Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю мои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхъя гурупада падм, ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад паривраджака-ачарьи Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. И также я предлагаю поклоны всем санньяси, вайшнавам и всем гостям.
Шрила Гурудев велел рассказать мне о храме Говиндаджи. Должно быть, вы слышали уже историю об этом храме. Враджендра-нандана Шьямасундара являет мадху-расу. Он еще не ощутил вкус бхавы Радхики, и, приняв Ее настроение и цвет тела, Он пришел в материальный мир и стал Шачинанданой Гаурахари. Иногда Шачинандана Гаурахари действовал Сам, а иногда посылал Своих спутников, как Шрила Рупа Госвами, чтобы открыть забытые святые места, связанные с играми Господа Кришны, найти божества, написать книги о бхакти и ввести вайшнавский этикет. Итак, шестеро Госвами: Рупа Госвами, Санатана Госвами, Джива Госвами, Гопал Бхакта Госвами, Рагхунатха Бхатта Госвами, Рагхунатха дас Госвами – следовали указаниям Шримана Махапрабху, чтобы выполнить Его наставления. Шрила Бхактивинод Тхакур также сделал очень многое, и поэтому он известен как седьмой Госвами.
Однажды Шрила Рупа Госвами сидел в скорби на берегу реки Ямуны, и вдруг к нему подошел какой-то пастушок и спросил: «Баба, почему ты такой грустный?» «Я ищу божество Говиндадева», – ответил он. «Пойдем со мной, я знаю, где находится то, что ты ищешь», – сказал пастушок. Он отвел его к холму Гоматила и сказал: «Каждый день сюда приходит корова и орошает землю своим молоком. На том месте ты и найдешь то, что искал». И действительно вскоре Шрила Рупа Госвами увидел, как одна корова взобралась на этот холм, оросила его своим молоком, и то тут же просочилось в землю. Взобравшись на холм, Шрила Рупа Госвами увидел, что в нем есть какое-то отверстие и попросил враджаваси раскопать это место. И когда враджаваси начали копать, они увидели прекрасное божество. Это было божество Говиндаджи. Ночью это божество пришло к Шриле Рупе Госвами во сне, и по его велению Шрила Рупа Госвами построил храм, чтобы служить там Ему.
Так проявилось божество Говиндаджи.
Шрила Рупа Госвами написал о Говиндаджи в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.239), а Шрила Бхактивинод Тхакур по мотивам шлоки Шрилы Рупы Госвами написал бхаджан:
бандху-санге йади тава ранга, парихас тхаке
абхилаш, тхаке абхилаш табе мора катха
ракхо, джейо нако джейо нако, матхурайа
кеши-тиртха-гхатера сакаш
В нем говорится, что если кто-то хочет продолжать сохранять привязанность к членам своей семьи, он не должен ходить на берег Ямуны Кешигхата и входить в храм Говиндаджи, поскольку тогда Говиндаджи отнимет твое сердце, и ты больше не сможешь вернуться домой. Говиндаджи стоит там в прекрасном облике, изогнувшись в трех местах, и у каждого, кто получит Его даршан, все в жизни будет кончено.
Но Шрила Рупа Госвами говорит нечто прямо противоположное: «О, живые существа, если вы хотите блага в своей жизни, то идите к Говиндаджи, и тогда все в вашей жизни будет благоприятным».
Живя во Врадже, Шрила Рупа Госвами выполнил множество велений Шри Чайтаньи Махапрабху. Он написал массу писаний: «Бхакти-расамрита-синдху», «Уджджвала-ниламани», «Лалита-мадхава», «Видагдха-мадхава» и многие другие. И в «Бхакти-расамрита-синдху» он описал, что такое бхакти. Это особенная книга. В ней Шрила Рупа Госвами объединил множество определений бхакти в одно.
шри-чаитанйа-мано-‘бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам
В этой пранама-мантре Шриле Рупе Госвами прославляется Шри Чайтанья Махапрабху и Его миссия.
Шриман Махапрабху пришел в этот мир, чтобы ощутить вкус према-расы и одарить весь мир путем рага-марги. Он явился в этот мир с желанием вкусить все величие премы Шримати Радхики и дать рага-маргу. Какую рага-маргу? Какой расы? Дасья-расы, сакхья-расы, а может, ватсалья расы?
Нет. Шрила Рупа Госвами говорит:
анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау
самарпайитум-уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам
харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах сада
хридайа-кандаре спхурату вах шачинанданах!3
«Принесший дар, который прежде никто не давал, нисшедший в век Кали по Своей собственной милости, дающий уннатоджджвала-расу (высокую сияющую расу), являющий красоту Своей бхакти, Хари, сияющий цветом расплавленного золота – пусть Он, Шачинандана, вечно являет Себя в ваших сердцах!».
Это настроение, которое не давалось долгое-долгое время. И Шри Чайтанья Махапрабху дал это настроение во всей полноте – уннатоджджвала-расу, высшую расу.
Кришна имеет взаимоотношения со Своими преданными в огромном многообразии рас: сакхье, ватсалье и так далее. Но настроение манджари, служанок Шримати Радхики – это то, что пришел даровать Шри Чайтанья Махапрабху. Он распространил все это Через Рупу Госвами и других Госвами. И в этой пранаме Шриле Рупе Госвами как раз говорится об этом. Шри Чайтанья Махапрабху хотел прийти в этот мир, чтобы поведать миру о славе этого настроения.
А вчера Шрила Гурудев говорил о бхаджане «Йан кали рупа шарира на дхарата». Он прославлял Шрилу Рупу Госвами. Чтобы достичь бхава-бхакти, нужно совершать садхану, а чтобы совершать садхану, нужно следовать «Шри Упадешамрите». Весь бхаджан описан во всей полноте в «Шри Упадешамрите».
В восьмой шлоке «Шри Упадешамриты» говорится:
тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану-
смртйох крамена расана-манаси нийоджйа
тиштхан врадже тад-анураги-джананугами
калам найед акхилам итй упадеша-сарам
То есть нужно медитировать на наму, гуну, рупу и лилу Бхагавана.
Каждое имя Бхагавана обладает определенным вкусом. Откуда произошли имена Господа? Из Его игр. Если у Него есть лилы, значит, у Него есть образ. Значит, Он не бесформенный абсолют. Женщины Матхуры видят Кришну в одном образе, царицы Двараки видят иначе, и гопи видят его также по-своему.
«Тан-нама-рупа-чаритади». «Чаритади» означает его лилы и Его качества. «Сукиртана» означает, что нужно прославлять Его, нужно совершать киртан. И «тад-анураги» значит, что нужно находиться в анугатье – следовать по стопам близких спутников Кришны и в таком настроении совершать бхаджан. Шрипад Паривраджак Махарадж сказал, что без руководства старших преданных невозможно совершать бхаджан. Поэтому Шрила Рупа говорит в этой шлоке «таданураги» – то есть нужно следовать вайшнавам в своем бхаджане.
харер нама харер нама харер нама эва кевалам
калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха4
Здесь три раза повторяется, что кроме повторения святого имени нет другого пути освобождения в Кали-югу. Но также этот процесс невозможно совершать без руководства старших вайшнавов. Сперва нужно слушать из уст вайшнавов, а потом мы сможем совершать киртан.
Итак, мы должны совершать бхакти под руководством Гуру и вайшнавов. Под руководством Шрилы Рупы Госвами.