Шриман Враджанатх прабху: Каков признак трансцендентной шраддхи?
Преданные: Желание служить.
Кришнадас дас: Харидас Тхакур сказал: «Даже если меня разрежут на сто тысяч кусочков, я не перестану повторять святое имя». Шрила Гурудев говорил, это парамартхика-шраддха.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да.
Шриман Враджанатх прабху: Шрила Гурудев приводит пример с Харидасом Тхакуром: «Если у нас будет такая шраддха, мы сможем очень легко развиваться в бхакти».
Мусульманский правитель арестовал Шрилу Харидаса Тхакура. Он был очень завистлив и думал: «Почему этот мусульманин повторяет имена индийского Бога – «Кришна, Кришна»? Почему он не повторяет «Аллах, Аллах»?» И тогда офицеры пришли за Харидасом Тхакуром и сказали: «До тех пор, пока ты не начнешь повторять имена Аллаха, мы должны держать тебя под арестом. Ты утверждаешь, что имя Бога Кришна, но имя Бога также Аллах. Почему бы тебе не повторять Аллах?» А мы можем ответить: «Почему бы им не повторять «Кришна», если имя Бога как Кришна, так и Аллах?»
Для этого есть одна очень глубокая причина. Аллах – это имя Бога, в этом нет сомнений, но у него нет особых качеств. «Аллах» означает «величайший». Но в имени Кришны присутствуют все Его качества и все Его прекрасные особенности. Он самый красивый, Он самый знаменитый, Он очень-очень силен, Он всегда побеждает. Что бы ни случилось, Кришна всегда будет победителем. Также Он полностью отречен от всего. Он отречен от всего мирского. Но Он не может жить без папы, мамы и Своих вечных духовных спутников. Мы слышали от Шрилы Гурудева, что Кришна ничто без Шримати Радхики. Шримати Радхика – само воплощение арадханы, то есть према-бхакти. Она источник всей любви и привязанности. Она настолько искусна, что, прежде чем у Кришны возникнет какое-либо желание, Она уже знает о нем. Она знает больше кого бы то ни было, как сделать Кришну счастливым. И Кришна полностью подчиняется Ее воле. Это трансцендентное таинство бхакти.
Шри Чайтанья Махапрабху, который является Самим Кришной, пришел в этот мир, для того чтобы Самому наслаждаться кришна-премой и раздавать ее всем и каждому. Шри Кришна настолько заворожен трансцендентной любовью Шримати Радхики, что думает: «Я хочу вкусить это, но не могу. Как Я могу почувствовать все счастье, которое Она испытывает, когда встречается со Мной? Я не могу. Моя любовь к Ней велика, но Ее любовь ко Мне гораздо больше. Как же Я могу понять это? И почему Ее так привлекают Мои особые качества, Моя сладость, Моя красота, Мои лилы, Моя игра на флейте?» Размышляя так, Он решает: «Я должен любым способом украсть Ее настроение и испытать все это».
И Радхика уже знает обо всем еще до того, как у Кришны возникло желание, поэтому Она все устраивает. Она даже покрывает тело Кришны Своим собственным золотистым цветом тела. Она понимает: «Кришна решил испытать все, что хранится в глубине Моего сердца, но Он не знает, как с этим жить. Поэтому Я должна пойти с Ним и обучить Его. Но не только Я, но и мои сакхи также должны пойти помогать Ему, иначе у Него ничего не получится». Поэтому сакхи Шримати Радхики, такие как Лалита, Вишакха, Рупа-манджари – они все проявились в этом мире, как Рай Рамананда, Сварупа Дамодара, Рупа Госвами, чтобы помогать Шри Чайтанье Махапрабху. И все они участвовали в великом празднике, который мы называем санкиртана-раса. И Шримати Радхика продолжает посылать Своих близких сакхи в этот мир, чтобы расширять этот праздник.
Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада приезжал в Россию, чтобы пригласить всю страну принять участие в этом великом празднестве, маха-санкиртане. У всех есть право участвовать. И мы можем выступить вперед, начать тоже приглашать всех принять участие в этом фестивале санкиртана-расы.
Может ли повторение имени Аллах выполнить все эти задачи? Это невозможно. Мы можем осознать и достичь всего этого, только если будем повторять мукхи, имена, то есть главные имена Господа. И мы сможем преодолеть любые сложности. Шрилу Харидаса Тхакура били на двадцати двух рыночных площадях, у него уже не оставалось плоти на костях, но была полная вера: «Если я буду повторять Харе Кришна, я буду полностью защищен». Шрила Харидас Тхакур продолжал повторять:
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
И Шри Кришна взял на себя все его страдания. Шри Кришна – наш единственный защитник. Он тот единственный, кто всегда и всем обеспечивает нас. Шрила Харидас Тхакур обладал полной верой в это. У него была полная вера, что необходимо совершать только те действия, которые благоприятны развитию бхакти. И на собственном примере он показывал, как избегать того, что неблагоприятно. Например, когда мусульманский правитель подослал к нему проститутку. Она была прекрасна и юна, но когда она пришла к нему в хижину и села рядом, Шрила Харидас Тхакур совсем не был потревожен. Он обладал полной верой, что, повторяя «Харе Кришна», он будет полностью удовлетворен, и больше у него не будет никаких потребностей в этом мире. «Мое единственное служение – это повторять святое имя», – думал он. Силой своего воспевания он смог изменить отношение и интересы проститутки, которая через пару дней уже стала прекрасной преданной.
Это и есть признак трансцендентной веры: полная вера в то, что, следуя всем процессам бхакти, повторяя святые имена, мы непременно достигнем цели. И что это за цель? Кришна-бхакти. Тогда бхаджан для нас станет очень естественным. Весь день мы будем желать что-то делать только для Кришны: памятовать, слушать, служить, готовить, убираться, покупать бхогу, встречаться с преданными, а особенно слушать хари-катху. Но самое важное, мы будем хотеть всегда быть под руководством. Это признак предания. Атма-никшепа-карпанье – мы очень смиренны и полностью преданы Кришне. Здесь это означает, что мы всегда живем с преданными и полностью преданы Шриле Гурудеву.
Мы считаем: «Шрила Гурудев и вайшнавы для меня, как сама жизнь и душа». Но Шрила Гурудев должен быть истинным гуру, преданным высочайшего класса, тогда очень легко мы почувствуем притяжение к нему, будем вдохновлены следовать и всегда быть под его руководством. Такой Шри Гуру сделает очень привлекательным и простым продвижение по пути к кришна-преме. Тогда процесс предания станет очень радостным и естественным. Так мы разовьем в себе очень сильное желание служить Кришне и делать Его счастливым. И начнется это все со Шри Гуру. Мы будем желать сделать счастливым Шрилу Гурудева. Мы хотим радовать Шрилу Гурудева. Мы хотим помогать в исполнении желания Его сердца. А у Шрилы Гурудева только одно желание – он хочет дать кришна-прему всем.
Шрила Гурудев говорит: «Вы никогда не сможете отплатить мне. Потому что для меня все, что находится в этом мире, не имеет ни малейшей ценности. Деньги не купят бхакти. Здания не смогут обеспечить бхакти». Все, что есть в этом мире: прекрасные машины, самолеты – ничто из этого не сможет дать бхакти. Бхакти может дать только бхакта. Мы можем хоть двадцать пять раз получать инициацию, но, если гурудев не даст нам бхакти, мы не сможем прогрессировать. Поэтому, развив в себе сильную веру, мы развиваем сильнейшую привязанность к лотосным стопам чистых преданных Шри Кришны и принимаем у них полное прибежище. Это означает: «Гурудев, я хочу от тебя только чистой бхакти». Мы просим у гурудева: «О, Гурудев, пожалуйста, сделай что-нибудь, чтобы я не ругался со своей подругой. Мы вчера так сильно поругались, а мне этого не хочется. О, Гурудев, пожалуйста, помоги мне». «О, Гурудев, я так хочу, чтобы мои дети пошли в гурукулу, пожалуйста, помоги мне». А гурудев скажет: «Вы должны решать эти проблемы сами. Я буду давать вам только бхакти».
Чем больше мы развиваем свое бхакти, тем легче мы можем решать любую возникающую проблему. Как Харидас Тхакур – он смог решить проблему с проституткой, он смог выдержать избиение на двадцати двух рыночных площадях. Почему? Потому что у него была полная вера: «Если я буду служить харинаме, то обрету кришна-прему».
Мы видим, например, что так много русских преданных прилагали большие усилия, чтобы сделать сознание Кришны доступными для всех в России. Мы молимся, чтобы Шри Кришна, Шрила Прабхупада и Шрила Гурудев пролили на них свою милость, чтобы они очень быстро пришли в чистое сознание Кришны. Мы также молимся, чтобы Шрила Гурудев и вся гуру-парампара пролили свою беспричинную милость на всех нас, чтобы мы всегда могли находиться в анугатье (под руководством чистых преданных), чтобы трансцендентная вера твердо укрепилась в нашем сердце, чтобы мы очень легко могли преодолевать все трудности и смогли практиковать процесс предания с великим счастьем и чтобы, практикуя чистое бхакти, мы действительно могли сделать нашего гурудева счастливым. Только так мы сможем отплатить Шри Гуру. Поэтому все вы тоже, пожалуйста, пролейте на меня свою милость, чтобы однажды и я смог развить в себе эту твердую трансцендентную веру и смог всегда быть с чистыми вайшнавами и сделать счастливым Шрилу Гурудева.
Теперь мы продолжим слушать хари-катху о процессе шаранагати от Пуджьяпада Мадхавы Махараджа.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: О чем мы будем сейчас говорить? О шаранагати? Или мы сейчас будем продолжать другую тему, а шаранагати продолжим вечером? Вечером будет Пуджьяпад Неми Махарадж, поэтому мы сможем поговорить о шаранагати, а сейчас мы можем поговорить на другие темы.
Прежде всего, я приношу свои смиренные и почтительные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падма ом вишнупад парахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я приношу поклоны лотосным стопам моих духовных дедушек, нитья-лила правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и нитья-лила правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа. Также я приношу свои поклоны всем вайшнавам, собравшимся сегодня здесь, вдохновляющим меня на то, чтобы говорить хари-катху во главе со Шриманом Враджанатхом прабху.
Сегодня утром мы будем обсуждать славу святого имени. В этом мире существует двенадцать махаджан (величайших личностей). Кто-нибудь может перечислить имена всех двенадцати махаджан? Несколько, хотя бы?
Мадхавананда дас: Брахма, Шива, Нарада, Бхишма, Ямарадж, четыре Кумара.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж:
свайамбхур нарадах шамбхух
каумарах капило манух
прахладо джанако бхишмо
балир вайасакхир вайам4
Свайамбхур, то есть Брахмаджи. Нарада – Нарада Риши, наш предыдущий ачарья. Шамбху, то есть Шива, который живет на Кайласе. Четыре Кумара – Санака, Санатана, Санандана и Санат-кумар. Хотя они четверо братьев, они считаются за одну единицу. Капиладев, который дает свое наставление в «Шримад-Бхагаватам». Ману – тот, кто написал «Ману-самхиту», а так же тот, кто начал в этой вселенной биологическое творение. От него произошли живые существа. Прахлада Махарадж – именно о нем очень много Вьясадев рассказал в седьмой песни «Шримад-Бхагаватам». Джанака, то есть тесть Господа Рамы. Бхишма, дед Арджуны и всех Пандавов. Бали Махарадж, внук Прахлады Махараджа, во дворец которого пришел Ваманадев в образе карлика, чтобы молиться о подаянии. Далее следует Махарадж Яма – олицетворенная смерть.
У Ямы Махараджа очень много сотрудников. Они приходят за грешниками после смерти, забирают их душу на адские планеты и там сурово наказывают в соответствии с совершенными грехами. И также у Махараджа Ямы есть секретарь – Читрагупта. Он всегда подсчитывает и записывает все греховные деяния каждой живой души в этом мире.
Однажды трое сотрудников Махараджа Яма были очень обеспокоены. Они пришли к нему и сказали: «О, наш дорогой господин, мы больше не можем на Вас работать, мы хотим подать в отставку и покинуть пост». «Что случилось? – спросил Ямарадж. – Почему вы хотите уйти в отставку?» «Нет, нет, ничего не случилось, – ответили они. – Просто нам не хочется больше на тебя работать».
Я уже объяснял, что если человека, обладающего каким-то положением, кто-нибудь побьет, то такой человек не хочет признаваться другим, что его побили, а наоборот, будет стараться все скрыть. Я вчера рассказывал, как Дурьодхана, набивши себе шишку на лбу, тут же оглянулся вокруг в надежде, что этого никто не заметил. Таким же образом эти трое слуг Ямараджа не хотели рассказывать ему, что их побили. Они говорили: «Мы просто не будем на вас работать».
Почему в наше время увольняются сотрудники? Потому что им кажется, что их босс платит им недостаточно денег. Поэтому они думают: «Если я пойду на другую работу, то наверняка смогу больше получать». Они хотят таким образом больше заработать. Но в случае с Махараджем Ямой было совсем не так.
Итак, Махарадж Яма спросил: «Почему же вы такие угрюмые? Вас что-то тревожит? Расскажите, не стесняйтесь». «Нет-нет, никаких болезненных мыслей у нас в голове нет, – отвечали они, – наоборот, у нас болит все тело. Нас так сильно побили, что мы даже двигаться не можем». «Что же произошло? – спросил Ямарадж. – И кто вас побил? Может, вы встретились с посланцами моего Прабху, и это сделали они?» «У вас, что, тоже есть Прабху (Господин)? – удивились ямадуты. – Мы думали, что вы один господствуете над всеми вселенными. А у вас, оказывается, тоже есть Господин?» «Конечно, у меня есть Прабху, – ответил им Ямарадж. – Это Бог, то есть тот, кто может творить, поддерживать и разрушать миры (на английском GOD: Generator (создающий), Operator (поддерживающий), Destroyer (разрушающий)). Так что же произошло? Говорите смело!»
И тогда ямадуты сказали: «В этом мире живет один великий грешник. Читрагупта исписал его грехами уже целый том. У него даже не хватило страниц, и он начал второй. Читрагупа послал нас привести его сюда для наказания. И когда мы пошли за этой душой, чтобы привести её в ад, перед нами возникли четыре посланца. Все они обладали четырехрукой формой, держали палицу, лотос и другие атрибуты. И они так сильно нас побили, что мы теперь не можем даже двигаться. «Кто эта грешная личность в материальном мире?» – спросил их Махарадж Яма. «Его зовут Аджамила», – ответили ямадуты.
Аджамила родился в очень образованной аристократической семье брахманов. Однажды он пошел набрать дров для огненного жертвоприношения своего отца и в лесу он увидел, как пара низкорожденных шудр совершенно бесстыдно занимаются там любовными развлечениями. Это потревожило его ум. И вскоре он стал постепенно красть из дома все золото, серебро и драгоценные камни и отдавать той проститутке. Однажды он оставил свою целомудренную жену, родителей, детей, все свое общество, ушел из дома и стал жить с проституткой. Будучи с ней, он произвел на свет восьмерых детей, младшего из которых звали Нараяна.
Однажды, когда его жена была беременна восьмым ребенком, в их дом зашел один святой вайшнав. И он посоветовал им назвать сына Нараяной. Так они и поступили. Аджамила был так сильно привязан к своему младшему сыну, что целый день только и звал его: «Нараяна, Нараяна. Принеси то, принеси это!»
Для того чтобы поддерживать свою семью, состоящую из проститутки и восьмерых детей, он творил всяческие бесчинства, например, убивал и грабил проходящих прохожих. Так он и жил оставшуюся жизнь. И однажды настало время Аджамиле покинуть этот мир. И поскольку Аджамила грешил телом, умом и речью, за ним пришли три посланца бога смерти, чтобы забрать его на адские планеты. Они выглядели настолько ужасно, что Аджамила перепугался и тут же вскричал: «Нараяна! Нараяна! Нараяна!» У него была привычка всегда звать сына Нараяну, поэтому в тот момент он автоматически произнес «Нараяна». Но Бхагаван настолько милостив, что, когда Аджамила произнес имя своего собственного сына, Он отправил Своих посланцев, чтобы спасти его от ямадутов. Почему их было четверо? Потому что в слове Нараяна четыре слога: «на», «ра», «я» и «на».
Итак, четыре посланца Господа Вишну тут же явились к Аджамиле и заявили посланцам Ямы Махараджа: «Эй, преступники религии! Что вы здесь делаете? Вы не имеете права забирать его на ваши адские планеты!» «Почему? – спросили они. – Он совершил столько грехов, что наш Читрагупта исписал уже второй том, и все равно не хватило места. Он просто обязан пойти на адские планеты!» «Вы помните, что он произнес на своем последнем вздохе? – спросили их вишнудуты. – Он звал: «Нараяна, Нараяна», и поэтому вам не дозволено забирать его на адские планеты. Мы обязаны взять его на Вайкунтху». «Но он звал своего сына, а не Вишну-Нараяну, – сказали им ямадуты. – Поэтому мы должны забрать его на адские планеты». «Как бы то ни было, Нараяна – это имя Бхагавана Вишну, – отвечали посланники Бхагавана. – Поэтому он отправится с нами на Вайкунтху».
В детстве Шрилу Гурудева звали Бхолонатх. Но когда в его семью позвали астролога и составили гороскоп в соответствии с расположением звезд, тогда его решили назвать Шриман Нараяна. Но бабушка продолжала звать его Бхолонатх и возражала: «Почему вы зовете его таким длинным именем? Вы, что, против имени Шиваджи? Зачем вы меняете имя?» «Я совсем не против имени Шиваджи, – ответил дядя Шрилы Гурудева. – Но разве ты не знаешь, если мы будем звать его Нараяной, то просто произнесение этого имени в течение всей нашей жизни спасет нас из этого мира». И тогда он рассказал историю об Аджамиле.
И так посланцы Вишну настаивали: «Как бы то ни было, он воззвал к Нараяне, поэтому вы не имеете права даже касаться его!» Тогда ямадуты захотели забрать Аджамилу силой, и вишнудуты встали на его защиту. Ямадуты всего с двумя руками, а вишнудуты гораздо сильнее – у них четыре руки, причем в двух из них палица и диск. Поэтому они так сильно побили ямадутов, что те еле двигались, и все тело их болело.
Однажды, когда Шрила Гурудев давал лекцию про Аджамилу, вперед вышел маленький мальчик и сказал: «Даже я, маленький мальчик, понимаю, что Аджамила всего лишь звал своего сына. Неужели Вишну такой глупый, что решил, несмотря на это, защитить его?» И Шрила Гурудев ответил: «Мой дорогой сын, Вишну совсем не глуп. Нет никого равного Ему по уму. Он просто беспричинно милостив. Поэтому, услышав имя Нараяна, по своей безграничной милости Он отправил своих посланцев, чтобы спасти Аджамилу».
Услышав эту историю, Махарадж Яма сказал: «Вы не должны ходить в те места, где кто-то даже во сне произносит имя Вишну». А затем произнес:
джихва на вакти бхагавад-гуна-намадхейам
четаш ча на смарати тач-чаранаравиндам
кришнайа но намати йач-чхира экадапи тан
анайадхвам асато ‘крита-вишну-критйан5
«Вы должны вести ко мне тех, чей язык никогда не произносил имя Бхагавана, не описывал Его прекрасный облик и Его замечательные игры, чей ум никогда не памятовал о лотосных стопах Кришны, и чей лоб никогда не склонялся перед Ним. Их вы можете приводить в мою обитель, и я буду их наказывать».
«Здесь под Кришной вы должны понимать гуру, Кришну и всех возвышенных вайшнавов», – объяснял нам Шрила Гурудев. Это означает, что тот, кто хотя бы однажды даже во сне произнес святое имя Кришны, тот больше не пойдет на адские планеты. Поэтому Шрила Гурудев всегда советовал своим преданным звать своих детей такими именами, как Говинда, Дамодара, Мадхава, Нараяна и другими, а не такими, как Сергей и Наталья. В России Шриле Гурудеву было всегда сложно подбирать имена. Очень много Сергеев, Наталий, Александров и Ольг. Эти четыре имени самые распространенные.
Этот случай произошел в Сатья-югу. Если кто-то повторяет святое имя, то, даже будучи великим грешником, он может спастись из этого мира. Но, если ты будешь повторять святое имя и при этом продолжать грешить, это не будет работать. Мы много чего делали неосознанно, но, получив знание, мы должны перестать совершать любую греховную деятельность. После того как Шри Чайтанья Махапрабху освободил Джагая и Мадхая, Он повелел им: «Вы не должны больше совершать никакую греховную деятельность». И тогда Джагай и Мадхай схватились за уши и сказали: «Нет-нет, мы больше не будем». Таким же образом и мы до конца своих дней не должны больше совершать никаких грехов.
Когда Шри Чайтанья Махапрабху убирал храм Гундича перед фестивалем колесниц в Джаганнатха Пури, Он и Его спутники не говорили ничего, а произносили только: «Кришна, Кришна». Это заменяло им любые слова. Таким же образом гопи во Вриндаване поют только: «Говинда Дамодара Мадхавети». Они не просят что-то принести. Когда они раскладывают чапати и передают, они произносят только «Говинда Дамодара Мадхавети». Когда гопи укачивают своих младенцев, они поют им вместо колыбельной: «Говинда Дамодара Мадхавети». Когда они кладут их в колыбельку и укачивают, то поют им именно эти имена. А когда едут погонщики воловьих упряжек, что они поют? «Говинда Дамодара Мадхавети». Таким же образом, что бы мы ни делали, по возможности как можно чаще мы должны вспоминать: «Кришна, Кришна» или «Говинда Дамодара Мадхавети». Тогда наша жизнь увенчается успехом, и мы освободимся от материального мира.
Есть ли вопросы?
Вену-гопал дас: Махарадж, вы говорили, что, совершая грехи, не будет работать святое имя. Какие грехи вы имели в виду? Мы понимаем про несоблюдение четырех принципов. А какие еще?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Конечно, четыре регулирующих принципа, но также, например, много других действий, которые мы совершаем. Мы преследуем или как-то вредим другим. Мы можем наступить на насекомое, когда идем.
Шриман Враджанатх прабху: Намеренно.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Говорится, что одно из оскорблений святого имени – это когда мы продолжаем совершать греховную деятельность, думая, что мы можем очиститься от нее, повторяя святые имена Кришны. Шрила Гурудев тебе дал имя Вену-Гопал дас, и ты все время задаешь вопросы. Ты сомневаешься в Гопале или в Вену-Гопале? Или в обоих?
Вимал-прасад дас: Что значит грехи, которые мы совершаем с помощью речи и как от них избавиться?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Мы можем от этого освободиться, только когда будем повторять святое имя и оказывать служение Хари, гуру и вайшнавам. Джагай и Мадхай совершали очень много оскорблений, но освободились благодаря святым именам.
Вену-гопал дас: В той пранама-мантре, которую вы дали своим ученикам: «гуру-прештхайа бхутале» – понятно, что вы дороги своим духовным учителям. А как вы дороги? Можно пояснить этот момент? Многие хотели бы знать.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: «Гуру» здесь обозначает не только Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж, не только Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, но также вся гуру-парампара. Это потому что я на все сто процентов следую тому, что повелел мне мой гуру. Мой гуру сказал мне: «Ты можешь следовать Шриле Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу». И я так и сделал. Он уверял меня: «Ты не должен видеть никакой разницы между мной и им. Мой приказ – это его приказ, его приказ – это мой приказ». Я так и делал всю жизнь. И поэтому что Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж, что Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж – они оба очень довольны мною. Они не обусловленные души, как я сам. Они вечные спутники Шримана Махапрабху и Божественной четы. Поэтому, когда они довольны, довольны Радха и Кришна, и довольна вся гуру-парампара.
Ананда-прадаяни даси: Махарадж, расскажите, пожалуйста, как наши ачарьи служат Гауранге Махапрабху в Его вечной обители. Очень часто вайшнавы рассказывают о прайоджане, как служат в облике манджари во Вриндаване. А как Гауранге Махапрабху?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: В гаура-лиле они служат так же, как Шри Чайтанья Махапрабху, раздавая имена Шри Кришны. Также они служат в непроявленной Навадвипе, на Шветадвипе.
В одном доме, где семья состоит из двенадцати человек, присутствует огромное количество различного служения, или в одном городе, как в Новосибирске, тоже очень много разных видов деятельности, разных видов служения. И что, ты думаешь, На Шветадвипе, которая такая огромная, не найдется никакого служения? Там огромное количество служения. Когда пойдешь туда, тогда и поймешь.
санкхйа-пурвака-нама-гана-натибхих калавасани-кртау
нидрахара-вихаракади-виджитау чатйанта-динау ча йау
радха-кришна-гуна-смритер мадхурима- нандена саммохитау
ванде рупа-санатанау рагху-йугау шри-джива-гопалакау
В «Шад-Госвами-аштаке» упоминается, что они читают каждый день строгое количество кругов святых имен. Они обсуждают между собой красоту, форму, образ и игры Господа. Вот таким служением они занимаются.
Ананга-манджари даси: Мы очень часто слышим от вайшнавов, что очень важно понять сердце своего гуру. Как это сделать?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Это можно понять, только оказывая служение. Чем больше ты будешь служить, чем ближе ты это будешь делать, чем проще у тебя будет сердце, тем больше вероятности, что ты сможешь это понять. Но если ты будешь двуличной или лицемерной, будешь служить гуру и показывать другим: «О, смотрите, как я много делаю для своего гуру»… Гурудев очень умный, он тоже знает, как обмануть нас.
Аджай-кришна дас: Сегодня вы прославляли святое имя. Я хотел бы узнать, можем ли мы покланяться вайшнаву с джапой в руке или, слушая хари-катху своего учителя, читать маха—мантру на четках? Когда ученики собираются вместе слушать хари—катху, могут ли они читать джапу на четках? И еще, пожалуйста, могли бы вы завтра поговорить об аспектах арчаны?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Итак, когда мы держим четки в руке, мы пранаму не делаем. Второе: когда гурудев или очень возвышенный вайшнав дает лекцию, нужно перестать повторять и очень внимательно слушать. А, если вы, например, считаете, что вы выше, чем другие, которые в это время дают хари—катху, то вы, конечно, можете повторять святое имя.
Дамаянти даси: Как мы можем узнать, доволен ли нами гурудев?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж:
са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
ахаитукй апратихата
йайатма супрасидати6
В этом стихе рассказывается, что когда наша душа счастлива, то мы можем понять, что гурудев доволен нами. Когда становится счастлива душа? Только когда мы совершаем бхакти, когда мы оказываем служение вайшнавам, будучи при этом простосердечными. Когда мы с простым сердцем служим вайшнавам и совершаем бхакти, гурудев просто обязан быть нами доволен.
Шриман Враджанатх прабху: Однажды Шриле Гурудеву задали тот же вопрос: «О, Гурудев, как мы поймем, что мы служим вам и вы счастливы?» И Шрила Гурудев ответил: «Когда вы будете счастливы». И тогда Он показал на одного преданного: «Вот, посмотрите на его лицо. Почему он несчастен? Потому что он не служит мне».
Кришнадас дас: У меня два вопроса. Первый вопрос. Когда мы следуем наставлениям Шрилы Гурудева, тогда мы как-то прогрессируем. И личное служение Шриле Гурудеву… ну, соответственно, мы тоже следуем его наставлениям. Есть ли в этом различие? То есть, насколько важно совершать личное служение? Или можно просто следовать наставлениям и продолжать участвовать в миссии?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Есть два вида служения: личное (индивидуальное) и коллективное. Индивидуальное служение – это собственный бхаджан, как прогрессировать в сознании Кришны самому. Коллективное служение – это когда мы собираемся вместе и друг другу помогаем прогрессировать в бхакти. И вам необходимо понять оба вида этого служения.