Шрипад Бхактиведанта Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же поклоны я приношу лотосным стопам моих духовных предшественников, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. В этот день ухода великой души Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи Махараджа я также предлагаю свои бесконечные поклоны его лотосным стопам. И также я предлагаю свои поклоны всем санньяси, которые собрались сегодня здесь, всем джентльменам и матерям.
Мне велели рассказать что-то о трансцендентной жизни Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи Махараджа.
Понять, что перед нами за дерево, легче всего по плодам. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада проповедовал по всему миру и, благодаря ему, мы все сейчас здесь сидим. И если он такая возвышенная личность, то насколько же возвышен его гурудев? Таким же образом по Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру мы можем понять, насколько возвышен был Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махарадж.
Ранее уже говорилось, что Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махарадж был воплощением вайрагьи. У слова «вайрагья» есть два значения. С одной стороны, оно означает «отречение от материального мира», а с другой стороны означает «тот, у кого есть особая привязанность к Шри Шри Радхе и Кришне». Он был воплощением отречения.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур хотел принять Шрилу Гауракишору даса Бабаджи Махараджа своим духовным учителем, но тот отказывался, несмотря на то, что он просил снова и снова. «Я спрошу разрешения на это у моих Божеств», – отвечал ему Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махарадж. Но в каждую последующую встречу он говорил: «О, я забыл у Них спросить. Я спрошу завтра».
И тогда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур начал совершать чандраяна-врату. В чем суть этой аскезы? Луна после Пурнимы постепенно уменьшается, и таким же образом Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур на Пурниму принимал пищу, наполняя свой рот 16 раз, на следующий день 15 раз, и так каждый день он сокращал количество пищи. В Амавасью он не принимал ничего, а на следующий день снова начинал принимать пищу по нарастающей. Помимо этого он пил воду Ганги, подобно коровам, закладывая руки за спину и наклоняясь к воде.
Видя такое положение своего сына, Шрила Бхактивинода Тхакур сам отправился к Шриле Гауракишоре дасу Бабаджи Махараджу и сказал ему: «О, Бабаджи Махарадж, какова миссия вайшнава? Давать милость живым существам. А разве мой сын, Бимал-прасад, не живое существо? Ты не можешь быть к нему милостивым?» И так по просьбе Шрилы Бхактивинода Тхакура он дал дикшу Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру.
Спустя какое-то время слава Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи Махараджа распространилась повсюду, и многие люди начали приходить к нему.
Однажды в Годруме Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махарадж пришел в дом Шрилы Бхактивинода Тхакура в очень дорогой одежде, и Шрила Бхактивинода Тхакур спросил его: «О, Бабаджи Махарадж, что это за лилы у вас такие? Вы сегодня надели такие дорогие одежды! Почему?» «О, домохозяева, которые живут с женщинами, теперь одеваются в такие же одежды, как и я, – ответил он, – поэтому я лучше буду одеваться как землевладелец».
Как образом он жил? На берегу Ганги была сломанная лодка, и под ней он совершал свой бхаджан. Однажды богатый человек пришел к нему и пожертвовал одеяла. А затем кто-то спросил его: «Бабаджи Махарадж, сейчас очень холодно, почему вы не используете эти теплые одеяла, которые дал вам богатый человек?» «Эти вещи даны мне материалистами, – ответил он. – И если я буду их использовать, то материализм войдет в мое сердце». Качества Гауракишоры даса Бабаджи Махараджа очень перекликаются с качествами Шрилы Рагхунатхи даса Госвами.
Однажды, сбежав от всех людей, он закрылся в туалете. Многие просили его выйти, но он не открывал. А позже к нему пришли полицейские и администраторы и сказали: «Бабаджи Махарадж, мы для вас построим очень хороший бхаджан-кутир, пожалуйста, откройте двери». «Я не здоров, – отвечал он им. – Я не могу двигаться. Я даже дверь открыть не могу». Они просили снова и снова, но он не открывал. А затем к нему с разрешения Шрилы Прабхупады пошли получать даршан Парам-Гурудев (тогда его звали Винод-бихари Брахмачари) и некоторые ученики Шрилы Прабхупады. И, предложив поклоны издалека, они сказали: «Бабаджи Махарадж, пожалуйста, откройте дверь. Мы хотим получить ваш даршан». «Нет, я очень болен, – ответил он им. – Я не могу даже дверь открыть». «Бабаджи Махарадж, мы ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура», – сказали они ему затем. И, услышав это, он тут же открыл дверь и вышел к ним.
Я также слышал от нашего Шрилы Гурудева, что Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махарадж дал благословение Парам-Гурудеву. «Все препятствия, которые встанут на твоем пути, я приму на свою голову, – говорил он ему. – Тебе можно ни о чем не беспокоиться, ты можешь бесстрашно проповедовать». И наш Парам-Гурудев каждый раз, когда рассказывал о Шриле Гауракишоре дасе Бабаджи Махарадже, проливал слезы и говорил: «Только по его милости я не встречал никаких препятствий и сложностей».
Однажды, когда Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махарадж был в Маяпуре, к нему пришел один богатый человек и сказал: «Бабаджи Махарадж, я хочу организовать движение сознания Кришны по всему миру. И я хочу сделать вас главой». Но Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махарадж отказался от этого. Мы думаем, что если бы какой-нибудь богатый человек нас позвал, мы бы сразу пошли. Но Санатана Госвами говорил: «Всякий, у кого есть привязанность к власти или богатству, опутан своего рода узами». Обусловленная душа, такая, как я, не может понять этого. «Я вам дам очень хорошую должность», – говорил ему тот человек. А он отвечал: «Если я приду, буду жить у тебя, увижу твои удобства и богатства, красивую жену и все остальное, мне тоже захочется все это иметь. Нет, я с тобой никуда не пойду».
В другой раз один человек, который только что женился, пришел к Шриле Гауракишору дасу Бабаджи Махараджу и сказал: «О, Бабаджи Махарадж, я связал себя с кришна-даси, со служанкой Кришны». «О, очень хорошо, – отвечал он, – в таком случае ты не можешь использовать ее в целях личного наслаждения чувств. Ты должен поклоняться ей точно так же, как ты поклоняешься своим Божествам». И когда тот человек услышал это, то тут же сбежал и никогда не возвращался.
Также однажды к нему постоянно приходил один человек и говорил: «О, пожалуйста, пролейте на меня свою милость». Он снова и снова просил об этом. И тогда Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махарадж сказал: «Хорошо, приходи завтра». И когда тот пришел, он дал ему свою каупину (набедренную повязку) и сказал: «Вот тебе моя каупина». После этот человек сбежал. А Шрила Гурудев говорил: «Если бы он дал её мне, я бы принял её и приложил к голове. На самом деле, он дал санньясу каупиной и позволял испытывать гопи-бхаву».
Как это помогает в бхаджане? Что это обозначает? Шрила Гурудев все это объяснял. Но я сейчас не буду все это повторять.
Когда Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махарадж был в Навадвипе, любую бхикшу, которую он собирал, он подвешивал к потолку. И рис, который он получал, он вымачивал в воде Ганги и ел. Он никогда даже не задумывался о том, чтобы готовить. Если он был голоден, он ел глину с берегов Ганги, а иногда он ел листья ним. И из-за своего глубочайшего отречения он терял зрение. Он не хотел видеть ничего из этого мира, и из-за этого он и потерял зрение. Чей даршан он получал? Он получает даршан игр Шримана Махапрабху и Божественной Четы. Зачем же ему смотреть на все, что связано с майей? Поэтому он даже и не заботился о том, что потерял зрение.
Однажды он хотел взять рис с потолка, но одна женщина увидела, что к этому горшку с рисом подползла змея, и сказала ему: «Змея отравила этот рис!» Но Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махарадж лишь крикнул на нее: «Убирайся отсюда! Мне не нужны твои советы! Ты отравляешь мою жизнь больше, чем эта змея». Почему он так сказал? Нишкинчана-санньяси совершают бхаджан, чтобы перейти океан материального бытия. Для тех, кто хочет получить благо служения Божественной Чете, общение с противоположным полом отравляет их жизнь сильнее, чем яд. И Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махарадж показывал это своими качествами. Если ты будешь привязан к противоположному полу, то тогда на многие жизни впечатления войдут в твое тело, и многие жизни будут испорчены. Он давал наставления нам, людям, которые носят одежды санньяси.
Однажды очень рано утром он хотел пойти в Навадвипу, но на реке не было лодок – был большой прилив и сильный поток. И хотя он был слеп, все равно каким-то образом он пришел к Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Прабхупаде. «Как же вы пришли?» – спросил его Шрила Прабхупада. «О, не знаю, – ответил он. – Какой-то мальчик пришел и взял меня за руку. Может, это был Гаурасундара, а может, это был Кришна».
Однажды Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махарадж дал Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру наставление никогда не ходить в Калькутту – это место Кали. Но у Шрилы Прабхупады первый матх был в Калькутте. Что мы можем подумать? Что он не последовал своему гуру? Нет. С одной стороны, какие бы ни были наставления, мы должны следовать гурудеву, не задумываясь. Но с другой стороны, наставления нашего гурудева мы должны обдумывать очень глубоко, и только потом следовать. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур понял желание сердца Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи Махараджа. И поэтому он установил матх в Калькутте, несмотря на то, что это место Кали.
Наш Шрила Гурудев описывал, что, когда Парам-Гурудев был еще брахмачари в Маяпуре, однажды его мать послала письмо Шриле Прабхупаде, написав в нем: «Я на смертном одре, пожалуйста, отправьте Винода, я хочу последний раз увидеть его». И Шрила Прабхупада сказал ему: «Твоя мама зовет, иди, повидайся с ней». Но Парам-Гурудев спрятался, заперся в своей комнате и не поехал. А через несколько дней Шрила Прабхупада спросил слугу: «Парамананда прабху, я не вижу Винода уже три дня. Он уехал в деревню увидеться с матерью и еще не вернулся?» «Нет, он не уехал, – ответил ему Парамананда прабху. – Он прячется в комнате». «Позовите его», – сказал ему Шрила Прабхупада. И когда Парам-Гурудев пришел и предложил ему поклоны, Шрила Прабхупада спросил его: «Винод, почему ты не поехал к матери?» «Гурудев, через многие-многие жизни мне повезло встретить истинного Гурудева, такого, как вы, – ответил ему Парам-Гурудев. – А если я поеду к матери, она скажет: «О, мой сын, пожалуйста, женись и заботься обо всей собственности. Что же, тогда мне нужно будет последовать желанию матери и оставить ваше общение? Я не могу так поступить». Парам-Гурудев последовал приказу своего гурудева, принимая его сердечное желание. И таким же образом Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур понял желание Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи Махараджа и установил матх в Калькутте.