Значение титула «Бхактиведанта» — Россия (Ая)

Шримад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я склоняюсь перед лотосными стопами своих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. А также перед лотосными стопами моих духовных предшественников, нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа. А также перед всеми вайшнавами и вайшнави, собравшимися здесь во главе с триданди-санньяси.

Я только что пропел эту вандану, обращение. Здесь говорится: «Я склоняюсь в поклонах перед двумя Бхактиведантами: Шрилой Бхактиведантой Свами Махараджем и Шрилой Бхактиведантой Нараяной Махараджем. Каковы их качества? Что мы можем получить по их милости? По их милости бхакти придет в наше сердце.

Итак, мы слушали от Шрипада Падманабхи Махараджа, Шрипада Неми Махараджа и Шрипада Шуддхадвайти Махараджа прекрасные прославления этих замечательных вайшнавов. В первую очередь, я хочу обсудить, почему титул этих вайшнавов – «Бхактиведанта».

В этом мире у людей есть представление, что самое лучшее является кармой и гьяной. Но на самом деле целью веданты является высшее бхакти. То есть они думают, что целью веданты является что-то другое, а не бхакти. У дживы есть определенный предел – это лимит, выше которого она не может подняться. Это манджари-бхава. Каким образом это возможно? Я хочу представить вам то, что я слышал от Шрилы Гурудева по этому поводу.

Шримати Радхика получила одно благословление от Дурвасы Риши: все, что она будет готовить, будет слаще нектара; и здоровье того, кто будет принимать Её подношение, будет прекрасным, и ничто не сможет ему помешать в жизни. Итак, мама Яшода приглашала Радхику Деви утром и вечером готовить для Кришны. Радхика Деви – это невестка Джатилы, поэтому Она не могла туда приходить два раза в день. Вечером, после обеда, она иногда готовила и передавала прасад в Нанда-гаон сначала через Рати Манджари, а затем через Лавангу Манджари и других манджари. Однажды Она послала туда одну манджари, и та вручила маме Яшоде прасад, который приготовила Радхика. А вернувшись оттуда, она загадочно смеялась. Радхика спросила: «О, сакхи, почему ты одна? И почему ты смеешься?».

В одиночку смеяться можно по трем причинам: если человек сумасшедший; если он увидел что-то смешное или как кто-то смеется (как, например, когда Бхагават Прабху показывал фокусы, я не понимал, что он говорил, но все смеялись, и я тоже смеялся); и если человек вспомнил что-то смешное.

Итак, Радхика спросила: «Сакхи, почему ты смеешься? Здесь же никого нет. Почему ты так весела?» И она ответила: «О, Радхика, послушай, я только что видела нечто удивительное! Совершенно ни с чем несопоставимое! Я никогда раньше такого не видела!». «Где ты это увидела?» – спросила Радхика. «Во дворе Нанды Бабы», – ответила Ей манджари. «Что же ты увидела?» – сгорала от любопытства Радхика.

В писаниях говорится, что, когда Кришна возвращается с пастбищ, пыль вздымается из-под копыт идущих коров и покрывает тело Кришны, будто какая-то мазь или украшение, которое наносят на тело. И это само заключение веданты и сиддханты. И это заключение танцует во дворе Нанды Бабы. В чем же состоят веданта и сиддханта? Это ни гьяна и ни карма, а Сам Враджендра-нанадана Шьямасундара. Кто же видел Его? Одна манджари Радхики. И каково заключение бхакти-веданты? В том, что та сакхи, что находится в манджари-бхаве, которая видела Кришну, рассказывает это. И рассказывает она это Шримати Радхике.

Манджари всегда служат Радхике, они всегда отдают предпочтение Радхике. Увидев, что Кришна танцует, она никому об этом не сказала. Она вернулась и рассказала об этом только Шримати Радхике. Поэтому вандана, которую я сейчас произнес, посвящается Свами и Нараяне Махараджу, трансцендентным личностям, которые известны как Бхактиведанта. Оба они находятся в манджари-бхаве, в мадхурья-расе, в сакхйа-расе.

Итак, две эти трансцендентные личности, два Бхактиведанты, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж и Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж, оба они находятся в мадхурья-расе. И их сущность состоит в тат-тад-бхава-иччхамайи или манджари-бхаве.

Тот, кто имел представление, что мой духовный предшественник, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж был в сакхья-расе, услышал очень решительное опровержение этой теории. Некоторые ученики Шрилы Свами Махараджа спросили Гурудева: «Когда Прабхупада путешествовал на пароходе «Синдия-навигейшен», на борту судна он сочинил песню, одна строка которой напоминает песню преданного, который находится в сакхья-расе. Как это понять?». И Гурудев сказал, что в мадхурья-расу включены все расы. Помимо этого Гурудев сказал: «Если вы прочтете главу «Бхакти-расаяна» из «Брихад-бхагаватамриты», которую написал Шрила Санатана Госвамипад, то увидите, что там он указал на ведущее положение сакхья-расы. Почти все шлоки из «Бхакти-расаяны» завершаются преобладанием сакхья-расы. Но это не значит, что Шрила Санатана Госвами, будучи Лавангой Манджари, находится в сакхья-расе».

Гурудев сказал, что в киртане, который написал Шрила Свами Махарадж на борту судна «Синдия-навигейшен» не содержится сакхья-раса. Думать так совершенно неправильно. Гурудев сказал: «Все вайшнавы скрывают свое настроение, они не хотят выдавать его всем и каждому».

Затем ученики Прабхупады спросили: «А почему он тогда не пишет ничего о ватсалья-расе, например?» Гурудев ответил: «Потому что сакхья-раса и мадхурья-раса очень близки по сути, поэтому он упомянул здесь сакхья-расу».

Еще одно. Мой духовный предшественник поведал всему миру, что Кришна – Верховная Божественная Личность. Бог (GOD) означает «тот, кто генерирует (создаёт или Generator), тот, кто оперирует (управляет или Operator) и тот, кто разрушает (Destroyer)». Он может создать весь мир и может разрушить его за мгновение. Это значит, что у Него непостижимая энергия. Он может сделать все, что пожелает. Почему мой Шикша-Гуру, Бхактиведанта Свами Махарадж сказал вам, что Кришна – это Верховная Божественная Личность, а сейчас я вам говорю, что нужно об этом забыть? Вы должны знать, что Кришна ваш сын, но, в особенности, Он ваш драгоценный возлюбленный. Вот это особенно нужно знать. А так как Кришна – Верховная Божественная Личность, Он может сделать все, что пожелает. Но Он полностью попадает под власть своего преданного.

Я хочу привести вам один пример. Когда Кришна совершал Свою дварака-лилу, у Кришны и Баладева была сестра по имени Субхадра. Баладев Прабху ее очень любит. Поэтому, когда Он говорил, его желания должна была выполнять вся семья. Однажды Дурьодхана накормил Баладева роскошными блюдами и попросил у Него: «Не мог бы Ты мне кое-что дать?» Баладев сказал: «Чего ты хочешь?» «О, отдай мне Свою сестру в жены», – сказал он. «Хорошо. Нет проблем», – ответил Баладев. И когда Баладев вернулся в Двараку, он объявил: «Я отдаю Субхадру замуж за Дурьодхану, своего ученика». Но Субхадра не хотела этого. Не только Субхадра, но также и Деваки не хотела, чтобы она вышла за Дурьодхану.

Однажды, Кришна позвал Арджуну. В Двараке никто об этом не знал. И Кришна сказал ему: «О, Арджуна, мы должны переодеться в триданди-санньяси и перевезти Субхадру из Двараки в Хастинапур». Арджуна по желанию Кришны переоделся в триданди-санньяси и сел на берег океана. И тогда Кришна объявил всем в Двараке, что сегодня, когда Он отправился на прогулку то увидел прекрасного триданди-санньяси. Что этот этот санньяси может исполнять все желания, о чем бы его ни попросили. И тут же все дварака-васи отправились к этому санньяси, чтобы предложить ему свои пранамы. И Кришна сказал: «Если Баладев придет туда и санньяси положит руку на Его голову, даруя свои благословления, нужно, чтобы Баладев пригласил этого санньяси к себе домой погостить, и чтобы Баладев приготовил ему прасад». Когда Баладев Прабху встретился с санньяси то сказал: «Пожалуйста, пойдем, погости в моем доме». А санньяси сказал: «Нет. Это противоречит моим религиозным принципам. Я не могу оставаться в таком роскошном доме». Баладев огорчился: «О, боже! Этот санньяси такой возвышенный!». И он отправился назад к берегу океана.

Кришна с Баладевом сказали Субхадре: «Иди, получи благословления от санньяси». Если член семьи отправляется куда-то, в особенности женщина, с ним отправляется какой-то отряд воинов, чтобы охранять ее. Субхадра предложила пранамы санньяси, и Арджуна в одеждах санньяси сказал: «Пусть все благоприятное будет с Тобой». Субадра сказала: «О, санньяси, ты путешествовал по всему миру, посещал ли ты когда-нибудь Хастинапур?» Арджуна сказал: «Да, да. Это мой второй дом!». – «Видел ли ты там Пандавов и Кунти Деви?». – «О, да-да. Пандавы мне как братья родные». Субхадра спросила: «А Арджуну ты там видел?». «О, да-да. Мы, как одна душа в двух разных телах», – ответил он. «А ты вообще в астрологии разбираешься?» – продолжала Субхадра. «Да-да. Я очень хорошо знаю астрологию». – «О, астролог, можешь ли ты сейчас сказать, что сейчас делает Арджуна? Где он?».

Арджуна в одеждах санньяси закрыл глаза, опустил голову, задумавшись, и стал вычислять звезды. И он сказал: «Да. В своем божественном видении я вижу, что сейчас Арджуна говорит с Субхадрой». Субхадра изумилась.

Перед тем, как все это затеять, Кришна сказал Арджуне, что когда Субхадра появится, ее нужно будет похитить. И Субхадра знала, что это Арджуна. У Субхадры была колесница, и Арджуна, забравшись в нее вместе с Субхадрой с луком и стрелой в руке умчался с того места.

Тогда воины, охранявшие Субхадру, пришли к Баладеву и сказали: «Тот санньяси вовсе не был санньяси, он был Арджуной! Он похитил Твою сестру». Баладев Прабху разгневался: «Что это еще такое! Приготовьтесь догнать Арджуну и убить его! Этот ложный санньяси украл мою сестру! Я хорошенько проучу его!». Но Кришна был спокоен. Заметив это, Баладев сказал: «Кришна, ты что, совсем не гневаешься?». «Я ничего не знал! Что случилось?» – изобразил удивление Кришна. «Ты ничего не слышал? Этот санньяси был Арджуной. И он похитил Субхадру, Нашу собственную сестру!». «Действительно?» – сказал Кришна. Баладев был вне Себя от ярости: «Я погонюсь за ним и убью!». Но Кришна сказал: «Брат, успокойся. Если хочешь, Ты, конечно, можешь сразу убить Арджуну. Но могу Я у тебя спросить кое-что? Любишь, ли Ты сестру или нет?». Баладев сказал: «Да, люблю, как собственную дочь! Почему же он похитил Мою дочь? Я его догоню и убью!». Тогда Кришна сказал: «О, Мой брат, когда Я похитил Рукмини, помог ли Ты Мне? Они хотели Меня убить, но Ты защитил меня, убив всю их армию. Почему Ты так сделал? Хочешь ли Ты благоденствия своей Сестре или хочешь, чтобы Она осталась вдовой? Потому что если Ты убьешь Арджуну, то сестра Твоя станет ею. Я думаю, что это не Арджуна похитил Субхадру, а Субхадра похитила Арджуну». Баладев удивился: «Как так?!». «О, брат, – сказал Кришна, – посмотри, кто ведет колесницу? Арджуна или Субхадра? Баладев присмотрелся и увидел, что колесницу вела Субхадра. Это означает, что Субхадра похитила Арджуну». И тогда Баладев уступил: «Хорошо, Я подчиняюсь Твоему желанию».

Итак, это доказывает то, что, чего бы ни захотел Кришна – это должно исполниться беспрепятственно. Итак, возникает вопрос. Высшие качества Кришны – это бхакта-ватсалья – любовь к Своим преданным. Почему же Он не захотел исполнить желание Баладева Прабху? Этот вопрос я задал Шриле Гурудеву. Гурудев ответил: «Да, Баладев Прабху, без сомнения, высший преданный, как и Субхадра. Но Дурьодхана был демоном, поэтому Кришна не хотел, чтобы какая-нибудь преданная вышла замуж за демона. А Арджуна преданный, так же как и Деваки и Васудева. Поэтому Кришна не поддержал Баладева Прабху, но Он поддержал Субадру, Деваки и Васудева».

Поэтому, как сказал мой духовный предшественник, мы должны знать, что Кришна – это Верховная Божественная Личность. Поэтому то, чего бы он ни захотел, Он легко может устроить. И если Он захотел, чтобы Арджуна похитил Субхадру и женился на Ней, этого не могло не случиться.

Теперь я хочу сделать окончательный вывод о том, что означает «Бхактиведанта». Я совершил поклон двум Бхактиведантам, двум великим личностям: Бхактиведанте Свами Махараджу и Бхактиведанте Нараяне Махараджу, которые оба совершали бхаджан, посвященный Божественной Чете в настроении манджари с большей склонностью к Радхике. В этом состоит термин «Бхактиведанта». Но это не относится ко мне. Я не должен присваивать себе это звание. Я не должен думать, что я такой же Бхактиведанта. Я не такой.

И второй момент. Мой духовный предшественник сказал, что Кришна – Сваям Бхагаван, Он сможет сделать все, что захочет. И тогда Гурудев сказал: «У Кришны есть очень близкие отношения со Своими преданными, и Он бхакта-ватсалья, то есть Он любит Своих преданных». При этих двух мыслях я увидел идентичные взгляды моего Гурудева и моего духовного предшественника, Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.