Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные и почтительные дандаваты-пранамы лотосным стопам своих парамарадхйа гурупада-падм ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Также я предлагаю свои почтительные поклоны лотосным стопам своих духовных предшественников, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. Я предлагаю свои поклоны всем собравшимся здесь вайшнавам и вайшнави во главе с триданди-санньяси, такими как Пуджьяпад Падманабха Махарадж, Пуджьяпад Неми Махарадж, Пуджьяпад Шуддхадвайти Махарадж, Шьямарани Диди, Пуджьяпад Дамодар Махарадж и Пуджьяпад Садху Махарадж.
Я слышал от Шрилы Гурудева, когда Господь Рама уходил из этого мира, Он попросил Ханумана остаться. И точно так же когда Божественная Чета ушла из этого мира, из этих проявленных игр, пракат-лил, Они оставили здесь Своего возлюбленного слугу, попугайчика. Этот попугайчик позже стал Шукадевой Госвами. В этом теле попугая он летал, для того чтобы услышать хари-катху. И однажды Шукадев Госвами подумал: «Где мне услышать славу моей Возлюбленной Госпожи?»
Точно так же, когда Шрила Гурудев ушел из этого мира, я не могу выразить словами мое состояние в тот момент.
Я вижу, что милость Гурудева получили много санньяси, они говорят о славе Гурудева. Я буду лишь слушать хари-катху от моих духовных братьев, но из-за моей неудачи они просят меня всегда говорить об этом. Это ведическая традиция, и по указанию вайшнавов я буду следовать ей.
Я слышал от Шрилы Гурудева, что в Писаниях говорится, о том, что вайшнавы всегда оставляют что-то для своих возлюбленных слуг. То, что рассказывают вайшнавы, то, что они оставляют мне сказать, я воспользуюсь этим.
Когда игры Махапрабху закончились в этом мире, и когда был юбилей в честь пятисотлетия Шримана Махапрабху, во Вриндаване появилась статья, в которой осуждали сам обет санньясы и санньяса-вешу. Эта новость дошла до Шрилы Гурудева. И чтобы опровергнуть это, нужно было написать статью в ответ, и тогда мы собрали множество доказательств из «Упанишад». Позже эту статью опубликовали на бенгальском и на хинди.
Вы сейчас слышали от Пуджьяпад Подманабхи Махараджа уже и ту идею, что некоторые считают санньясу формальностью. Как вы знаете, к Шриле Гурудеву, когда он путешествовал по миру, приезжали преданные из ИСККОНа, чтобы праздновать юбилей по случаю принятия санньясы Шрилы Прабхупады. Однажды один преданный сказал, что санньяса – это просто формальность, что очень огорчило Гурудева. Он громко сказал (это было в начале девяностых): «Тот, кто не знает ничего о бхаджане, тот, у кого нет никакой связи с бхаджаном, кто ничего не понимает о самбандха-гьяне, и только непреданный Махапрабху может так говорить. Это совершенно не формальность. Это значит, человек просто ничего не представляет о бхаджане. Это далеко не формальность».
Вы уже слышали от Пуджьяпад Падманабхи Махараджа о мукунда-сева-вратам — принятии обета о том, чтобы служить только Мукунде. Мукунда имеет множество значений. «Му» – это мукха-сукха-утта-утсакам-критйам-нанда-преманада-прадати – тот, кто отрекается от счастья мукти, тот, кто хочет обрести высшее счастье, према-нанду, – это одно из значений Мукунды. Мукунда дарует это.
Тот, чье лотосоподобное лицо напоминает распускающийся цветок лотоса — это второе значение Мукунды.
Кто служит Мукунде? То, что гопи чувствуют по отношению к Кришне в сердце, то настроение, которое заложено в сердце у гопи к служению Кришне, находится и в санньясе.
Есть гьяна-санньяса, карма-санньяса, нароттама-санньяса и бхакти-санньяса. Четыре вида санньясы. Об этом рассказывается в «Шри Чайтанья Чаритамрите». Кришнадас Кавирадж Госвами цитирует: «ашвамедхам бхава лингам». В Кали-югу жертвенные приношения, называемые ашвамедха-ягья, не проводятся. Это делалось во времена Господа Рамачандры. Также Юдхиштхира Махарадж проводил такую ягью. Для ее проведения на голову лошади вешали табличку и отпускали на волю. Те, по чьей земле шла лошадь, определяли взаимоотношения с хозяином этой лошади. Если лошадь пропускали, то хозяин этой земли предавался хозяину лошади. Но в Кали-югу не разрешается такая церемония. Такая церемония дает положение императора земли.
В Кали-югу также не разрешается есть мясо. Когда коров приносили в жертвы, священнослужитель читал особую мантру, и корове давалась новая жизнь. Теперь уже это жертвоприношение не разрешается. А также не разрешается карма-санньяса. К тому же существует ограничение на проведение шраддха-церемоний. А также нельзя жениться на жене старшего брата, если он уходит из этого мира.
Шрила Гурудев говорил: «Да, карма-санньяса не разрешается, а бхакти-санньяса разрешается». Посмотрите на другие сампрадаи, на рамануджа-санньясы. Если вы сейчас поедете в Шри Ланку, то увидите, что люди очень уважают людей в санньяса-веше. Если они только видят человека с дандой, они предлагают ему земной поклон и пропускают его.
В нашей лини Мадхава-ачарьи, в линии Вишнусвами, очень много примеров достойных санньяси. Поэтому санньяси – это далеко не формальность. Шрила Гурудев тоже принял уклад отречения, так же как и Бхактиведанта Свами Махарадж, и Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж. И множество учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура также приняли санньясу. Зачем они приняли санньясу? Ради блага других.
Если посмотреть на наших духовных дедов, например, на Шрилу Бхактиведанту Свами Прабхупаду, то его бизнес был неудачным, и поэтому он приехал в Матхуру. Он остановился жить на берегу Матхуры в Раджасам-дхармашале. И до сих пор мы можем увидеть эту дхармашалу. Шрила Гурудев посещал ее. Совершая Матхура-парикраму, мы заходим в ту дхармашалу, где жил Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада.
Шрила Гурудев, когда нашел его в дхармашале, спросил его: «Что вы здесь делаете? Вы же пришли в этот мир не для этого. Вам нужно обязательно жить именно в нашем матхе». Шрила Гурудев настаивал, и тогда его брат, Кунджа Бихари Брахмачари обратился к нему: «Пожалуйста, возьми вещи Абхай Чаранаравинды». И Ему дали комнату прямо рядом с комнатой Шрила Гурудева.
Раньше состояние храма было совершенно другое. С той стороны была комната Парам-Гурудева, а с этой стороны – Кунджа Бихари и Свами Прабхупады. Так как у Шрилы Гурудева и у Шрилы Прабхупады были близкие, тесные взаимоотношения, он часто говорил: «Твой учитель, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, просил тебя проповедовать в западных странах на английском языке. Зачем же ты задерживаешься?» «Я немного боюсь», – отвечал он. «Почему?» — спрашивал Шрила Гурудев.
В писаниях говорится:
кароти бхикшум патхи геха-хинам 1
Тот, кто принимает прибежище у Кришны, тот превращается в нищего.
И вот так выразил свой страх Шрила Прабхупада. Поэтому он боялся принять отречение. Он рассказал свою историю, как он приехал. «Ну и что у тебя осталось? Что ты можешь потерять? Твоя семья, твоя жена, дети уже выгнали тебя из дома. А какие у тебя деньги? Что ты боишься потерять? Ты же уже нищий. Посмотри на себя», – сказал Шрила Гурудев. – «О, Махарадж, я слышал от Гурудева, как император Юдхиштхира Махарадж, до того как произошла его свадьба, просил Кришну об одном благословении. (Кришна и Юдиштхира Махарадж – двоюродные братья; отец Кришны и мать Юдхиштхиры Махараджа – это брат и сестра). Юдиштхира Махарадж сказал: «О, Кришна, мне нужно благословление от Тебя». Кришна стал смеяться: «Что? Ты Мой брат, и ты хочешь от Меня благословления? Может у тебя какие-нибудь материальные желания?» «Да. И я хочу даже не одного, а чтобы Ты исполнил очень многое. Если Ты пообещаешь, что исполнишь, я у тебя попрошу. А иначе нет», — отвечал он. «Хорошо», — согласился Шри Кришна.
И Юдиштхира Махарадж сказал: «Я никогда у тебя раньше не просил и в будущем тоже никогда не попрошу, но все, что я попрошу сейчас, Ты должен исполнить». «Хорошо, пусть будет так», — ответил Кришна. «Я хочу, чтобы у меня было богатство, как у Куверы», — сказал Юдиштхира Махарадж. (Кувера – это полубог богатства, казначей полубогов). «Я хочу, чтобы моей женой была Мисс Вселенная, и у нее были все лучшие качества», – продолжал он. – «Я хочу, чтобы все мои братья слушались меня, и я был непобедимый в мире».
«Пусть будет так», — отвечал Кришна. — «Что-то еще?» «Да, — сказал Юдиштхира Махарадж. – «Я хочу, чтобы, если кто-то захочет раздать мою казну, она никогда не опустошалась, чтобы мои дети были достойны, и каждый, кто будет сражаться с ними, потерпел поражение. Чтобы даже луна и солнце помнили об их славе».
Кришна сказал: «Хорошо, пусть будет так. Желаешь чего-то еще?» «Да! Чтобы никто не мог никогда победить нас», — отвечал Юдиштхира Махарадж. «Хорошо. А теперь Я тебя спрошу», – сказал Кришна. – «О, мой дорогой брат, и зачем тебе все это нужно?» Юдиштхира Махарадж ответил: «Я прошу не ради себя. Я прошу для всего мира. Потому что в писаниях говорится, что тот, на кого проливает Свою милость Господь, теряет все свое богатство. И не сразу, а постепенно. А также Господь говорит: «Тот, на кого Я проливаю свою милость, превращается в нищего». Люди будут бояться совершать бхаджан после Твоих слов. А я хочу показать, что значит совершать Тебе бхаджан. Когда люди увидят, что, совершая Тебе бхаджан, я становлюсь самым богатым, самым сильным, самым непобедимым, все в будущем будут так же вдохновлены совершать Тебе бхаджан, они всегда будут помнить о том, как я буду управлять миром, о том, какие у меня будут достойные сыновья. Я прошу это лишь ради того, чтобы люди в будущем совершали Тебе бхаджан«.
И тогда Кришна ответил: «У того, кто хочет получить у Меня прибежище, Я разрушаю все. Но если человек действительно этого хочет, то Я отдаю ему Самого Себя». А затем Он добавил: «Хорошо, не будет никого равного твоему богатству»».
И вот так каждый день Шрила Гурудев и Шрила Прабхупада рассказывали друг другу катху, и Шрила Гурудев воодушевлял принять Его санньясу.
Раньше Парам-Гурудев посещал Матхуру только раз в год. И когда он приехал в очередной раз, Гурудев попросил его: «Пожалуйста, Гурудев, попроси своего духовного брата принять санньясу». Парам-Гурудев обратился к своему брату: «О, Абхай Прабху, Нараяна Махарадж правду говорит. Почему же ты не хочешь принять этот уклад отречения?»
Был еще один преданный – Санатан Прабху, он был учеником Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхаура Прабхупады (в то время ему было девяносто лет). И он сказал: «О, Абхай Прабху, если ты примешь санньясу, то и я ее приму. Мне уже девяносто, но я все равно приму ее вместе с тобой». И тогда они выбрали день – день Вишварупа Махотсава. В тот день Абхай Чаранаравинда получил имя Бхактиведанта Свами Махарадж, а Санатан Прабху получил имя Бхактиведанта Муни Махарадж.
Особенность Парам-Гурудева состоит в том, что, кому бы он ни давал санньясу, он каждому давал так же и титул «Бхактиведанта». Однажды я спросил Шрилу Гурудева: «Почему Парам-Гурудев выбрал именно этот титул? В других матхах дают самые различные титулы, для разной санньясы свой титул. А почему Парам-Гурудев всем давал именно этот титул? Есть ли в этом особый смысл?» Я слышал, что Парам-Гурудев был очень глубоким, потому что он всегда закладывал очень глубокий смысл в каждое свое действие.
Шрила Гурудев сказал: «Послушай, титул «Бхактиведанта» имеет глубокий смысл. В этом титуле указывается настроение, с которым нужно совершать бхаджан Кришне». Шрила Гурудев сначала не хотел рассказывать мне, но я упрашивал: «Если ты мне не объяснишь, то кто же мне объяснит? Если ты думаешь, что я достоин объяснения, пожалуйста, расскажи мне». «Ну, хорошо, послушай. В соответствии с учением наших учителей, Вришабхану Нандини приходила в Ананда-гаон готовить Кришне, а также в течение дня поручала это своим служанкам манджари. Однажды одна Рати Манджари ушла туда, а когда вернулась, то улыбалась. Радхика спросила: «Почему ты улыбаешься?»
Если кто-то улыбается, то обычно на это есть три причины: можно улыбаться, увидев что-то или вспомнив, можно смеяться от понимания чего-то, а можно улыбаться от безумия.
И Радхика спросила: «Почему же ты улыбаешься?» «О, Сакхи, послушай одну очень интересную вещь», — ответила Рати Манджари. «Какую? Что ты видела?» — спросила Радхика. «Я видела Нанда Никетан, это значит Нанда Баба», — сказала Рати Манджари. «И что там было?» — еще больше загорелась любопытством Радхика. Лалита и Вишакха тоже прислушались.
Когда Кришна пришел из леса, все Его тело было в пыли от копыт коров. И тогда враджа-гопи попросили: «Пусть Кришна потанцует». И вот теперь эта суть веданты танцует во дворе Нанды Бабы. Кто видел это? Манджари. Кого она видела? Нанда-нандану. Манджари видит, что Кришна – это суть веданты и сиддханты, и Он танцует во дворе у Нанды. И джива может достичь только этого положения, не больше.
Манджари – это один вид сакхи, подруг. Те, кто хотят совершать этот бхаджан в настроении манджари могут получить этот титул, «Бхактиведанта». То есть это не просто имя, титул, в нем очень глубокое значение. Тогда я понял, почему Парам-Гурудев давал этот титул всем своим последователям.
Наблюдая за Рати Манджари, Радхика была очень счастлива и сказала ей: «О, Рати Манджари, я исполню любое твое желание». И Рати Манджари отвечала: «О, Радхика, Ты можешь подарить мне что угодно, но я хочу только одного». «Что ты хочешь? Ты хочешь быть Моей подругой, Моей сакхи?» — спросила Радхика.
У Радхики есть разные виды подруг, сакхи: нитья-сакхи, прана-сакхи, прия-сакхи, приянарма-сакхи и парам-прештха-сакхи. Среди сакхи – Даништха, Вринда, Рагалита — нитья-сакхи. Из них самые главные – парам-прештха-сакхи. Парам-прештха-сакхи – это Лалита и Вишакха. За ними следуют прия-сакхи, пять видов прия-сакх.
И Радхика говорит Рати Манджари: «Ты можешь стать для меня как Лалита и Вишакха, они ведь занимают положение героинь-возлюбленных Кришны». «Нет, нет, я не хочу этого, я хочу быть Твоей служанкой, только служанкой и только служанкой», — отвечала Рати Манджари.
И Рагхунатха Дас Госвами говорит об этом в «Вилапа-кусуманджали». Он палья-даси, он мечтает совершать такой бхаджан.
Парам-Гурудев и все, кто находится в линии Парам-Гурудева, в линии парампары, получают этот титул, «Бхактиведанта». Санньяса – это далеко не формальность. Те, кто не хочет совершать такой бхаджан в настроении манджари, только такие люди могут говорить, что санньяса – это формальность. Благодаря такому общению, можно понять, какие близкие отношения были между Парам-Гурудевом и Шрилой Гурудевом.
Однажды я спросил Гурудева: «Как Вы получили милость от учеников Прабхупады?»
Гурудев отвечал: «Раньше во Вриндаване был один матх в Матхуре. И поэтому все ученики Прабхупады, которые приезжали на Враджа-мандалу, оставались в нашем матхе. Все, кто приезжал, останавливались здесь. И у меня была золотая возможность служить каждому из учеников Шрилы Бхактисидханаты Сарасвати Тхакура». В то время ученики Шрилы Прабхупады говорили только на бенгальском и на ории, а Шрила Гурудев был первый, кто прекрасно владел хинди и знал бенгальский, благодаря чему он и пришел к Парам-Гурудеву. «Все были довольны моим знанием бенгальского, моему теплому отношению к ним, они даровали мне свою милость», — говорил Гурудев. Поэтому у нашего Гурудева такая глубокая сиддханта.
Так же будут другие выступающие. Я забыл спросить, сколько времени мне выделили. Если что-то я сказал достойно, то это относится к Гурудеву, а если я в чем-то ошибся, то это из-за моей обусловленности.
Шрипад БВ Падманабха Махарадж: Я хочу разъяснить, потому что это первый раз, когда я слышу именно такое разъяснение титула «Бхактиведанта». Поэтому я хочу понять немного подробнее. Стих, который вы процитировали, о том, что Кришна танцует на ритьянте… Веданта, сидханта… что-то там такое… Вы можете как-то подробнее объяснить, как это связано с титулом «Бхактиведанта», потому что это было не совсем ясно.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Как я сказал, Юдхиштхира Махарадж попросил благословления у Кришны о том, чтобы его внуки были непобедимы в этом мире, чтобы у них было особое положение и они могли воевать на колесницах. Итак, помните, что было с Абхиманью? По ведической традиции можно было сражаться только один-на-один, а сейчас вы все задаете вопросы на меня одного. Не в соответствии с традициями войны.
Когда манджари пришли в Нанда Бхаван, для того чтобы отнести сладости от Радхики Кришне, в это время Кришна возвращался из леса, после того как Он пас коров. И мама Яшода попросила: «Кришна, Ты потанцуешь для нас?» Когда Он пришел из леса, Он еще не омылся, Он был весь в пыли. И Радхика спрашивает у своей манджари: «Почему ты улыбаешься?» И манджари ответила: «Когда Ты сегодня послала меня в Нанда Бхаван, я видела одну удивительную вещь – годуле дешаранге». Годуле дешаранге обозначает, что все тело Кришны было покрыто пылью, поднятой копытами коров. Для Кришны не нужно пользоваться косметикой. Все, что попадает на тело Кришны, превращается в Его косметику. «И теперь я видела Кришну, который танцевал», — сказала манджари.
Кто такой Кришна? Он веданта-сиддханта, Он заключение всех Вед. В этом мире люди считают, что веданта призывает к карме и гьяне. Многие так говорят. Только единицы знают, что веданта говорит о бхакти. Шрила Баладева Видьябхушан Прабху объясняет это.
Кто такой веданта-сиддханта? Да это Сам Враджендра-нандана Шьямасундара. И кто это видит? Манджари Шримати Радхики.
Кто дает титул? Те, у кого есть титул «Бхактиведанта», обладают полномочиями совершать бхаджан в настроении манджари. Тот, кто получил этот титул от санньяса-гуру, имеют силу совершать бхаджан Божественной Чете, Радхе и Кришне, в этом настроении.
Вывод этого стиха в том, что Кришна – эта суть веданты. Суть веданты далеко не карма и гьяна. Нет. Веданта-сиддханта – это настроение манджари. Вот именно это заключено в титуле «Бхактиведанта». Не просто гопи-бхава, а настроение манджари. Я уже говорил, что парам-прештха-сакхи, нитья-сакхи – они все гопи, но именно то, что манджари увидела своими глазами в Нанда Бхаване, – все это заключено в титуле «Бхактиведанта».
Я могу еще подробнее рассказать. Я слышал это от Шрилы Гурудева. Я не знаю, в каких шастрах это написано, потому что очень сложно было помнить и у Гурудева что-то спросить. Но я старался записывать все, что он говорил. Как сегодня утром я рассказал о Шачи Мате, о том, как она сожгла книгу. Когда я спросил у Гурудева: «Где Вы увидели эту ситуацию?» Гурудев указал на ту книгу, после я нашел ее там.
- Шри Чаураграганйа-пурушаштакам, 3. (обратно в текст)