Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Я продолжу с того, на чем остановился вчера. Вчера, как вы помните, я остановился на истории с Кришнадасом прабху, и теперь я хочу ее продолжить.
Кришнадас прабху пришел в матх, когда ему было около 11 лет. Он пришел туда со своим другом Осимом Кришной. Они оба ходили в школу и оттуда сбежали в Навадвипу, в матх. Там в школе они услышали о славе Навадвипа-дхамы, о парикраме, которая проходит там, и поэтому они оба решили убежать прямо из школы. Родители об этом не знали, они просто отправили своих детей в школу, которые оттуда уже не вернулись домой. А это далеко не близкое расстояние, это достаточно далеко от Навадвипа-дхамы.
Когда Кришнадас пришел в Навадвипу, Шрила Гурудев заметил его певческий талант и забрал его к себе в Матхуру. Так как он был еще совсем юн, Шрила Гурудев устроил его в одну из матхурских школ, где он мог учиться. Кришнадас очень расстроился, что ему опять придется ходить в школу: из одной школы сбежал, а тут опять в школу устраивают. Но возразить он не смел.
Один из старших брахмачари, Нанда-нандан прабху, помогал Кришнадасу с обучением, и поэтому тот сдавал на хорошие отметки. Но, конечно же, не имея никакого желания ходить в школу, он только и находил какие-то предлоги, чтобы остаться.
Однажды он убирал комнату Нанда-нанданы прабху и стирал его одежду. Тогда у Шрилы Гурудева не было отдельного туалета, и все ходили в одну уборную. Когда Шрила Гурудев заметил, что Кришнадас не в школе, он крикнул: «Кришнадас!» И Кришнадас затрясся в страхе. Шрила Гурудев дал ему большую пощечину, и тот от страха даже описался. Он очень испугался, ведь тогда ему было всего одиннадцать лет. После этого Шрила Гурудев, увидев реакцию, больше никогда так не делал.
Шрила Гурудев пролил очень большую милость на Кришнадаса прабху. Где бы он ни проповедовал, в Индии или за пределами Индии, он научил его так, что Кришнадас выбирал самый подходящий киртан для той темы, которую называл Шрила Гурудев. И если Кришнадас присутствовал, то Шрила Гурудев просил исполнять киртан именно его. В детстве у него был такой сладкий голосок, что даже люди с улицы, заслышав его, сразу заходили в храм.
Жители Матхуры постоянно подшучивали над ним. Они спросили его: «О, Кришнадас, ты хочешь жениться?» «Да, да, хочу», — отвечал он. И Нанда-нандан прабху указал на одну женщину, проходящей по главной улице, которой на вид было около семидесяти лет: «Вот на ней и женись». «Что? Чтобы мне, такому молодому, на старушке жениться? Нет, не буду я жениться. Я передумал», — испугался Кришнадас прабху. «Ну что тут такого? Ты же хочешь жениться на женщине. Вот, бери», — отвечал Нанда-нандан прабху.
Кришнадас прабху очень не любил ходить в школу, он всегда предпочитал идти на проповедь.
Я вам расскажу о Шрипаде Бхактиведанте Шраути Махарадже, которого звали Рама-виджай прабху. У него было очень сильное желание быть со Шрилой Гурудевом, поэтому он всегда ездил с ними, во все места. Но со Шрилой Гурудевом должны были также ездить Вринда диди и Тунгавидья диди, и они всегда держали фрукты Гурудева в отдельной секции холодильника. Они даже всегда подписывали эту секцию: «Это для Гурудева, пожалуйста, не трогайте». А Шрила Шраути Махарадж всегда приворовывал их.
Шрила Гурудев много времени проводил в Гонолулу в доме Вриндавана прабху. У него была фабрика по производству свежих соков. И этот прабху приносил соки отдельно для Гурудева и отдельно для всех остальных. Но Шраути Махарадж никогда не мог понять разницу между этими соками, поэтому пил оттуда, где только увидит.
Однажды Гурудев задерживался и приехал через три дня в Гонолулу. А я решил задать урок Шраути Махараджу. Время от времени он так и продолжал воровать. И Вринда диди и Тунгавидья диди были очень этим расстроены. Но Шрила Гурудев знал, что если он запретит, Шраути Махарадж будет все равно брать это без спроса, и тогда Шрила Гурудев сказал ему: «Тебе одному разрешается иметь доступ к продуктам».
В Гонолуле мы покупали очень острый чили. И тогда мы взяли двадцать этих острых чили, смешали их с соком и поставили туда, как ни в чем не бывало. И мы решили предложить это Шраути Махараджу. Мы поставили это в холодильник и ждали, когда он возьмет. Все только и ждали, что когда он начнет пить сок, ему это очень не понравится, и он побежит жаловаться Гурудеву, и Гурудев тогда его, наконец, накажет. Но некоторые из нас отказались это делать: я, Пундарик прабху, Враджанатх прабху, Вринда диди и Тунгавидья диди. Тогда я решил, что возьму ответственность на себя. Когда я увидел его (тогда он еще не был санньяси, он был Рама-виджай прабху), я сказал ему: «Послушай, Рама-виджай прабху, в холодильнике есть сок, но в нем кое-что особенное». «Что же это?» — спросил он. «О, в этом соке чили. Но это особенный чили. Если ты его выпьешь, сразу очистишь желудок», — ответил я. «Это действительно работает?» — спросил он. «Да, да, ты увидишь это на следующее утро», — сказал ему я.
Каждый из нас попробовал его по капле, сок очень жег язык, а Рама-виджай прабху выпил практически литр. Когда на следующее утро Шрила Гурудев пошел на утреннюю прогулку, Шраути Махарадж подошел и предложил ему земной поклон. Я боялся, что он начнет жаловаться Гурудеву. Я увидел издалека, как он кланяется, и испугался, что сейчас он начнет жаловаться. И тут Шрила Гурудев позвал меня: «Иди, иди сюда». А он его только благодарил: «Спасибо вам большое, спасибо вам большое. Много лет я страдал от недостаточного пищеварения, а теперь, наконец, я очистил свой желудок. Я вам так благодарен!» И тогда я расслабился.
Однажды Шрила Гурудев поделился со мной: «Ученики настолько глупы. Они всегда пытаются проверить меня, все ли я знаю». Шрила Гурудев рассказывал: «Возьмем, например, одну историю с моим шикша-гуру Шри Шримад Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Когда он был в Америке на проповеди, то один из его учеников спросил: «О, Прабхупада, а сколько окон в этом здании?» И он сказал: «Столько же, сколько капель в мираже, столько и окон в этом здании». Мираж – это некая иллюзия воды, которая создается от горячего воздуха. Может даже показаться, что там вода, и многие олени бегут, чтобы напиться ею, и умирают. Другими словами, Прабхупада говорил, что в мираже нет воды вообще».
Не смотря на то, что в шастрах говорится, что для того чтобы испытать своего учителя и ученика, дается один год, на самом деле гуру может за секунду проверить своего ученика, а ученику недостаточно и всей жизни. Это применимо не к так называемым «гуру», а к подлинным гуру.
Также Шрила Гурудев рассказывал: «Однажды к нам подошел один санньяси и спросил: «Кем я был в прошлой жизни?» И я сказал: «Я знаю, кем ты был в прошлой жизни. Ты был прачечником во дворце у Камсы»». Потом я спросил у Гурудева: «Почему вы сказали, что он был прачечником?» И Шрила Гурудев ответил: «Когда Кришна приехал в Матхуру, Он отправился посмотреть на улицы. Кришна и Баладев хотели посмотреть Матхуру, но их отговаривали: «Нет, не ходите». Однако Кришна и Баларам настаивали, Они хотели посмотреть достопримечательности Матхуры и пошли по улицам вместе со Своими друзьями. И мальчики-пастушки вместе с Кришной ходили и смотрели по сторонам на это великолепие, роскошь Матхуры, и затем они обратились к Нему: «Ты знаешь, Кришна, мы не соответствуем этому городу. Здесь мы выглядим как деревенские, у нас одежда неподходящая. Вот если бы у нас была местная одежда, было бы намного лучше». Тогда Кришна и Баларама сказали: «Не волнуйтесь, Мы все устроим». Они шли дальше по улице и увидели прачечника Камсы, который шел и вез царскую одежду на осле. И Кришна попросил у него: «О, бхай (брат), дай Мне одежду для Моих друзей». И тут этот прачечник просто взорвался от гнева: «Кто вы такие?! Да вы просто сыновья доярки! А это одежда царя Камсы! Как вы осмеливаетесь просить меня о таком?!» Кришна подумал: «Какой глупый этот прачечник. Сам Бхагаван обращается к нему за одеждой, а он отказывает». И тогда Он просто прикоснулся к его голове, и голова прачечника отпала. Затем мальчики оделись в царские одежды. Вроде все было красиво, только подолы были большие, они подметали ими улицы, потому что размеры Камсы гораздо больше, чем у них. Тогда мальчишки стали возмущаться: «Кришна, посмотри: теперь мы, как дворники, подметаем улицы». И Кришна сказал: «О, не волнуйтесь, Я все устрою». Они прошли немного дальше и увидели лавку портного. Кришна обратился к нему с просьбой, и портной с удовольствием усадил мальчиков и очень быстро подогнал всю одежду по размеру. И тогда Кришна и Баларама благословили его».
Шрила Гурудев говорит, что в этом примере прачечник очень глупый.
Также Шрила Гурудев рассказывал, что, когда Господа Раму отправили в ссылку, чтобы исполнить желание отца, там, в лесу, была украдена Его спутница, потому что это божественные игры, которые внешне похожи на человеческие. И после этого Господь Рама убил Равану, спас свою жену Ситу, и они вернулись в Айодхью, где Его короновали как царя.
Когда Сита уже была беременна, произошла такая история. Жена одного прачечника по необходимости ходила по делам за пределами дома, и на ее пути была река. Так получилось, что ночью она не смогла вернуться домой, потому что не смогла пересечь реку. И когда она вернулась, муж отругал ее: «Зачем ты пришла сюда, если ты провела ночь вне дома?! Я тебе не царь Рама, который принимает жену, даже после того как она была в чужом доме! Он, может быть, и принял свою супругу, которая находилась несколько месяцев в доме чужого человека, но я этого сделать не смогу».
И когда Рама убил Равану и забрал Свою супругу, Она уже ехала на золотом паланкине, и Господь Рамачандра обратился к Ней: «Ты должна сойти с него и идти пешком, потому что за Твое спасение боролись обезьяны и лесные жители. Они ведь Тебе как дети, и чтобы им получить даршан, Тебе нужно идти пешком».
И когда Сита уже хотела подойти к Господу Рамачандре, Он остановил Ее и велел Ей пройти испытание на целомудренность. Тогда Сита Деви взмолилась о помощи у Лакшмана. Она взмолилась и стала просить у него прощения, говоря: «Да, это Я отправила Раму, чтобы он принес мне этого оленя мертвым или живым. И хотя ты говорил, что золотой олень – это неестественно природе, Я не послушалась, потому что жена всегда сомневается в своем муже. И когда мы услышали голос Рамы, Я отправляла тебя идти и спасти Его. Ты не слушал. Ты предупреждал меня, что такого быть не может, а Я все настаивала и говорила тебе обидные слова. Прости Меня. Лакшман, пожалуйста, разожги этот огонь, Я войду в него».
Лакшман стал сильно возражать Раме: «Я взбунтуюсь против Тебя, я не позволю Тебе этого сделать! Она ведь как моя мать! Я не позволю Тебе обращаться с Ней таким образом!» И тогда Рама объяснил ему: «Понимаешь, Мне нужно, чтобы ко Мне вернулась Моя истинная Сита». «Истинная Сита? А это кто? Просто тень?» – спросил Лакшман. – «Как это возможно?» А Рама ответил: «Конечно, если ты будешь бунтовать против Меня, ты не сможешь это увидеть».
Однажды, перед тем как Рама собрался идти в лес за хворостом, за плодами и ягодами, Он обратился к Сите: «Сейчас будет наша последняя завершающая игра. Я хочу, чтобы Ты помогла Мне. Я разожгу огонь».
И теперь, когда костер был разожжен, Сита вошла в него, а затем появился Махарадж Дашаратх и главные Божества всех десяти сторон света и заверили, что Сита совершенно чиста.
В «Курма-пуране» так же упоминается, что Рама захватил иллюзорную Ситу, а не истинную.
И Шрила Гурудев смеялся над тем, как же глупы ученики в том, что они хотят проверить правдивость учителя. Я не хочу унижать вайшнавов, санньяси, но нужно понимать, что имеет в виду Шрила Гурудев. Он говорил: «Ты не был тем прачечником у Камсы, ты был тем ослом, который вез эту одежду».
Я спросил у Шрилы Гурудева: «Почему вы сначала говорили, что он прачечник, а теперь сказали, что он осел прачечника?» Тогда Шрила Гурудев ответил: «Прачечник глупый, но осел глуп вдвойне».
Шрила Гурудев сказал: «Я вам так много раз рассказывал эту историю с Дхенукасуром в Талаване». И еще Гурудев сказал: «Посмотри, какой демон Дхенукасур глупый, он даже плоды тала не дал Кришне, и тогда Кришна расправился с ним».
Сейчас я просто показываю, насколько Гурудев расичный вайшнав, как он подшучивал над всеми. Он подшучивал даже в присутствии вайшнавов. Я слышал также эту историю на фестивале в Баджере. Вы тоже можете услышать это в записях с фестиваля.
А теперь я расскажу о щедрости Шрилы Гурудева. Когда Шри Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир, Он привел с Собой всех Своих спутников. Особенность Шри Чайтаньи Махапрабху состоит в том, что Он, в отличии от других образов Господа, привел всех Своих спутников. Например, одним из них был Мурари Гупта – это Хануман, вечный спутник Господа Рамачандры. Джай и Виджай (Джагай и Мадхай) – это вечные спутники Нараяны, это привратники у его дверей. Васудев Датта был воплощением Прахлады Махараджа, который был спутником Нрисимхадева. Таким образом, там присутствовали спутники всех воплощений Господа. И Махапрабху принимал одинаково каждого, Он не делил, кто чей спутник.
Таким же был и Шрила Гурудев по отношению к каждому. Кто бы ни приходил к нему, он сразу принимал его, как своего собственного, и всегда только увеличивал веру ученика в его гуру. Я много раз видел своих духовных братьев и тетушек, которые приходили к Шриле Гурудеву, и Гурудев всегда помогал им углублять их веру в своего гуру. Несмотря на то, что Шрила Гурудев всегда говорил о важности и значении шикша-гуру, он подчеркивал и увеличивал преданность ученика своему дикша-гуру. Так он пленил сердца многих учеников, наших духовных дядь и теть. Посмотрите, сколько вокруг доказательств.
Мы с самого начала были с Гурудевом: и Шрипад Бхактиведанта Шридхар Махарадж, и Шрипад Сиддханти Махарадж, и Мадхава-прия прабху. И Гурудев никогда нас не различал, он ни к кому не относился особым образом, они всегда были наравне с нами, хотя у них другой учитель.
До 90-х годов Шрила Гурудев был очень строг, все боялись произвести какой-то шум в матхе перед ним, иначе бы они получили. Тогда с 80-х до 90-х мы каждый год совершали Враджа-мандала-парикраму под руководством Шрилы Гурудева. И во время парикрамы мы просто останавливались в одной из дхармашал в Камьяване, во Вриндаване, в Говардхане и других местах. У Шрилы Гурудева была отдельная комната, а все остальные спали вместе.
Это был просто холл без окон. И Кришнадас, а так же другие шесть мальчишек, когда пришли в храм, сильно озорничали. И чтобы хоть как-то управлять ими, мне приходилось спать вместе с ними у кровати Гурудева. Все прекрасно понимали, что перед Гурудевом они не будут выкидывать никакие шалости, и поэтому под моим руководством они спали под кроватью Гурудева. И получалась такая забавная история. Я размещал этих ребят возле Гурудева, и они были словно щенята, которые пьют молоко у своей матери. Там было три группы мальчишек по двое в каждой. Так как они были в разном настроении, я их держал в разных сторонах от Шрилы Гурудева, и они все время находились у него, как у своей мамы.
Все время они изобретали новые проказы: то они кололи меня в спину, то они кололи меня в бок, прекрасно зная, что, если я издам какой-то шум, то Гурудев накажет меня, а не их. Я жаловался Премананде прабху и Шубхананде прабху о том, что больше не могу этого терпеть, а они успокаивали меня: «Ты очень нужен, без тебя будет такой бардак, они там такое устроят!»
Однажды я уже решил, что больше так не могу, пусть они спят где-нибудь снаружи. И однажды на Говардхане так получилось, что мы ночевали в одном месте, там была одна группа для всех брахмачари. Тогда нас было около 150 человек в этом холле. Пришли старшие – Пуджьяпад Джанардан Махарадж и другие семейные люди. Один из них был очень крупного телосложения с широкими ноздрями. И тогда Пуджьяпаду Джанардану Махараджу выделили одну комнату, Шриле Гурудеву другую, а все остальные спали в холле. Всю ночь этот крупный человек храпел, как пропеллер. Кришнадас и Нароттам решили проучить этого бедного человека. Они прокрались в его комнату и заткнули пальцами его нос. Но это не помогло, они видели, что он продолжает храпеть, и тогда они решили вставить по два пальца в ноздрю. И вдруг этот человек просыпается в страхе и кричит: «Привидение! Привидение меня схватило!» И мальчишки мигом удрали.
Через три минуты опять «задребезжал мотоцикл», и опять появились эти два приведения, которые засунули ему два пальца в ноздри. Когда он стал совсем задыхаться, то увидел этих двух мальчишек: «А! Это мальчишки!».
Мы пришли и успокоили его. Сурбананда прабху взял в руки фонарик и пошел смотреть, кто это был. Мальчишки не знали о том, что Сурбананда прабху пойдет их искать. Он взял фонарик и начал поджидать, когда они снова прибегут. И вот эти мальчишки прокрались в комнату в третий раз. Пострадавший закричал: «Опять эти двое прибежали!» Тиртха Махарадж сразу посветил им в лицо фонариком, и тогда им очень досталось. Затем Преманада прабху сказал мне: «Вот оставили их без присмотра – и посмотри, что они вытворяют. Поэтому будь любезен, спи с ними рядом».
Я расскажу еще об одном происшествии в храме в Матхуре. Мы всегда делали массаж Шриле Гурудеву перед утренним омовением и перед сном. Утром мы массировали все тело, а вечером только спину, ноги и голову. Вначале это делали Сурбананда прабху, Премананда прабху, Нанда Нандана прабху, а потом Шрила Гурудев попросил: «Научите делать это и других». И тогда я массировал голову Шрилы Гурудева, а Шридхар Махарадж, которого звали тогда Расананда прабху, и Гиридхари из Дурваса-ашрама массировали стопы. И каждый день они ссорились друг с другом, но так, чтобы их было неслышно. Они спорили: «Правая стопа моя, левая твоя». Тогда Расананда прабху намеренно дотрагивался не до своей стопы и получал удар в щеку. А потом Гиридхари трогал стопу, которую массажирует Расананда прабху, и тот негодовал: «Что!? Ты трогаешь мою стопу!», и тоже давал ему сдачи.
Расананда прабху был не такой крупный, он был очень худенький, как я. Они ссорились так, чтобы их не было слышно. Они тянули друг друга за волосы, щипали, дрались, но все было бесшумно. Это все было не понарошку. Я их все время предупреждал: «Вы бы подрались где-нибудь наружи, не здесь». Но они никогда не слушались. Однажды, когда я пришел и увидел, что они снова дерутся, я пытался их остановить, но они не прекращали, и тогда я просто связал их обоих за шикхи и продолжил массировать голову Шриле Гурудеву. Когда они массировали и крутили своими головами, то сердились: «Что ты тянешь меня за шикху!?» И снова начинали толкаться. «Я тебя тяну за шикху? Это ты меня тянешь за шикху!» И снова один давал другому сдачи. Затем я сказал: «Выйдите наружу», позвал Премананду прабху, Шьямананду прабху, и мы все шутили над ними. И с этого дня они уже перестали драться.
У вас есть возможность приехать в Индию и расспросить Расананду прабху, правда ли это. На этом я сегодня заканчиваю. Если у вас есть вопросы, задавайте.
Преданный: Я читал в «Джайва-дхарме» Бхактивиноды Тхакура, что гопи в духовном мире испытывают жадность, испытывают зависть, гнев, чтобы усилить чувства к Кришне. Я бы хотел узнать, может ли об этом рассказать Махарадж?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да, это правда. Радхика и Чандравали часто соперничают друг с другом, они ревнуют друг к другу. Но делают это не для собственного счастья. Они соревнуются в том, кто доставит больше удовольствия Шри Кришне. И когда подобный вопрос задавали Гурудеву, он говорил, что в группе Шримати Радхики Лалита является самой смышленой. И такой же смышленой в группе Чандравали является Падма.
Однажды, когда Кришна пас коров на холме Говардхана, Его заметила Падма и подумала: «О! Это золотая возможность устроить встречу». И она побежала за Чандравали, чтобы привести ее туда. И тогда Лалита увидела это. Радхики там не было. И Лалита решила остановить Падму, хитро спросив: «О, Падма, куда ты бежишь? О, глупая, ты что, думаешь, что там, на Говардхане, Шьямасундара? Нет, это не так. Мне тоже сначала показалось, что там Кришна, но на самом деле это просто грозовое облако. Даже не думай». Тогда Падма засомневалась: «О, может, мне показалось? Может, я, действительно, увидела свежее грозовое облако? Если я сейчас приведу Чандравали, она рассердится». Тогда расстроенная Падма ушла домой, а Лалита привела Радхику. Посмотрите, как они соперничают друг с другом.
В этой вселенной 14 планетных систем, семь верхних и семь нижних. Верхние планеты – это Сатья Лока, Джана Лока, Тапа Лока, Махар Лока, Сварга Лока, Бхувар Лока, Бхур Лока. А нижние это: Атала Лока, Витала Лока, Сутала Лока, Талатала Лока, Расатала Лока, Махатала Лока и Патала Лока.
Если рассматривать верхние планетные системы, то над Тапа Локой не существует уже ни ненависти, ни зависти. И если даже над Тапа Локой уже нет ни материальной ревности, ни зависти, то что уже говорить о духовных планетах, которые несоизмеримо выше, чем Тапа Лока? Там если и есть эмоции, то это трансцендентные эмоции для удовлетворения Кришны.
Я расскажу вам одну историю, которая случилась в Шри Кешаваджи Гаудия-матхе, в Матхуре. Я знаю, что вы все знаете Бхакти Вайбхава Пури Госвами Махараджа. Его матх напротив Сева Кундж. Раньше у них не было матха, и когда они устанавливали Божества, то Шрила Гурудев посещал это место. И когда Шрила Гурудев ездил во Вриндаван либо ради даршанов, либо по приглашению на инсталляцию, он никого с собой не брал. Бхакти Вайбхав Пури Госвами Махарадж никогда не разрешал делать какое-либо служение для себя, и он никогда не разрешал себя массировать. Если к нему кто-то подходил, он мог даже ударить.
Однажды он приехал в наш матх. Шрила Гурудев всегда давал нам указания заботиться, служить всем вайшнавам. Особенно этим занимались я и Премананда прабху. Мы убирали комнату, стирали одежду, делали все необходимое. И так как мы ежедневно массировали тело Шрилы Гурудева, мы хотели совершать такое же служение всем гостям, которые приезжали в матх.
И точно так же мы с Преманадой прабху пришли помассировать тело Пури Махараджа, но он не согласился. Он сказал: «Нет, ни за что! Я даже своим ученикам не разрешаю этого делать». Мы несколько раз просили его, но он не соглашался. И тогда Премананда прабху сказал: «Слушай, нам нужно сделать это насильно». Он взял его за одну ногу, я за другую, и мы стали массировать. Он возмутился: «Вы, что, меня не слушаете?» И тогда мы с Преманандой прабху сказали: «О, Махарадж, вы гуру в своем матхе. Точно так же как Кришну не воспринимают Богом во Врадже, в таком же положении и вы сейчас в нашем матхе. Кришна во всем послушен враджа-даси, поэтому мы будем делать то, что нужно, и что нам нравится». Тогда он перестал протестовать, и мы массировали ему стопы. После этого он сказал: «Я так легко себя чувствую». И в следующий раз, когда он приезжал, он уже не запрещал нам массировать его стопы.
Однажды, когда он приехал из своего матха на Сева Кундже, с ним уже было несколько брахмачари. И тут в дверях появляемся мы с Преманандой прабху с бутылками масла в руках.
– Вы зачем сюда пришли? – спросили брахмачари.
– Массировать вашего Шрилу Гурудева, — ответили мы.
– Вы будете массировать Шрилу Гурудева?
– Да, почему нет?
– Вы просто не знаете. Мы сами много раз просили, но он был так строг. Лучше не спрашивайте.
И мы притворились, как ни чем не бывало: «Да, действительно, он такой строгий, так гневно реагирует». И так как мы не улыбались, они нам поверили. А Махарадж, увидев нас, уже стал раздеваться. Он надел себе гамчу на бедра, и мы принялись массировать его тело, а ученики просто замерли. Они никогда в жизни такого не видели, они просто стояли и смотрели, не смыкая глаз. Затем они признались: «О, он был словно ребенок у вас в руках, а мы лишь только подойдем – и он нас сразу выгоняет». И когда они тоже попросили о возможности помассировать, он засмеялся.
Другую историю я расскажу о Шриле Бхакти Кумуде Санте Госвами Махарадже. Шрилу Гурудева много раз приглашали в матх Шрилы Бхактисаранги Госвами Махараджа, где бы он говорил о майавади. Однажды в тот год они пригласили также Шрилу Бхакти Кумуда Санту Госвами Махараджа. Потом они отвезли нас обратно до Матхуры. На следующий день Шрила Бхакти Кумуд Санта Госвами Махарадж и другой вайшнав должны были ехать в Дели. И тогда по дороге домой я попросил Шрилу Гурудева: «О, Гуру Махарадж, сегодня Экадаши. Попросите Шрилу Бхакти Кумуда Санту Госвами Махараджа подождать паран здесь, в Матхуре, потому что впереди будет дорога в Дели, будет неудобно. Тут два часа, там три часа». И тогда Шрила Гурудев сказал: «Возможно, если я попрошу, он не согласится. Иди ты попробуй». И так как я готовил для них во время туров, я в очередной раз пришел к ним и сказал: «Останьтесь здесь на паран». Но он не согласился. И тогда после долгих уговоров он уступил: «Хорошо, на час я останусь. Ты сможешь устроить нам за час анукалпу?». «Да, я смогу», — ответил я. И тогда он согласился.
Я спросил у него, какие блюда он хочет попробовать. Махарадж назвал блюда, которые он желает. И тогда Санта Госвами Махарадж стал буквально кричать Гурудеву: «Что эти мальчишки тут делают?!» А Шрила Гурудев сказал: «Нет, я не буду вмешиваться в ваши отношения. У вас там отношения между дедом и внуком, вот и разбирайтесь». Шрила Гурудев сказал: «Вы сможете это сделать?» Мы ответили: «Да, по вашей милости мы сможем в течение часа все устроить».
Когда мы приехали в храм Матхуры, я сразу позвал Премананду прабху и Шьямананду прабху, и мы трое буквально за сорок минут у трех печей сделали все необходимое, и я уже пошел предлагать это Шриле Гурудеву. «Даже часа не прошло!» — сказал Шрила Гурудев. «Но вы же сами определили этот крайний срок. Мы постарались», — ответили мы. И Шрила Гурудев сказал: «Это возможно? Я не стал вмешиваться в ваши отношения, вы сами должны были это устроить, как между дедом и внуком».
Мы слышали очень много историй от Шрилы Гурудева, как Парам-Гурудев за час мог приготовить много-много блюд. Он и Шрила Бхактиракшак Шридхар Махарадж.
В то время, когда приехали Шрила Бхактисаранг Госвами Махарадж и Атул Кришна Бхандабатра, мы все приготовили те блюда, которые попросил Санта Махарадж, и приготовили уже три места для сидения: Шриле Гурудеву, Пуджьяпаду Санте Махараджу и Пуджьяпаду Акинчану Махараджу. А других вайшнавов мы рассадили снаружи на веранде.
Санта Махарадж не мог поверить своим глазам: «Как твои мальчишки смогли это сделать? Я заказал им три блюда, но здесь гораздо больше. Как это возможно сделать за час? Кто приготовил это все?» Тогда подошли Премананда прабху и Шьямананда прабху. Санта Махарадж был очень доволен, и он благословил нас: «Действуйте в том же духе, и вы будете продолжать миссию Махапрабху». У нас была замечательная возможность служить многим ученикам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады и получать их благословление.
Преданный: Ачарьи говорят о трех категориях: вишну-таттва, шакти-таттва, джива-таттва. Можно ли сказать, что окружение Кришны, Его спутники, в мужских телах, таких как Нанда Баба, Сунанда (дядя Кришны), Его друзья (сакхи) – Шридам, Судам – относятся к вишну-таттве?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Нет. Конечно же, Кришна-Баладев это вишну-таттва, а все остальные жители Враджа к вишну-таттве не относятся. И хотя Нанда Баба – это папа вишну-таттвы, сам он не вишну-таттва. Когда наступает день вишну-таттвы, мы строго следуем, постимся и выполняем другие предписания, как в экадаши. В соответствии с правилами и предписаниями, листья туласи мы предлагаем только на стопы вишну-таттвы, мы их не помещаем даже на стопы Радхарани. Для Нее листики туласи мы кладем в Ее ладонь, а нашим ачарьям кладем на голову.
Нанда Баба – это вечный спутник Кришны, его даже не относят к дживе. Все спутники Кришны – это шакти-таттва, то есть, другими словами, это преобразованная садхини-шакти. Друзья Кришны – это проявление тела Кришны, а подруги Шримати Радхарани – это проявления тела Радхарани. Мы не можем называть их джива-таттва, мы называем их вечными спутниками Кришны.
Преданный: Некоторые гопи пришли из Баладевы прабху, а некоторые из Шримати Радхики.
Все, кто непосредственно пришел из Ее тела, – это шакти-таттва, остальные пришли из Баладева.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Вчера Шуддхадвайти Махарадж спросил у меня о результате совершения деятельности. Он сказал, что в книге об Индре из ИСККОН написано, что если ты в святой Дхаме, и совершаешь благочестивую или греховную деятельность, то она будет стоить в сотни раз больше. И я ответил, что в шастрах описывается, что если ты совершаешь благочестивую деятельность, то ты получаешь гораздо больший результат, как если бы этого не происходило на этой земле. И так же это относится и к грехам. Если ты совершаешь грех на святой земле, то для тебя это будет громом и молнией. Но нигде не указывается, что это будет в сотни или тысячи раз больше.
Вчера вечером Кришнадас прабху пришел к нам в комнату и сказал: «Приезжайте к нам ежегодно на фестиваль». Я ответил: «Да, конечно. Если ты будешь устраивать свадебные церемонии, огромный пир для всех вайшнавов, то, конечно, приедем».
Преданный: Писания говорят, что существует множество Вайкунтх, но Голока Вриндавана одна. Когда джива достигает свою сварупу, она утверждается в одной из рас: либо в матхурья-расе, либо в сакхья-расе, либо в ватсалья-расе и т.д. Как это возможно, что, допустим, ватсалья-раса развивает отношения с Кришной именно в родительской любви? Ведь мама Яшода одна, она вечный спутник Кришны. Как такое возможно? Как такое происходит, что кто-то достигает этой расы? Кришна создает отдельную планету? Как это возможно?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Шрипад Дамодар Махарадж ответит на этот вопрос.
Шрипад БВ Дамодар Махарадж: Голока подобна Кришне, она бесконечна. Рагхунатха Госвами молится и просит о служении расчесывать волосы Радхарани. У Шрилы Гурудева однажды спросили: «Я тоже хочу это делать. Что со мной будет?» И Шрила Гурудев ответил: «О, не беспокойся. Йога-майя устроит так, что это будет бесконечное служение». И поэтому Йога-майя устроит так, что у каждого преданного будет возможность служить Кришне в своей расе, не мешая друг другу. Не только мама Яшода обладает любовью к Кришне, все старшие женщины в Гокуле обладают такой же родительской любовью к Нему. Можно стать одной из них.
Посмотрите, у Гурудева тысячи учеников. Они все служат ему или нет? Что, неужели только один Мадхава Махарадж? Нет. Все служат ему. У Кришны так же есть и мама Яшода и все старшие гопи. И они все служат Ему. Понимаете?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: И когда наступает брахма—вимохана-лила, у всех старших гопи появляется возможность иметь Кришну в качестве собственного сына.