Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад паривраджака-ачарья аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я приношу свои поклоны лотосным стопам моих духовных дедушек, нитья-лила-правишта ом вишнупад Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и нитья-лила-правишта ом вишнупад Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. Я предлагаю свои поклоны всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь под руководством триданди-санньяси.
Шрила Гурудев велел мне рассказать о Ратха-ятре. Изначальная Ратха-ятра началась в Сатья-югу. Как она пришла в этот мир?
«Ратха» означает «колесница», а «ятра» – «путешествие». Если кто-то отправляется на колеснице с одного места в другое, это называется Ратха-ятра. Кришна отправился из Двараки во Вриндаван не на каком-то транспорте – автомобиле, лодке или чем-то другом – Он отправился на колеснице.
Как началась Ратха-ятра? В Сатья-югу был один знаменитый, влиятельный и очень религиозный король. Он всегда служил вайшнавам и организовывал места для паломников. Однажды в его царство пришли несколько паломников. Они общались друг с другом, говоря о славе Нила-Мадхавы, и рассказали об этом Божестве королю. «Если бы ты увидел Нила-Мадхаву! – говорили они. – Он такой привлекательный, такой красивый! И Он может выполнить любое твое желание!» Сказав это, они ушли. А спустя какое-то время король позвал своих министров и слуг и сказал: «Я хочу получить даршан Нилы-Мадхавы!» и послал во все направления своих посланников. «Вы должны найти Его и вернуться через месяц, чтобы я мог получить даршан Нилы-Мадхавы», – велел им король. И в южном направлении он отправил сына своего священника, Видьяпати.
В те времена, когда паломники приходили в деревню, жители этой деревни всегда принимали их. И Видьяпати, добравшись до одной из деревень, остановился в одной семье.
Однажды хозяин дома вернулся, источая прекрасный аромат. И Видьяпати подумал: «Откуда этот чудесный запах?» Каждый день хозяин дома, Вишвавасу, уходил куда-то рано утром и возвращался вечером.
У Вишвавасу была прекрасная дочь Лалита. И так какое-то время они жили все вместе, и постепенно между Видьяпати и Лалитой развилась любовь. Лалита была единственной дочерью в семье, и Вишвавасу очень любил ее.
Однажды Лалита и Видьяпати решили пожениться. Но у Видьяпати не было желания жениться, в действительности он хотел раздобыть для своего царя Божество Нила-Мадхавы. Видьяпати думал: «Если я женюсь на этой девушке, тогда я смогу узнать, куда ходит ее отец». Вскоре они поженились и были очень счастливы.
Однажды Видьяпати попросил Лалиту рассказать о том, куда ходит ее отец. Отец строжайше запретил ей рассказывать об этом, но также Лалита не хотела ослушаться мужа и в итоге рассказала ему о том, что он ходит поклоняться Божеству Нила-Мадхаве. «Я хочу получить даршан этого Божества», – сказал ей Видьяпати. И тогда Лалита отправилась к отцу, чтобы попросить его взять Видьяпати с собой.
Услышав ее просьбу, отец строго сказал: «Нет! Я не могу никого с собой взять!». Но Лалита не отступала. «О, мой дорогой отец! – говорила она ему. – Если ты не возьмешь с собой своего зятя, тогда я выпью яд и покончу с собой!». И тогда Вишвавасу подумал: «У меня только одна дочь. Если она умрет, что же ценного будет в моей жизни?». «Хорошо, я возьму с собой зятя, – ответил он, – но с условием: всю дорогу он будет ехать с завязанными глазами. Когда мы доедем, я открою ему глаза, и он получит даршан Нила-Мадхавы. А на обратном пути я снова надену на его глаза повязку. Только при таком условии я возьму его с собой». «Хорошо, пусть будет так», – согласилась Лалита. А своему мужу Видьяпати она сказала: «Я дам тебе горчичные зерна, и ты можешь незаметно от отца бросать их по дороге. А когда начнется сезон дождей, они прорастут, и так мы сможем узнать дорогу».
Итак, Вишвавасу взял Видьяпати с собой, повязал ему повязку на глаза и отправился к Божеству Нила-Мадхавы. Добравшись до места, Видьяпати снял повязку, а Вишвавасу отправился собирать цветы для поклонения. Оглядевшись вокруг, Видьяпати увидел озеро, а над ним свисающее дерево. На этом дереве сидела ворона. И вдруг, заснув, она упала в воду и сразу же вышла оттуда в четырехрукой форме. А затем появился Гаруда и вознес ее на Вайкунтху.
Увидев это, Видьяпати подумал: «О, как здорово! Я сейчас же прыгну в это озеро, и Гаруда заберет меня сразу на Вайкунтху!». Забравшись на дерево, Видьяпати уже приготовился прыгать, как вдруг с неба раздался голос: «Видьяпати, не делай этого! Тебе еще многое нужно сделать!». В тот же миг вернулся и Вишвавасу. «Эй, Видьяпати, что случилось? – спросил он. – Иди сюда!». И Видьяпати слез с дерева.
В храме они вместе совершили пуджу, а после пуджи Вишвавасу снова завязал глаза Видьяпати повязкой, и они отправились обратно домой.
Позднее Видьяпати сообщил Лалите о том, что ему нужно отправиться к своему царю. И затем, вернувшись к царю Индрадьюмне, он тут же рассказал ему о том, что нашел Божество и знает, как до Него добраться.
Царь Индрадьюмна тут же отправился туда со своей свитой и всеми министрами. Но к тому времени вся та территория была полностью покрыта песком, и проросшие зерна было найти уже невозможно. И тогда Индрадьюмна Махарадж со своей женой и со своими министрами дали обет: «До тех пор, пока мы не получим даршан Нила-Мадхавы, мы не уйдем с этого места!». Но тут же с неба раздался голос: «О, царь, не нужно здесь умирать! Ты можешь возвратиться обратно, вниз к океану, и там ты увидишь три бревна. Ты можешь их вытащить и сделать из них три Божества. И таким образом Я проявлюсь для тебя! Но ты не сможешь получить Мой даршан в форме НилаМадхавы».
Царь отправился к океану и стал медитировать, ожидая, когда же придет Господь. Через несколько дней появились три огромных бревна со знаками булавы, раковины, лотоса и чакры. Король со своей свитой всеми силами пытался вытащить их из океана, но не смог. И тогда снова послышался голос с неба: «Позови на помощь Видьяпати и Вишвавасу». И лишь только когда они пришли и прикоснулись к бревнам, их легко смогли вытащить на берег.
Эти бревна привезли на золотой колеснице к месту рядом с тем, где теперь расположен храм Джаганнатхи. Король оставил бревно в большом зале, и пригласил всех плотников Ориссы, рассказывая им: «Я дам вам огромное богатство, если вы сможете сделать виграху Нилы-Мадхавы». Многие известные плотники пришли туда, чтобы сделать Божество, но их приборы и инструменты сломались, как только они дотронулись ими до прочного, как железо, дерева.
Но однажды пришел старый брахман и сказал: «О, король, не волнуйся, я могу вырезать Божество. Я сделаю виграху за двадцать один день, но вы должны обещать, что двери в этом зале будут закрыты. Пока я не закончу мою работу, эти три недели ты не должен открывать дверь».
Брахман вошел внутрь со своими инструментами, и запер дверь изнутри. За четырнадцать дней не было ни звука, и Индрадьюмна Махарадж очень беспокоился. Он думал: «В чем дело? Брахман не принял ни капли воды и ничего не съел за все это время. Может быть, он мертв?». Но его премьер-министр сказал ему: «Не открывайте дверь. За ней происходит какая-то тайна. Откройте только после двадцати одного дня, не раньше». Тем не менее, жена короля умоляла его: «Если ты не откроешь дверь сейчас, брахман может умереть, и мы будем виновны в брахма-хатье (грех убийства брахмана). Мы должны открыть дверь. Пожалуйста, поторопись». «Нет, я должен выполнить условие и не открывать эту дверь раньше трех недель», – сказал царь. Но жена снова и снова умоляла его – Джаганнатха Сам вдохновлял на это королеву из глубины ее сердца. И тогда он уступил ей и, взломав двери, вошел внутрь.
Когда же он вошел туда, то обнаружил, что там никого нет. Иногда Шрила Гурудев говорит, что в этот момент старец, сидевший там, улыбнувшись, исчез. А иногда мы слышим от Шрилы Гурудева, что там никого не было, а было только три мурти-виграхи Джаганнатхи, Субхадры и Баладева. Но они предстали перед ним незавершенные. Их глаза и нос были еще только намечены, а руки были коротки. Почему они проявились в такой форме?
Мы слышали от Шрилы Гурудева, что королевы Двараки однажды спросили Рохини: «О, Рохини-майя, Кришна так жаждет общения с враджаваси, особенно со Своими друзьями, гопи и особенно со Шримати Радхикой. И, будучи с нами всю ночь, Он иногда взывает: «О, Лалита! О, Вишакха! Устройте Мне встречу с Радхикой!». Но в чем же причина? Мы, все Его 16 108 жен, одна красивее другой, и мы не можем украсть Его сердце. Почему Кришна так жаждет общения с ними? Как они служат Ему, как они контролируют Кришну? Можешь ли ты рассказать нам об этом?».
И Рохини-майя сказала: «Да, я могу рассказать, но природа Кришны такова, что, если кто-то прославляет Его или Его преданных, а особенно гопи, тогда Он приходит туда. А если Он придет сюда, то все будет испорчено. Нужно, чтобы кто-то охранял двери, чтобы Кришна сюда не пришел. Ведь Кришна Сам сказал: «Я появляюсь там, где прославляют Меня или Моих преданных»».
Кто же будет охранником на двери? Никто из 16108 жен не хотел оставаться за дверью, они все хотели слушать о славе гопи. И тогда Субхадра сказала: «Хорошо, я это сделаю». И так Субхадра-деви находилась за дверью, охраняя, чтобы Кришна не мог войти, а Рохини-майя рассказывала славу гопи.
В тот момент Кришна и Баладев Прабху находились в царском собрании в Двараке, но, услышав прославление гопи, тут же прибежали туда. Но Субхадра сказала: «О, брат, сегодня Я не могу позволить Тебе войти! Мать приказала Мне никого не впускать!».
И тогда Кришна и Баладев начали слушать славу Враджа, прислонив ухо к двери, и постепенно Их сердца и тела начали таять.
В это время появился Нарада Риши, предложив поклоны Кришне и Баладеве Прабху. И Кришна сказал ему: «Проси любое благословение!». «О, Прабху, – сказал Нарада Риши, – если Ты удовлетворен мной, я хочу лишь одного. Вы втроем растаяли, когда услышали о ваших играх и славе гопи и враджаваси. И мое желание в том, чтобы Вы оставались в этих формах где-то в этом мире, чтобы весь мир смог увидеть Вас». «Пусть будет так!», – сказал Кришна. И чтобы выполнить это обещание, Кришна проявился в форме Джаганнатхадева.
Индрадьюмна Махарадж взял этих трех Божеств и отвез их в огромный храм.
С тех пор, как король ушел к Ниле-Мадхаве, прошло уже много лет. А перед уходом он построил большой и красивый храм, покрывшийся к тому времени песком. Пришел другой царь и починил храм, который за это время стал ветхим, и объявил себя его автором. Теперь же Индрадьюмна Махарадж вернулся и сказал новому королю: «Это не ваш храм, изначально этот храм построил я, так что я его владелец, а вы только сделали ремонт».
В то время был один ворон по имени Какабху Сунди, который был свидетелем игр Рамачандры, а также строительства храма Индрадьюмны Махараджа. Он свидетельствовал в интересах короля, и Брахмаджи также вышел вперед и согласился: «Этот царь построил храм. Вы только отремонтировали его». Таким образом, храм был возвращен Индрадьюмне Махараджу.
Каждый год в июне проходит фестиваль колесниц от одного места до другого. Во время снанаятры, за несколько дней до Пурнимы, Джаганнатхадева омывают, и Его краска смывается, в результате чего Его снова нужно раскрашивать. И тогда Джаганнатхадев говорит: «Я заболел! Я не хочу, чтобы кто-то приходил получать Мой даршан». А затем Он говорит своей жене Бимале-деви, олицетворению всех цариц Двараки: «Я хочу сменить обстановку». Если вы больны, вам нужно сменить обстановку, и тогда ваше здоровье улучшится. И поэтому Кришна говорит Лакшми-деви: «Я хочу уехать, сменить обстановку». А затем берет с собой Субхадру, Баладева и уезжает.
Лакшми не боится отправлять Его с Субхадрой и Баладевом. Если бы Кришна отправился один, тогда она может подумать, что Он мог бы убежать во Врадж. Но Кришна очень хитер, Он взял с Собой Баладеву и Субхадру. Он думал: «Если Я отправлюсь во Врадж, Баладев будет играть с друзьями, а Субхадра будем с Моим отцом и матерью, а Я смогу играть с гопи». Именно поэтому Он взял с Собой Баладева Прабху и Субхадру-деви.
На фестивале колесниц Баладев идет первым, потому что Он неделимая гуру—таттва. Бхагаван никогда не будет удовлетворен до тех пор, пока не будет удовлетворен гуру. Вначале необходимо поклоняться и служить гурупад-падме, принять от него позволение и поклоняться Господу. Поэтому впереди шел Баладев, за Ним Субхадра, а Кришна шел последним. До сих пор эта система присутствует на Ратха-ятре.
Также во время движения колесница останавливается на пару дней, чтобы преданные могли получить даршан, и не двигается. Два года назад колесница Джаганнатхи остановилась в месте, где явился Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада. И тогда Ратха-ятра продолжалась девять дней.