Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад паривраджака-ачарья аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я приношу свои поклоны лотосным стопам моих духовных дедушек, нитья-лила-правишта ом вишнупад Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и нитья-лила-правишта ом вишнупад Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. Я предлагаю свои поклоны всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь под руководством триданди-санньяси.
Вчера мы обсуждали гуру-таттву, и сегодня мы продолжим ее изучать.
Почему мы принимаем прибежище у лотосных стоп истинного гурудева? Если мы этого не делаем, то какой будет результат?
В писаниях упомянуто, что маха-мантра настолько могущественна, что даже нет необходимости принимать дикшу. Но почему же нужно принимать инициацию – сегодня мы это обсудим.
Шри гуру-пуджа, служение гуру – это позвоночник бхаджана. Без позвоночника мы не можем жить, он нам необходим. И точно так же, если кто-то хочет прогрессировать в сознании Кришны, он должен принять инициацию у истинного гуру. Если у вас нет истинного гурудева, то вы не сможете прогрессировать в сознании Кришны. Можно лишь получить небольшой прогресс, если вы будете хорошо служить. И тогда в следующей жизни вы можете получить гурудева. Такой прогресс вы можете совершить, но достичь главного результата будет невозможно. Нужно прийти в правильную линию, и только тогда вы сможете продвигаться в сознании Кришны легко.
Что будет, если вы примете инициацию? Шри Гуру станет вашим посредником, но он не будет брать от вас никаких процентов. Наше сердце очень грязное, оно полно анартх. И гуру очистит наше сердце и предложит его Шри Чайтанье Махапрабху и Божественной Чете. Он не будет наслаждаться нами. Истинный гуру никогда не становится наслаждающимся. Шри Кришна – высший наслаждающийся, то есть он предлагает нас Кришне.
Наше сердце полно анартх. Каких? Это нежелательные вещи и различные желания. Артха – это то, что необходимо, а анартха – то, в чем нет необходимости для бхаджана. Если вы хотите знать детали, вам нужно принять прибежище у Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура и особенно Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Нужно читать «Шри Бхаджана-рахасью» и «Мадхурья-кадамбини» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура с комментариями Шрилы Гурудева, и тогда вы будете очень хорошо все это знать и разбираться в этом.
В «Мадхурья-кадамбини» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит о шести видах анартх: утсаха-майи, гхана-тарала, вйудха-викалпа, вишайа-сагара, нийамакшама, тарангарангини.
Утсаха-майи значит ложный энтузиазм. Шрила Гурудев говорит, что нужно ежедневно читать 64 круга. Шрила Харидас Тхакур читал ежедневно 192 круга и никогда не пропускал. Минимум нужно читать 16 кругов. Когда кто-то получает инициацию и наполняется энтузиазмом, он говорит: «Я буду делать это, я буду делать то…» А через несколько дней он уже не может – становится уставшим, у него болит голова, он не может прямо сидеть.
Гхана-тарала. Сначала у нас было много энтузиазма, а после наоборот. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур дает пример. Например, ребенок идет в школу, и учитель дает ему очень красивый букварь с картинками. Ребенок изучает все буквы и становится радостен и счастлив. А через несколько дней уроки становятся более трудные. Ребенок не справляется, и учитель ругает его. «Теперь получается, что я не настолько хороший», – думает он. И на следующий день он даже не хочет идти в школу.
В бхакти точно так же. Когда человек принимает инициацию, в первые дни он полон энтузиазма, а когда на его пути встречается что-то трудное, он не может это понять, и наступает разочарование.
Вйюдха-викалпа значит нерешительность. Преданный думает: «Что же мне делать? Так много санньяси вокруг, и они везде проповедуют. Нужно ли мне тоже принять санньясу? А если я приму санньясу, тогда кто будет заботиться о моей жене и детях? Мои дети еще маленькие, они даже говорить еще не умеют толком. А родители мои уже очень старые, и я единственный, кто может заботиться них. А если я уйду и оставлю семейную жизнь, то кто же будет заботиться о детях и о моей жене? Нет, я не буду принимать санньясу. Во время Господа Рамачандры и Кришны было очень много семейных. И я тоже буду семейным». А через некоторое время, он думает, что же ему со всем этим делать.
Когда люди женятся, вначале они друг к другу очень привязаны, а потом начинаются какие-то ссоры и вражда. Тогда муж думает: «Как же так?»
В писаниях указано, что если тело горит, то нужно наложить сандаловую пасту, и тогда оно остынет. В Чандра-ятру все тело Тхакураджи умащают сандаловой пастой и камфарой, чтобы охладить. А если ум огорчен, тогда нужно смотреть на луну, и он успокаивается. А если душа огорчена, то нужно быть в хорошем общении. И точно также жена вначале как успокаивающая луна. А после муж думает: «Она была как луна, а теперь как солнце». И между ними столько вражды, что они больше не могут переносить этого. И тогда муж думает: «Нет, я больше не буду с ней, я лучше приму санньясу».
Таким образом, человек пребывает в нерешительности. Как маятник качается туда-сюда, так и ум все время колеблется.
Вишайа-сагара – это значит борьба со своими чувствами, которые хотят наслаждаться. И иногда они побеждают.
Нийамакшама имеет два значения. Это означает правила и предписания. Иногда ты можешь соблюдать правила, а иногда это невозможно. Но если ты привязан к правилам, то это тоже не очень правильно.
В писаниях упомянуто, что если приходит вайшнав, а ты совершаешь арчану, нужно встать, пригласить его, предложить поклоны и спросить разрешения продолжить арчану. Если преданный думает: «Нет, я не буду вставать», когда приходит вайшнав, и не приглашает его, то это оскорбление.
В «Шримад-Бхагаватам» упомянуто, что однажды, когда пришел один риши, Индра даже не открыл глаза. И в итоге он стал слоном, который воевал с крокодилом. Это нийамаграха. Так поступать нельзя.
И также нийамаграха – это если ты принимаешь обет, но не можешь соблюдать его.
И затем таранга-рангини – когда ты немного прогрессируешь, но иногда нежелательные вещи одолевают тебя.
Например, лайя, сон. Ты засыпаешь во время катхи, и особенно когда читаешь гуру-мантру или гаятри, которую дал гурудев. Сидишь, воспеваешь и засыпаешь, а потом вспоминаешь, что читал гаятри, просыпаешься и снова начинаешь. На хари-катхе и киртане засыпаешь меньше. А больше всего – когда читаешь мантры. Это называется лайя.
Также, когда мы слушаем, иногда через какое-то время мы уже не понимаем, о чем говорят. Это называется апратипати. У нас есть какие-то недостатки, впечатления в сердце. Мы слушаем харикатху, но из-за этих плохих впечатлений приходят плохие желания.
Также есть расасад, когда слушаешь хари-катху, и ум стремится в другом направлении. Ты думаешь, например, о том, что оставишь свою работу, но ты слушаешь хари-катху или читаешь мантру. Эти мысли в голове – это всё анартхи.
Если ты хочешь преодолеть анартхи, нужно принять прибежище у истинного гурудева – только он может убрать их. Так что нужно обязательно это сделать. Наша главная цель – это кришна-према.
Можно ли достичь ее без гуру? Без гуру вы не можете достичь успеха даже в материальной жизни. То есть гуру – это тот, кто руководит.
Но только одна инициация ничего не сделает. Если вы посадили дерево, этого недостаточно – его нужно питать, поливать, полоть сорняки. И когда уже дерево вырастет, тогда оно даст фрукты. То же самое с инициацией. Всегда нужно быть в хорошем общении. Если приезжает вайшнав с проповедью, а преданный думает: «Я туда не пойду, я никого не буду слушать», не ставит тилаку, не делает ачаман, не читает гаятри-мантры и харинам, тогда не будет результата. Нужно всегда быть в хорошем общении и всегда соблюдать вайшнава-садачар, вайшнавский этикет, иначе не будешь прогрессировать.
Почему мы поздно встаем? Например, до часу ночи ты смотришь кино – как же тогда можно вставать рано утром? Нужно рано лечь, и тогда ты рано встанешь. Если ты рано встанешь, то ум будет очень спокойным. А если будешь смотреть какую-то ерунду перед сном, то тогда не сможешь концентрироваться на бхаджане.
В «Шримад-Бхагаватам», в 6 песне, описывается история Аджамилы. Он был брахманом. Он вставал очень рано утром и делал жертвоприношения каждый день. Но когда-то он увидел, как одна женщина и мужчина занимались любовными утехами, и тогда вся его хорошая жизнь закончилась. Это оказало на него настолько глубокое впечатление, что он связался с проституткой и оставил весь свой бхаджан.
Чтобы наш ум освободился от анартх, нужно прилагать усилия самим и молиться Шриле Гурудеву. Очень важно получить инициацию у гуру, иначе нельзя прогрессировать в сознании Кришны.
гуру-дикша вихинасйа
на сиддхим на сад-гатим
тасмат сарва-прайатнена
гуруна дикшитам бхавет3
Если ты получаешь инициацию не от истинного гурудева, то ты никогда не достигнешь совершенства. Нужно обязательно быть инициированным истинным гуру.
Вчера Шрила Гурудев попросил рассказать, в какой ситуации можно оставить гуру и что тогда делать. Дикша-гуру никогда нельзя оставлять, но есть шесть видов вайшнава-апарадх.
Первая – побить вайшнава. Далее – критиковать вайшнава без причины. Однажды один проповедник критиковал другого, и я спросил его: «Мой дорогой вайшнав, каков результат от критики? Если ты критикуешь кого-то без причины, тогда все его плохие качества придут к тебе». Если ты без причины критикуешь других, то это апарадха. И даже если есть причина, зачем критиковать? Нужно критиковать себя и свой неконтролируемый ум. Если ты можешь дать какие-то хорошие впечатления, что-то исправить, то это можно делать, но если ты не можешь это сделать и критикуешь, тогда все плохие качества перейдут к тебе.
Шрила Гурудев рассказывал историю. Однажды в деревне жила одна проститутка и один святой. И этот святой все время критиковал проститутку. А она все время жаловалась: «Я настолько плохая! У меня ужасная профессия! Я бы хотела пойти к садху, но не могу, иначе это место будет нечистым. Моя жизнь проходит впустую». Она все время жаловалась, кто бы к ней ни приходил, и всем говорила идти к садху и слушать хари-катху.
Однажды в какой-то день случилось очень сильное землетрясение. Вся деревня была погребена под землей. А затем пришли три страшных посланника бога смерти, ямадуты, желая забрать душу этого святого. «Кто вы такие? Зачем вы пришли?» – спросил их святой. «Мы посланники Махараджа Ямы. Мы пришли забрать тебя на адские планеты», – ответили они. «Нет-нет, вы должны идти туда, к этой проститутке», – сказал святой. «Нет, мы пришли к тебе», – ответили ямадуты. «Но почему? – не понимал он. – Я же святой, у меня кантхимала, тилака». «Да, – сказали они, – но твой ум все время критиковал эту проститутку, так что все ее плохие качества пришли к тебе. Поэтому тебе нужно идти на адские планеты». И, связав силой, они повели его с собой.
А тем временем четыре вишнудута, посланника Бхагавана, пришли к этой проститутке. «О, почитаемая деви, садись в эту колесницу и отправляйся на райские планеты Вайкунтхи», – сказали они ей. «Нет-нет, вы пришли не туда, – отвечала она. – Вам нужно идти к святому. Это он квалифицирован, чтобы пойти на райские планеты, а не я». «Нет, наш Прабху послал нас сюда, – сказали они ей. – Несмотря на то, что ты проститутка, ты все время обсуждала хари-катху. Кто бы ни приходил к тебе, ты всем рассказывала хари-катху и говорила, чтобы они шли к садху. По этой причине к тебе пришли хорошие качества, и ты отправишься на Вайкунтху». Так что ни в коем случае нельзя критиковать вайшнавов.
Также не нужно быть завистливым по отношению к вайшнавам. «Это моя территория, почему этот вайшнав пришел сюда?» – может думать кто-то.
Если вы поедете в Индию, во Вриндаван, то увидите, что там очень много обезьян. И если у вас есть фрукты, они заберут их, а также они забирают очки.
Однажды мы шли от Рупа Санатана Гаудия Матха к Сева-кунджу. В это время Враджанатх прабху, несколько других западных преданных и я были там со Шрилой Гурудевом. И один преданный сказал: «Враджанатх, будь осторожен, обезьяны увидят твои очки». Шрила Гурудев снял очки, а Враджанатх прабху ответил: «Я здоровый и высокий, как обезьяна может забрать мои очки?» И после того как он сказал это, через несколько секунд к нему на плечи села обезьяна и забрала его очки. «Что это такое? Как это случилось?» – недоумевал он. Все стали смеяться, а обезьяна сломала его очки, и с ними было покончено. То есть Враджанатх прабху думал: «Это же моя территория, почему она пришла?»
Обезьяны в разных местах держатся группами, и бывает, что одна группа воюет с другой. Когда будете жить во Вриндаване, вы увидите это. Если вы проходите мимо, они могут вас атаковать. И у собак тоже бывают разные зоны и группы. Если собака пересечет чью-то зону, то ей будет плохо.
Итак, никогда нельзя думать: «Это моя зона, никто не может сюда прийти».
Однажды Шрила Гоур Говинда Махарадж пришел встретиться со Шрилой Гурудевом в Джаганнатха Пури. И Шрила Гурудев спросил: «Почему вы не ездите проповедовать туда-то?» «Они говорят, что это не моя зона, – ответил он. – И я не могу ездить туда».
Никогда не будьте завистливы по отношению к вайшнаву. Если возвышенный вайшнав приходит, нужно его пригласить. А если вы этого не делаете, тогда это вайшнава-апарадха.
Также, если вы видите вайшнава и злитесь: «Я тут очень занят, почему ты пришел?», если вы не счастливы, не радуетесь вайшнаву, все это причина того, что вы можете упасть.
Нужно быть очень внимательными, и если гуру виновен в вайшнава-апарадхах, нужно его обязательно оставить.
Гуру находится в состоянии отречения, у него очень много учеников. Женщины-ученицы – как дочери. А если гуру привлекается своими ученицами, девушками, женщинами, то это очень плохо. Более того, будучи санньяси, если он идет ночью к проститутке и делает подобные вещи, это очень плохо. Если он не знает, какие обязанности ему предписаны, нужно отказаться от такого гуру. В соответствии с правилами и предписаниями, нужно быть инициированным истинным гурудевом. Шрипад Шуддхадвайти Махарадж вначале был с одним гуру, но он пал, потом с другим, и он тоже пал, и потом он пришел к Шриле Гоур Говинде Махараджу. Затем он пришел к Шриле Гурудеву, и тот дал ему санньясу. Сначала он пришел узнать, разведать, что и как, и потом все понял.
Более того, когда приходит более возвышенный вайшнав, и вы спрашиваете разрешения у своего гуру послушать его катху, а тот отказывает, он не истинный гуру. Нужно отказаться от него, пойти к истинному вайшнаву и принять его.
Если вы не инициированы истинным гуру, то вы не можете прогрессировать. Кришна не примет вас, если вы совершаете бхаджан, и у вас нет гуру. Кришна говорит нам:
пратхаман ту гурум пуджьям таташ чаива мамарчанам
курван сиддхим авапноти хй аньятха нишпхалам бхавет4
«Мой дорогой преданный, сначала поклоняйся своему гуру, служи ему, прими от него разрешение, а потом приди ко Мне. Только если ты удовлетворишь своего гуру, ты сможешь достичь Меня и совершать Мне бхакти».
Перед тем как поклоняться Тхакураджи, нужно вначале совершать гуру-пуджу. «Поклоняйтесь гуру, служите гуру, а затем поклоняйтесь Мне, – говорит Кришна. – Если вы будете поступать таким образом, тогда вы получите бхакти, а иначе все будет впустую».
Когда вы совершаете огненное жертвоприношение, если будет пепел, но не будет огня, то не будет результата. Точно таким же образом, если у вас есть гуру и вы совершаете бхаджан, тогда вы будете прогрессировать, в другом случае нет. Нужно обязательно быть инициированным истинным гурудевом. Если бы удовлетворите гуру, вы получите бхакти.
Почему бхакти, а не гьяна, не карма? Это выше, чем гьяна и карма. Гьяна и карма – это неплохо, но карма и гьяна не могут привести вас к Кришне. Бхакти приведет вас к Кришне. Бхакти может устроить так, что вы получите даршан Кришны. Кришной можно управлять только благодаря бхакти, а не гьяне, карме или чему-то другому. Если гьяна не сопровождается бхакти, нужно отказаться от нее. И если карма не связанна с бхакти, нужно ее оставить. Только бхакти может привести к тому, что вы получите даршан Кришны и будете управлять Им.
Я приведу пример. У одного царя было две жены: Сунити и Суручи. Сунити следовала всем правилам и предписаниям, а Суручи всегда желала наслаждаться, пребывала в страстном состоянии. Когда Дхрува Махарадж, сын Сунити, увидел, что его брат сидит на коленях отца, он тоже захотел сесть ему на колени. Но когда Суручи увидела это, она стала его ругать: «Ты не можешь сидеть на коленях своего отца. Сперва ты должен умереть и родиться от меня, и только тогда ты сможешь это делать». Дхрува очень сильно огорчился и начал плакать. И, увидев его расстроенным, мать спросила его: «О, мой дорогой мальчик, почему ты плачешь? Если ты хочешь сидеть на коленях отца, отправляйся к Хари». «А как мне попасть к Хари?» – спросил он. «Тебе нужно пойти в лес», – сказала она. И ночью Дхрува Махарадж убежал из дома и пошел в Мадхуван совершать бхаджан.
Увидев это, Нараяна обеспокоился, и Лакшми-деви спросила его: «Почему ты так беспокоен, Прабху?» «Один из моих бхакт хочет получить Мой даршан», – сказал Он. «Так пойди и дай ему даршан, почему Ты не идешь?» – сказала ему Лакшми-деви. «Потому что у него нет гуру, – ответил Бхагаван. – А если кто-то не инициирован у истинного гурудева, тому Я не могу дать даршан». И тогда он вдохновил Нараду спуститься и дать инициацию Дхруве, и только после этого даровал Свой даршан. Таким образом, нужно быть инициированным истинным гурудевом.
После смерти наши отношения со Шри Гуру не заканчиваются. Они вечные. И если вы еще не освобождены из этого мира, Шрила Гурудев будет приходить в любой форме, чтобы вам помочь. Таким образом, акханда-гуру-таттва Шри Нитьянанда Прабху, Шри Баладева Прабху и любое Их проявление придет, чтобы вам помочь.
Вы можете думать: «В этом мире есть интернет, маха-мантра есть в книгах, почему нужно идти к гурудеву? Если я хочу что-то делать, а гурудев будет говорить не делать этого, почему мне нужно предаться? Почему нужно, чтобы он контролировал меня? Я лучше пойду в интернет и там все найду». Нет, это невозможно. Если вы хотите, например, стать адвокатом или доктором, разве можно сделать это по интернету? Нет. Если вы пойдете работать, вас спросят, где у вас сертификат и выгонят. Точно также, если вы не инициированы истинным гуру, вы не можете попасть в царство Господа. Нужно быть инициированным истинным гурудевом и всегда быть в хорошем общении.
Шрила Гурудев говорит, что после стольких рождений Господь дает этот шанс, чтобы мы могли совершать бхаджан, имея человеческую форму жизни. Если в человеческой форме жизни мы всегда будем удовлетворять свои чувства, это неправильно. Потому что все то же самое можно получить в любой другой форме жизни: кушать, спать, размножаться и защищаться. Все то же, что делают животные. Человеческую форму жизни нельзя растрачивать таким образом, иначе мы будет страдать снова и снова. Это большая удача – получить человеческую форму жизни. Она как корабль, где должен быть капитан. А кто такой капитан? Истинный гурудев, Шри Гурупад-падма. А в парусах должен быть благоприятный ветер. Что это? Это садху-санга. Тогда жизнь будет успешна, иначе нет.
Мы должны всегда помнить о гуру. Когда Шрила Гурудев приезжает в одно место, все полны энтузиазма, а когда уезжает оттуда, снова становятся слабыми. Мы должны знать: «Шрила Гурудев в моем сердце, и я буду следовать тому, что он дал». Тогда его можно очень легко удовлетворить. Если вы искренни, если ваше сердце простое, тогда Шрила Гурудев будет удовлетворен. Но если вы двуличны, удовлетворен он никогда не будет.
Есть ли у вас вопросы?
Преданный: Есть ли какое-то благо, если слушаешь маха-мантру не из истинного источника?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Можно ответить двумя путями. Если кто-то является освобожденной душой, то да. Но это не имеет значения для нас, мы должны слушать от истинного источника. Если кто-то является освобожденной душой, из какого бы они источника ни слушали, они будут вдохновлены. В нашей же ситуации мы должны слушать маха-мантру от истинного источника.
Если вы получите маха-мантру не из истинного источника, то она не будет действовать в вашем сердце. А если из истинного, то вы будете прогрессировать.
Преданная: Если воспеваю мантру без гуру, то какой будет результат?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Если не имеешь гуру, то в следующем рождении придешь к лотосным стопам истинного гуру. Такое будет благо. А что будет, если в этом рождении получишь инициацию и войдешь в правильный процесс? Очень много получишь блага и очень сильно будешь прогрессировать.
Другие вопросы?
Преданная: Если встречаешь кого-то и проповедуешь, можно дать маха-мантру от имени Шрилы Гурудева?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Если распространяем книги, проповедуем, можете, нет проблем.
Преданный: Гаудия-матх следует нирджала-экадаши в определенный день, ИСККОН делают это на день раньше, почему?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: В соответствии с определенными зонами не везде в один и тот же день. Например, в Индии в один день, а в Америке на день раньше.
Шрипад БВ Бон Махарадж: Многие преданные спрашивают, что такое джапа-ретрит.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Я не видел ни в одном писании о джапа-ретрите и не слышал от Шрилы Гурудева. Я спрошу Шрилу Гурудева, и потом вам отвечу. Но если вы воспеваете харинам, то хорошо.
Шрипад Триданди Махарадж объяснит.
Шрипад БВ Триданди Махарадж: Пользуясь возможностью, я хочу объяснить, что я делаю. Мы собираемся вместе, как маленький храм, на 7 дней, лучше всего уединенное место. И у нас полная программа, как в храме: мангала-арати, лекции, и весь день воспеваем, вместо того чтобы бегать весь день туда-сюда и делать разные вещи. А вечером гаура-арати, и мы обсуждаем наши реализации в течение этого дня. Я просто использую этот термин, джапа-ретрит, но вообще это возможность для людей, которые живут, например, в городах, и у них сложности с тем, чтобы совершать бхаджан. Это возможность собраться вместе и получить как бы инъекцию, в течение недели концентрироваться только на бхаджане. Это мое служение в настоящее время.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Еще вопросы?
Преданный: Что Шрила Гурудев сказал о том, как удовлетворить Кришну?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Шрила Гурудев сказал, чтобы удовлетворить Кришну, нужно удовлетворить гуру. Есть разные уровни преданных: каништха, мадхьяма, уттама. Различное служение в зависимости от уровня. Например, кто-то каништха, а кто-то мадхьяма. У уттама и мадхьяма различный бхаджан. Точно так же, чтобы удовлетворить гурудева, тоже есть градации. Как вы можете удовлетворить гурудева?
Например, когда Шрила Гурудев начал проповедовать в 1996 году в Нью-Джерси, ученик Шрилы Свами Махараджа принял Шрилу Гурудева, и он жил у него. И однажды к Шриле Гурудеву пришли шесть человек и сказали: «Мы слышали, что вы приехали из бедной Индии. Что вы можете нам дать?» И тогда Шрила Гурудев сказал: «В вашем представлении, может быть, и бедная, но культура самая высшая. Никто не может сравниться с ведической традицией. И я пришел, чтобы дать вам ее. С самого рождения я никогда не просил ни о чем, я лишь хотел знать, как дать, как жертвовать». «Что вы можете пожертвовать?» – спросили они. «В настоящее время самая главная проблема – это загрязнение, – ответил Шрила Гурудев. – Особенно звуковое. И мы очень легко можем его уменьшить». «Как?» – спросили они. И тогда Шрила Гурудев спросил: «Если ты возьмешь камешек и бросишь в пруд, то что будет?» «Пойдут волны, а потом исчезнут», – ответил кто-то из гостей. «Да, – сказал Шрила Гурудев. – Но, несмотря на то, что мы не сможем этого увидеть, каждая волна будет становиться все меньше и меньше-меньше, пока она не достигнет каждого края этого пруда. Таким же образом, когда мы совершаем харинама-санкиртану и даем хари-катху, она достигнет каждого уголочка мира. Вибрации расходятся, как волны».
«Вы ученый?» – спросили Шрилу Гурудева гости. «Нет, я не ученый», – ответил он. – Я говорю лишь то, что слышал от своего гурудева и из опыта своего бхаджана». «Нет, мы не верим в это, – ответили они. – Если вы не ученый, вы бы так не ответили». «А вы ученые?» – спросил их Шрила Гурудев. И, услышав это, они засмеялись, потому что они на самом деле были учеными. «Мы пришли проверить вас, как вы можете проповедовать», – ответили они. Кто-то из них был учеником Шрипада Бхактиведанты Свами Махараджа, который затем принял Шрилу Гурудева.
«Мы здешние ученые, – говорили они. – Мы путешествовали и записывали звуковые волны по всему миру: от животных, от машин и так далее. И в Индии мы увидели, что святые люди часами воспевают маха-мантру. Как это так? И тогда мы проверили в лаборатории и увидели, что все звуки лишь увеличивают загрязнение, а маха-мантра их уменьшает. Вы абсолютно правы».
А затем они спросили Шрилу Гурудева: «Что должно быть первостепенно: убрать анартхи, а потом совершать бхаджан или наоборот?» «А как вы думаете?» – спросил Шрила Гурудев. «Я думаю, что сначала нужно убрать анартхи, и когда сердце будет чистым, совершать бхаджан», – ответил кто-то из ученых. «Нет, это неверно, – сказал Шрила Гурудев. – Как убрать воздух из кувшина? Если вы специальной машиной выкачаете его, то что тогда случится? Он сожмется или сломается. А если вы будете наполнять его водой, то вода будет вытеснять собой воздух. И точно так же, чем больше вы будете совершать бхакти, тем больше анартх будет уходить. Это процесс».
Таким образом, есть много возможностей удовлетворить Шрилу Гурудева. Каништха, мадхьяма и уттама могут удовлетворить его в соответствии со своей искренностью и простотой сердца.
Ямуна даси: Если кто-то принял истинного гуру, но тот оставил этот мир, то тот преданный идет получить шикшу у другого истинного вайшнава. Нужно ли в этом случае опять получать мантру?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Нет, если вначале тебя инициирует истинный гуру, но он оставил этот мир, не нужно получать снова мантры, только шикшу.
Преданный: Шрила Гурудев сказал, что если киртан идет, нужно обязательно воспевать?
Шрипад БВ Мадава Махарадж: Если все воспевают киртан, а ты нет, тогда к тебе придут все плохие вещи, вся плохая карма. А когда воспеваете и другие воспевают, то все плохие вещи уходят. То есть, если идет киртан, все должны воспевать.