Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же поклоны я приношу лотосным стопам моих духовных предшественников, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. Я предлагаю свои дандават-пранамы всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь во главе с триданди-санньяси, чтобы послушать эту интересную тему.
Шрилу Гурудева много обвиняли: «Почему Шрила Гурудев объяснял танец расы?» И другой вопрос, который возникает: у Кришны множество игр – почему танец расы является главным?
Кришна сказал: «У Меня так много игр, и все они достойны поклонения и почитания. Но в танце раса Я не могу справиться со Своими чувствами. Я даже не могу выразить словами Свое состояние, когда вспоминаю о танце расы». Это говорит о том, что это самая высшая лила».
А сейчас отвечаю на первый вопрос. Однажды один юноша пришел к моему духовному деду, Шриле Бхактиведанте Свами Махараджу, и сказал: «Мое сердце пронзает вожделение». И он ответил: «Читай раса-лилу, читай «Источник вечного наслаждения». Там все описано. Особенно танец расы». Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж и Шрила Гурудев – они в одной линии, в одной сиддханте. Почему Шрила Гурудев так много рассказывал кришна-лилу? Почему он объясняет всё это? Шрила Гурудев сам говорил: «Пусть весь мир говорит о вайди-бхакти, я буду говорить о рагануга-бхакти. И пусть я буду говорить об этом один. Зачем я это делаю? Чтобы увеличить нашу лобху. Пока у человека не будет такой жажды, он никогда не сможет продвинуться в сознании Кришны». Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж цитировал:
кришна-бхакти-раса-бхавита-матих
крийатам йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мулйам экалам
джанма-коти-сукритаир на лабхйате5
«Чистое преданное служение Кришне невозможно обрести, совершая благочестивые поступки пусть даже миллионы рождений подряд. Приобрести его можно только одной ценой: страстным желанием. Где бы оно ни было доступно, следует приобрести его без промедления».
Зачем Шрила Гурудев это делает? Он хочет дать жажду к этой возвышенной теме. Шрила Гурудев делает это из милости. Это его великодушие и сострадание. Шриман Махапрабху – махаваданьяя, а Шрила Гурудев – маха-маха-ваданьяя. Как бы мы могли это понять без него? Посмотрите на тех, кто столкнулся со Шрилой Гурудевом и посмотрите на другие Гаудия-матхи и другие сампрадаи. Сколько обрели сиддханты те, кто соприкоснулся со Шрилой Гурудевом, хотя бы на два года! Это не может сравниться с философией всего мира. Почему? Потому что это милость Шрилы Гурудева.
О Шриле Рупе Госвами говорится:
йан кали рупа шарира на дхарата
тан враджа-према-маханидхи-кутхарика,
кауна капата удгарата6
«Если бы Шрила Рупа Госвами не пришел в этот мир в Кали-югу, кто бы открыл доступ в великую сокровищницу враджа-премы всем желающим?»
Это относится также и к Шриле Гурудеву.
Однажды к Шриле Гурудеву приехал Шрила Гоур Говинда Махарадж, и он объяснял разницу между рупанугой и раганугой. Сатсварупа Махарадж со своим учеником Мадхумангалом тоже присутствовали там. Вы можете спросить у них об этом. Они свидетели. Просто они не присутствовали в самом обсуждении. Я просил Шрилу Гурудева: «Нужно позвать их». Но Шрила Гурудев отвечал: «Нет, нельзя. Я не хочу, чтобы они слышали эту тему». А когда они закончили свое обсуждение и открыли дверь, то Шрила Гоур Говинда Махарадж сказал: «Вот сейчас можешь их позвать».
викридитам враджа-вадхубхир идам ча вишнох
шраддханвита ‘нушринуйад атха варнайед йах
бхактим парам бхагавати пратилабхйа камам
хрид-рогам ашв апахиноти ачирена дхирах7
«Разумный человек, который сначала с верой и постоянством слушает повествования из уст чистых вайшнавов о беспрецедентном танце раса Господа Кришны с юными гопи Враджа, и затем сам пересказывает эти игры, очень скоро достигнет пара-бхакти (или гопи-прему) к Всевышнему Господу, после чего он быстро избавится от болезни сердца, именуемой вожделением».
Нужно постоянно слушать о танце расы от достойного вайшнава и от гурудева с глубокой верой. И сначала нужно слушать, а потом говорить об этом. Если слушание было недостаточным, никогда не будет хорошего киртана.
Когда Шрила Гурудев поехал на проповедь в Америку в 1996 году, один из его духовных братьев и еще несколько человек пришли к нему и спросили: «Зачем вы приехали из Индии? Что вы можете дать нам в Америке?» «Я не пришел за чем-то материальным, – отвечал он. – Я никогда не просил пожертвования. Я всегда лишь давал». А после они спрашивали его: «Что нужно делать вначале: совершать бхаджан или избавиться от анартх?» «А что вы думаете?» – спросил их Шрила Гурудев. «Сначала нужно убрать анартхи, и затем появится бхакти». «Это неправильно», – сказал Шрила Гурудев и попросил меня принести металлический кувшин. «Скажите, – сказал он, – если я хочу из этого кувшина извлечь воздух, то каким самым простым способом я могу это сделать?» «Можно создать внутри вакуум специальной машиной», – ответили ученые. «Нет, – ответил Шрила Гурудев. – Если вы примените такую машину, то под давлением этот кувшин сомнётся». И тогда Шрила Гурудев попросил меня принести два стакана: один с водой, а другой без. «Смотрите, – сказал Шрила Гурудев, – мы можем просто наливать в стакан воду, и чем больше я ее наливаю, тем меньше в нем остается воздуха. Чем больше будет бхакти в сердце, тем быстрее уйдут анартхи».
«Бхактим парам бхагавати». Сначала появится бхакти к Бхагавану. Например, мы сейчас слышали определение Бхагавана, о Его шести достоинствах. Если мы будем слушать о Нем, тогда вожделение уйдет. Но кто-то может думать: «Нет, сначала я уберу вожделение».
Если недостойный человек хочет совершать танец расы, он упадет. Он будет рассказывать танец расы и падет. Во время Шрилы Бхактивиноды Тхакура был один такой человек. Он говорил всем: «Я буду совершать танец расы». И что с ним произошло? Шрила Бхактивинода Тхакур арестовал его и посадил в свою тюрьму, где он умер, когда ему обрезали волосы.
наитат самачаредж джату манасапи хи анишварах
винашйату ачаран маудхйад йатхарудро ‘бхиджам вишам8
«Тому, кто не является Ишварой, Всевышним Господом, не обладает могуществом и подчиняется закону кармы, никогда не следует имитировать Его игры даже в мыслях. Если кто-то по глупости попробует подражать Господу Шиве, пьющему океан яда, то он обязательно погибнет».
Не нужно подражать и даже в уме совершать подобное. Если человек без ништхи, без определенных качеств выпьет яд, он умрет. Пока ты не вырос в сознании Кришны, ты можешь быстро упасть. Если кто-то с верой, с послушанием слушает вайшнавов, ничего с ним не случится. Но если этого нет, то и рассказчик, и слушатель пойдут в ад. Если вы хотите обсуждать танец расы, то нужно делать это под руководством гурудева, под руководством вайшнавов. Так можно развить сознание Кришны и освободиться от мирского вожделения. Под руководством гурудева мы сможем войти в обитель Кришны.