Шаранагати: пратикулйасйа варджанам

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои почтительные и смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. Такие же почтительные поклоны я предлагаю лотосным стопам моих духовных дедов, нитья-лила правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, нитья-лила правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа. А также я приношу смиренные поклоны всем собравшимся здесь.

Мы обсуждаем шаранагати. Существует шесть ступеней шаранагати. Первое – анукулйасйа санкалпах: нужно принимать то, что благоприятно для нашего бхакти. Второе – это пратикулйасйа варджанам: мы должны оставить то, что неблагоприятно для бхакти. И сейчас мы продолжаем обсуждение второго пункта.

Мы продолжаем обсуждение стиха Шрилы Рупы Госвами:

атйахарах прайасаш ча
праджалпо нийамаграхах
джана-сангаш ча лаулйам ча
шадбхир бхактир винашйати
4

В этой шлоке он говорит о переедании. Переедании не только ртом, но также ушами, глазами, носом – любым из наших чувств. Я вчера приводил много примеров на эту тему.

Также мы говорили о прайасаш, чрезмерных усилиях. Мы не должны прикладывать чрезмерные усилия, для того чтобы поддерживать свою жизнь. Далее – праджалпа – не заниматься мирской болтовней. Дальше мы обсуждали нийамаграхах, то есть чрезмерное и недостаточное следование правилам и предписаниям. Затем джана-сангаш, то есть нужно очень внимательно относиться к тому, чтобы не пребывать в плохом общении, потому что, даже если у человека очень много хороших качеств, но его общение неблагоприятно, рано или поздно все хорошие качества его уйдут.

Далее лаулйам – жадность. Мы не должны жадно желать заполучить собственность других людей.

И сейчас мы продолжаем обсуждать то, какие предупреждения нам дает «Шримад-Бхагаватам» насчет неблагоприятных для бхакти вещей.

Однажды Парикшит Махарадж увидел корову и быка. Корова была очень худая, а бык хромал на три ноги, и какой-то чернокожий человек избивал их.

Парикшит Махарадж – это необычайно религиозный царь. Сам Шри Кришна дал ему даршан еще тогда, когда он находится в лоне матери.

Парикшит Махарадж, увидев, как горько плачут корова и бык, тут же схватился за лук и стрелы и спросил: «Ты кто такой? Почему ты истязаешь корову и быка? Корова нам как мать, а бык как отец. Кем это ты себя возомнил? Я сейчас же убью тебя!» И тогда чернокожий человек здорового, крепкого телосложения воздел руки к небу и закричал: «Спаси меня, спаси меня». «Ты кто такой?» – повторил Парикшит Махарадж. И чернокожий человек ответил: «Я олицетворенный Кали. Двапара-юга подходит к концу, и приходит мое время». «Я запрещаю тебе находиться в моем царстве», – ответил ему Парикшит Махарадж. В те времена Парикшит Махарадж был царем всей планеты. «Куда ж мне податься? – спросил его Кали. – Дай мне хоть какое-то место». И тогда Парикшит Махарадж позволил ему находиться в четырех местах:

дйутам панам стрийах суна
йатрадхармаш чатур-видхах
5

Дйутам означает азартные игры. Например, хождение в казино. «Панам» означает пить алкоголь, чай, кофе, курить и так далее. Стрийах означает недозволенный секс, то есть не с женой и тому подобное. Суна означает мясоедение, употребление в пищу рыбы, яиц, лука, чеснока. Вы можете спросить: как употребление лука и чеснока может относиться к убийству и насилию над животными? Сейчас я вам расскажу, откуда появились лук и чеснок.

В древности риши, муни и все цари проводили очень много огненных жертвоприношений, таких как ашвамедха-ягья или другие. Также ягьи проводили такие личности, как Господь Рама или Юдхиштхира Махарадж.

В раджасуе-ягье и ашвамедха-ягье процесс происходил таким образом: люди разрубали коня на мелкие кусочки, после чего приносили его в жертву огню. Но сила мантры была такова, что в конце ягьи они приглашали обратно эту лошадь, и из огня выходил более здоровый, сильный и крепкий конь. Прежде императоры проводили такие жертвоприношения, для того чтобы поддерживать свои социальные необходимые обязанности, но в Кали-югу такие жертвоприношения строжайше запрещены.

Раньше муни и риши проводили также гомедха-ягью – жертвоприношение коровы. Ее убивают, разрезают на кусочки и, так же как мы предлагали зерна на Алтае, предлагают кусочки этой коровы. Но после завершения ягьи из огня выходила молодая, здоровая и сильная корова.

Однажды один муни совершал гомедха-ягью. Его жена тогда была беременна первый раз, и она слышала, что кто-то говорил: «Если беременная женщина что-то хочет, она обязательно должна это съесть, иначе это каким-то образом навредит ребенку». Соседские тетушки ей нашептали, что если она не съест то, что пожелает, немедленно, то у ее младенца постоянно изо рта будете течь слюна. И однажды она подумала: «Боже мой, мне вдруг захотелось говядины. Но съесть мясо – это такая ужасная идея. Однако что же я могу поделать? Если я не съем его, то у моего малыша всю жизнь изо рта будет течь слюна! Лучше уж я съем». И во время жертвоприношения она спрятала один из кусочков этой говядины и решила, что, когда закончится жертвоприношение, она его съест. И после завершения жертвоприношения, когда риши пригласил корову, та вышла из огня, но с одного боку казалось, что ее желудок немного меньше, чем необходимо. И тогда риши подумал: «Я уже столько жертвоприношений провел. Почему так произошло?» Он закрыл глаза и погрузился в медитацию.

Жена увидела, как он начал медитировать, и в ужасе подумала: «Наверняка, он знает, что я сделала, поэтому и медитирует». И тогда она схватила этот кусочек говядины и выбросила в кусты. Но риши в медитации увидел все: и то, как жена спрятала этот кусочек говядины, и то, как она его выбросила. И поскольку мантра читалась на все кусочки говядины, то какая-то жизнь была и в этом кусочке. И спустя время из этого кусочка появился лук – поэтому лук и похож по цвету на кусок говядины. Также, поскольку этот кусочек мяса был на кости, из этой кости появился чеснок – поэтому чеснок такого же цвета, как и кости. А из капель крови появилась красная чечевица. Поэтому вайшнавы не принимают ни лук, ни чеснок, ни красную чечевицу.

Преданные: А морковь?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Морковь находится в гуне невежества, поэтому мы ее тоже не употребляем.

Теперь панам – то есть распитие алкоголя, употребление наркотиков, чая, кофе, сигарет и всего остального.

Преданные: А грибы?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Однажды Индра сражался с Вритрасуром. Вритрасура был сыном брахмана, и Индра убил его. И, для того чтобы избавиться от греха убийства сына брахмана, Индра разделил этот грех на четыре части. Одну часть он дал матери земле, другую часть – женщинам, третью часть воде. Четвертую я никак не могу вспомнить, но грибы – это часть земли и также в невежестве. Поэтому вайшнавы не принимают грибы.

Возвращаемся к панам. Сейчас я приведу пример из Сатья-юги и Кали-юги. Нарада Муни всегда ходит со своей виной и поет:

шриман нараяна нараяна нараяна
шриман нараяна нараяна нараяна

Когда он приходит с Вайкунтхи в Айодхью он поет так:

джайа рам джайа рам джайа джайа рам
джайа рам джайа рам джайа сита-рам
джайа рам джайа рам джайа джайа рам
джайа рам джайа рам джайа сита-рам

Когда Нарада Риши идет в сторону Враджа, он поет:

нарада муни, баджай вина, «радхика-рамана» наме
нарада муни, баджай вина, «радхика-рамана» наме

А что делают гопи во Врадже? Они всегда поют:

говинда дамодара мадхавети
говинда дамодара мадхавети
говинда дамодара мадхавети
говинда дамодара мадхавети

уттхайа гопйо ‘пара-ратра-бхоге
смритва йашода-сута-бала-келим
гайанти гопйо джанитанурага
говинда-дамодара-мадхавети

говинда дамодара мадхавети
говинда дамодара мадхавети
говинда дамодара мадхавети
говинда дамодара мадхавети

Однажды Нарада Риши проходил через Вриндаван в сторону Кайласа через один лес, и прямо на опушке леса было прекрасное озеро. Он увидел, как в этом озере сыновья Куверы, Налакувара и Манигрива, полностью обнаженные развлекаются, брызгаясь в воде. А рядом с ними были девушки с небесных планет, также полностью нагие.

Кувера – это министр финансов райских планет. Сейчас в правительстве каждой страны есть различные должности: кто-то президент, кто-то премьер, кто-то министр финансов, кто-то министр внутренних дел, кто-то внешних. Откуда это все появилось? Из Сатья-юги.

Кувера был министром финансов райских планет, и у него были огромные горы денег. Но он был очень религиозным и всегда строго выполнял свой долг. Он никогда не использовал эти деньги для собственного удовольствия. Кувера отлично знал, что все деньги должны быть использованы для служения Хари, Гуру и вайшнавам.

Но что обычно происходит в семье у богатых людей? Даже если родители сами не используют свои деньги неправильно, их дети привыкают к тому, что у них много денег и они могут получить все, ради собственного удовольствия. В наши дни у богатых людей обычно дети очень испорчены. Не у всех, конечно, но у большинства дети занимаются недозволенным сексом и другими безобразиями.

Итак, Нарада Риши проходил мимо этого озера, и когда девушки с райских планет увидели, что идет какой-то святой, они вышли из воды, прикрылись своими длинными волосами, молитвенно служили руки и поклонились. Но Налакувара и Манигрива были настолько пьяны, что совершенно не могли контролировать свое тело. Когда они увидели, что девушки вышли из воды, они очень разозлились и начали ругать Нараду Риши: «Тебе что, ходить больше негде? Зачем ты сюда пришел?» «Не обращайте внимания на этого святого человека, – сказали они девушкам. – Пусть себе идет, где хочет. Что он нам сделает? Идите сюда, будем дальше развлекаться». Но девушки не сдвинулись с места, несмотря на все их угрозы. И братья продолжали ругать Нараду Риши: «Ну почему ты именно сейчас пришел? Почему именно сюда?»

Слушая все это, Нарада Риши думал: «Это сыновья Куверы, и они стали такими негодяями!» И тогда он решил преподать им урок и сказал: «Вы ведете себя, как деревья, как глупая безжизненная материя, вот и будете деревьями».

Деревья должны терпеливо сносить любые капризы погоды, будь то палящее солнце, невыносимый холод зимой, буря и что угодно. Вот, например, у вас, в России, когда на улице -30-35 градусов, что вы делаете? Вы приходите в теплую, натопленную комнату или под горячий душ. А что может сделать дерево? Оно не может пошевелиться. Оно терпеливо должно сносить все невзгоды. Оно должно лишь стоять под весом невыносимо тяжелого ледяного снега и терпеть. Иногда это невыносимые страдания.

Тут же сыновья Куверы начали чувствовать, что их тела превращаются во что-то недвижимое, они не могут пошевелить ни руками, ни ногами, и их сознание покрывается. И тут же они осознали, что Нарада Муни – необыкновенная личность. И тогда они вышли из воды и схватились за стопы Нарады Риши: «Мы не знаем, кто ты, но, пожалуйста, спаси нас».

джанмаишварйа-шрута-шрибхир
эдхамана-мадах пуман
наивархатй абхидхатум ваи
твам акинчана-гочарам6

В этом стихе описано четыре типа людей, которым нелегко совершать бхаджан. Это очень образованные люди, очень красивые люди, люди, у которых очень много денег, а также рожденные у высокородных семей.

Сыновья Куверы были рождены в очень аристократической семье брахманов. Их отец – это министр финансов райских планет. Они владеют огромным богатством. И также оба они были очень сведущи в науке и очень красивы. А тому, кто обладает всеми этими четырьмя качествами, очень сложно совершать бхаджан Бхагавану.

Нарада Риши сказал: «То, что я произнес, должно свершиться. Никто не может это отменить. Но так как вы оба – сыновья великого вайшнава, я пойду на уступку. Вы будете деревьями. Но не обычными деревьями, а деревьями-близнецами во дворе Нанды Бабы во Врадже. Верховная Божественная Личность, Шри Кришна, будет проводить Свои проявленные игры, и когда Он будет маленьким, Он освободит вас».

Это произошло тогда, когда мама Яшода привязала Шри Кришну к ступе за то, что Он хулиганил, разбил горшок с маслом и начал кормить им обезьян и попугаев. И тогда Шри Кришна спас обоих братьев от заточения в телах деревьев-близнецов. Почему Шри Кришна это сделал? Потому что Он бхакта-ватсала, то есть все то, что произнесет Его бхакта, Шри Кришна обязан выполнить.

Например, в истории с Прахладой Махараджем. Прахлада Махарадж повторял святое имя со всеми своими друзьями-демонами, и вот появился Хираньякашипу, его отец, и сказал: «Ты откуда такой сильный? У тебя что, совсем страха не осталось?» И Прахлада Махарадж ответил: «Мой дорогой отец, существует только один источник энергии и силы – это Вишну. Ты получаешь свои силы из этого источника, и я тоже».

Хираньякашипу сказал: «Ты все время повторяешь «Вишну Вишну Вишну». Но где ты видел этого Вишну?» «Мой Вишну повсюду», – ответил ему Прахлад Махарадж. «Но почему я не могу видеть Вишну?» – спросил его отец. «О, мой дорогой отец, – сказал Прахлада Махарадж, – на самом деле, ты просто духовно слеп. Мой Вишну внутри тебя, внутри меня, внутри твоего меча, внутри колонны – его можно увидеть повсюду». «Так твой Вишну и внутри этой колонны?» – спросил Хираньякашипу. «Да, – ответил Прахлада Махарадж, смиренно сложив ладони, – он и в этой колонне тоже». Тогда Хираньякашипу ударом кулака размозжил колонну и сказал: «Ну, сейчас посмотрим, где твой Вишну и как он сможет защитить тебя».

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что, когда Хираньякашипу размозжил колонну ударом своего кулака, то Нрисимхадев появился из нее только потому, что об этом сказал Его преданный. Таким же образом, поскольку Нарада Риши сказал, что Кришна спасет их обоих, Кришна спас Налакувару и Манигриву, когда они были в форме деревьев-близнецов.

Я завершаю свой класс и подвожу итог.

Повторяю, что в категории панам попадают алкоголь, курение, чай, кофе. В этой связи я привел пример из Пуран, почему вайшнавы не принимают лук, чеснок и другие вещи. Также я рассказал, как сыновья Куверы, будучи полностью обнаженными, играли в воде с обнаженными девушками, и мимо проходил Нарада Риши. Нарада Риши проклял их стать деревьями-близнецами, и так и произошло. Но поскольку у Нарады Муни были отношения с их отцом, Куверой, который был великим преданным, Нарада Муни в итоге пошел на уступку и сказал, что они станут деревьями во дворе Нанды Махараджа во Врадже. Шри Кришна спас их, после чего сделал их своими спутниками. Одного стали звать Мадху-канта, а другого Снигдха-канта. Мадху-канта описывал игры Шри Кришны в обществе гопи, а Снигдха-канта в обществе всех враджаваси. Но в Кали-югу, из-за того что многие пьют алкоголь, распадается много семей, люди разрушают свою собственную карьеру и быстро заканчивают свою жизнь. В этой связи вы все знаете историю Джагая и Мадхая. Завтра я расскажу эту историю, а сейчас, если у кого есть вопросы, пожалуйста, задавайте.

Шриман Враджанатх прабху: Эти четыре вида деятельности неблагоприятны для бхакти. Но мы слышим только то, что не должны этим заниматься. А какое благо будет для нас, если мы оставим эти четыре вида деятельности?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Что же мы обретем, если не будем заниматься этими четырьмя видами деятельности? Предположим, вы даже непреданный. Если обычный человек не будет заниматься этими четырьмя видами деятельности, что будет в результате? Можно увидеть, что в этом мире в результате азартных игр многие богачи становятся уличными попрошайками. От того что люди принимают алкоголь, многие разрушили свою карьеру. Из-за незаконного секса многие в этом мире оказываются в тюрьме. В результате насилия, совершенного в отношении животных, люди становятся жестокосердными.

Если мы не будем этим заниматься, мы не потеряем свое социальное положение, как в результате азартных игр, не будем издеваться над другими живыми существами, не будем оскорблять других под действием алкоголя, не будем разрушать себе карьеру.

С женщинами, помимо своей собственной жены, нужно обращаться, если они старше, то как с матерями, если они одного возраста, то как с сестрами, а если они младше, то как с дочерями. Тогда не будет хаоса в обществе.

А если мы не будем совершать насилие по отношению к животным, то сердце наше станет мягкое и вокруг воцарится любовь.

В этом мире любая живая душа хочет любви, не только люди. Когда вы были на Алтае, может быть, вы видели, что там, на территории, были две кошки. И когда эти кошки видели маленьких детей, они подбегали и начинали мяукать. Дети гладили их, и кошки становились очень счастливыми. Даже когда я проходил, они подбегали ко мне, садились неподалеку и мяукали. Я гладил их ногой, а они поднимали хвост трубой и радовались. Если кто-то не будет совершать насилие, сердце его будет очень мягким и нежным. А если все перестанут заниматься этими четырьмя видами деятельности, то воцарится подобие рая на Земле.

Это применимо не только к преданным. Если все в мире будут это делать, то все обретут спокойствие, умиротворение ума, и их жизнь будет успешной. Понимаете?

Шриман Враджанатх прабху: Я также читал, что, если мы не занимаемся этими четырьмя видами деятельности, то мы очень легко можем понимать духовную жизнь. Мы будем трезво оценивать ситуацию, будем простосердечными, и, когда будем слушать хари-катху, мы очень легко сможем ее принять.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Что уж говорить о преданных – даже для общей массы людей это будет очень благоприятно, для того, чтобы их жизнь стала спокойной и радостной. Дорогие сестры и братья, есть ли другие вопросы?

Кришнадас дас: Мы обсуждали чрезмерное усилие, и преданные воспринимают его как чрезмерное усилие для материальных благ. А что касается духовной жизни? Мы часто видим, что, когда что-то организуется, некоторые люди прилагают чрезмерные усилия, огромный интенсив, как сейчас организуют программы Вену Гопал и Индумукхи. Благоприятно или нет прилагать сверхусилия в духовной жизни? Или это тоже нужно избегать? И если избегать, то к чему это может привести?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Это не подходит под категорию чрезмерных усилий. Если мы усердно что-то делаем для Хари, Гуру и вайшнавов, для того, чтобы свершалась хари-катха, в результате они будут очень счастливы и будут проливать на нас огромную милость.

Вену-гопал и Индумукхи делают не для собственного наслаждения чувств, а для всех преданных. К тому же, сюда приходят человек шестьдесят-семьдесят, не больше. А в Матхуру, например, на Джанмаштами приходят тысячи и тысячи людей. И мы все делаем, для того чтобы организовать праздник. Мы раздаём прасад примерно на пятьдесят тысяч преданных за три дня, даже больше. В день после Джанмаштами приходит около 45 тысяч преданных, а на сам Джанмаштами примерно 78 тысяч преданных. И мы все это делаем. И мы не просто кормим их гречкой – мы делаем роскошный рис с гхи, орехами и изюмом, сабджи с паниром, турецким горошком и картошкой, и сладости: ладду, качори и другие.

Однажды в Джанмаштами мы решили приготовить халаву. Потребовалось 100 килограмм манки. Были огромные котлы для готовки. Сколько же это стоило! И сколько усилий нам для этого понадобилось! Но мы делаем это не для собственного наслаждения, а для служения Хари, Гуру и вайшнавам. Вы можете увидеть, например, на Навадвипа-парикраме, насколько огромны котлы, в которых готовят подношения. Здесь, на Алтае, например, у вас очень легкая деревянная поварешка. Но на Навадвипа-парикраме поварешка, которой мешают котлы, весит примерно сорок пять килограммов. Даже одному крепкому и высокому вайшнаву не под силу это сделать. Ею готовят вдвоем или втроем. Только когда вы приедете на подобный фестиваль, тогда вы сможете понять.

Поэтому это не является чрезмерными усилиями ни для Вену-гопала, ни для Индумукхи, они очень хорошо стараются.

Все должны продолжать: как Вену-гопал и Индумукхи, так и все преданные здесь. Все могут помогать в этом. Все должны помогать, как нам – тем, кто приезжает из Индии, так и местным преданным, таким как Вену-гопал и Индумукхи. Другие вопросы есть?

Преданная: Я так поняла, например, что кушать мясо – это насилие над животными, а чем не угодили тогда морковка, лук, чеснок, грибы, кофе?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Я уже во всех подробностях рассказал историю возникновения лука и чеснока. Также это пища в невежестве. В Америке, например, проводили исследования, почему святые в Индии не принимают ни лук, ни чеснок, ни морковь, и нашли, что во всех этих продуктах двадцать типов токсинов. Поэтому мы все это не принимаем. А в чае и кофе – кофеин. Кофеин вреден для здоровья.

Вринда даси: Иногда эти вещи употребляется как лекарство.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да. Но лекарство – это совсем другое. Если кто-то болеет, он принимает лекарство. Лекарство не на всю жизнь. Например, если человек после удачной операции на сердце подумает: «О как хорошо они меня вылечили, использовав нож. Может быть, теперь, когда я буду болеть, буду себе отрезать что-нибудь?», то что будет в результате? Только на небеса человек отправится. Понимаете?

Шриман Враджанатх прабху: Для духовной жизни лучше всего употреблять продукты, которые находятся в гуне благости. Либо лучше всего маха-прасад. Можете сами попробовать: если вы каждый день будете есть лук и чеснок, никто с вами рядом сидеть не захочет.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Если кто-то постоянно ест лук и чеснок, от вашего дыхания рядом с вами никто сидеть не захочет, но если кто-то начнет газы испускать, то точно вся комната разбежится. Также Шри Кришна принимает только ту пищу, которая находится в благости, а не в невежестве, поэтому мы не можем предлагать ему все это. Есть другие вопросы?

Кришнадас дас: Гурудев всегда любил заканчивать хари-катху историями Шри Кришны из «Шримад-Бхагаватам». Можно попросить вас также заканчивать хари-катху историей о Шриле Гурудеве?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Другие вопросы.

Мадхавананда дас: В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что эти четыре регулирующих принципа дают возможность развить понимание: отказ от мяса развивает милосердие в человеке; отказ от интоксикаций развивает в человеке аскетизм; отказ от азартных игр развивает правдивость; а отказ от незаконного секса развивает чистоту. Эти принципы являются благоприятными для совершения бхакти. Но если человек следует всем этим принципам, что важнее всего для развития бхакти?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: После этого нужно обязательно находиться в хорошем общении, и таким образом можно быстро развивать бхакти.

То, что Кришнадас говорил, что Шрила Гурудев всегда заканчивал играми о Шри Кришне – я так и сделал: я закончил историей, как Шри Кришна спас деревья Арджуны. Разве не так?

Кришнадас дас: Я просил, чтобы вы закончили не лилами Шри Кришны, а историей о Шриле Гурудеве.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Я и говорю только то, что слышал от Шрилы Гурудева, но не от тебя.

  1. «Шри Упадешамрита», 2.
  2. «Шримад-Бхагаватам», 1.17.38.
  3. «Шримад-Бхагаватам», 1.8.26
  4. «Шри Упадешамрита», 2.
  5. «Шримад-Бхагаватам», 1.17.38.
  6. «Шримад-Бхагаватам», 1.8.26

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.