Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Под руководством гуру и вайшнавов, совершая Враджамандала-парикраму, мы посетили место Камьяван, Бходжана-стхали. «Кама» означает «желание». Таким образом, «Камьяван» означает «лес, где исполняются желания». Кришна приходил в Бходжана-стхали со Своими друзьями. Мама Яшода давала им пищу, и они тут кушали и отдыхали, а также играли и боролись вместе.
Мы кланяемся этому месту. Кажется, будто поверхность камней в этом месте отполирована – это от прикосновения Кришны. «Тала» – это «тарелка», то есть в этом камне сделано углубление в виде тарелки. А вверху есть камни в виде чашек, из которых пастушки пили молоко.
А дальше находится Кхира-сагара, Кришна-кунда.
Также, когда мы пойдем мимо пещеры Вьомасуры, заходить туда не нужно. Только когда мы проходили ее со Шрилой Гурудевом, мы заходили в эту пещеру.
Камса послал очень много демонов во Вриндаван, но никто из них не возвращался. И, увидев его в печали, Вьомасур спросил: «Что тебя так тревожит?» «Что же мне сказать тебе? – ответил Камса. – Есть один мальчик, который является моим злейшим врагом. Каких бы демонов я ни посылал, никто обратно не возвращался». И он описал, как выглядит Кришна: Его тело цвета грозовой тучи, на голове у Него павлинье перо и Его украшает желтая накидка. И тогда Вьомасур пришел во Врадж и увидел, как Кришна играет с друзьями в игру, где одни мальчики изображали воров, похищающих овец, которых играли другие мальчики. И, воспользовавшись удобным случаем, Вьомасура начал похищать пастушков и прятать их в пещере, закрывая вход камнем, чтобы они не могли выйти.
С одной стороны, Кришна знает все, а с другой стороны, Он обо всем забывает и ведет Себя, как совершенно беззащитный ребенок. И Кришна совершенно ничего не понимал. «Куда подевались Мои друзья?» – думал Он. И когда Кришна увидел, как Вьомасура забирает пастушков и прячет в пещере, то понял: «О, это не Мои друзья воруют «овец» – это демон появился среди нас». Этот Вьомасур был такой огромный, что от его прикосновения дрожала земля. Но Кришна надавил Своей стопой, остановив эту дрожь, и в итоге спас Своих друзей.
Затем мы пойдем в то место, где находится горка, с которой катались пастушки и гопи.
Здесь, в Камьяване, также находится Вринда-мандир. Лила-шакти принимает образ Вринды-деви и Пурнамаси-деви. Это проявление Йогамайи. Пурнамаси-деви – это главное Божество для преданных сакхья-расы и ватсалья-расы, а Вринда-деви – для преданных в мадхурья-расе.