. Он относился ко всем, кто приходил к нему, ученикам других гуру, как к своим детям, заботился о них, воспитывал, обучал. Я научился этому у Шрилы Гурудева – я не делю преданных на своих учеников и на учеников других гуру. Если есть какой-то возвышенный вайшнав, мы не запрещаем слушать его. Запрещать общаться с чистыми преданными — это полностью неправильная идея.
Я воспринимаю эти души (учеников) так, как меня учил мой духовный учитель. Они не моё богатство или собственность, которым я имею право наслаждаться. Все они – богатство, принадлежащее гуру-варге. Обычно Шрила Гурудев говорил: «Ученики не моя собственность, они не предназначены для моего наслаждения. Они принадлежат Шри Чайтанье Махапрабху и Шри Шри Радха-Кришне. Кто бы ни приходил ко мне, я беру их души и, очистив их, предлагаю, подобно цветам, лотосным стопам своего Гурудева. Далее по парампаре они передаются Шри Шачинандане Гаурахари, и Шри Шри Радхе-Кришне – Божественной Чете».
Поэтому считать учеников своей собственностью и, вследствие этого, не давать им слушать хари-катху других вайшнавов – это полное заблуждение.
Сейчас часто такое случается, что преданные получают харинаму от одного, а дикшу от другого вайшнава. Многие преданные приходят ко мне, прежде уже получив харинаму от другого. Например, от Падманабхи Махараджа или Шуддхадвайти Махараджа, или Неми Махараджа и просят у меня дикшу, я сначала отправляю их к их гуру, говоря им: «Пожалуйста, сначала спросите разрешение на это у тех, в кого вы уверовали раньше».
Также Падманабха Махарадж, Неми Махарадж и Шуддхадвайти Махарадж приходили и говорили, что будут рады, если их ученики придут ко мне за дикшей. Я лично к ним обращался с вопросом, что делать, если их ученики просят меня дать им дикшу. Мы обсуждали конкретные случаи с преданными (их учениками), которые хотят получить дикшу от меня. Если их гуру согласны, более того, если они не просто согласны, а будут рады этому решению учеников, и настаивают на этом, тогда я иду к ним навстречу и даю посвящение их ученикам. Я не хочу никому создавать никаких беспокойств. Если я не буду уважать вайшнавов, то тогда как мои ученики будут уважать меня?! Если кто-то из учеников, получивших харинаму от них, не уважают их, они, в конце концов, и меня не будут уважать, даже если я им дам дикшу. Поэтому, если их ученики очень настаивают, а также их гуру это одобряют, тогда я даю этим ученикам дикшу.
Например, один преданный, его зовут Манохар, он получил только духовное имя без харинамы от Шуддхадвайти Махараджа. Шуддхадвайти Махарадж сказал мне: «Я не против, чтобы он получил у Вас харинаму и другие посвящения, но я прошу только об одном, чтобы Вы сохранили ему то имя, которое я ему дал». В знак уважения к Шуддхадвайти Махараджу я сохранил этому ученику имя, полученное от него. В прошлом году он получил от меня харинаму, а в этом году — дикшу. Вы можете видеть, что у него до сих пор то же самое имя, которое он получил от Шуддхадвайти Махараджа.
Поскольку я уважаю всех вайшнавов, не только из нашей санги, но и вайшнавов и духовных учителей из других вайшнавских сообществ. Видя это, они приходят ко мне и также выражают мне почтение.
Я видел, как это происходило во времена Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, Шрилы Бхактиведанта Вамана Госвами Махараджа. Мои гуру говорили: «Мы заметили, что ученики не возвышают нас, но опускают на уровень своей адхикары». Поэтому, понимая это, я не хочу учеников. Мне нужно не количество, но качество. Я лишь хочу помогать.
Каждый день ко мне сюда на даршан приходят 60-70 преданных, и каждый день я им говорю: «Выражайте почтение всем преданным, уважайте вайшнавов, если вы уважаете меня, а вайшнавов – нет, то я не буду счастлив. Если вы хотите удовлетворить меня, тогда служите вайшнавам».
Меня не касается, то, что делают другие гуру и санньяси. У меня своя ответственность, и я должен вести себя соответствующим образом. Я знаю, что должен служить гуру и вайшнавам, совершать свой бхаджан должным образом, потому что никто за меня его совершать не будет. Я должен сам принимать пищу, только тогда будет наполняться мой желудок.
Ари Мардан д: Что Вы хотели бы пожелать, тем учителям, которые замыкают своих учеников на себе, не позволяют ни с кем общаться и не выражают почтения другим возвышенным вайшнавам в других духовных организациях?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Вы (Дхаранидхара д. и Ари Мардан д.) старшие преданные, и вы можете поговорить и обсудить с ними, каков вайшнавский этикет, каково правильное поведение в этой ситуации [Право учеников поправлять инициирующих учителей, не достигших совершенства, утверждается в «Шри Кришна-бхаджанамрите» стих 59].
Ари Мардан д: Что Вы лично хотели бы пожелать через наш сайт таким учителям?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Дорогой Махарадж, пожалуйста, я прошу тебя, выражайте почтение другим вайшнавам, позволяйте своим ученикам слушать их хари-катху.
У меня две лекции утром и, когда я замечаю, что мои ученики собираются здесь перед дверью, вне моих лекций, я их очень сурово отчитываю, ругаю и отправляю слушать других санньяси. Единственное время, когда я им позволяю придти, – это в четыре часа во время даршана, когда нет других лекций.

Ари Мардан д: Я хотел бы разрешить одну дилемму, которая возникла у нас при изучении наставлений разных ачарьев. Есть слова Шрилы Бхакти Ракшак Шридхара Махараджа, где он говорит: «Тот, кто является другом для всех, не способен служить кому-то одному». Как согласовать это утверждение с рекомендацией принимать и почитать всех гаудия-вайшнавов в соответствии с пониманием, что все старшие вайшнавы относятся к единой группе гоур-паривар?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да, так учил Гурудев, что мы одна семья – гоур-паривар. Выражайте почтение всем в этой семье. Это учение, которое я впитал от него.
Ари Мардан д: Как согласовать это утверждение Шрилы Бхакти Ракшака Шридхар Махараджа и Шрилы Гурудева, чтобы они не противоречили друг другу?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Например, мой Гуру Махарадж, который дал мне харинаму, приказал мне служить в течение всей жизни Шриле Нараяне Госвами Махараджу. Я посвятил себя служению Ему, но таким же образом я служу и своему дикша-гуру и всем его духовным братьям.

Все вайшнавы сильно любят меня, потому что я сосредоточен на служении своему учителю и в то же время уважаю всех вайшнавов. Например, во времена, когда у Шрилы Бхакти Вайбхав Пури Госвами Махараджа не было своего Матха во Вриндаване, он останавливался в нашем Кешаваджи Гаудия Матхе в Матхуре. Тогда у нас тоже не было во Вриндаване Шри Рупа Санатана Гаудия Матха. Все вайшнавы останавливались у нас, и он, в том числе, останавливался на несколько дней. Все мы старательно служили ему, поэтому они были довольны нами. Если ученик служит своему гуру, он так же будет служить другим вайшнавам.
Ари Мардан д: Мы видим, что Шрила Рупа Госвами, будучи идеальным учеником Махапрабху, прославляется Шринивас Ачарьей в «Шад-Госвами-аштаке» как тот, кто был дружественным ко всем живым существам. Эта дружба не помешала ему быть идеальным слугой своего духовного учителя.
Так же Шрила Бхакти Вигьян Бхарати Госвами Махарадж рассказывает на примере своей жизни, что он общался с представителями всех Гаудия Матхов и служил всем Гаудия Матхам, не проводя каких-то особых различий. Он не думал в процессе этого служения: «Это последователи моего Гурудева, а это чужие люди». Такая широта его взгляда не помешала ему быть подлинным учеником Шрилы Бхакти Дайита Мадхавы Махараджа.
Дхаранидхара д: Будучи архитектором, он помогал различным Гаудия Матхам строить храмы. (Статья «Служите всем преданным»).
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Я не знал про это.
Ари Мардан д: Так же в шастрах утверждается, что у нас может быть только один дикша-гуру, а шикша-гуру может быть очень много. Это также утверждает факт того, что мы можем быть дружественны по отношению ко многим, кто даёт наставления.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да, шикша-гуру может быть много!
Ари Мардан д: Так же Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж говорит в своей катхе: «Любой, кто помогает мне отправиться домой, — мой гуру» («Абсолютная гармония», стр. 63).
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да, конечно! Например, все матхаваси, то есть жители Матхов, санньяси, брахмачари, которые пришли в миссию Махапрабху, имеют какие-то хорошие качества, которым мы можем у них учиться. Один из спутников Махапрабху (Шрила Нарахари Саракара Тхакур в «Шри Кришна-бхаджанамрите» 42) сказал: сакала вайшнава эва гуравах – всех вайшнавов надо считать нашими шикша-гуру. Мы действуем также, потому что этому нас учил наш Шрила Гурудев.
Ари Мардан д: Что бы Вы хотели пожелать через наш сайт, тем ученикам, кому их гуру запрещают служить другим духовным организациям в нашей гуру-варге или тем, кому их учителя запрещают ходить куда-либо и слушать там хари-катху?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Это очень-очень плохо! Это против подлинного вайшнавизма. Во времена, когда наш Гурудев был здесь и проповедовал, очень многие лидеры в своих организациях запрещали своим ученикам общаться с нашим духовным учителем (Шрилой Бхактиведантой Нараяной Махараджем). И когда ученики этих гуру приходили к нашему Гурудеву и говорили Ему об этом, Гурудев отвечал им: «Скажите своим «учителям» — прощайте навсегда!»
Шрила Гурудев приводил пример, как будут действовать те гуру, чьи сердца чисты, и они (саралата) простосердечные вайшнавы. Они будут посылать своих учеников, ради их блага, к тем, у кого они смогут обучиться большему. Как, например, прабху-трая: Шринивас Ачарья, ученик очень возвышенного вайшнава – Гопала Бхатты Госвами; Нароттам дас Тхакур — ученик также очень возвышенного вайшнава – Шрилы Локанатхи Госвами, и Шьямананда Прабху, ученик великого Хридой Чайтаньи. Их учителя послали своих учеников учиться у Шрилы Дживы Госвамипада. Несмотря на то, что у них всех были разные дикша-гуру, их учителя послали обучаться своих учеников к Шриле Дживе Госвами.
Мы должны принять уроки наших предыдущих ачарьев. Нельзя считать учеников своим богатством или собственностью, пытаясь ограничить их свободу, не позволяя им покидать свою территорию, боясь, что они не вернутся. Такие мысли и действия — плохая идея. Подлинные вайшнавы будут усиливать их гуру-ништху, а не привязывать их к себе.

Здесь есть одна ученица Шрилы Бхакти Сундар Говинды Махараджа. Вчера она попросила благословение, чтобы её вера в её духовного учителя стала сильнее. Я дал ей благословение. Такова правильная позиция шикша-гуру. Хотя Шрилы Бхакти Сундар Говинды Махараджа уже нет на этой планете, я ничего не могу сказать, чтобы кто-то был не уважительным по отношению к нему. Если я так поступлю – я стану обманщиком.
Ари Мардан д: Мы действительно видим, что Ваши слова не расходятся с делами. Это замечательно!
Мы слышали о том, что некоторые Ваши ученики обратились к Вам с просьбой разрешить им получать шикшу в Шри Чайтанья Гаудья Матхе, и Вы не отказали им, сказав, что это они могут делать.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да. Также позавчера ученики Шрипад Бхактиведанты Ваны Махараджа попросили меня прославить их учителя. Поскольку я его знаю давно, я рассказал им о нём, прославлял его. Они также спрашивали о других вайшнавах, я также рассказал и о их славе.
Дхаранидхара д: А что Вы можете сказать по поводу того, что порой гуру держит своих начинающих учеников возле себя, не желает того, чтобы они ходили в различные Гаудия-вайшнавские организации до того момента, пока их вера в их учителей не окрепнет?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Я не видел, чтобы мой Гуру Махарадж и Гурудев так делали. У нас так было принято, что если неофит идёт к другому вайшнаву в линии сарасват-сампрадаи, этот вайшнав вдохновляет его служить своему гуру. И в нашем Шри Кешаваджи Гаудия Матхе в Матхуре всегда было такое настроение. Хотя у нас были ученики гуру других Гаудия Матхов, фактически их невозможно было отличить от других преданных, потому что отношение к ним был таким же, как ко всем.
Ари Мардан д: Это удивительная атмосфера! Некоторым следовало бы поучиться этому.
Мы видим, что у нашего Шрилы Гурудева собрались ученики разных возвышенных учителей (Шрилы Бхакти Прамода Пури Госвами Махараджа, Шри Рупа Сиддханти Махараджа, Бхакти Джива Джанардан Махараджа, Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады и др.). На их примере мы можем видеть, что у них настоящее видение, которое свободно от сектантства и фанатизма. Когда их учитель ушёл, они примкнули к другой организации, где можно было продолжить своё обучение под руководством другого сат-гуру.
Наш Гурудев неоднократно говорил, что подлинный вайшнавизм свободен от каких-либо рамок, которые могли бы помешать преданным общаться с другими вайшнавами в других вайшнавских организациях ради их духовного блага. Если бы Гурудев поддерживал другую философию, которая противоречила этому подходу, то Он не смог бы проповедовать по всему миру.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да. Несмотря на то, что гуру ИСККОН запрещали своим последователям слушать нашего Гурудева и пытались мешать его проповеди, распространяя о нём лживые слухи, сам Шрила Нараяна Махарадж не запрещал никому из своих учеников посещать программы ИСККОН. Если они хотели послужить Божествам в их храмах, Гурудев не запрещал им, потому что Бог един для всех.
Ари Мардан д: Я даже вчера слышал, как Вы обсуждали этот вопрос со своими учениками и говорили, что нет проблем, если кто-то пойдет в ИСККОН и будет поклоняться Божествам там. Вы сказали, что в этом нет никакого оскорбления.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: К сожалению, они оскорбляли моего Гурудева, поэтому я не хожу к ним. Но если кто-то хочет туда пойти послужить Божествам, я не буду возражать. Но, по мере того как они будут расти духовно, у них появится понимание того, как лидеры ИСККОН неуважительно относятся к нашей гуру-парамапаре, и тогда они смогут принять правильное решение. Если я им сейчас скажу: «Нет, вы не должны ходить туда», без знания сиддханты они меня не поймут. Когда они обучатся сиддханте, они поймут, как правильно действовать [Махарадж имеет в виду следующее: если его ученики хотят посещать центры ИСККОН, где негативно настроены против учителей Гаудия Матха, то это неблагоприятно, поскольку в некоторых центрах ИСККОН не желают поддерживать веру в представителей Гаудия Матха. Однако если ученик разберётся в этом, то не станет ходить туда, где его не вдохновляют на гуру-севу, даже если в их храмах есть Божества, которым поклоняются в Гаудия-сампрадае]. То есть, если они хотят послужить Божествам, я не против. Бхагаван для всех, и у Него равное видение всех душ – Он так говорит в «Бхагавад-гите» (9.29): само хам сарва-бхутешу. И если у кого-то из учеников или учителей сектантское видение, они сами будут потом страдать в своей духовной жизни от узости своих взглядов.
Ари Мардан д: Я хотел бы обсудить проповедь, которая связана с гуру-таттвой. Сейчас, после ухода Шрилы Гурудева, очень важно проповедовать науку о подлинном духовном учителе, об уттама-гуру, который абсолютно необходим для подлинного ученичества. Это важно, потому что сейчас наблюдается очень много хаотичных движений учеников нашего духовного учителя и его последователей. Они так и не смогли понять, кто такой подлинный учитель и поэтому после ухода Шрилы Гурудева пытаются найти прибежище у несовершенных учителей.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: (кивает головой подтверждая, что это так).
Ари Мардан д: Некоторые начинающие преданные в связи с этим говорят мне, что если вы (подразумевая меня и других) будете проповедовать возвышенные идеи, которые открывают науку о природе совершенного духовного учителя, то те ученики, которые сейчас принимают учителей, не являющихся уттама-адхикари, разочаруются в своих гуру.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Если что-то является правдой, ты обязан об этом говорить или нет?
Ари Мардан д: Обязан.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Мы пришли сюда не для того, чтобы сделать всех счастливыми льстивыми словами, мы должны говорить всем правду. Мой духовный учитель говорил мне так: «Куда бы ты ни отправился, первое, о чём ты должен говорить, — это о гуру-таттве, о том, кто является совершенным учителем». Если кто-то хочет разобраться в гуру-таттве, он может скачать с сайта purebhakti.com мою докторскую работу по этой теме, там представлена эта наука.
Ари Мардан д: Я хотел сказать, что мы должны быть верны высоким принципам, которые утвердили ачарьи в цепи ученической преемственности. Они всегда говорили, что нужно прославлять сат-гуру и говорить об их природе независимо от обстоятельств, в которых может находиться организация.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да! Конечно!
Ари Мардан д: Мы делаем так, как велят ачарьи, но некоторые боятся слушать нас. Они чувствуют, что это слишком высоко и опасно для их слепой веры.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Время постепенно всё решит. Никто не может управлять временем. А время управляется только Кришной. Придёт время, и они поймут.
Ари Мардан д: Независимо от времени, мы хотим оставаться верны татва-сиддханте, настоящему посланию шастр и гуру. Мы надеемся, что Ваше настроение такое же.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Я просто стараюсь следовать по стопам своего духовного учителя. Если что-то хорошее есть во мне, то это принадлежит моему Гурудеву, это Его заслуги. Всё, что случается хорошего в нашей жизни, становится возможным благодаря им: моему Шриле Гурудеву и гуру-парампаре. Как меня обучили, так и я буду обучать и проверять.
Ари Мардан д: Большое спасибо за Ваше внимание и время. Нам было очень важно обсудить с Вами насущные вопросы, которые тревожат сангу Шрилы Гурудева. Харе Кришна! Дандаваты.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Спасибо Вам.