Шаранагати (1 из 6)

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои почтительные и смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. Такие же почтительные поклоны я предлагаю лотосным стопам моих духовных дедов, нитья-лила правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, нитья-лила правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа. А также я приношу смиренные поклоны всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь.

Сначала я прошу Враджанатха прабху что-нибудь сказать.

Шриман Враджанатх прабху: Прежде всего, я приношу свои смиренные и почтительные поклоны лотосным стопам моего парамарадхья гурупада-падмы, паривраджак-ачарьи Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, его близким и дорогим друзьям, нитья-лила правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанте Шриле Вамане Госвами Махараджу и нитья-лила правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанте Шриле Тривикраме Госвами Махараджу. А также моим духовным предкам, Шри Шримад Бхактипрагьяне Кешаве Госвами Махараджу и Шри Шримад Бхактиведанте Свами Прабхупаде, всей рупануга-гуруварге, всем вайшнава-ачарьям, всем гостям и вайшнавам, собравшимся здесь во главе с Пуджьяпад Бхактиведантой Мадхавой Махараджем.

Сегодня мы вновь имеем удачу собраться здесь по беспричинной милости Шри Гуру и Шри Гауранги. Мы собрались, для того чтобы услышать и понять, как можно практиковать процесс предания. Бхакти начинается после предания. В этом мире мы встречаемся со многими процессами, чтобы практиковать сознание Кришны, чистое сознание. Многие из нас стали счастливы и вдохновлены, после того как получили посвящение.

Иногда мы слышим, что после инициации Гурудев, Шримати Радхика и Кришна приходят в наше сердце. Но зачем тогда нужно предаваться? Инициация – это самое начало нашего пути преданности. А после инициации мы можем заниматься очень многими видами деятельности, в соответствии со своей квалификацией. Иногда мы думаем: «Я делаю много служения». Но только по завершению процесса предания начинается бхакти. Можно задаться вопросом: так что же, все, что мы делаем, бесполезно? Благоприятно ли все, что мы делаем, до того как сможем предаться?

Мадхавананда прабху, что ты думаешь?

Мадхавананда дас: Думаю, что надо предаваться всегда.

Шриман Враджанатх прабху: Когда мы получаем инициацию и приходим в садху-сангу, мы как маленькие младенцы: мы не знаем, что делать, как делать, как предаваться. И что для нас хорошо, мы тоже не знаем. Но что является определяющим фактором того, что ребенок будет хорошо расти? Ананга-манджари диди, почему дети растут здоровыми и счастливыми?

Ананга Манджари даси: Родители помогают в этом.

Шриман Враджанатх прабху: Совершенно верно, потому что всем малышам всегда помогают родители. Родители знают: если мы не будем присматривать за маленькими детьми, то что с ними случится? Каждое мгновение малыш может натворить что-то, что в итоге обернется катастрофой. Но по беспричинной любви родителей малыши всегда под защитой.

Поэтому в духовной жизни мы тоже должны молиться о том, чтобы всегда находиться в обществе тех, кто будет нам как мама и папа. Мама и папа своей любовью и привязанностью всегда питают и защищают малышей.

Затем, однажды, когда мы подрастем и достаточно разовьем в себе разум, когда ум будет счастлив и умиротворен, тогда мы сможем принять на себя ответственность. К этому моменту мы уже будем знать, к примеру, чего следует опасаться, когда переходим дорогу, что мы должны делать, для того чтобы всегда оставаться здоровыми и счастливыми – только тогда родители смогут с облегчением вздохнуть: «Вот теперь, наконец-то, мои дети очень ответственны».

А каковы отношения родителей с детьми? Каково самое главное качество, главная ценность отношений родителей и детей? Вену-гопал прабху.

Вену-гопал дас: Любовь.

Шриман Враджанатх прабху: Да, родители всегда любят своих детей. Даже если ребенок всегда шалит и никогда не ведет себя нормально, все равно родители его любят. В бхакти то же самое. Гурудев и все садвайшнавы, настоящие вайшнавы, все, кто достиг достаточно возвышенных ступеней в бхакти, получил какое-то осознание – они все любят всех детей Шри Кришны. Есть много учителей, которые хотят помогать нам прогрессировать в бхакти. А иногда нам нужно немного больше поправок и руководства. Но из писаний мы можем понять, что будет самым лучшим направлением и руководством. Садху и Шри Гуру всегда будут опираться на писания.

Говорится, что наше тело подобно кораблю. На этом корабле мы можем пересечь океан материального бытия. Ни один другой корабль не сможет нас перенести. Если только мы не получим супер экстра милость. Как, например, Шри Чайтанья Махапрабху может освобождать деревья, львов, тигров, собак. Но для нас… Мы должны считать себя очень счастливыми, если мы смогли развить в себе жадное стремление развиваться и стать совершенными в бхакти.

В этом красивом описании процесса предания, или шаранагати, мы уже успели обсудить, к чему мы должны стремиться, чтобы достичь, принять то, что благоприятно для бхакти: энтузиазм, решительность, терпение, необходимое следование всем правилам и предписаниям.

Мы уже обсудили, что мы должны избегать неблагоприятного общения. А что такое плохое общение? Мы должны понять, что самое плохое общение – то, которое всегда приводит нас к неприятностям. И говорится, что в Кали-югу самое плохое общение для живого существа – это его собственный ум. Наш ум наполнен бесконечными желаниями. А все желания ума сконцентрированы только на этом мире. Иногда, когда мы теряем надежду, мы желаем, чтобы Шри Кришна, Бог, помог нам.

Вспомните тех личностей, которые начали коммунизм в этом мире. Они думали, что могут организовать совершенное общество для всех и каждого. Равные возможности для всех. Чтобы все были равны. Вы же, наверное, слышали о Карле Марксе?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Они знают про Ленина.

Шриман Враджанатх прабху: Ленин – его последователь. А затем Сталин, Горбачев, Хрущев.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Троцкий.

Шриман Враджанатх прабху: И вот этот мистер Маркс говорил, что Бога не существует. И все стали такие счастливые: «Да, да, действительно! Я могу этому следовать. Мы все с вами согласны». И он пытался как-то примирить всю двойственность этого мира, пытаясь устроить так, чтобы все были равны. Но никто не может быть равен другому. Мы все разные. И у нас у каждого совершенно уникальный способ выражать себя. Но этот мистер Маркс был настолько решительно настроен, что Бога не существует, что всегда думал: «Как же организовать этот мир, чтобы все было совершенно?» Так как он себе это представлял. Для своих детей, для внуков, для всех. Он думал: «Я люблю всех, и все должны быть равны». Но для живого существа это подобно суициду.

Если мы отвергаем Бога, все потеряно. Единственное, что нам остается в данном случае – вести себя, как животные. Животные очень счастливы, когда едят, спят, совокупляются и обороняются. Весь день они носятся по округе. Но мы, люди, развили в себе высшее сознание, умственные способности. И мы время от времени задаемся вопросами: «В чем смысл жизни? Почему я существую? Должен ли я совершать самоубийство или нет? Зачем все это? Откуда все происходит?».

И вот мы слышим хорошие новости от Маркса: «Не беспокойтесь. Все будьте счастливы здесь. Следуйте мне и не верьте в Бога». И мы хватаемся за эту надежду: «О, может быть, действительно, есть надежда на то, чтобы стать счастливыми?» Это и есть материальный мир: нас все время кто-то подбадривает: «О, не беспокойся, счастье ждет тебя прямо вот за углом. Только не печалься, выпей чего-нибудь, скушай таблеточку, послушай хорошую музыку, последуй моему совету, но не беспокойся. Ты будешь счастлив. Главное, не трать время даром, не ходи в церковь и не молись». И вот так же и Маркс. Всю жизнь он был атеистом, отрицая существование Бога. А что он сделал к концу своей жизни? Вы знаете, что?

В конце жизни Маркс взывал: «О, Господи, пожалуйста, помоги мне!». Всю жизнь он отвергал Бога, но в конце жизни он понял: «Я больше никого, кроме него, не знаю. Только Бог может мне помочь».

И ум у нас такой же, как Маркс. Мы всегда пытаемся найти какой-нибудь способ, чтобы стать счастливыми в этом мире. Но, к счастью, нам удалось прийти и соприкоснуться к садху. И мы получили инициацию от истинного гуру. И Шри Гурудев говорит нам: «Пожалуйста, повторяй Харе Кришна маха-мантру и следуй четырем регулирующим принципам, всегда будь в хорошем общении, избегай всего, что неблагоприятно, и следуй всему, что благоприятно. Пожалуйста, всегда будь полон энтузиазма, для того чтобы повторять Святое имя. Просыпайся пораньше с утра и повторяй Харе Кришна маха-мантру. Повторяй дикша-мантры. Это самое лучшее начало дня. Тогда, когда мы будем делать все остальные виды деятельности, которые нам, может быть, придется делать в течение дня, мы будем чувствовать, что у нас очень хороший заряд. И время от времени мы будем вспоминать:

харе кришна харе кришна
кришна кришна харе харе
харе рама харе рама
рама рама харе харе

И мы будем помнить: «О, Шрила Гурудев мне дал эту самую замечательную, самую сокровенную Харе Кришна маха-мантру. И с помощью этого мои отношения с Верховным Господом постепенно будут меняться». Потому что Шрила Гурудев – наш вечный благожелатель. Он наш папа и мама. И он будет защищать нас во всех обстоятельствах. Когда тело будет болеть, стареть, и когда оно, наконец, совсем разрушится, Шрила Гурудев будет с нами. И он будет защищать нас. И он будет очень счастлив, когда однажды мы станем очень ответственными. Ответственными для того, чтобы помогать ему, чтобы распространять славу чистого бхакти. У нас есть полная вера в это. У нас есть полная вера в то, что «Шрила Гурудев мой единственный защитник и покровитель». Если мы примем Шрилу Гурудева, это значит, что мы принимаем все, что он советует нам делать. А что же он советует нам делать? Все то же самое, что советовал нам делать Шри Чайтанья Махапрабху и все наши предыдущие ачарьи. И что же они советуют нам делать? Практиковать чистый процесс сознания Кришны.

анйабхилашита шунйам
джнана кармадй анаврта
анукулйена кршнану шиланам
бхактир уттама

Всегда следовать процессу, всегда быть в хорошем общении, всегда повторять Святые имена, мантры, которые мы получили от нашего Гурудева. У нас есть полная вера в это. Это необходимо для того, чтобы войти в бхакти.

йасйа деве пара бхактир
йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах
пракашанте махатманах6

В этой прекрасной молитве, которую мы видим в писаниях, сказано, что для такого человека, который обладает полной верой в Шри Гуру (полная вера здесь означает, что он обладает такой же верой в Шри Гуру, как и в Шри Бхагавана, Господа Бога), открыты все сокровенные истины богооткровенных писаний. Это очень легко слушать, но у нас нет чистого бхакти к Шри Кришне. Так как же у нас может быть такое же чистое бхакти к Гурудеву? Лично я думаю, что мы должны вначале развить такое бхакти к Гурудеву. И только потом мы сможем развить его к Шри Кришне. А вы что думаете?

Поскольку Гурудев приходит в нашу жизнь, мы можем видеть его этими глазами. Мы можем слышать его, мы можем служить ему. Если мы хотим приблизиться к Шри Кришне, вначале мы должны приблизиться к Гурудеву. Понять, каково сердце Шрилы Гурудева.

Ананга-манджари, какое сердце у Шрилы Гурудева?

Ананга-манджари даси: Очень мягкое. Наполнено любовью.

Шриман Враджанатх прабху: Когда мы находимся в доме Ананги-манджари, повсюду мы видим сердце Гурудева. Знаешь, Ананга-манджари диди, все изображения, которые у тебя там висят, – все это проявления из сердца Гурудева. Вы можете спросить об этом Шьямарани диди. Гурудев научил ее, каждой маленькой детали: как представить, как изобразить то, что находится в сердце Гурудева. После того, как она завершила картину «Сева-кундж», Гурудев сказал: «Ты украла мое сердце. Теперь все будут знать, что находится в нем». Вначале Гурудев сказал: «Не показывай это никому». А через какое-то время сказал: «Нет. Раздавай это всем». И настоящий преданный может понять: «Вот в чем богатство Гурудева».

Если мы думаем, что это просто изображение, то мы еще не вошли в настоящее бхакти. Мы должны обладать полной верой. Полной верой в то, что, если мы будем полностью зависеть от Шри Гуру, вайшнавов, Шри Кришны, тогда чистое бхакти может проявиться в нашем сердце очень скоро. Наш ум очистится. Постепенно. Наш разум тоже будет очищаться. А через семь лет наше тело уже само по себе будет совсем чистым, если мы все семь лет будем почитать только маха-прасадам. Поэтому нужно стараться всегда быть в хорошем общении, садху-санге, чтобы ум наш не становился подобным Марксу, а всегда был сконцентрирован на том, что мы слышим в садху-санге. И тогда очень скоро мы сможем обрести чистое бхакти. С энтузиазмом, терпением и особенно с решительностью мы должны быть твердо уверены в том, что цель нашей жизни – это обрести кришна-прему. И тогда мы будем знать, что все, что нам нужно делать – это следовать процессу, чтобы обрести эту цель. Это и есть процесс чистого бхакти. А когда мне сложно, я начинаю звать: «О, Гурудев, о Пуджьяпад Мадхава Махарадж, о Пуджьяпад Бон Махарадж, о Пуджьяпад Неми Махарадж, пожалуйста, придите, помогите же мне!». Они здесь для того, чтобы помогать нам.

Мы сегодня очень удачливы: здесь присутствует Пуджьяпад Бхактиведанта Мадхава Махарадж, который сейчас хочет, чтобы я завершил свою речь. Поэтому я завершаю, и сейчас мы будем слушать его. Наши преданные, наши старшие вайшнавы больше стремятся помогать нам, чем мы стремимся просить их о помощи. Как, например, Кришнадас прабху и Дамаянти диди пригласили нас приехать сюда, но благо получаете все вы, собравшиеся здесь. Поэтому иногда они будут приглашать, иногда должны приглашать вы. Тогда всегда будет хорошее общение, и мы сможем полностью предаться.

ванчха-калпа-тарубхйаш ча крипа-синдубхйа эва ча
патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намах

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Вы только что слышали от Шримана Враджанатха прабху, что многие в этом мире хотят обмануть нас в том, что мы все равны в этом мире, но это совершенно неверная идея. В связи с этим Шрила Гурудев всегда говорил: «Если все равно в этом мире, то почему, например, у нас пальцы на руке неравной длины? Может, нам их обрезать или подравнять?» В этом мире кто-то очень крепкого телосложения, кто-то толстый, а кто-то худой. Как нам их сравнять? В каждой стране только один президент и только один премьер-министр. Так как же нам всех сделать равными? Что, все буду президентами и премьер-министрами? Тогда не будет правительства вообще. Даже в любой школе или университете кто-то всегда должен быть первым учеником. Откуда возьмется это равенство?

Если кто-нибудь говорит, что мы все должны быть равны, например, Маркс или Ленин, то надо ответить: «А почему тогда, если все равны, вы даете нам советы? Тогда мы тоже можем давать вам советы. Слушайте нас».

Шрила Гурудев говорил, что правильное устройство возможно только тогда, когда все занимаются служением Шри Кришне. Но все равно будет какое-то руководство, без наставника и руководителя мы не сможем ничего.

Например, Враджанатх прабху рассказал, что Маркс всегда отрицал существование Бога. Шрила Гурудев и мой духовный дедушка, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, говорили: «Если нет Бога, то те, кто отрицают Бога, кто они такие?» По-английски «Бог» произносится как «God», а те, кто не верят в Его существование – это «God» наоборот, то есть «dog» (собака).

Если бы кто-нибудь спросил Ленина, Маркса или Мао Цзэдуна: «Вы хотите признать существование Бога или хотите быть этим словом наоборот – собакой?», что бы они ответили?

Однажды в Индии нарисовали комикс, который изображал, как собаку повесили за задние ноги и начали проводить ей арати с лампадами и благовониями, как в храме. Все воскликнули: «Боже мой! Вы чем тут занимаетесь?!» А человек ответил: «Я провожу арати Богу». «Как это возможно? Это же собака, а не Бог!» И тогда он ответил: «»Бог» звучит как «god», а собака – наоборот – «dog». Поэтому если собаку перевернуть вверх тормашками, то получится Бог. Вот я и провожу арати Богу. Если бы я подвесил собаку мордой вверх, то я бы проводил арати собаке, а поскольку она мордой вниз висит, то я провожу арати Богу».

Теперь вернемся к теме разговора. Шаранагати.

анукулйасйа санкалпах
пратикулйасйа варджанам
7

Вчера мы успели обсудить дйутам панам. То есть, мы сначала успели обсудить азартные игры, а затем опьяняющие вещества, такие, как алкоголь. Сейчас мы продолжим.

Вчера я закончил примером из Сатья-юги о жизни Налакувера и Манигривы. Они были пьяницами, а Нарада Муни сумел исправить их и привести к Богу.

Теперь я приведу пример из Кали-юги. Вы, наверное, слышали, как в Кали-югу Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур спасли великих негодяев Джагая и Мадхая. Сейчас я приведу еще пример, чтобы вы поняли, что в этом мире очень много Джагаев и Мадхаев.

Когда мой духовный дедушка, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, впервые поехал на запад для проповеди, вначале он приехал в Америку. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж сидел в парке Томпкинс-сквер в Нью-Йорке под деревом на лужайке. Он закрыл глаза и с караталами пел:

шри-кришна-чайтанья прабху-нитьянанда шри-адвайта
гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда

харе кришна харе кришна
кришна кришна харе харе
харе рама харе рама
рама рама харе харе

А когда он открыл глаза, то увидел: «Боже мой! Сколько Джагаев и Мадхаев танцуют передо мной!». Во времена Шри Чайтаньи Махапрабху были только одни Джагаи и Мадхаи, а в наше время в любой стране стоит открыть глаза, и каждый проходящий – Джагай или Мадхай. Они хотели пожертвовать моему духовному дедушке виски, сигареты и всякую всячину.

Точно таким же образом Шрила Гурудев спас в этом мире очень много Джагаев и Мадхаев.

Наши ачарьи обладают особой силой, для того чтобы спасать Джагаев и Мадаев в этом мире. Наши духовные наставники спасли всех нас. Многие из нас, перед тем как прийти в сознание Кришны, тоже были Джагаями и Мадхаями.

Когда Шри Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир, положение общества было невероятно плохим. Очень многие пили алкоголь из черепов. Они не поклонялись Шри Кришне, не совершали Ему бхаджан, а совершали бхаджан таким полубогиням, как, например, Кали. Видя такое положение общества, Адвайта Ачарья Прабху очень забеспокоился: «Что они творят?!» А богачи в то время тратили очень много денег, чтобы организовать свадьбу своих любимых кота и кошечки.

Все инкарнации обычно приходят в конце эпохи, но единственное исключение из этого правила – это Шри Чайтанья Махапрабху. Адвайта Ачарья пригрозил Шри Кришне: «О, Прабху, если Ты немедленно не появишься, я проявлю свою четырехрукую форму и разрушу весь этот мир».

туласи-дала-матрена
джаласйа чукулена ва
викрините свам атманам
бхактебхйа бхакта-ватсалах
8

В этом стихе, который обнаружил в писаниях Шри Адвайта Ачарья, сказано, что если кто-то будет поклоняться Шри Кришне с очень нежной манджари и двумя листочками по краям, предлагая ее с водой Ганги шалаграме-шиле или Шри Кришне, тогда Шри Кришна Сам отдастся в руки такого преданного.

И, услышав такую молитву Шри Адвайты Ачарьи, Шри Кришна не смог смолчать и пришел в облике Шри Чайтаньи Махапрабху.

Постепенно Шри Чайтанья Махапрабху рос и являл игры, подобные человеческим. Когда Он еще подрос, Шриман Нитьянанда Прабху, родившийся в деревне Экачакра, пришел и присоединился к Шри Чайтанье Махапрабху. Тогда Шри Чайтанья Махапрабху возжелал проповедовать святое имя по всему миру. И Он повелел это Нитьянанде Прабху и Харидасу Тхакуру.

шуно шуно нитйананда, шуно харидас
сарватра амара аджна корохо пракаш
9

И Шри Чайтанья Махапрабху повелел Нитьянанде и Харидасу Тхакуру: «О, Нитьянанда, о Харидас Тхакур, пожалуйста, послушайте. Я прошу вас только об одном: идите от двери к двери и просите милостыню. Какую милостыню?

прати гхаре гхаре гийа еи бхикша
боло ‘кришна’, бхаджо кришна, коро кришна-шикшa10

Чтобы люди повторяли имя Кришны, совершали Ему бхаджан и узнавали о Нем.

И также Махапрабху сказал: «В конце каждого дня, пожалуйста, приходите ко Мне и информируйте, как идет проповедь. Если кто-то откажется повторять имя Кришны, Я тут же призову Свою Сударшана-чакру и снесу ему голову».

Почему Шри Чайтанья Махапрабху повелел это делать Харидасу Тхакуру и Нитьянанде Прабху? У Него так много спутников, почему Он выбрал именно их? Потому что Шриман Нитьянанда Прабху родился в очень высокородной аристократической семье, а Харидас Тхакур, наоборот, в семье низкородной, мусульманской. Таким образом, послав их обоих, Шри Чайтанья Махапрабху хотел весь мир поставить в известность, что эта религия повторения Святых имен Шри Кришны не только для высокородной элиты и не только для низкородных людей, а для всех и каждого.

Кем был Нитьянанда Прабху? В играх Шри Кришны во Врадже это Сам Баладев Прабху. А кто такой Харидас Тхакур? Он создатель этого мира, четырехглавый Брахмаджи. И оба они ходили от двери к двери и просили подаяния. Люди выносили им рис, муку, что-то еще, но они говорили: «Нет-нет, нам все это не нужно». «Что же вы за попрошайки такие? Обычно попрошайки просят каких-то продуктов», – говорили им люди.

Как, например, на днях мы были в доме Вену-гопала прабху и Индумукхи диди, и некоторые наши преданные вышли на улицу и стали просить подаяние для нас. И они принесли нам каких-то фруктов.

Люди спрашивали у Нитьянанды Прабху и Харидаса Тхакура: «Так что же вы хотите?» И они отвечали: «Повторяйте святое имя Шри Кришны». И многие повторяли: «Кришна, Кришна». А некоторые смеялись: «Что вы за попрошайки такие – просите только лишь повторять: «Кришна Кришна»?!» И таким образом, они тоже повторяли «Кришна».

В тех местах также жили два человека, которые происходили из высокородных семей брахманов, но из-за плохого общения они только и делали, что пьянствовали и курили. И они не довольствовались лишь одним стаканом – они брали большой горшок и за один присест выпивали его целиком. А поскольку они постоянно перепивали, глаза их были вечно красными.

Увидев их, Шриман Нитьянанда Прабху сказал Харидасу Тхакуру: «О, Харидас, вот эти двое – лучшие кандидаты. Если эти два пьяницы будут повторять святое имя Шри Кришны, тогда все вокруг поймут, что Шри Чайтанья Махапрабху – это Верховная Личность Бога, иначе понять этого они не смогут».

Но когда они начали приближаться к Джагаю и Мадхаю, все деревенские жители, которые были неподалеку, начали их отговаривать: «Не ходите к ним. Они такие опасные! Они вас убьют! Даже не приближайтесь к ним! Кто бы ни проходил через эту деревню, они всех убивали и крали их деньги». Но Шриман Нитьянанда Прабху – авадхута. Он никого не слушает, Он должен делать лишь то, что Он хочет. Тогда многие жители деревни взмолились Нрисимхадеву: «О, Нрисимхадев! Пожалуйста, спаси этих двух преданных!». Так как Нрисимхадев избавляет от всех препятствий, все жители деревни стали памятовать о Нем, лишь бы только защитить Харидаса Тхакура и Нитьянанду Прабху.

Нитьянанда Прабху был невероятно прекрасен, поскольку Он сам Баладев Прабху, поэтому очень многие деревенские жители обладали огромной любовью к Нитьянанде Прабху.

Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур не послушались совета деревенских жителей. Но Харидас Тхакур на самом деле совсем не желал туда идти. Однако он знал, что, если он не послушается, Нитьянанда Прабху очень разгневается, и поэтому он должен был за Ним последовать. Нитьянанда Прабху шел впереди, а Харидас Тхакур за ним. Нитьянанда Прабху был худощавого телосложения, так что, если что, Он мог очень быстро убежать, но Харидас Тхакур был довольно упитанным, и он не смог бы убежать так быстро, как Нитьянанда Прабху.

Философия Джагая и Мадхая такова: «Пей больше, пей больше, до тех пор, пока у тебя не останется жизненного воздуха. Пока в тебе теплится жизнь, пей, пей и пей».

Итак, Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур подошли к ним и сказали: «О, братья, повторяйте «Кришна, Кришна», повторяйте имя Кришны!». Но оба этих пьяницы, взглянув на них своими большущими красными глазами, лишь рявкнули: «Кто вы такие?!»

Если коснуться кобру, она тут же встанет в стойку. Таким же образом Калия спал в озере тихо и мирно, но стоило только Кришне нырнуть в это озеро, Калия тут же разгневался и с тысячей своих клобуков напал на Кришну. И точно так же Джагай и Мадхай тут же впали в ярость и побежали за Нитьянандой Прабху и Харидасом Тхакуром с желанием их убить. Нитьянанда Прабху был очень худой, поэтому он очень быстро убежал, но Харидас Тхакур не мог бежать так быстро, как Нитьянанда Прабху. Они добежали до перекрестка и побежали в одном направлении, а Джагай и Мадхай – в другом, и поэтому тем не удалось их поймать. И, более того, Джагай и Мадхай столько пили, что уже не могли ходить ровно, что уж говорить о том, чтобы быстро бегать.

Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур получили повеление от Шри Чайтаньи Махапрабху, чтобы каждый день они приходили и докладывали Ему о тех, кто не желает повторять святое имя Кришны. И тогда Он грозился призвать Свою чакру и снести таким людям голову. Но Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур вовсе не спешили докладывать Махапрабху о Джагае и Мадхае. Вместо того чтобы пойти к Махапрабху, Харидас Тхакур пошел к Адвайте Ачарье пожаловаться на Нитьянанду Прабху.

Харидас Тхакур жаловался Адвайте Ачарье: «О, сегодня мы чуть не расстались с жизнью». «Что случилось?!» – спрашивал Адвайта Ачарья. «Твой Нимай Пандит велел мне следовать за Нитьянандой, за этим авадхутой. У Него совсем отсутствует здравый смысл. Он будет делать только то, что Он хочет. Он никого не слушает. Иногда Он пойдет к стаду коров, подоит корову и тут же выпьет все молоко. А если я не буду за Ним следовать, Он разгневается на меня. При виде этой картины прибегают молочники, желая расправиться с нами. Нитьянанда Прабху убегает очень быстро, Его они догнать не могут, а вот меня они запросто ловят. И тогда мне приходится складывать ладони и молить их: «О, пожалуйста, простите меня. Я ничего не делал сам, мне просто приходится следовать за этим безумцем». И только по беспричинной милости Нрисимхадева мне удается спастись. А, если я не буду следовать за ним, когда Он крадет молоко, Он будет на меня очень гневаться. А иногда Он с разбегу прыгает в Гангу, обнимает и целует крокодила. Ты можешь в это поверить? Что Он за безумец?! А иногда Он видит красивую девушку и говорит: «Ты выйдешь за меня замуж?»».

«А сегодня! Знаешь, что произошло сегодня?!» – продолжал Харидас Тхакур. «Что?» – спросил Адвайта Ачарья. «Ладно, что было – то было. С этим я могу смириться, – говорил он. – Но сегодня Он захотел проповедовать пьяницам. Все деревенские нам говорили: «Не ходите к ним, они уже многих убили. Даже проходящих путников они сначала грабят, а потом убивают». Услышав об этом, я испугался, но Нитьянанда сказал: «Нет, мы должны им проповедовать, должны заставить их повторять святое имя. Только если они будут повторять святое имя, тогда мы сможем всем доказать, что Нимай Пандит – это Верховная Личность Бога, а иначе никак». Нитьянанда пошел прямо к ним и сказал: «О, братья, повторяйте имя Кришны!». Но они тут же погнались за нами. И только лишь по беспричинной милости Нрисимхадева на перекрестке мы побежали в одну сторону, а они в другую. Поэтому им не удалось догнать нас. Иначе бы мы точно расстались с жизнью».

Выслушав его, Адвайта Ачарья ответил: «О, вот теперь я понял. Вы, два пьяницы, встретились с двумя другими пьяницами. Джагай и Мадхай пьяны от алкоголя, а вы пьяны от кришна-премы. И завтра вы, четыре пьяницы, встретитесь вместе и будете танцевать, упиваясь кришна-премой».

Харидас Тхакур взмолился Адвайте Ачарье: «О, пожалуйста, не обманывай меня. Теперь я понимаю, что ты хочешь сказать. Если уж у Нитьянанды Прабху есть какое-то желание, то это обязательно должно произойти. Теперь я понимаю, что завтра Махапрабху и Нитьянанда будут спасать Джагая и Мадхая из этого мира».

На следующий день Харидас Тхакур и Нитьянанда Прабху снова отправились проповедовать Джагаю и Мадхаю. И Нитьянанда Прабху воскликнул: «О, братья, повторяйте за мной:

харе кришна харе кришна
кришна кришна харе харе
харе рама харе рама
рама рама харе харе

Но Джагай и Мадхай снова лишь огрызнулись: «Вы кто такие?! Опять пришли мешать нам?» И тогда Мадхай схватился за глиняный горшок и замахнулся на Нитьянанду Прабху, но Джагай сказал: «Эй, ты что делаешь? Он же авадхута! Не трогай его!», и попытался схватить его. Но кровь уже потекла из разбитого лба Нитьянанды Прабху.

Один преданный, увидев произошедшее издалека, скорее побежал к Шри Чайтанье Махапрабху, чтобы доложить о том, что этот пьяница поранил Нитьянанду Прабху. И как только Шри Чайтанья Махапрабху услышал об этом, Он очень разгневался и сказал: «Что?! Нитьянанда Прабху – это Мое второе тело! И они посмели ударить Его?!» Он тут же призвал чакру: «Чакра! Чакра! Приди!»

Увидев, как Сударшана-чакра пляшет на кончике пальца Шри Чайтаньи Махапрабху, Джагай и Мадхай очень испугались. Шри Чайтанья Махапрабху уже собрался пустить ее в ход, но тут Нитьянанда Прабху схватился за Него: «О, Прабху! Пожалуйста! Не нужно! Ты же пообещал, что в этой жизни Ты не будешь никого убивать! Более того, Мадхай ударил Меня и хотел еще раз ударить, но Джагай схватился за него и сказал не делать этого. Он хотел спасти Меня».

После просьбы Нитьянанды Прабху Шри Чайтанья Махапрабху немного остыл, и тогда Его Сударшана-чакра исчезла. Как только Шри Чайтанья Махапрабху услышал, что Джагай хотел спасти Нитьянанду, Он обнял его, и тут же Джагай получил кришна-прему и начал проявлять все признаки экстаза: волосы его вставали дыбом, голос прерывался, а из глаз ручьями текли слезы. Он вознес руки к небу и стал в блаженстве повторять: «Кришна, Кришна!» И, увидев все это, Мадхай сказал: «О, Прабху, мы родились с ним в одно время, вместе росли, вместе совершали с ним всякие безобразия, вместе пьянствовали. Но ему Ты дал прему, а мне нет?!». «Ты ударил моего Нитьянанду! – отвечал Шриман Махапрабху. – Поэтому не бывать тому, чтобы Я тебе что-то дал! Только если Мой Нитьянанда простит тебя, только тогда Я дам тебе кришнапрему».

На что Нитьянанда тут же ответил: «Я уже простил его». «Ты ударил меня глиняным горшком так, что у Меня даже потекла кровь, – сказал он Мадхаю. – И что, Я не дам тебе за это кришнапрему? Я обязан ее тебе дать!». Услышав, что Нитьянанда простил Мадхая, Шри Чайтанья Махапрабху тут же дал ему кришна-прему, и тот тоже стал проявлять все признаки экстаза, как и Джагай, повторяя «Кришна Кришна!» и танцуя с воздетыми кверху руками.

Таким образом, по беспричинной милости Нитьянанды Прабху оба они получили спасение из этого мира. А, если предположить, что Нитьянанда Прабху не пролил бы на них Свою милость, невозможно и представить себе, насколько несчастна была бы их жизнь. Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «О, Джагай, о, Мадхай, больше не повторяйте тех грехов, которые вы совершали!» И тогда Джагай и Мадхай, держась за уши, сказали: «Больше никогда!».

Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур говорил: «Почему они получили милость Нитьянанды Прабху и Харидаса Тхакура? Потому что они совершали очень много греховных действий, но никогда не совершали вайшнава-апарадху». Поэтому все, что вы совершали раньше, не зная, что вы творите, – подобно деятельности Джагая и Мадхайа. Больше так не делайте. Вы должны вести себя как хорошие преданные. Тогда милость Шри Гуру и гуру-парампары прольется на нас, и тогда Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур спасут нас из этого мира. Поэтому мы всегда должны находиться под руководством GPS. «GPS» означает «гурупарампара система», а вовсе не «система глобального позиционирования».

Это пример панам, то есть пьянства. Это неблагоприятно для бхакти, поэтому мы должны полностью оставить это. Есть ли вопросы?

Дамаянти даси: А то, что Нитьянанду Прабху ударили горшком, это является вайшнава-апарадхой?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Это вайшнава-апарадха, а также это апарадха лотосных стоп Самого Бхагавана. Потому что Нитьянанда Прабху – это Сам Бхагаван, а те, кто Ему служат – это величайшие вайшнавы. Если кто-то совершает апарадху лотосных стоп Бхагавана, то Бхагаван очень легко прощает его, но если тот же самый совершает оскорбление вайшнавов, Его преданных, то ему уже не будет прощения. Если бы, к примеру, они набросились на Харидаса Тхакура, то ни Нитьянанда Прабху, ни Шри Чайтанья Махапрабху не простили бы их так легко. Понимаешь?

Вимала-прасад дас: Когда первый раз они встретились на рыночной площади, они бежали за ними и ругали их разными словами. Разве это не оскорбление?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Они пришли уже для того, чтобы спасать их. И Джагай, и Мадхай вели себя так, будучи в неадекватном состоянии. Они были пьяны и не могли себя контролировать. И на самом деле они бежали за ними не для того, чтобы ругать, а просто чтобы бежать за ними. А поскольку милость Нитьянанды идет всегда в большей степени к самым падшим (а они и были самыми падшими), поэтому Нитьянанда Прабху просто хотел спасти их, и Он не обращал внимания, на какие-либо оскорбления с их стороны, если они были.

Вену-гопал дас: Джай и Виджай из духовного мира пришли с Вайкунтхи. Затем они были Хираньякашипу и Хираньякшей, потом Раваной и Кумбхакарной. И у них было благословение, что они три воплощения будут в качестве демонов. Почему они пришли в четвертый раз?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Когда Джай и Виджай были прокляты четырьмя Кумарами, они пришли на три жизни в этот материальный мир как Хираньякашипу и Хираньякша, Равана и Кумбхакарна, Шишупала и Дантавакра. А потом Шри Чайтанья Махапрабху возжелал показать всему миру, насколько Он милостив. Поэтому, выполняя желание Шри Чайтаньи Махапрабху, они вновь пришли в этот мир. В других инкарнациях Варахадев, Рамачандра и Кришна убивали их. Но Шри Чайтанья Махапрабху настолько милостив, что Он убил не их, а все их желания грешить, все их демонические наклонности. Шри Чайтанья Махапрабху хотел показать всему миру, что, не убивая их, Он может пролить на них милость, чтобы они осознали уже в этой жизни милость Шри Чайтаньи Махапрабху. В других инкарнациях они могли осознать милость Бхагавана только после смерти. Это доказательство, что Шри Чайтанья Махапрабху – это маха-маха-ваданйайа, что Он обладает очень широкими взглядами и невероятно милостив. Ни одна другая инкорнация никогда не поступала, как Он.

Вену-гопал дас: Получается, что Джагай и Мадхай – это вечные спутники? У них одна сварупа здесь, а вторая в духовном мире?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: У них не две – у них очень много сваруп. Например, когда они были прокляты четырьмя Кумарами, в одной своей форме они стали Джаем и Виджаем на Вайкунтхе, а в другой пришли как Хираньякша и Хираньякашипу. В то же самое время игры других инкарнаций всегда проходят в других вселенных. Поэтому в каждой вселенной, где идет игра той или иной инкарнации, они присутствуют. У них очень много форм. Как и Бхагаван, Его спутники обладают бесконечным числом обликов.

Аджай-Кришна дас: Скажите, пожалуйста, когда правоохранительные органы оскорбляют нас за наши одеяния и забирают нас, будучи трезвыми, можем ли мы их просить повторять святые имена на нашем уровне?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Все это зависит от нас. Раньше в России тоже происходило, что людей арестовывали за их веру. И, не смотря на то, что их сажали в тюрьму, люди не переставали сами повторять святые имена, и они проповедовали другим и просили других повторять святые имена. Но все зависит от того, насколько мы сами внутри обладаем верой, насколько мы искренни, насколько мы предаемся. Сейчас в России полиция больше не нападает?

Преданный: Вчера в метро.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Что произошло? Что они сделали? Они вас отпустили?

Преданный: Да, они произнесли маха-мантру и отпустили нас.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Харе Кришна. Вы, наверное, уже тут все проголодались, потому что постились весь день. Сейчас уже привезли прасад, поэтому, если я вам сейчас не дам покушать, вы на меня разгневаетесь и больше не будете приходить на лекции.

  1. «Шримад Бхагавад-гита», 6,47.
  2. «Хари-бхакти-виласа», 11.676.
  3. «Шримад Гаутамия-тантра»
  4. «Шри Чайтанья-Бхагавата», Мадхья-кханда, 13.8.
  5. «Шри Чайтанья-Бхагавата», Мадхья-кханда, 13.9.
  6. «Шримад Бхагавад-гита», 6,47.
  7. «Хари-бхакти-виласа», 11.676.
  8. «Шримад Гаутамия-тантра»
  9. «Шри Чайтанья-Бхагавата», Мадхья-кханда, 13.8.
  10. «Шри Чайтанья-Бхагавата», Мадхья-кханда, 13.9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.