Кто такой гуру

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад паривраджака-ачарья аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я приношу свои поклоны лотосным стопам моих духовных дедушек, нитья-лила правишта ом вишнупад Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и нитья-лила правишта ом вишнупад Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. Я предлагаю свои поклоны всем вайшнавам и вайшнави и гостям, собравшимся здесь, чтобы послушать хари-катху из лотосных уст Шрилы Гурудева под руководством триданди-санньяси.

Шрила Гурудев велел мне рассказать о дикша-гуру, шикша-гуру, чайтья-гуру и вартмапрадаршака-гуру, кто может быть гуру и как выбрать гуру.

Кто такой гуру? «Гу» значит «темнота», а «ру» значит «свет». Гуру – это тот, кто может перенести вас из тьмы на свет. Тьма – это невежество. Все те, кто не совершает бхаджан, живет в невежестве, в темноте. А что такое свет? Свет – это Сам Кришна. И тот, кто может вывести нас из невежества напрямую к Кришне – это и есть гуру.

Это санскритское слово. Мы можем также говорить «духовный проводник», но необходимо использовать правильную терминологию. Так же как и в медицине используют лишь определенную медицинскую терминологию, а не какую-то другую, таким же образом, если вы хотите совершать бхаджан и сделать свою жизнь успешной, нужно использовать духовные термины.

Кто такой гуру, каковы его признаки и почему мы должны принимать гуру? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, нужно понять, что каждый в этом мире хочет счастья. Никто не хочет страдать. И, чтобы достичь счастья, для этого нужно применить определенный метод.

У нас есть множество желаний, но не все они исполняются. И мы не хотим страдать. Если мы действительно хотим быть счастливы, мы должны принять гуру. Каковы его признаки? В «Шримад-Бхагаватам» говорится:

тасмад гурум прападйета
джиджнасух шрейа уттамам
шабхе паре ча нишнатам
брахманй упашамашрайам4

Перевод: «Поэтому любой, кто по-настоящему желает истинного счастья, должен искать духовного учителя а, найдя его, принять у него прибежище. Квалификация духовного учителя такова: он осознал заключения Священных писаний, тщательно их изучив, и способен убедить других в их истинности. Таких великих людей, принявших прибежище у Верховного Господа и оставивших все материальные взгляды, следует считать истинными духовными учителями».

«Тасмад» значит «по этой причине». Что это за причина? В этом мире все мы подвержены трем видам страданий: адхибхаутика, адхидайвика и адхьятмика. Адхьятмика – это страдания от нашего неконтролируемого ума. Адхидайвика – это страдания от полубогов. Засухи, цунами, землетрясение, наводнение – все это делают полубоги. Адхибаутика – это страдания от других живых существ: от насекомых, от животных и т.д. Хотим мы этого или нет, мы подвержены этим трем видам страданий.

Мы хотим быть свободны и по-настоящему счастливы, и поэтому мы должны предаться полностью лотосным стопам Шри Гуру.

Каковы его признаки? Тот, у кого есть желание достичь наивысшего счастья, должен принять прибежище у того, кто является шабхе паре ча нишнатам брахманй упашамашрайам.

У гуру есть внешние признаки и внутренние признаки. Внутренние признаки очень сложно понять. «Шабде паре ча нишнатам». «Паре» означает, что он должен быть реализованной душой, он должен быть спутником Шри Чайтаньи Махапрабху и Радхи-Кришны. Как это можно понять? Благодаря общению с истинными вайшнавами можно понять, кто такой Шри Гуру, и является ли гуру истинным или нет. Только благодаря общению с вайшнавами, иначе невозможно.

А внешние признаки – шабхе ча нишнатам. Он должен быть квалифицирован в шабде, во всех писаниях: во всех Ведах, «Рамаяне», «Махабхарате» – во всех шастрах. И если у ученика есть какие-то сомнения, то все эти сомнения гуру мгновенно может разбить цитатами из писаний.

Второй признак – он должен быть отречен от материального мира. В этом материальном мире все жаждут три «M» и три «W». Мужчины жаждут women (женщин), wealth – (богатства) и wine – (вина). А для женщины жаждут men (мужчин), money (деньги) и marihuana (марихуаны). Духовный учитель должен быть отреченным от этого, и тогда можно ему предаться, и жизнь будет успешной. Невозможно достичь Кришну, будучи привязанным к этим вещам. Нужно предаться такой личности, которая отречена от этого.

Говорится, что ученик и гуру должны проверить друг друга в течение года. Гуру может проверить ученика за одну секунду, но ученику очень сложно проверить гуру, поэтому всегда нужно находиться в общении с вайшнавами.

Есть гуру двух видов: дикша-гуру и шикша-гуру. А до них есть еще чайтья-гуру и вартма-прадаршака-гуру. Если у нас есть желание прогрессировать духовно, но мы не знаем, кто такой гуру, кто такие вайшнавы, и какой-то друг или вайшнав сказал нам: «О, у меня есть гуру, возвышенная личность», то этот человек, который нам показывает путь к настоящему гуру, называется вартма-прадаршака-гуру. А чайтья-гуру – это тот, кто вдохновляет нас изнутри на то, что мы должны совершать бхаджан, иначе наша жизнь не будет успешной.

В этом материальном мире есть множество богатых людей. Многие из них не понимают, что они могут умереть в любой момент, и они очень сильно привязаны к телесной концепции. Но это тело – это всего лишь вместилище для мочи, испражнений и крови. Поэтому не нужно быть привязанным к этой телесной концепции.

Кришна вдохновляет вас: «Иди и совершай бхаджан, чтобы достичь лотосных стоп гурупадпадмы». Тот, кто вдохновляет нас из сердца – это Сверхдуша, Сам Кришна, чайтья-гуру. А тот, кто показывает нам путь к гуру – это вартма-падаршака-гуру.

А теперь дикша- и шикша-гуру. В писания указано, кто является дикша-гуру. Дикша-гуру как Кришна. Кришна Сам посылает Своего представителя. Иногда Бхагаван приходит Сам, а иногда посылает Своего представителя как истинного гуру.

Санатана Госвамипад написал в «Шри Брихад-бхагаватамрите» историю, когда Кришна пришел как Джаянта, чтобы наставлять Гопа Кумара. А иногда Он посылает Своего представителя в этот мир, чтобы освободить всех живых существ.

Шикша-гуру – это сварупа Кришны, а дикша-гуру – это рупа Кришны. Оба они одинаковы и должны быть на одной платформе, но дикша-гуру только один, а шикша-гуру может быть очень много. Например, в «Шримад-Бхагаватам», в 11 главе, говорится о 24 шикша-гуру.

Дикша-гуру же только один. И его никогда нельзя отвергать. Вы думаете, его можно отвергнуть? Нет. Шикша-гуру может быть очень возвышенным, а иногда дикша-гуру может быть более возвышенным. Но тот, от кого я инициирован – он мой дикша-гуру. А его гуру и гуру, находящиеся выше по парампаре, – они мои шикша-гуру. И так до Самого Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху и Сам Кришна – наши шикша-гуру.

Дикша-гуру поднял нас с низкого положения, и поэтому мы обязаны ему в первую очередь. Только в одном условии можно отвергнуть дикша-гуру – если он совершает оскорбления и завидует чистому вайшнаву.

гурор апй авалиптасйа
карйакарйам аджанатах утпатха-
пратипаннасйа 
паритйаго видхийате5

Если гуру задействует меня в каких-то глупых вещах, он не знает, каковы его настоящие обязанности, если он не совершает свои обязанности правильным образом, в соответствии с Ведами, если он сам совершает глупые вещи и действия против вайшнавизма, необходимо немедленно его оставить.

пунаш ча видхина самйаг грахайед ваишнавад гурох6

Что нужно делать, если ваш гуру упал? Нужно молиться Кришне: «О, Кришна, я в таком жалком положении! Пожалуйста, помоги мне!» И Кришна придет Сам лично, либо пошлет к вам гуру. Молитесь Кришне, и Кришна поможет вам, и тогда вы примите настоящего гуру. А если мы не пойдет к настоящему гуру, мы не сможем сделать нашу жизнь счастливой.

Когда марьяда-пурушоттама Господь Рама приходил в этот мир, Он был инициирован Васиштхой Риши. Лила-пурушоттама Кришна во Вриндаване был инициирован Бхагури Риши. А когда премапурушоттама Шри Чайтанья Махапрабху появился в этом мире, Он был инициирован Ишварой Пурипадом. Они показывали нам примеры того, как важен гуру. И тот, кто хочет быть успешным в этой жизни, должен принять прибежище у истинного гуру.

Если ваш гуру не так квалифицирован, и если вы хотите прогрессировать в бхаджане, вы должны спросить его разрешения. И если он действительно искренний, он должен вас отправить к более возвышенному гуру. А если он скажет «нет, не ходи» и думает, что ученик – его собственность, то это неправильный процесс. Это не гуру – это кенгуру, который коллекционирует учеников в своем мешке. Такого гуру нужно отвергнуть.

Нужно принять такого гуру, который описывается в писаниях, и тогда ваша жизнь будет успешна. Необходимо знать правильную концепцию о гуру.

  1. «Шримад-Бхагаватам», 11.3.21
  2. «Махабхарата», Удьйога-парва, 179.25
  3. «Хари-бхакти-виласа», 4.366
  4. «Шримад-Бхагаватам», 11.3.21
  5. «Махабхарата», Удьйога-парва, 179.25
  6. «Хари-бхакти-виласа», 4.366

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.