Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Шрила Рагхунатха дас Госвами обращается к своему уму с молитвой. Он – вечный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху и Божественной Четы, и ему нет нужды молиться таким образом. Он просто показывает нам пример. Наш ум не управляем, тогда как его ум более чем на сто процентов сосредоточен на бхаджане.
Ум является причиной как освобождения, так и рабства. Освобождение означает сознание Кришны – вернуться домой к Богу и служить Божественной Чете на Голоке Вриндаване. Когда ум настроен благоприятным образом, все будет благоприятно. Неуправляемый ум создает только хаос.
В этом стихе Шрила Рагхунатха дас Госвами обращается к своему уму: «О ум, я держусь за твои стопы. Пожалуйста, помоги мне. Умоляю тебя, обрети трансцендентную рати (любовь) к Шри Гуру». Почему именно к гуру? Без любви к гуру мы не сможем удовлетворить Верховного Господа.
Господь лично заявил:
пратхамам ту гурум пуджйа
таташ чаива мамарчанам
курван сиддхим авапноти
хй анйатха нишпхалам бхавет
(Хари-бхакти-виласа, 4.344)
[Господь говорит:] «Если ты хочешь развивать бхакти ко Мне, сначала поклоняйся и доставляй радость своему гуру. Тогда под его руководством ты сможешь поклоняться Мне, и твоя деятельность станет бхагавад-бхакти. Иначе твое поклонение будет бесполезно».
Поэтому Шрила Рагхунатха дас Госвами наставляет свой ум прежде всего развить рати к лотосным стопам Шри Гуру. В этом стихе слово гурау указывает как на дикша-гуру, так и на шикша-гуру.
Слово гоштхе указывает на места, где живут враджаваси: Нандагаон, Варшана, Мадхуван, Бхандираван, Талаван, Кумудаван, Бахулаван, Камьяван, Кхадираван, Вриндаван, Белван, Бхадраван, Махаван и Лохаван. Также оно относится к Навадвипе (Гаура-мандале) и Кшетра-мандале.
Слово гоштхалайишу подразумевает жителей этих мест: Шридаму, Субала, Васудаму, Мадхумангала, Нанду, Яшоду, Рохини, Лалиту, Вишакху, Чампакалату, Тунгавидью, Рангадеви, Читру, Судеви и прежде всего Шримати Радху Тхакурани. Нам необходимо развить рати к ним.
Слово суджане относится к святым личностям, которые не принадлежат к сампрадае Гаудия-вайшнавов. Мы должны оказывать почтение и вайшнавам других сампрадай.
Бхусура-гане относится к брахманам, живущим во Врадже. Их также нужно почитать.
Шрила БВ Нараяна Госвами Махарадж: Особенно это относится к тем, кто уже утвердился в бхакти.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Главным образом к тем, кто обладает бхакти и следует путем сознания Кришны.
Шрила БВ Нараяна Госвами Махарадж: Эти слова также указывают на преданных Господа Рамачандры и Господа Нрисимхадева.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Всех воплощений. Если преданные поклоняются любому воплощению Кришны, они достойны нашего уважения.
Слова сва-мантре подразумевают мантры, данные нашим гуру, которые мы повторяем после того, как попросили о милости всех достойных поклонения личностей. В особенности сва-мантре относится к гаятри-мантрам.
После этого Рагхунатха дас Госвами говорит шри-намни, что означает шри харинама. Почему он сказал шри-намни вместо намни? Потому что шри – это Лакшми, богиня удачи, которая господствует в духовном мире на всех планетах Вайкунтхи. Шримати Радхика – сарва-лакшми-майи и пара-девата. Она – обитель всех Лакшми. Таким образом, шри харинама означает Харе Кришна или, другими словами, святые имена Шримати Радхики и Шри Кришны. Шрила Рагхунатха дас Госвами в особенности просит нас принять те имена, которые имеют отношение к Шримати Радхике.
Враджа-нава-йува-двандва-шаране – нужно отдать нашу рати (прему, любовь) Божественной Чете Враджа, которая вечно совершает Свои бесконечные игры.
Сада дамбхам – следует оставить ложное эго, под влиянием которого мы думаем: «Я – великий. Я очень достоин. Я – эрудированный ученый. Моя речь так искусна, что привлекает всех».
Если мы успешно завершаем любое дело, это происходит лишь по беспричинной милости Шри Гуру и Шри Кришны. Шрила Бхактивинода Тхакур сказал, что если мы считаем, что сами совершаем действия и что слава и известность приходят к нам благодаря нашим усилиям, то несомненно мы отправимся в ад. Если к нам приходят известность и слава, это только по беспричинной милости лотосных стоп Шри Гуру. Поэтому нам следует думать: «Слава, известность и все, что у меня есть, не для моего наслаждения. Я должен предложить все это лотосным стопам Шри Гуру».
Хитва куру ратим апурвам атитарам. Рагхунатха дас Госвами говорит: «О мой дорогой брат, ум, я касаюсь твоих стоп и умоляю без промедления развить рати к этим трансцендентным личностям». Такова суть «Манах-шикши». Если мы помним учение Рагхунатхи даса Госвами и следуем ему, мы очень скоро продвинемся в сознании Кришны. Иного пути нет.