Шрипад Бхактиведанта Мадхава Махарадж: Что означает Ашешвара Махадев? Вы знаете, что отец Враджендра-нанданы Шьямасундары – Нанда Баба. А отец Нанды Бабы – Параджани. У Параджани было пять сыновей: Упананда, Абхинанда, Нанда, Сунанда и Нандана. И у них всех есть жёны: Тунги, Пивари, Яшода, Кувалья и Атулья. У всех братьев были дети, и только у среднего, у Нанды Бабы, не было ребенка. Это очень расстраивало Параджани. Тогда он стал совершать аскезы для Шиваджи и услышал голос с небес: «О, Параджани, твой средний получит замечательного сына. И благодаря его сыну твоя слава и слава твоего рода будет шириться день ото дня». И так у Нанды Бабы родился сын Кришна по благословению Ашешвары Махадева. «Ашешвара» означает «дающий благословения». По его благословению Кришна пришел, и поэтому его имя Ашешвара Махадев.
После Ашешвары Махадева мы посетили Чарана-пахари. «Чарана-пахар» означает «отпечатки стоп на скале». «Пахар» – отпечатки, а «чарана» – скала. Когда Кришна стоял там и играл на флейте, от звука Его флейты скала расплавилась, и там появились отпечатки Его стоп. Один полный, а другой наполовину. Те, кто были там, видели их.
После этого мы пошли на Павана-саровар. «Павана» обозначает «чистый», «сокровенный», а «саровар» обозначает «озеро». Отца Вишакхи звали Павана-гоп. И это он сделал это озеро и подарил Нанде Бабе. Поэтому оно называется так благодаря отцу Вишакхи. На берегу этого озера стоит бхаджан-кутир Санатаны Госвами и храм Радха-Павана-Бихари. На Павана-сароваре Кришна и гопи совершали омовение: Кришна с одной стороны, а гопи с другой. И иногда Кришна нырял под воду к гопи и тянул их за ноги, отчего те очень пугались.
После Павана-саровара мы были в месте Нанды Бабы. Дом Нанды Бабы внутри храма. С правой стороны от Нанды Бабы стоит Баладев Прабху, после Баладева стоит Кришна, а после Кришны стоит Яшода-майя. А в другой секции стоит Шримати Радха Тхакурани. Итак, Кришна с матерью, а Баладев с отцом. Старший сын всегда очень дорог отцу. Почему? Потому что отец хочет передать ему ответственность. А мать свою любовь отдает младшему сыну. Возникает вопрос: Баладев Прабху всегда светлый, но в Нанда-гаоне оба брата стоят черные. Почему? Потому что с самого начала на Кришну нападало много демонов. А старший брат должен защищать младшего брата. Поэтому Баладев Сам стал черного цвета, чтобы демоны не могли различить Их.
Во Врадже есть главный храм Шиваджи. Там, где Вишну-дхама, там всегда находится Шива. Шива – защитник Бхагавана.
Иногда Кришна рождается в Гокул-махаване, а иногда в Нанда-гаоне. Господь Рама и Господь Кришна приходят один раз в кальпу. В некоторые кальпы, дни Брахмы, Кришна рождается в Гокул-махаване, а иногда Он рождается в Нанда-гаоне.
Когда Кришна был маленьким ребенком, Шиваджи желал получить Его даршан. По пути из Кайласа он пришел в Нанда-гаон, отвел своего быка чуть подальше, воткнул трезубец в землю и явился в очень пугающем виде со змеями по всему телу. И, придя к дому мамы Яшоды, он сказал: «Я хочу получить даршан дитя Яшоды». Посмотрев на него в окно, Яшода ужаснулась. «Боже мой! – подумала она. – Он такой ужасный и пугающий. Даже я, женщина в возрасте, боюсь смотреть на него. А мой сын такой маленький. Он очень напугается!»
«Не получишь ты даршан. Уходи», – сказала ему мама Яшода. Но Шиваджи пообещал себе либо получить даршан, либо умереть. И тогда Шиваджи начал играть на своем барабане. От этих звуков Кришна стал плакать. И сакхи мамы Яшоды сказали: «О, Яшода, лучше разреши ему получить даршан». «Нет! Вы посмотрите на него, – сказала она, – у него же на всем теле змеи. Если мой лала увидит его, Он всю ночь не заснет!» Тогда Шива стал еще громче играть на барабане, и Кришна стал еще сильнее плакать. «Яшода, лучше дай ему посмотреть, хотя бы на секунду», – просили ее подруги. И в итоге Яшода, наконец, согласилась.
Она взяла корзину, застелила ее черной тканью, положила туда Кришну, накрасила Его глаза черным каджалом, нанесла большое черное пятно на весь лоб и нарисовала точки на теле, чтобы не допустить никакого сглаза. И, укрыв Кришну черной тканью, принесла его и сказала: «О, сакхи, скажите этому йоги, чтобы он перестал играть на своем барабане. Я покажу ему Кришну». Шиваджи очень обрадовался. Мама Яшода лишь на секунду открыла ему лицо своего сына и снова закрыла его. Но Шива все равно был очень счастлив. А после он отправился обратно на Кайлас.
Когда мама Яшода дала ему даршан, Кришна перестал плакать, и тогда подруги сказали ей: «Твой лала перестал плакать. Наверное, у этого йоги особая сила. Пусть он останется во Врадже. И когда твой лала будет плакать, ты просто можешь позвать этого йоги, и Кришна успокоится». Тогда мама Яшода согласилась с ними, и подруги начали звать Шиву обратно. «О, йоги, не уходи», – кричали они. «Почему? – спросил он. – Мне нужно домой». «Мама Яшода зовет тебя», – сказали сакхи. «Зачем она меня зовет?» – удивился Шиваджи. «Ты можешь влиять на ее малыша. И когда нужно, будешь произносить мантры», – ответили они. И Шиваджи, услышав это, очень обрадовался. «Живи во Врадже, – сказала ему мама Яшода. – Не нужно уходить на Кайлас. Живи здесь, в Нанда-бхаване. И когда мой лала заплачет, мы будем звать тебя». И так мама Яшода позволила Шиваджи жить возле Нанды Бабы.
Еще много других детских игр проходило там, но вы все очень устали, поэтому на этом я закончу.