Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные и почтительные дандаваты-пранамы лотосным стопам своих парамарадхйа гурупада-падм ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Также я предлагаю свои почтительные поклоны лотосным стопам своих духовных предшественников, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. Я склоняюсь в смиренных и почтительных поклонах перед моими духовными дядями и тетей и всеми старшими вайшнавами, присутствующими здесь.
Я думаю, что все вайшнавы знают, что в пранама-мантре нашему Шриле Гурудеву есть слова «радхикайаи-прийатмане», что вовсе не обычное явление. Даже Верховная Божественная личность Враджендра-нандана Шьямасундара не может понять всей славы Шримати Радхики.
Итак, Враджендра-нандана Шьямасундара принял еще один облик – Шри Шачинанданы Гаура Хари, чтобы понять настроение Шримати Радхики. Учитывая то, что Шрила Гурудев является воплощением того, что Шри Чайтанья Махапрабху принес в настроении служения Шримати Радхики, то как такая незначительная душа, как я, может прославить Шрилу Гурудева? Это становится возможным только по беспричинной милости вайшнавов. Как говорится в писаниях: молитвами вайшнавов даже Кришна может давать милость, а по милости Кришны милость может дать гурудев.
Гурудев всегда говорил: «Никогда не лгите своему гуру. Никогда не обманывайте Шрилу Гурудева и не утаивайте ничего от него». Он всегда говорил: «Никогда нельзя лгать трем личностям: своей матери, врачу, школьному учителю, или своему Гурудеву. Если солжешь этим трем личностям, тогда в твою жизнь придут большие проблемы».
Гурудев всегда говорил нам, что «если ты думаешь, что ты такой умный и можешь что-то утаить от Шрилы Гурудева, или лжешь ему, Гурудев все равно увидит твое сердце и сможет узнать, что в нем на самом деле».
Как сегодня отметил Шрипад Дамодара Махарадж: «Если тот преданный, который совершил оскорбление, искренне раскается, признается в нем своему Гурудеву, он так же легко простит его, как Господь Шива. Поскольку, когда Гурудев был маленький, его имя было Бхолонатх, что указывает на Господа Шиву».
Я уже упоминал о лилах Шрилы Гурудева с нашим певцом Кришнадасом прабху. Однажды брахмачари из Матхуры ехали во Вриндаван вместе со Шрилой Гурудевом. Кришнадас прабху тоже был там. Во время праздника качелей во Вриндаване, Джулана-ятры, одна девушка, обращаясь к Кришнадасу, сказала ему что-то неприятное в лицо. И Кришнадас сказал: «Что?! Ты такую дерзость говоришь мне прямо в лицо?» Он ударил ее в нос, и оттуда потекла кровь. И Кришнадас знал, что если ты полностью вручишь себя Шриле Гурудеву, извинишься перед ним, то он простит тебя, поэтому он тут же лег в распростёртых поклонах перед Шрилой Гурудевом, обхватив руками его стопы. Гурудев был тогда на втором этаже в Рупа Санатана Гаудия-матхе, и Кришнадас, запыхавшись, пришел и встал перед ним. Гурудев спросил: «Что ты так тяжело дышишь?» А Кришнадас сказал: «О, Гурудев, я сегодня совершил большое оскорбление». Гурудев спросил: «Что случилось?» Кришнадас прабху ответил: «Сегодня одна девушка из Матхуры говорила мне дерзости прямо в лицо, и я очень разозлился и ударил ей в нос, да так, что разбил его, и оттуда потекла кровь».
И Гурудев сказал: «Тебя спасло только то, что ты признался в совершенном оскорблении, потому что иначе твоей духовной жизни пришел бы конец». Гурудев мне сказал: «Иди разберись, в чем была причина конфликта».
Некоторые юноши и девушки хотели обратиться в полицию. Если бы эта девушка отправилась в полицию, то это бы обернулось серьезным разбирательством, что повлекло бы за собой дурную репутацию всего матха, Шрилы Гурудева и Кришнадаса.
Я спросил: «Девушка, что случилось?» Она рассказала, как было дело, а люди, что стояли рядом, сказали: «Мы идем в полицию, чтобы дать показания».
Я пошел к этой девушке и спросил: «Чью милость ты хочешь получить, полицейских или Гурудева? Может, ты сперва спросишь у Гурудева, что тебе делать? Идем со мной». И эта девушка в сопровождении еще одной отправилась в бхаджан-кутир Шрилы Гурудева. Увидев Гурудева, девушка расплакалась еще больше. Так же, как начинают плакать дети, когда родители приходят их утешать после ссоры. Гурудев сказал: «Дай ей немного денег и пошли кого-нибудь сопроводить ее к врачу на лечение». Я дал ей немного денег и в сопровождении двух других девушек повел ее к врачу.
Так как Кришнадас сознался в совершенном оскорблении, Гурудев простил его. В этой связи Гурудев всегда говорил на лекциях: «Никогда не утаивай ничего от Шрилы Гурудева и не лги ему».
Шрила Гурудев приводил пример: когда Равана похитил Ситу, Господь Рама искал Ее повсюду и обращался ко всем живым существам, даже деревьям и растениям, спрашивая их: «Видели ли вы Мою Ситу?» И, увидев эту лилу, Господь Шива спустился со своей обители и тихо обошел вокруг Рамы, чтобы не потревожить эту лилу. Его супруга, Сатья Деви, спросила своего мужа: «Кому ты сейчас кланяешься?» Он ответил: «Я поклоняюсь моему Прабху, Господу Рамачандре». Сатья Деви сказала: «Даже я знаю такую простую вещь. Если Он Бхагаван, то как Он может плакать, искренне сокрушаться об утрате Своей супруги и обнимать деревья и растения, спрашивая, где Она?». И Шива сказал: «Если у тебя есть какие-то сомнения, ты можешь сама испытать Его, я не буду возражать». И Сатья Деви, зная, что Равана похитил Ситу, переоделась в Ее одежды, став точь-в-точь как Она. Невозможно было понять, Сатья она или Сита.
Господь Рама повсюду искал Ситу. А переодевшаяся в Ее одежды Сатья сидела где-то за кустами. Господь Рама ходил и искал повсюду, но, заметив переодевшуюся в Нее Сатью, не обратил на нее никакого внимания и просто прошел мимо. Сатья несколько раз пыталась претвориться Ситой, и, в конце концов, Рама сказал: «О, мать Сатья, почему ты здесь в лесу одна, почему ты не в своей обители у своего супруга?» И Сатья задрожала и подумала: «О, боже мой! Как Он смог догадаться, что я не Сита? Что же дальше меня ждет?» Она подошла к Господу Шиве, и он спросил: «Ну как, проверила Раму?» «Зачем мне проверять Его», — ответила она. — «Ты мой супруг, давай лучше пойдем отсюда».
И Господь Шива, проанализировал эту лилу и поняв, что произошло, подумал: «Нет, в этой жизни я не приму ее своей супругой, я приму ее своим гуру». Когда Господь Шива так решил, с небес посыпались цветы, и голос с райских планет произнес: «О, Господь Шива, только ты мог принять такой обет в этом мире. Больше никто на такое не способен». Сатья Деви спросила: «О, какой обет ты принял, мой господин?» Но Господь Шива не проронил ни слова. Обычно по ведической традиции жена садится с левой стороны от мужа, а в этот раз Господь Шива зашел первый в свой ашрам и сел снизу перед Сатьей Деви. Обычно на почетное место сажают своего старшего, мать, гуру. Господь Шива сказал: «Сейчас ты для меня Сита Деви, ты для меня как мать, или как гуру, поэтому у нас больше не будет отношений, как у мужа и жены». И Господь Шива вошел в транс.
Только что вы слушали от Шрипада Дамодара Махараджа и Вринды диди о том, что Шрила Гурудев всегда был глубоко погружен в медитацию. Однажды Ниргун прабху, наблюдая за Шрилой Гурудевом, видел, как глубоко он был погружен в написание книг. Он даже не замечал, что творилось вокруг. И когда Ниргун спросил: «Гурудев, как давно вы погружены в этот транс?», Гурудев сказал: «Вечно».
Так же и во время итальянского фестиваля (это был 2008 год), о котором говорила Вринда диди, из комнаты Гурудева выносили вещь за вещью, но он не замечал этого, потому что был погружен в написание книг. Потом, когда он вышел из этого транса, он удивился: «О, вы уже все вынесли!».
Шрила Гурудев объяснял, что самадхи бывает двух видов. Один вид самадхи состоит из таких элементов, как асана, дхьяна, пранаяма, дхарана, дхрува-ану-смрити. Второй вид это сахаджа-самадхи, то есть когда ты всегда погружен в транс.
Мы слышали от Шрилы Гурудева, что когда гопи заняты какими-то домашними делами, они всегда поют имена Кришны: «Говинда Дамодара Мадхавети». Когда гопи вставали рано утром, когда они начинали свои домашние дела, начинали прибираться, когда они ухаживали за детьми, укачивали их, что бы они ни делали в течение дня, они всегда пели эту песню.
Говоря о сахаджа-самадхи, можно также сказать, что в комментарии на один из стихов «Бхагавад-гиты», а также в книге «Суть Бхагавад-гиты» Шрила Гурудева пишет, что сахаджа-самадхи – это естественное самадхи, которое испытывают гопи. Так Шрила Гурудев, будучи вечным спутником Шри Чайтаньи Махапрабху и Божественной Четы, естественным образом всегда погружен в самадхи. По беспричинной милости Шрилы Гурудева то, что я осознал, то, что я видел, это просто невероятно.
В начале своего первого мирового тура, 5 мая 1996 года, Шрила Гурудев приземлился в Голландии. Это был день независимости Голландии, а так же день рождения Дамодара Махараджа.
Когда я организовывал Вьяса-пуджу моего Гурудева, Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, он рассказал мне, что Шрила Бхактидайита Мадхава Госвами Махарадж, один из учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, в свой день явления раздавал всем ценные подарки, такие как ткань, одежды, цветы и так далее. Поэтому Дамодара Махарадж тоже должен все это делать.
После Голландии Шрила Гурудев отправился в Англию. Во время Голландской проповеди по утрам Шрила Гурудев ходил на утренние прогулки. Во время утренних прогулок, когда он проходил мимо пастбища, коровы подходили к самой ограде, навостряли свои уши торчком и слушали святое имя, которое повторял Шрила Гурудев. Шрила Гурудев сказал: «О, послушайте, если святое имя настолько могущественно, что даже эти коровы останавливаются и внимательно слушают его, что же было во время Махапрабху, когда они слушали святое имя от Него».
Во время Бхаджарского фестиваля Шрила Гурудев так же воспевал святое имя, и на звуки святого имени так же подходило множество коров. И Шрила Гурудев велел и нам тоже громко воспевать святое имя. Несмотря на то, что множество коров в Голландии выращиваются ради мяса, услышав святое имя, они переставали жевать траву, подходили и слушали.
Когда в этом году проходил Бхаджарский фестиваль под руководством Шрилы Падманабхи Махараджа, вспоминая утренние прогулки Шрилы Гурудева, вайшнавы отправлялись на утренние прогулки к тому же месту, где Шрила Гурудев останавливался, воспевая святое имя. И вайшнавы так же начинали хором воспевать святое имя, и точно так же к ним подходили коровы и внимательно слушали. Каждый день, когда мы шли на утреннюю прогулку, коровы издалека замечали нас и подходили ближе, чтобы слушать святое имя. Можете спросить самого Махараджа, он подтвердит, что так оно и было.
После Голландии мы отправились в Лондон в дом Шридама Сакхи прабху. Преданные из ИСККОН очень не хотели, чтобы Шрила Гурудев проповедовал в Англии, и особенно они не хотели, чтобы он прилетал в Америку. Затем к нам поступил звонок, и нам сказали, что преданные из ИСККОН хотят встретится со Шрилой Нараяной Махараджем, в особенности Тамал Кришна Махарадж.
В «Бхактиведанта-мэноре» было пять или шесть санньяси, которые хотели воспрепятствовать тому, чтобы Шрила Гурудев поехал в Америку. Тамал Кришна Махарадж и другие преданные из ИСККОН позвонили и сказали: «Мы хотим встретиться со Шрилой Нараяной Махараджем. Что вы думаете по этому поводу?» Мы сказали: «Да, вы можете прийти, но все, что вы будете говорить, будет сниматься на видео». И тогда они подумали: «Если они все это будут снимать на видео, а потом покажут, то это будет большой опасностью для нас». Потом они позвонили и сказали: «Мы хотим лично встретиться со Шрилой Нараяной Махараджем». Враджанатх прабху спросил: «А сейчас что им ответить?». Тогда я сказал Враджанатху прабху: «Ответь им, что когда Гурудев в окружении преданных, он очень личностный, но когда он вне окружения преданных, он безличный». Как, например, Кришна, когда Он в окружении Своих преданных, тогда Он пурна-брахма-санатана, Он завершен Сам в Себе, а когда Он вне их общения, Он безличен.
Наш духовный отец, Шрила Нараяна Махарадж, а также наш духовный дед, Шрила Свами Прабхупада, пришли в этот мир, чтобы одержать победу над философией майявады, имперсонализма. То есть я велел Вхаджанатху прабху сказать это Тамалу Кришне Махараджу и другим: «В пранама-мантре Шриле Бхактиведанте Свами Прабхупаде есть слова «нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине». Поэтому что вы хотите: почетать своего гуру или оскорблять его? Приезжайте, ничего страшного, но Гурудев будет в окружении всех преданных». Мы сказали: «Приезжайте, мы вас встретим, это на нашей ответственности. Но никакой личной встречи не будет. Вы с Гурудевом будете только в окружении преданных».
Спустя какое-то время они опять позвонили и сказали Вхаджанатху прабху: «Мы хотим частную встречу со Шрилой Нараяной Махараджем». Я сказал им: «Хорошо. Все преданные, которые его окружают, это его частное окружение. Поэтому, если вы встретитесь с Гурудевом в окружении его личных преданных, это будет частная встреча».
Затем они позвонили и сказали: «Мы хотим встретиться со Шрилой Нараяной Махараджем лицом к лицу». Вхаджанатх прабху сказал: «А сейчас что ответить?». И я попросил сказать им следующее: «Уже поздно. Шрила Гурудев прилетел в западный мир не для того, чтобы встречаться лицом к лицу. Приезжайте в Матхуру». И мы так и не позволили им прийти и встретиться со Шрилой Гурудевом.
Когда мы должны были прилететь в Хьюстон, штат Техас, в Америке, это была зона Тамала Кришны Махараджа. Он говорил своим ученикам: «Не ходите к Шриле Нараяне Махараджу, не слушайте его лекции. Что он знает о западной проповеди? Он просто деревенский гуру. Он прилетает в Америку только чтобы поразвлечься. Что он знает о проповеди в Америке? У него проблемы с кардиологией, сердце больное, поэтому сколько он еще будет в этом мире?» И они ходили по домам преданных и агитировали их. И Тамал Кришна Махарадж послал преданным e-mail.
Тогда преданный, который организовывал встречу в Хьюстоне, позвонил в Англию, горько плача. Он плакал и рассказывал: «Мы так хорошо все организовали, но Тамал Кришна Махарадж все испортил». Я ответил: «Сними для Гурудева одну комнату, а мы будем жить где-то рядом под деревом. Шрила Гурудев даст одну-две лекции, и ты увидишь, как все тайком прибегут. Я всеми правдами и неправдами всех приведу, чтобы они слушали его». И так и вышло. Шрила Гурудев дал одну лекцию, и все преданные тайком приходили слушать его.
У Шрилы Гурудева, есть замечательная пара преданных, Арун Варма и его супруга. И когда у Гурудева была трудность с сердцем, он пришел в их дом, и они лечили его. И перед тем как они хотели принять Шрилу Гурудева, в их дом поступил звонок: «Не принимайте Шрилу Нараяну Махараджа». У них было определенное положение в индийской общине, и они сказали: «Даже если приедет какой-то мусульманин, мы его примем у себя, что уж говорить о святом из Индии». (А, как известно, любой мусульманин категорично настроен против индуизма). Эта пара сказала: «Мы поклоняемся садху, так что по индийской традиции мы окажем ему почтение даже больше, чем Кришне». И так как они были глубоко в этом убеждены, Гурудев посещал их дом каждый год. Шрила Гурудев проводил гораздо больше времени у них, чем в других домах и городах.
Вместе с этим я хотел уточнить еще один момент. Когда один из сыновей Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа затеял иск против ИСККОНа, он сказал: «Мой отец был бизнесменом, поэтому вся собственность ИСККОНа должна принадлежать мне как наследнику». И Калькуттский ИСККОН потратил немалые средства, чтобы перевести ресурсное дело в вышестоящий Бомбейский суд.
Я был со Шрилой Гурудевом, когда он находился в Бомбее на слушании этого дела. Я готовил для Шрилы Гурудева, ухаживал за ним. Гурудев отправлялся на слушание дела каждое утро в восемь часов и возвращался только в пять или шесть часов вечера. Каждые три-четыре месяца Гурудев должен был ехать в Бомбей на слушание этого дела в суде. Почему? Потому что Шрила Гурудев своими глазами видел, как Шрила Свами Махарадж принимал санньясу. Он был главным священником на этой церемонии. И он научил Шрилу Свами Махараджа как носить верхнюю и нижнюю одежду санньяси и как делать данду.
Можно подумать, что Свами Махарадж – шикша-гуру Шрила Гурудева, поэтому как Гурудев мог обучать собственного шикша-гуру? Кришна – это Сваям Бхагаван, и, тем не менее, враджаваси учат Его стольким вещам. Поэтому в наравата-лиле возможно все, то есть в играх, похожих на человеческие.
В то время всех преданных, которые присутствовали на церемонии санньясы Шрилы Свами Махараджа, уже давно не было в этом мире. Поэтому Шрила Нараяна Махарадж должен был каждый раз присутствовать на разбирательстве.
Однажды один индийский санньяси пришел в комнату Шрилы Гурудева и очень горько плакал. Гурудев спросил: «Что же ты так горько плачешь?» Тогда он сказал: «О, Гурудев, что же мне делать? ИСККОН запретил мне инициировать в течение двух лет». Гурудев спросил: «А почему тебе запретили это делать?» А он ответил: «Я сказал одной девушке: «Прими инициацию только от меня и больше ни от кого»». Девушка пожаловалась в GBC, и они запретили мне инициировать в течение двух лет». Шрила Гурудев сказал: «Просто следуй должному поведению и показывай этикет вайшнава своим примером, и люди сами будут к тебе приходить, и не нужно будет ничего дополнительно говорить. Такова традиция вайшнавов». Шрила Гурудев спросил: «Как давно это случилось?» «Почти уже год прошел», — ответил он. «Может, мне поговорить с Тамалом Кришной Махараджем?» — спросил Шрила Гурудев. И индийский санньяси сказал: «Если вы поговорите с Тамалом Кришной Махараджем, это уже будет достаточно, все уладится».
И тогда Гурудев послал меня в комнату Тамала Кришны Махараджа передать, что он его зовет. Когда Тамал Кришна Махарадж пришел к Гурудеву, тот его отчитал и сказал: «Какой ты ерундой занимаешься!» Тамал Кришна Махарадж не мог понять, о чем идет речь. «Почему? Что произошло? Почему вы меня наказываете?» — спросил он. В те годы они почитали Гурудева своим шикша-гуру, и Гурудев иногда их наказывал. И Гурудев сказал: «У вас такая большая организация, и из-за какой-то мелочи вся организация может развалиться. Зачем вы ему запретили инициировать на два года? Немедленно, прямо сегодня снимите этот запрет». И тогда Тамал Криша сложил ладони: «Гурудев, если вы нам велите это сделать, мы это сделаем». Тогда Тамал Кришна Махарадж, Гирирадж Махарадж, Шридхар Махарадж и другие собрали собрание и отменили предыдущее решение. И тогда этот индийский санньяси сказал: «О, Гурудев, я в вечном долгу перед вами».
Еще несколько моментов хочу отметить, перед тем как закончить свою речь. Когда они запретили проповедь Шрилы Гурудева и общение с ним, они повсюду начали поносить Шрилу Гурудева и устрашать тех преданных, которые готовились его принять, пойти к нему: «Не ходите к Шриле Нараяне Махараджу». И поэтому они позвонили Ниргуне прабху, ученику нашего духовного деда, Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, начали угрожать ему и говорить: «Не принимай Шрилу Нараяну Махараджа, он сахаджия, он категорически против Прабхупады, он не рекомендован GBC» и так далее. Повсюду они поносили Шрилу Гурудева.
Тот индийский санньяси, которого защитил Шрила Гурудев, был учеником Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, но санньясу он получил от Киртанананды Свами. И у этого санньяси случилась проблема с сердцем. Затем ему провели операцию на сердце в Америке. Спустя месяц после операции с клапаном в его сердце снова начались проблемы. И спустя некоторое время ему вновь провели эту операцию. Они нашли ту же самую проблему, в том же участке сердца, которую они устранили месяц назад.
Затем этот санньяси пришел в комнату Шрилы Гурудева в Кешаваджи Гаудия-матхе в Матхуре и, охватив руками его стопы, горько плакал. Шрила Гурудев спросил: «Почему ты так горько плачешь? Что случилось?» Он сказал: «Я вас оскорблял, жестоко критиковал, поэтому, хотя мне два раза сделали операцию на сердце в Америке, все равно у меня на сердце тот же блок». Гурудев сказал: «Почему ты меня критиковал? Я тебя люблю, как собственного сына, зачем ты это делал? Что плохого ты во мне увидел? Может быть, я ненастоящий вайшнав? Может быть, я отклонился? Почему ты критиковал меня?» Тогда этот санньяси сказал: «Это было ради моей организации». Тогда Гурудев ответил: «Хорошо, зачем ты пришел просить прощения у меня? Иди, проси прощения у своей организации, проси прощения у них». Тогда этот санньяси снова обхватил стопы Гурудева и сказал: «Гурудев, пожалуйста, простите меня, никогда в жизни я больше не буду вас поносить». Шрила Гурудев сказал: «Хорошо, а сейчас иди и лечи сердце, после этой операции блок больше не вернется».
Затем ему снова сделали геопластическую операцию, и после этого не было уже никаких блоков. После этого он больше не критиковал и не поносил Шрилу Гурудева. С тех пор он понял, насколько опасна вайшнава-апарадха, в особенности по отношению к маха-бхагавата вайшнаву.
Столько различных лил произошло, когда Шрила Гурудев был в общении с ИСККОНом. Позже я расскажу все эти истории, которые войдут в книгу, в следующие тома биографии Шрилы Гурудева.
Пожалуйста, продолжайте программу. Я думал, стоит ли включить все эти переводы в биографию Шрилы Гурудева, но потом решил, что только я был живым свидетелем всех этих событий, поэтому, если я не расскажу о них, они просто будут утрачены, поэтому я включил их в биографию. Мне сказали: «О, так как они всегда препятствовали проповеди Шрилы Гурудева, всегда хотели управлять им, то сейчас, после того как выйдут все эти факты в твоей книге, они то же самое будут делать и с тобой». Я сказал: «Пусть делают, что хотят. По милости Гуру и Кришны у меня не будет проблем».
Когда я сказал Шриле Гурудеву: «Они хотят запретить вам проповедовать», он сказал: «Мой Гурудев (наш Парам-Гурудев) – лев, а я львенок, поэтому я прыгну на этих овец и принесу их в свою пещеру». И я тоже львенок, поскольку я сын льва – моего Гурудева – и внук льва – моего Парам-Гурудева – поэтому я не забочусь ни о чем в этом мире. Все по милости Гурудева и вайшнавов.