Причины прихода Шримана Махапрабху

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад паривраджака-ачарья аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я приношу свои поклоны лотосным стопам моих духовных дедушек, нитья-лила-правишта ом вишнупад Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и нитьялила-правишта ом вишнупад Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. Я предлагаю свои поклоны всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь под руководством триданди-санньяси.

Сегодня харинама-санкиртана, и вайшнавы предложили, чтобы лекция была короткая. Сегодня мы обсудим то, что вчера Шрила Гурудев обсудил c другими вайшнавами. Мы объясним легким языком, чтобы вы могли легко понять и проповедовать другим об этом.

Первый вопрос, который вчера задали Шриле Гурудеву, звучал так: в чем причина явления Шри Чайтаньи Махапрабху? Разные реинкарнации Господа приходят в этот мир, и тому есть множество причин. Одной из причин явления Шримана Махапрабху было Его желание прийти в этот мир, чтобы разыграть Свои игры.

Если мы будем разбирать с нейтральной точки зрения, то есть две причины: внутренняя и внешняя. Внутренняя – то есть для Него Самого, а внешняя – для всех живых существ. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами упомянул в «Шри Чайтанья Чаритамрите»:

према раса нирияса корите асвадана
раса-марга бхакти локе карите прачарана
расика-шекхара кришна парама-каруна
эи дуи хету хайте иччхара удгама 3

Шри Чайтанья Махапрабху хотел вкусить сущность према-расы и желал проповедовать рага-марга бхакти.

Кто такой Шри Чайтанья Махапрабху?

Когда Кришна пришел в этот мир, Он наслаждался дасья-, сакхья-, ватсалья- и мадхурья-расой. Во Врадже нет чистой дасья-расы, как, например, в Айодхье, где ее представителем является Хануман. Во Врадже у Кришны нет слуг. Есть слуги, которые служат Нанде Бабе. Старшие слуги обращаются к Кришне как к своему сыну, то есть проявляют родительскую любовь. А те, кто одного возраста с Кришной, обращаются к Нему, как к другу. Во Врадже нет чистой дасья-расы.

Далее сакха-раса. У Кришны много друзей: Шридам, Судам, Мадхумангал, Арджуна и многие другие. И они играют как обычные мальчики. Шридам – сын Вришабхану Махараджа и Киртики-майи. Он принц, так же как и Кришна. Иногда они соперничают друг с другом и борются между собой. И один раз Шридам победил Кришну. Но через несколько минут Кришна начал хлопать в ладоши и кричать: «Я победил! Я победил!». «Как это так? – спросили Его друзья. – Шридам уложил Тебя на землю, и Ты не мог двигаться. Почему Ты говоришь, что Ты победил?» «Несмотря на то, что Шридам сидел на Моей груди, его нос смотрел вниз, а Мой вверх. И тот, чей нос смотрит вверх, тот и победитель».

В этот момент неподалеку сидел Дурваса Риши и наблюдал всю эту сцену. И тогда у него возникло некоторое сомнение. «Кто это? – думал он. – Это обычный мальчик или Верховная Личность Господа?»

Раньше он думал, что Кришна – Верховная Личность Господа, но теперь в его ум закралось сомнение: «Как это так, что Бхагаван так бессовестно лжет? Я своими глазами видел, как Шридам победил Его!» И, поняв его мысли, Кришна решил одарить его Своей милостью, желая убрать это сомнение. И тогда Он сказал Шридаму: «Смотри, там сидит один баба. Он может рассудить нас. Пойдем к нему?»

И так они подошли вдвоем к Дурвасе Риши, и Кришна спросил его: «Баба, ты же видел, как мы сражались? Пожалуйста, скажи, ведь Я победил?» От голоса Кришны сердце Дурвасы растаяло. «Я никогда не слышал такого сладкого голоса», – подумал он. «Баба, – сказал ему Шридам. – Ты пришел во Врадж, чтобы совершать бхаджан. Если ты будешь говорить неправду, то твой бхаджан полностью разрушится. Подумай, прежде чем будешь говорить. Ты же своими глазами видел. Скажи, пожалуйста, кто же выиграл: я или Он?» Так же, как и Кришна, Шридам говорил очень сладко, и Дурваса Риши совсем растерялся. «Что же мне им сказать?» – думал он. «Баба, говори скорее, нам нужно идти пасти коров, – поторопил его Шридам. – Все нас ждут. У нас еще полно дел». Но Дурваса Риши молчал, раскрыв рот в удивлении, и тогда Кришна влетел в него и за несколько секунд показал ему все брахманды, и Дурваса Риши увидел даже, как в одной из брахманд происходит та же самая лила. А затем, вылетев из его рта, Кришна сказал: «О, баба, почему ты ничего не говоришь? Ответь нам». «Говори скорее», – сказал Шридам. Они схватили его за бороду и начали трясти. «Баба, ты что, глухой? говорили они. – Ты ничего не слышишь, что ли?». И тогда, так ничего и не добившись, Кришна сказал Шридаму: «Пойдем отсюда, ничего он не знает. Это ненастоящий баба».

Затем родительская любовь. Помните, когда продавщица фруктов пришла во Врадж? Она слышала очень много о Кришне от тех, кто приходил из Враджа в Матхуру, и очень захотела получить Его даршан. И тогда она пришла, взяв с собой очень много фруктов, и стала кричать: «Берите бананы! Берите манго!». Так прошло несколько дней. И она подумала: «Я получу даршан или умру здесь!» И в какой-то момент она забылась и начала выкрикивать: «Берите Кришну! Берите Дамодару! Берите Говинду!».

Кришна Сам сказал, что Он всегда там, где Его бхакта прославляет Его имя. А эта продавщица полностью была погружена в мысли о Кришне и воспевала Его имена. Как же Он мог устоять и не прийти к ней?

И так маленький Кришна отправился к этой торговке. «Но если Я возьму фрукты, Я должен что-то отдать взамен», – подумал Кришна. А в доме Нанды Бабы и мамы Яшоды было очень много пшеницы. И тогда Он зачерпнул обеими руками эти зерна. Но Он не знал, как правильно держать их, и они высыпались из Его рук. И тогда он прижал их к животу и понес. Йогамайя устроила так, что никого не было вокруг, но Кришна все равно смотрел по сторонам, никто ли не наблюдает за Ним. И, выйдя из дома, подошел к этой женщине.

«Дай Мне фрукты!» – сказал Он, протягивая зерно. «Сначала назови меня мамой и сядь на мои колени», – ответила торговка. «О, боже мой, – подумал Кришна. – Как Я могу назвать эту неизвестную женщину матерью? Как Я могу сесть на её колени?»

Но затем Кришна огляделся вокруг, нет ли поблизости чьих-то глаз, и со скоростью молнии запрыгнул к ней на колени, сказал «мама» и тут же спрыгнул обратно. «А теперь дай Мне фрукты», – сказал ей Кришна. И когда она вручила их Ему, Кришна, прижав к животу, отнес эти фрукты маме Яшоде.

«О, лала, где Ты взял эти фрукты?» – спросила Его мама. «Там, на улице», – ответил Кришна. И тогда мама Яшода распространила их, и этим фруктам не было конца.

Какова здесь сиддханта? Когда мы предлагаем Бхагавану, Кришне, этот прасад никогда не закончится. Мы можем раздать всем по чуть-чуть, и все будут удовлетворены.

После этого случая Кришна украл ум и сердце этой женщины. И она все так и сидела на одном месте и ждала. Некоторые гопи заметили ее и сказали: «Что ты здесь делаешь? Тебе нужно возвращаться домой». И, будучи во внутреннем состоянии сознания, она взяла корзину, поставила ее на голову и пошла к Ямуне.

Спустя какое-то время она подумала: «Почему моя корзина такая тяжелая?» И тогда она поставила ее на землю и увидела, что корзина полна драгоценностей. «Что я буду делать с этими драгоценностями?» – подумала она и выкинула их в Ямуну. И куда она ушла – никто не знает. В апраката-лиле она стала соседкой мамы Яшоды и стала относиться к Кришне как мать. Это родительские взаимоотношения.

И затем мадхурья-раса. Чандравали и Радхика – выдающиеся гопи. Чандравали – двоюродная сестра Шримати Радхики – ее отец, Чандрабхану, и Вришабхану Махарадж являются братьями. Иногда Чандравали пребывает в ревностном гневе, но все равно говорит с Кришной очень вежливо. А если Радхика пребывает в мане и Кришна хочет до Нее дотронуться, Она отталкивает Его и не разговаривает с Ним, пуская в Него взглядом стрелы. Однажды Радхика была в таком настроении и сказала своим служанкам-манджари: «Не позволяйте этому черному сюда войти. Закройте свои волосы и уберите каджал с ваших глаз, чтобы Я совсем не видела ничего черного». И когда Кришна пришел в кунджу Радхики, чтобы встретиться с Ней, манджари сказали: «О, Хари, уходи отсюда, не спорь с нами. Мы знаем, Ты – обманщик, и Тебе не позволено войти сюда».

Однажды ночью Кришна также пришел к Радхике, но Радхика была в гневном настроении. Услышав стук в дверь, Радхика спросила: «Кто там?» «Это Я, Кришна», – ответил Он. «Кришна» означает «Враджендра-нандана Шьямасундара», и также это означает «чёрная змея». «О, Лалита, не открывай дверь, – сказала Радхика. – Здесь черная змея, она может нас укусить, и тогда мы умрем. Кришна, уползай в лес. Ты не нужен нам». «Нет-нет, Я Шри Хари», – сказал Кришна. А «шри хари» также означает «обезьяна». «Ты что, хочешь поцарапать наши лица? – сказали гопи. – Уходи отсюда. Уходи. Нет нужды входить сюда». «Я Хари», – сказал им Кришна. Одно из значений слова «хари» – «лев». И, услышав это, гопи воскликнули: «О, это лев, он хочет нас проглотить! Даже не подходи к нашей двери, уходи в глухой лес!» «Я Ганашьям», – сказал затем Кришна. Это имя Кришны, и в то же время это значит «черное облако». «Нет, нам не нужен тут никакой ганашьям. Если пойдёт дождь, то будет очень скользко, и тогда мы можем упасть и сломать руки и ноги. Кто будет тогда заботиться о нас?»

«Нет, я Чакри!» – говорит Кришна. «Чакри» означает «тот, у кого есть чакра (диск)», а также «горшечник». И Радхика отвечает: «Нам не нужны никакие горшки. Иди в Матхуру и там продавай их!» «Не-нет, Я Дамодар!», – говорит Кришна. «Дамодар» означает «связанный веревкой». Мама Яшода привязала Его веревкой к ступе, и также гопи однажды связали Кришну и Радху вместе. «Дама» – это «живот», а «удара» – это «веревка». Но «дамодар» также значит «тот, у кого есть много денег в кошельке». В древнее время люди делали карман для денег, привязывали веревкой к животу и так путешествовали. И Индулекха сказала Радхике: «О, этот человек, наверное, хочет сделать бизнес. Зачем этот Дамодар пришел сюда? Мы здесь не занимаемся бизнесом. Пусть он идет в Матхуру – там очень много богатых людей!» «Я Мадхава!» – продолжает Кришна. А «Мадхава» также значит «Нараяна».

«Уходи на свою Вайкунтху!» – говорит ему Радхика.

И таким образом, что бы Кришна ни сказал, Радхика отвечает Ему, принимая другое значение.

Итак, когда Кришна закончил здесь Свои игры и вернулся в Апракат-Вриндаван, Он подумал: «Я наслаждался и понял дасья-, сакхья-, ватсалья- и мадхурья-расу, но настроение Радхики Я так и не постиг. Как Мне его понять? Как насладиться этим? Для этого Я должен быть как Радхика». Ему нужно было принять внутреннее настроение Шримати Радхики, Ее цвет тела, и тогда Он мог бы насладиться Ее настроением полностью. Но Кришна думал: «Если Я буду просить Ее об этом, Она не даст Мне Его Сама. Что же делать?». А Кришна эксперт по воровству во Врадже.

врадже прасиддхам наванита-чаурам
гопангананам ча дукула-чаурам
анека джанмарджита-папа-чаурам
чаура граганьям пурушам намами

Один преданный молится Кришне: «Ты известен во Враже как Тот, Кто ворует масло. А также Ты украл одежду у гопи во время Катьяяни-враты…». «Дукул» значит «одежды». И также у этого слова есть значение «две династии». Играя на флейте, Кришна созывает к Себе гопи из двух династий: из родительских домов (незамужних гопи), и гопи из домов их мужей.

Мы приняли прибежище у Кришны. И у того, кто принимает у Кришны прибежище, Он забирает все грехи. Он очень хорошо умеет воровать.

И так Он украл внутреннее настроение Радхики и Ее цвет тела. Но Он не знал, что с этим делать. И Радхика милостиво пришла помочь Ему как Гададхара Пандит и учила Его в Навадвипе. Гададхара Пандит помогал Ему в Джаганнатха Пури, и как бы за занавесом он следил за Кришной, как Шри Чайтанья Махапрабху исполняет Свою роль.

Итак, первая причина – это према-раса. Он хотел насладиться этой према-расой.

Есть внутренняя причина, и есть внешняя причина. Главная внутренняя причина – это према-расанирьяса. Вчера Шрила Гурудев говорил: «У Кришны много имен, и за каждым именем кроется та или иная игра». Кришна – Высшая Личность Господа. Он хотел насладиться настроением Шримати Радхики.

шри радхаях праная-махима кидришо ванаяива-
свадйо енадбхута-мадхурима кидришо ва мадиях
суакхьям часья мад-анубхаватах кидришам вети лобхат тад-бхавадхьях
самаджани шачи-гарбха-синдхау хариндух
4

В этой шлоке говорится о величии любви Радхики. И это вторая причина.

Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж говорит, что весь мир без ума от Кришны, а Кришна без ума от Шримати Радхики. И Кришна удивляется: «Что же во Мне такого, отчего Радхика и другие гопи сходят с ума? Наверное, во Мне есть очень большая сладость, которой наслаждается Радхика. Что же это за сладость?» Он хотел это понять. И третья причина – он хотел узнать, какое счастье Радхика испытывает, когда Она этими качествами наслаждается. Вот эти три причины. И Врадже Кришна не мог осуществить эти три желания.

Према-раса-нирьяса – это внутренняя причина. А вторая внутренняя причина – это поклонение Адвайта Ачарьи прабху.

Все реинкарнации приходят в ту или иную югу. Господь Рама пришел в конце Трета-юги. Господь Кришна пришел в конце Двапара-юги. А Господь Махапрабху, в отличие от всех других, пришел в начале Кали-юги. Почему Он пришел в начале?

Кришна говорит: «Я спал очень спокойно. Но этот Нара начал трясти мою кровать и звать Меня». «Нара» значит «тот, кто трясёт». Этим именем он называл Адвайту Ачарью.

Видя состояние материального мира, он очень огорчился. Люди тратили деньги на всякую чепуху. Они поклонялись полубогам и полубогиням и пили вино. А если кто-то хотел совершать бхаджан, они оскорбляли их и доставляли им всякие трудности.

Так Шривас Пандит совершал бхаджан, и однажды один человек, совершающий поклонение полубогине, принес вино, мясо, красный порошок и оставил у дверей Шриваса Пандита, чтобы всем показать, что он воспевает «Харе Кришна», а на самом деле делает деви-пуджу.

Адвайта Ачарья не мог всего этого стерпеть и стал молиться Кришне: «Если Ты не придёшь, я проявлюсь как Махавишну и разрушу весь мир!». И Кришна должен был прийти, чтобы ответить на зов Адвайты Ачарьи.

В писаниях упомянуто, что все инкарнации очень благоприятны, но никто другой, кроме Кришны не может распространить прему. Кришна распространил прему, но Он не дал путь, как достичь этого. А Шриман Махапрабху дал его, особенно через Своих преданных, и особенно через Шрилу Рупу Госвами.

Это вторая причина среди внутренних. Первая внутренняя причина – радхаях праная махима, а вторая – это ответ на зов Адвайта Ачарьи прабху. Это две внутренние причины.

А теперь мы переходим к внешним причинам. Главная из внешних причин – распространить рагамарга-бхакти. Но сперва мы должны знать, кто такие рагатмики. Это спутники Кришны. Они рагатмика-джаны.

При слушании лил Кришны, у человека возникает желание определенного настроения. Кто-то хочет достичь сакхья-расы, и он думает: «Если бы я был другом Кришны, я бы мог с Ним постоянно играть!». Иногда, видя, как гопи несут молочные продукты, Кришна вместе с друзьями ворует их. И кто-то может думать: «Если бы я был другом Кришны, то я бы тоже мог воровать эти вещи вместе с Ним!». Или, например, слушая, как мама Яшода связала Кришну, кто-то думает: «О, я бы хотела быть матерью Кришны. И тогда бы я могла любить Его как своего собственного сына!». У них есть желание к этому. И то, какому процессу они следуют – это рага-марга. И Кришна пришел как Шриман Махапрабху, чтобы дать этот путь – рага-марга-бхакти. Это главная из внешних причин.

И вторая из внешних причин. Кришна говорит, что дхарма в Кали-югу это харинама-санкиртана, но никто не совершал харинама-санкиртану – люди поклонялись полубогиням, употребляли вино и мясо, и эта юга-дхарма стала оскверненной. Преданные должны были скрываться, прятаться, они не могли свободно обсуждать хари-катху, потому что все их притесняли, и они чувствовали сильную разлуку по Господу. И тогда Господь пришел как Шриман Махапрабху, чтобы даровать Свой даршан. Вот четыре причины, по которым Кришна пришел в этот мир как Шри Чайтанья Махапрабху.

И также Шрила Гурудев вчера сказал, что Шриман Махапрабху пришел, чтобы установить дхармуКакую дхарму? Кришна-према-дхарму. Есть четрые типа премы: дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья.

Однажды в начале девяностых годов в Матхуре на Вишварупа-махотсаву Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж дал санньясу в Катве Шриле Бхактиведанте Свами Махараджу. Шрила Гурудев тоже там был. Он был священником и проводил весь этот обряд. В Шри Кешаваджи Гаудия Матхе в Матхуре Шрила Гурудев сказал: «Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж пришел не только за тем, чтобы проповедовать, но чтобы одарить всех кришна-премой». Но в ИСККОН не могли понять то, что говорил Шрила Гурудев. Шрила Гурудев больше и больше прославлял Шрилу Бхактиведанту Свами Махараджа, но они не могли понять эти вещи. То есть Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупад пришел по той же причине, что и Шриман Махапрабху – распространить прему.

Шрила Гурудев рассказывал, что Шриман Махапрабху приходил распространять имя и прему повсюду. Каким образом? Если у нас нет нитки, мы не сможем из цветов сделать гирлянду. Что такое эта нить? Это према. То есть Кришна в форме Шримана Махапрабху сделал гирлянду. На нить премы Он нанизывал цветы святого имени и распространил всему миру. Это не один цветок, это очень много цветов. Что это за цветы? Это дасья, сакхья, ватсалья, мадхурья – все эти расы. Он соединил их вместе и сделал гирлянду. Тот, кто квалифицирован в дасья-расе, получают дасья-расу, тот, кто квалифицирован в сакхья-расе, получают сакхья-расу, тот, кто квалифицирован для ватсалья-расы, получает ватсалья-расу, а квалифицированные, чтобы получить мадхурья-расу, получают ее.

Таким образом, например, в «Шри Чайтанья-чаритамрите» упомянуто, что Рамананда Рай находится в сакхья-расе. Почему он в сакхья-расе? В нем присутствует Арджуна из Враджа. Но вообще он Вишакха-сакхи.

Шачи деви находится в ватсалья-расе, а Сварупа Дамодар – в мадхурья-расе.

«Расика-шекхара кришна парама-каруна». Кришна – расика-шекхара, Он самый высший наслаждающийся расой. И в то же время Он очень милостивый. Если бы Он был только расикашекхарой, только наслаждающимся, то эти игры не имели бы места. Он парама-каруна. Это означает, что Он распространяет Свою любовь преданным. И Он очень милостив к Своим преданным. Но если у человека присутствует настроение айшварьи, благоговения, то оно препятствует преме.

Сегодня на утренней прогулке один преданный спросил Шрилу Гурудева: «О, Гурудев, в Навадвипе столько настроения благоговения, как мы можем согласовать то, что Кришна и Шриман Махапрабху – одно?». И Шрила Гурудев ответил, что Навадвипа – это скрытый Вриндаван, и Шриман Махапрабху – это тот же самый Кришна. Во Врадже Кришна шутит с гопи, и точно так же Шриман Махапрабху шутит с молодыми девушками. Когда девушки совершали пуджу Ганге-деви, чтобы получить благословение на очень хороших мужей, Шриман Махапрабху подходил к ним и говорил: «Отдайте Мне все, что вы приготовили. Почему вы поклоняетесь Ганге и Шиве? Я муж Ганги, Я господин Шивы. Я вам дам благословение». Некоторые девушки отдавали ему, а тех, кто не желал, Он пугал тем, что проклянет их, и они выйдут замуж за старых мужчин, у которых будет много жен. И тогда, испугавшись, эти девушки говорили: «Хорошо, мы Тебе дадим эти сладости, только не говори так, мы Тебе все дадим». Шриман Махапрабху – Сам Бхагаван в Навадвипе. Но сами жители Навадвипы никогда так не думают. И во Врадже то же самое: жители Враджа никогда не верят, что Кришна – Бхагаван. Их игры аналогичны. И Шриман Махапрабху особенно распространил то, что говорится в шлоке «Анарпита-чарим чарат». Он распространил манджари-бхаву, уннатоджджвала-расу.

Затем Шрила Гурудев рассказал шлоку «Шри радхаях праная махима». Имя Кришны, Его форма, Его качества и игры – всем этим наслаждается Радхика наивысшим образом, как никто другой. Другие также наслаждаются этим, но Радхика – самая высшая.

Затем Шрила Гурудев дал пример. Вчера мы пели бхаджан о том, какое сладкое имя Шьямы. «О, сакхи, почему кто-то сделал так, что я должна была услышать имя Шьям? – говорит Радхика, – Теперь я совершенно потеряла покой». Или другое значение: «О, сакхи! Имя Кришны настолько сладкое! Кто же принес этот нектар в мои уши?». И Шрила Гурудев сказал: «Если лишь Его имя оказывает такое впечатление, каким же будет результат, если кто-то дотронется до тела Кришны? Это невозможно описать». Если Кришна там, как девушки могут оставаться благочестивыми? Кришна разрушает их благочестие, и Они просят Его: «Кришна, встреться со мной и поставь Свои стопы мне на голову».

Такова сладость имени. Шрила Гурудев рассказывал все это вчера прекрасным образом из глубины своего сердца.

Шрила Гурудев рассказал только одну шлоку из «Вену-гиты», где описывается прекрасная форма Кришны. Кришна вмещает в Себе 12 рас. Вчера не было времени, и Шрила Гурудев не обсудил это. Он только рассказал, что, когда Кришна взошел на арену Камсы, Он и Баладев Прабху были еще совсем мальчишками. Им было по десять лет и восемь месяцев. А с другой стороны были огромные Чандра и Муштика. И женщины Матхуры произносят: «Если лев в лесу, то он красив и могущественен, но если его посадить в клетку, он потеряет свое великолепие. Враджагопи очень удачливы, поскольку они видят Кришну во Врадже. А мы видим сейчас Кришну здесь, и это словно лев в клетке. Нет никого, кто бы мог защитить Кришну! Эти Чандра и Муштика такие огромные! Это будет нечестная борьба.

Кришна и Баларам – маленькие мальчики, пусть бы Они боролись с такими же, как Они. Перед ними гиганты, а у Них ещё даже молочные зубы не выпали!». «Но Он убил Путану и множество других демонов, – говорят им. – Он совсем не маленький мальчик». Таким образом женщины Матхуры восхваляют враджа-гопи, то, насколько они удачливы, и насколько их жизнь успешна.

А далее Шрила Гурудев описал качества Кришны.

Господь Рама убил Равану и Кумбхакарну, но они опять пришли в этот мир, как и раньше. И также Варахадев и Нарасимхадев не давали освобождение тем, кого убивали. А Кришна, убив Шишупала и Дантавакру, дал им самое высшее, чего они могли достичь. А Путана получила положение, подобное матери, но не во Вриндаване, а на Голоке.

Именно Кришна освобождал демонов и давал им высшее благо.

Сегодня мы будем обсуждать детские игры Шримана Махапрабху, а завтра будет пьеса о том, как Джагай и Мадхай были освобождены.

Есть ли у вас какие-то вопросы?

Кишори-мохан дас: Шрила Гурудев сказал, что только Кришна дает освобождение. Можете объяснить это поподробнее?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Другие реинкарнации хотя и дают освобождение, но они не дают его так, как дает Кришна. Он отправил Путану на Голоку Вриндавана, а другие реинкарнации такого не дают. Они могут отправить только на более низкие планеты, например, на Брахма-локу, но не больше.

Рамачандра дас: Только до Вайкунтха-локи?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Только до Вайкунтха-локи и не выше этого, только ниже Голоки.

Преданный: Адвайта Ачарья звал Господа, и Господь пришел в это время в начале Кали-юги. Это было время, когда Он должен был прийти?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Нет. Все реинкарнации приходят в конце той или иной юги, а поскольку Адвайта Ачарья очень сильно звал, то Господь пришел в начале Кали-юги.

Шрипад БВ Ашрам Махарадж: Шрила Гурудев часто говорил, что те, кто привлечен к линии Шримана Махапрабху, почти все в мадхурья-расе. Но почти все – это не означает, что все 100 процентов?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да, почти все. Но кто-то в дасья-расе также. Шачимата – в ватсалья-расе. Поэтому «почти все в мадхурья расе» – это значит, что есть исключения. В «Джайвадхарме» Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что у Виджая-кумара и Браджанатха один гуру, но один в сакхья-расе, а другой в мадхурья-расе.

Ещё другой пример разных настроений. У Нарады Риши есть ученики Дхрува и Прахлад. Дхрува находится на Вайкунтхе, Дхрува-локе, а Прахлад стал гьяни-бхактой. И также у Нарады Риши есть ученики Вальмики и Вьясадев. Вальмики стал рама-бхактой, а Вьясадев стал кришна-бхактой. Есть очень много примеров. Точно таким же образом, не смотря на то, что у преданных тот же самый гуру и они в той же самой линии, у них могут быть различные настроения. Это не обязательно, что у всех одно и то же настроение.

Преданный: В теле Шримана Махапрабху Вишну устанавливает юга-дхарму. А когда Кришна убивал демонов, это тоже действовал Вишну?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Это Вишну, который внутри Кришны, но Он делает это, не непосредственно будучи в теле Кришны. Мы видим, что Кришна убивает, и демоны получают хорошее предназначение. Точно так же только Шриман Махапрабху мог дать всем высшее предназначение. Вишну и все инкарнации присутствуют в теле Шримана Махапрабху. Когда в другие Кали-юги приходит юга-автара, в это время они получают только вайкунтха-прему, но не больше. Но когда пришел Шриман Махапрабху, люди получили особое благо, они получили прему Голоки Вриндавана. И, несмотря на то, что Вишну присутствует в Нем и проповедует юга-дхарму, внешне никто не может видеть, что это делает Вишну. Точно так же, как Вишну убивает демонов, но внешне мы видим, что это делает Кришна, и благодаря прикосновению Кришны они получат особое благо. И таким же образом Шриман Махапрабху дает юга-дхарму, но нет такого, что и в других югах все получают такое благо.

Преданный: Можете объяснить различие между Голока и Гокул Вриндаваном?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Голока и Гокул Вриндаван – это одно и то же, только разные названия. Гокул – это ватсалья-раса, а Вриндаван – это мадхурья-раса. Голока – это вот как Шрила Гурудев сидит здесь на сцене, и тут много стен вокруг, и стены Гокулы, границы, называются Голокой. Все игры проходят там, но Радха и Кришна там в настроении айшварьи. И все враджа-парикары там, но в настроении благоговения. А Гокула – это мадхурья. И когда садхака квалифицирован, тогда он может, будучи в этом мире, видеть Голоку в Гокуле и Гокулу в Голоке, иметь даршан. Ума диди может это объяснить.

Преданный: Почему Кришна украл у Шримати Радхики Ее золотой цвет тела и настроение?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Потому что Радхика не разрешила бы их взять. Если бы Радхика знала, Она бы не позволила, но Кришна хитрый, и хитрым образом Он украл это у Радхики.

  1. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.15-16
  2. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 1.6
  3. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.15-16
  4. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 1.6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.