Шрипад Бхактиведанта Мадхава Махарадж: Совершая Враджа-мандала-парикраму, мы посещаем место под названием Раса-стхали. Здесь находится Апсара-кунда, Навала-кунда. «Навала» обозначает «вечно юный Кришна». Любовь Радхи и Кришны растаяла и приняла облик кунд.
Это место на Раса-стхали. Когда мы приходили сюда под сопровождением Шрилы Гурудева, здесь было много деревьев кадамба, и рядом с каждым деревом кадамба было дерево тамал. Рядом находится пещера Рагхавы Пандита. В лилах Кришны он является Даништха-сакхи. Когда мы поем бхога-арати, там описано, что Кришна идет пасти коров, Радхарани готовит для Кришны, а Даништха относит Ему эти вкусные блюда. Она знает, что Кришне понравится и поэтому относит Ему все самые вкусные блюда.
А в играх Шри Гауранги это Рагхава Пандит, у которого была сестра Дамаянти. Когда Шриман Махапрабху пришел в Джаганнатха Пури после принятия санньясы, все гаудия-вайшнавы встречались с Ним на Ратха-ятре. Они сначала получали Его даршан и благословления, а потом шли получать даршан Джаганнатхи.
Сначала гаудия-вайшнавы не ходили получать даршан Джаганнатхи – для них было важно получать даршан Шримана Махапрабху. Они приносили для Него разные подарки, разные блюда, сухие закуски из Навадвипы и передавали их в руки Говинде, слуге Шримана Махапрабху. А после они спрашивали Говинду, попробовал ли Шриман Махапрабху их прасад. И Говинда смеялся: «Да-да, конечно, Он принял всё это». А однажды Говинда сказал Шриману Махапрабху: «Сколько дней я еще буду лгать? Вы ничего не принимаете, а меня каждый раз спрашивают, попробовали ли Вы это». И тогда Шриман Махапрабху сказал: «Хорошо, неси Мне все сумки», и проглотил все, что было для Него приготовлено. «Неси больше» – говорил Он Говинде. «Не могу, все уже закончилось», – отвечал он Ему. Он принес тонны и тонны прасада, и Шриман Махапрабху весь его съел.
Все, что Рагхава Пандит приготовил в Навадвипе вместе с Дамаянти, все это передавали Говинде. Рагхава Пандит жил здесь. И также некоторое время здесь жили Нароттам дас Тхакур, Шринивас Ачарья и Шьямананда прабху под руководством Шри Дживы Госвами, изучая у него все таттвы. И под руководством Рагхавы Пандита они совершали парикраму по всему Враджу.
Шрила Гурудев водил нас из Матхуры во Вриндаван, Говардхан. И мы поедем в Мадхуван, Талаван, Бахулаван, Кхадираван и Лаухаван. Шрила Гурудев проводил нас по старой традиции пешком – так же, как три ачарьи совершали парикраму под руководством Рагхавы Пандита. До этого мы молимся Гирираджу Говардхану. И я молюсь стопам Шрилы Гурудева: «Пусть все настроения, с которыми вы совершали свой бхаджан и парикраму, проявятся в моем сердце. С каким желанием Рагхунатха Дас Госвами служил Шриману Махапрабху, с таким желанием и мы хотим служить Ему, Радхе и Кришне. Пожалуйста, подарите нам эти настроения».