Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад паривраджака-ачарья аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я приношу свои поклоны лотосным стопам моих духовных дедушек, нитья-лила-правишта ом вишнупад Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и нитья-лила-правишта ом вишнупад Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. Я предлагаю свои поклоны всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь под руководством триданди-санньяси.
Со вчерашнего вечера мы обсуждаем причины прихода Шримана Махапрабху в этот мир. Я повторю то, что я слышал от Шрилы Гурудева и читал в книге «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами и других шастрах.
Кто такой Кришна? Он расика-шекхара. Он парама-каруна. Он наслаждается расой и являет высшую милость. Он явился как Шачинандана Гаурахари. Существует много причин прихода Шри Чайтаньи Махапрабху.
према-раса-нирйаса корите асвадана рага-
марга бхакти локе корите прачарана3
Он хотел ощутить сладостный вкус према-расы и также распространить рага-бхакти всем и каждому в этом мире.
Когда Кришна наделил Своих спутников премой, Он не объяснил, что это такое, и также не ощутил прему Своих преданных.
Первая причина – это према-раса-нирйаса. Вторая причина – это «рага-марга бхакти локе корите прачарана» – то есть, одарить этой премой весь мир.
Что такое према-раса-нирйаса? Шрила Рупа Госвами говорит в этом стихе:
шри-радхайах пранайа-махима кидришо ванайаива-
свадйо йенадбхута-мадхурима кидришо ва мадийах
саукхйам часйа мад-анубхаватах кидришам вети лобхат тад-
бхавадхйах самаджани шачи-гарбха-синдхау хариндух4
Он пришел, чтобы испытать всю глубину, все величие любви Шримати Радхики. Он хотел постичь величие Ее премы. Вот почему Она кришна-майи – потому что в Ее сердце столько любви к Кришне. И так как Она кришна-майи, Она повсюду видит Кришну. Когда на небе скапливаются грозовые облака, Шримати Радхика видит эти тучи и думает, что это Кришна. А когда на фоне темных туч пролетает стая белых птиц, Она думает: «О! Это прекрасное ожерелье на шее Кришны». Что бы Радхика ни видела, Она всюду видит Кришну. Вот почему Она кришна-майи.
Кришна думает: «Все гопи, все сакхи ощущают Мою сладость, но то, что ощущает Шримати Радхика, больше не ощущает никто».
Лила-мадхурья, гуна-мадхурья, вену-мадхурья, нама-мадхурья, рупа-мадхурья – все это ощущает Шримати Радхика. Радхика, погруженная в разлуку с Кришной, памятует о Его прекрасных качествах. Описывается, что тело Кришны подобно темно-синему цветку лотоса. И все это видит Шримати Радхика.
«Не поддавайся этому Кришне», – говорит Лалита Радхике. «Но что же Мне делать? – отвечает Она. – Только взглянув на Него, я полностью оказываюсь в Его власти».
У Радхики в руках палочка. Что это за палочка? Это Её ман – ревнивый гнев. Видя эту палочку в руках Радхики, Кришна исполняется страхом.
Однажды Она была очень сердита на Кришну, и Кришна пришел на встречу с Радхикой в Яват. И, услышав стук в дверь, Радхика спросила: «Кто это?». «Я Хари», – ответил Кришна. «Хари» обозначает также «лев». «О, ты хочешь нас проглотить? – сказала Радхика. – Нет-нет, уходи отсюда!». «Нет, я Шри Хари», – сказал Кришна. А «шри хари» также значит обезьяна. «Нет, нам не нужны обезьяны. Уходи», – сказала Ему Радхика. «Нет, Я Ганашьям», – сказал Кришна. А «ганашьям» также означает «темная туча». «Лети отсюда, – ответили ему гопи. – Нам тут не нужны проливные дожди. Можешь лить дожди над полями!». «Нет, Я Чакри», – говорил Кришна. «Чакри» значит «тот, кто владеет чакрой», а другое значение слова «чакри» – «горшечник». И, услышав это, гопи сказали: «Нам не нужны горшки, уходи!». И так Кришна постоянно в разлуке с Радхикой.
Также есть еще одна причина явления Шримана Махапрабху.
В «Шримад Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Если кто-то с любовью предложит Мне воду, листок или цветок, Я сразу же подчинюсь этому преданному». Какой это листок? Это листок туласи. Какой это цветок? Это цветок лотоса. И какая это вода? Это вода Ганги, вода Ямуны.
Мы слышали из уст Шрилы Гурудева, когда Он объяснял «Дамодараштаку», что главное качество Кришны – это бхакта-ватсалья, что Он всегда подчиняется воле преданных. Поэтому, когда листок туласи и вода Ганги предлагаются Кришне, Он тут же готов сделать все, что угодно, для этого преданного. Он полностью доволен поклонением такого преданного.
Увидев, что Адвайта Ачарья каждый день предлагает Ему воду Ганги и туласи, Кришна был очень счастлив. И когда тот позвал Его, обеспокоенный упадком нравственности в этом мире, Кришна ответил на его зов.
«Я спокойно спал, – говорит Кришна, – но Адвайта Ачарья стал сотрясать мою кровать своим рычанием». И так Шри Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир.
Он дарует рага-марга-бхакти, то есть вечную преданность, которая живет в сердцах жителей Враджа. Преданные рагатмика – Его спутники. Он пришел в начале Кали-юги, чтобы даровать преданность к Самому Себе, чтобы постичь настроение Своих преданных. Он пришел, чтобы познать настроение всех Враджаваси, особенно Враджа-гопи, и в особенности Шримати Радхики. Радхика – самая драгоценная Его возлюбленная. «Сва-бхакти-шрийам» – Он пришел даровать великолепие Её любви. Это главная причина.
Мы также должны прилагать собственные усилия, совершать садхану, предлагать свои молитвы Шриле Гурудеву и так далее. Мы должны молиться: «О, Гурудев, пожалуйста, будьте милостивы, даруйте нам према-бхакти. Гаурасундара! Верховный Господь! Хари! Шри Кришна! Я никогда не должен забывать о Тебе!». Особенно важны молитвы Господу Нитьянанде. Кто такой Господь Нитьянанда? Это сакшад-хари, то есть это Сам Кришна, Его первое воплощение. Он служит Шри Хари всеми способами. И Его воплощение – Маха-Вишну, Адвайта Ачарья. Адвайта Ачарья звал Господа Чайтанью, и поэтому Шри Чайтанья Махапрабху низошел на землю. А покинул Он этот мир, войдя в Божество Тота-Гопинатха в Джаганнатха Пури, где совершал бхаджан Гададхар Пандит, поскольку Гададхара Пандит также является Его близким спутником.
Я молюсь им всем и молюсь моему гурудеву: «Будьте милостивы к этой падшей душе и даруйте мне према-бхакти». Я молитвенно склоняюсь перед Ними и молюсь о том, чтобы в моем сердце проявилась према.