Истории о Кришне. Значение терминов «шрипад» и «шримад» — Россия (Ая)

Шримад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я склоняюсь в смиренных и почтительных поклонах перед лотосными стопами моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяна Госвами Махараджа. В таких же почтительных и смиренных поклонах я склоняюсь перед лотосными стопами моих духовных предшественников нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа. А также перед всеми вайшнавами и вайшнави, собравшимися здесь во главе с триданди-санньяси, Шрипад Вишнудайвата Махараджем и Садху Махараджем.

Вчера мы обсуждали, что Кришна может осуществить все, что пожелает, потому что Он Сваям Бхагаван. Мой духовный предшественник Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж говорил во всех странах мира о том, что Кришна – Сваям Бхагаван, Верховная Божественная Личность. Кришна может сделать все, что пожелает, и никто не в силах остановить Его.

Шрила Гурудев сказал: «Вы должны забыть о том, что Кришна – Сваям Бхагаван, Верховный Господь. Когда мы забудем, что Кришна Сваям Бхагаван, тогда Кришна будет полностью подвластен любви своих преданных».

Как вы знаете, Пандавы и Кауравы однажды играли в кости. И условие игры было следующее: проигравшие должны были отправиться в ссылку на 12 лет, а 13-й год они должны были провести инкогнито. И если на 13-й год их бы обнаружили, им бы пришлось отправиться в ссылку еще на 12 лет. Все Кауравы очень изворотливы. Они хотели, чтобы Пандавов обнаружили на 13-й год, и они снова отправились в ссылку на 12 лет, чтобы они никогда не получили царство. Но на 13-й год никому не удалось их найти, поэтому они хотели получить свое царство.

Итак, Кришна отправился туда, чтобы уладить дела. Кришна – Сваям Бхагаван, и это невозможно скрыть. Дравупади сказала: «О, сакхе, ты можешь сделать все, что пожелаешь. Но когда Дурьйодхана начал хлопать себя по бедру, желая, чтобы я села ему на колено, то я пожелала, чтобы кто-то разбил ему это бедро. Его брат Духшасана тянул меня за сари. Он хотел раздеть меня на глазах у всех, и чтобы я села на колено его брату. Я зареклась, чтобы кто-то вырвал руки Духшасаны, и этой кровью я бы омыла свои волосы и только тогда заплелась. И так это оскорбление будет искуплено». Драупади сказала Кришне: «О, сакхе! О, друг! Что ты пообещал? Неужели мои волосы никогда не будут окроплены этой кровью и всегда будут распущены?». Кришна сказал: «Не волнуйся. Я помню, что обещал тебе, поэтому это обязательно будет выполнено».

Тогда Кришна отправился в королевский дворец Дурьйодханы. Кришна потребовал полцарства Хастинапура. Дурьйодхана сказал: «Нет! Ни при каких обстоятельствах мы не отдадим царство Пандавам». Кришна сказал: «Согласно закону, вы должны дать им полцарства». На самом деле, это долг каждого правителя – дать Пандавам полцарства. Его обязанность такова. Но Дурьйодхана не хотел уступать. Тогда Кришна сказал Дурьйодхане: «Послушай, Я могу сделать тебе одно предложение. Если ты согласишься с ним, то тогда Пандавы никогда не отвергнут твоего предложения. Смотри, Пандавов всего семь. Я прошу тебя, дай каждому из Пандавов по деревне, и каждый из них будет доволен». Но Дурьйодхана сказал: «Даже одной деревни, даже кончика пальца я им не дам».

Затем, когда Кришна вернулся, Дурьйодхана хотел подчинить Его своей воле и предложил Ему пищу. «Нет, я ничего не могу здесь принимать», — ответил Кришна. «Почему?» – не понимал Дурьйодхана. И Кришна ответил ему: «Послушай, можно не принимать пищу в каком-либо месте по трем причинам: первая причина – Я не буду есть, если еще не осуществлена цель Моего прихода. Цель Моего прихода – получение деревень, и она еще не осуществилась, поэтому Я не могу в связи с этим принимать пищу в твоем доме. Вторая причина: не важно, выполнена цель или нет, если между нами есть близость, я могу принять пищу из твоих рук, а так как между нами близости нет, я не буду ее принимать». Дурьйодхана сказал: «Почему нет? Моя дочь замужем за твоим сыном». Кришна сказал: «Да это так, но между нами нет никакой близости, поэтому Я отказываюсь принимать здесь прасад». И третья причина, которую назвал Кришна: «Я – аптакама, все Мои желания исполнены. У Меня нет никаких желаний. Я нахожусь за пределами голода, поэтому Я ничего не приму».

Итак, после своих слов, Кришна уже было хотел отправиться домой, но Дурьйодхана сказал своим воинам: «Арестуйте Его и посадите в темницу!» В тот же миг Кришна предстал перед ними в Своем вселенском образе к всеобщему страху и изумлению. И дед Бхишма сказал: «О, Дурьйодхана, что ты теперь будешь делать? Остановись! Остановись! Потому что тогда всему миру просто придет конец! Придет уничтожение раньше положенного срока!»

Этот пример иллюстрирует, что Кришна может сделать все, что захочет. Но так как Он во власти любви своих преданных, этого договора с Дурьйодханой не получилось. И битва при Курукшетре уже почти началась.

Тогда в Индии действовал один закон. Допустим у нас с Садху Махараджем большая взаимная любовь, но если враг приходит и захватывает Садху Махараджа, то он должен сражаться на их стороне против меня. Но в Кали-югу этот закон был изменен. В Кали-югу сила всегда побеждает.

Есть и другое правило. Допустим, я и Вишнудайвата Махарадж пошли к Садху Махараджу в гости. Но кого первым встретит Садху Махарадж, тот должен будет пойти к нему.

Шакуни, брат матери Дурьйодханы, сказал ему: «Отправься к Кришне и пригласи Его к себе». Гурудев сказал: «Он был очень сварливым, потому что Бхишма Питамаха и Дрона были на его стороне. И любой из них мог победить в битве».

Что произошло? Дурьйодхана отправился в Двараку, чтобы встретиться с Кришной. А Кришна спал. Кришна ждал, пока будет готов Арджуна, и тогда Он проснется.

Если кто-то спит, его легко пробудить. Но, если кто-то не спит, а лишь притворяется, то пробудить его очень трудно. Поэтому Кришна не спал, Он притворялся. Как Дурьйодхане было разбудить Его? Тогда Дурьйодхана пошел в спальню Кришны. Кришна спал на кровати, и с обеих сторон со стороны изголовья и со стороны ног были диваны, на которые можно было сесть. Когда Дурьйодхана вошел в комнату, он подумал: «Боже праведный, Кришна спит. Где же мне сесть? Если я сяду у Его стоп, это повредит моему престижу, поэтому лучше я сяду возле Его изголовья».

Если кто-то просыпается, то в первую очередь смотрит на стопы, а не на голову. Когда вошел Арджуна, он сказал: «Боже мой! Что же мне делать? Дурьйодхана уже тут». И тогда Арджуна сел возле стоп Кришны. Через несколько минут Кришна начал просыпаться, потягиваться и увидел Арджуну: «О, Арджуна, ты пришел! Ты пришел!», — говорил Он, обнимая Арджуну. А Дурьйодхана сказал: «О, Кришна, я пришел перед Арджуной». Кришна начал поворачиваться в сторону Дурьйодханы: «Ну, спасибо за то, что пришел». Дурьйодхана подошел перед Кришной и встал: «О, Кришна, послушай, сейчас начнется битва при Курукшетре. Поэтому я хочу, чтобы ты сражался на моей стороне». Кришна ответил: «Послушай, с одной стороны, Я не возьму в руки оружие, Я не буду сражаться ни на чьей стороне. С другой стороны, там будут все Мои четыре армии, и все они будут сражаться: пешие воины, воины-всадники, воины на колесницах и воины на слонах. Кого ты хочешь? Меня или Мои армии?» Тогда Дурьйодхана подумал: «Зачем мне Кришну выбирать? Мне нужно войско, чтобы оно сражалось на моей стороне». Армия Двараки тогда была непобедима во всем мире. Дурьйодхана размышлял: «Если я возьму Кришну, мне нужно будет Его кормить, содержать, и не только это. Моя дочь замужем за Его сыном, каждый день я буду должен давать Ему новое меню. Теперь я буду концентрироваться только либо на битве, либо на Кришне. Я должен буду Его развлекать, показывать Ему окрестности. Тем более Он вообще сражаться не будет, что толку? Как же мне тогда выиграть сражение?» И тогда Дурьйодхана решил: «Нет, я не возьму Тебя».

О, Кришна, Арджуна мой младший брат, у меня столько любви к нему. Если я Тебя возьму, то сердце Арджуны разобьется. Я не хочу, чтобы мой младший брат был несчастлив. Поэтому лучше дай мне свою армию, и я буду счастлив с этой армией». Кришна сказал: «Да будет так». Тогда Дурьйодхана вышел оттуда, и Арджуна сказал: «О, Кришна, если бы Дурьйодхана взял Тебя, я бы просто взял лук и стрелы и выстрелил в себя. Я хочу чтобы никто на моей стороне не сражался. По Твоей беспричинной милости я и так тяжелее, чем весь мир. Только Ты должен вести колесницу моего ума».

Кришна – бхакта-ватсала, поэтому Он принял сторону Арджуны. И так началась битва при Курукшетре. Спустя три или четыре дня Дурьйодхана сказал деду Бхишме: «О, ты сражаешься на моей стороне, но ты хочешь, чтобы Пандавы победили. Ты даже не можешь убить ни одного из Пандавов. Если хочешь, я положу этому конец». Бхишма сказал: «Не беспокойся, сегодня вечером ты можешь привести свою жену, и я дам ей благословение, чтобы ее муж одержал победу, тогда всё успокоится». Дурьйодхана сказал: «Хорошо, я приведу Падмавати сегодня вечером».

И что произошло вечером? Вечером начался дождь, поднялась сильная буря, что никто не мог даже выйти. Тем временем Кришна приехал на колеснице и сказал Драупади: «О, Драупади, поехали со Мной». «Куда?» — спросила Драупади. «Не волнуйся. Просто слушай, что Я говорю», – отвечал Кришна. – Я заберу тебя в лагерь Бхишмы. И когда ты придешь туда, полностью покрой свое лицо вуалью. Дед Бхишма не заметит, кто ты такая. Просто предложи деду Бхишме пранамы. И когда он даст тебе благословения, тогда ты сможешь открыть лицо и улыбнуться».

С другой стороны, Дурьйодхана сказал Падмавати: «О, Падмавати, сегодня такой проливной дождь, как можно выйти из дома в такую погоду? Бхишма все равно на нашей стороне, уж лучше пойдем к нему за благословениями завтра». А тем временем Драупади вошла в комнату к Бхишме с закрытым вуалью лицом и молча предложила ему пранамы. Когда Бхишма Питамаха прервал свою медитацию, он сказал: «Твой муж одержит победу в битве на Курукшетре. В течение двух лет никто не сможет его одолеть. И твоя удача будет непрестанной. Твоему мужу будет сопутствовать победа, будет сопутствовать победа, будет сопутствовать победа». Тогда Драупади рассмеялась из-под вуали. Бхишма сказал: «Кто-то смеется. По-моему Драупади. Драупади, это ты? Кто тебя привел? Должно быть этот черномазый. Откуда? Где Он?» Драупади указала в сторону. Бхишма подошел, предложил пранамы Кришне и пригласил Его войти. «О, Прабху, Ты бхакта-ватсала, Пандавы – Твои дражайшие бхакты. Не смотря на то, что я хотел дать благословение Дурьйодхане, это не возможно, поэтому Пандавам должна сопутствовать победа, никто не будет в силах их одолеть. Потому что это Твое желание».

Кришна – Верховный Господь, Его желание было, чтобы победили Пандавы. С другой стороны, Кришна бхакта-ватсала, Он встал на сторону Своих преданных, Пандавов.

То, что мы рассказывали вчера, не удалось закончить из-за недостатка времени, поэтому история прервалась. Сейчас я хочу рассказать небольшую историю из Враджа.

У всех гопи светлый цвет тела, а Кришна темный. Кришна всегда хочет встречаться с гопи, но они говорят: «Нет-нет-нет. Ты черномазый и изнутри, и снаружи. Ты обманщик, Ты притворщик, Ты развратник. Мы не хотим с Тобой иметь ничего общего. Если Ты нам скажешь хоть что-то истинное, тогда мы снова с Тобой будем вместе».

Кришна сказал: «Хорошо, что вы хотите спросить?» Гопи ответили: «О, Кришна, Ты темный. И хотя Ты темный, в чем Твоя уникальность? Почему весь мир Тебя знает, почему весь мир Тебя так любит? Скажи-ка нам правду». Кришна сказал: «Хорошо. Послушайте, Я родился в темную половину месяца, в полночь». Другие воплощения, кроме Кришны никогда не появляются в полночь. Господь Рамачандра явился в полдень, Господь Чайтанья явился вечером, Варахадев – утром, Нрисимхадев – вечером, как и Чайтанья Махапрабху, Баладев Прабху – в полдень, и Адвайта Ачарья тоже пришел в полдень. А все их энергии, то есть шакти, явились в светлое время дня. Радхика пришла рано утром, Сита Деви – перед полуднем, Вишну-прия Деви и Лакшми-прия Деви – в полдень. Все шакти всех воплощений пришли до вечера. И из всех воплощений только Нрисимхадев и Чайтанья Махапрабху пришли вечером, как и Кришна.

Поэтому Кришна сказал: «Да, Я родился в полночь, в темную половину месяца (в темную половину месяца темнее, чем в светлую, а когда переваливает за полночь, становится еще темнее), поэтому Я темный, потому что ночью темно».

Но Гопи снова задали Ему этот вопрос. И Кришна сказал: «Послушайте. Моя мама поила Меня молоком от черных коров. Молоко черных коров всегда слаще, чем молоко других. Моя мама всегда давала Мне молоко черных коров, поэтому Я сам стал черным». Гопи все равно это не удовлетворило: «Нет-нет. Кришна все равно большой обманщик. Ты стал сладким тоже из-за этого?» «Да-да, конечно», — отвечал Кришна.

Гопи снова задали вопрос: «О, Кришна, почему Ты такой черный? И хотя Ты такой черный, почему Тебя любит весь мир?» «Послушайте, вот, что случилось однажды, – отвечал Кришна. – Когда Я был маленьким ребенком, Я сосал грудь у мамы, и она увидела в Моем ротике весь вселенский образ. Мая мама увидела космическое проявление, все вселенные и даже себя. И папу, и весь наш род. Мама начала трястись от страха. Может, какой-то дух вошел в меня? Поэтому мама меня больше не кормит грудью.

Тогда мама позвала папу, а он позвал всех брахманов Враджа. И Брахманы сказали: «Принесите коровий навоз, мочу черных коров и одну черную корову». Брахманы смешали коровий навоз и коровью мочу вместе и помазали всего Меня. А черным хвостом черной коровы они окропляли Меня и произносили мантры. Поэтому, так как Меня помазали навозом и мочой от черной коровы, Я стал черным».

Гопи все равно не были счастливы и спрашивали дальше: «Кришна, говори правду, не обманывай нас, почему Ты такой черный?» Кришна сказал: «Послушайте, во Врадже Ямуна темная. Отец каждый день Меня приводит к Ямуне, и Я принимаю омовение. Я каждый день омываюсь в Ямуне, вот и черный».

Гопи сказали: «Кана, ты обманщик. Мы тоже каждый день принимаем омовения в Ямуне и не черные, а Ты почему почернел?» Кришна сказал: «Вы всего несколько минут сидите в воде, а Я каждый день по несколько часов не выхожу из Ямуны, поэтому и почернел».

Гопи все равно не были довольны и спрашивают снова: «О, Кришна, говори правду. Если Ты такой черный, почему весь мир Тебя так любит?» Кришна сказал: «Послушайте, Я прыгнул в заводь, где сидел змей Калия. Калия весь черный. Из-за этого вся вода почернела. Поэтому и Я стал черным».

Гопи опять сказали недовольно: «Кришна, говори правду! В чем причина, что Ты такой черный?» Кришна сказал: «Послушайте, Я отправляюсь пасти коров, и мама Мне дает черное покрывало, чтобы защитить Меня от колючек и холода. Я кладу это покрывало на землю, вот и почернел». Гопи сказали: «Нет, не правда».

Гопи снова задают вопрос. Кришна отвечает: «Мне точно правду сказать? Вы поверите?» «Да», — отвечают гопи. И Кришна сказал: «Послушайте, во всем мире вы, гопи, больше всех Меня любите, вы каждый день Меня обнимаете». «Нет-нет, мы не хотим, Ты нам неприятен», — сказали гопи. «Почему? – спросил Кришна. – Послушайте. Вы пропускаете Меня через свои черные глаза и все время Меня обнимаете в своем сердце. Зрачки ваших глаз черные, и так же вы черным каджалом украшаете свои глаза каждый день. Цвет этой туши, этого каджала, черный, и ваши зрачки тоже черные, поэтому у вас черные глаза вдвойне, поэтому Я тоже черный». Все стали аплодировать.

Если я спрошу у вас однажды, почему Кришна темного цвета, вы должны будете ответить правильно.

Итак, время уже почти закончилось. Так что, если у вас есть вопросы, то задавайте, если есть сомнения, то поделитесь.

Шриман Враджанатх прабху: Почему гопи согласились с этим?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Потому что гопи всегда обнимают в сердце Кришну, поэтому они с этим согласились.

Шриман Враджанатх прабху: Они не хотели сначала этого принимать?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да, но они действительно через глаза принимают Кришну в сердце и обнимают Его, поэтому им пришлось согласиться.

Шриман Враджанатх прабху: Но все равно они не хотят этого признавать. Хотя некоторые гопи признают этого.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Некоторые признают, некоторые не признают.

Преданный: Джай Гурудев! Объясните, пожалуйста, титул Шримад и Шрипад.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Вы уже слышали от многих преданных различие между Шрипад и Шримад. «Шри» означает «красота», «Шри» означает «бхакти». «Шри» означает «Лакшми», «Шри» означает «Шримати Радхика». И в писаниях упоминается, что Радхика лучшая из Лакшми. Она высшая, и поэтому Её называют Шримати Радхика.

И еще одно – то, что сказал Шридхар Махарадж: из шести сакхи одна из них Шри, то есть красота Кришны.

«Шрипад» – это санскритское слово, его объяснение в следующем: тот, кто находится у лотосных стоп Кришны, находится в служении Лакшми и Радхике. Это Шрипад. Почему Махапрабху называл Нитьянанду Прабху Шрипад? Нитьянанда Прабху может дать лотосные стопы Кришны, бхакти. Но возможно ли, чтобы дал лотосные стопы Радхики Деви? Потому что Радхика Деви всегда находится на расстоянии от Баладева Прабху. Каким же образом тогда Баладев Прабху может дать бхакти лотосным стопам Шримати Радхике?

Баладев Прабху служит Кришне во всех расах: сакха, ватсалья, дасья – и все равно Он неудовлетворен. В одном образе Он Сам стал Анангой Манджари, младшей сестрой Шримати Радхики Деви. И Радхика устраивает встречи между Анангой Манджари и Кришной Сама. Красота Кришны находится повсюду, и Его красота – это Шримати Радхика.

Когда мы начинаем идти по пути преданности, то Кришна становится Говиндой. Когда Кришна полностью попадает под власть гопи, Он становится Гопинатхом. И слева от Божества Гопинатха находится Анага Манжари, а справа Радхика. Положение Ананги Манжари очень и очень возвышенно. Поэтому Баладев Прабху стал этой Анангой Манжари. Поэтому всем тем, кто принимает прибежище у Баладева Прабху в образе Ананги Манжари, Он дарует служение лотосным стопам Шримати Радхарани. Поэтому Махапрабху всегда называет Нитьянанду Прабху Шрипадом.

«Шрипад» – это не просто общий термин. Можно любого назвать Шрипад, кто может дать нам бхакти.

Шримад обозначает: «шри» – «бхакти», а «мад» – «наделенный. Итак, «Шримад» означает, «тот, кто наделен красотой бхакти, настроением Радхики, тот, кто желает принять настроение, которое дал Махапрабху, чтобы передать его нам». Мы тоже можем.

Что касается нашей гуру-варги, мы также называем их «Шримад» по этой причине, «Шри Шримад». Шримад и Шри Шримад – это то же самое, потому что это указывает на причину, по которой Махапрабху пришел в этот мир, чтобы дать дживам этого мира преданность Шримати Радхики. И тех, кто передает эту преданность, мы тоже можем называть «Шри Шримад». Итак, я думаю, это очень понятно.

Шриман Враджанатх прабху: В «Шримад-Бхагаватам», «Шримад Бхагавад-гите» тоже это правило применяется? Как насчет того, что упомянул Махарадж? «Мад»?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: «Мад» не указывается здесь без имени. «Мад» имеет столько разных значений. «Мад» может означать что-то неблагоприятное: алкоголь, другие вещи. Но и корову тоже. Оно имеет множество значений.

Преданный: Рупа Госвами пишет, что даже Господь Брахма не может увидеть сияние, исходящее от кончиков ногтей Шри Кришны, в то же время в «Махабхарате» все полубоги принимают участие в играх Кришны. Поясните, пожалуйста.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Какие полубоги?

Шриман Враджанатх прабху: Они принимают рождение в династии Яду.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: В каких играх? Какие полубоги?

Преданный: Известно, что Арджуна это воплощение Арджуны, дед Бхишма – это воплощение. Потом Ваюдев – это Бхима, ну и так далее.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Сейчас я хочу сказать, сколько полубогов могут получить даршан лотосных стоп Кришны. Как дед Бхишма, например. Он необычная личность. Он так же один из 12 Махаджан. Так что он необычная личность.

Враджанатх Прабху сказал, что множество полубогов родилось в династии Яду, это правда. Когда Кришна пришел, Он привел с Собой всех Своих спутников. Полубоги вошли в тела спутников Кришны. Они вошли в игры Кришны не обособленно, а через тела Его спутников. Там они сражались, делали совершенно другое служение. Когда однажды Кришна разыграл все так, что все в династии Яду перебили друг друга в битве. Почему они начали сражаться? Вишванатха Чакраварти Тхакур сказал, что Кришна хотел, чтобы полубоги вернулись обратно на райские планеты, а спутники Кришны вернулись обратно в Двараку. Поэтому когда члены династии Яду стали драться друг с другом, полубоги вернулись на райские планеты, а спутники Кришны вернулись в Двараку. И Вишванатха Чакроварти Тхакур сказал, что когда Кришна танцевал танец раса, полубоги увидели только Кришну, они не видели гопи. Глаза полубогов видят только то, что только Кришна являет какую-то игру, они не видят никого больше.

Шриман Враджанатх Прабху: Я слышал или читал, что во Врадже во время игр Кришны какие-то полубоги или полубогини могут войти в тела гопи.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Лакшми и ее воплощения входят в тела гопи.

Прасад уже предложен. Вы поститесь со вчерашнего вечера и очень-очень голодны. Если я буду вас задерживать, вы больше не придете на часовую лекцию. Как сказал Неми Махарадж: «Тот, кто в шафране, и говорит «слушайте хари-катху» — это опасные люди. Но у Неми Махараджа черная шапочка, поэтому он не такой опасный. Поэтому можете на его лекции ходить, он просто безобидный батюшка в черной шапочке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.