Достижение ништхи — Россия (Подольск)

Шрила БВ Нараяна Госвами Махарадж: Вчера вечером мы объясняли, как вритти, функция сварупа-шакти (чистое бхакти) проявляется в материальном теле, одухотворяя наши чувства. Мы подробно говорили о разных ступенях аништхита-бхакти, но еще не начали разбирать ништхита-бхакти. Ништхита-бхакти начинается с уровня ништхи, когда человек утверждается на пути преданного служения и контролирует свой ум. Относительно этого существуют еще и другие аспекты, о которых расскажет Мадхава Махарадж.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Вчера мы говорили об аништхита-бхакти. Уровню ништхи предшествуют различные ступени бхакти, которые мы должны пройти прежде, чем достигнем уровня ништхита-бхакти. Каковы препятствия на этом пути? Это лайа, викшепа, апратипатти, кашая и расасвада. Необходимо знать об этих препятствиях во всех деталях.

Что такое лайа? Лайа – это склонность засыпать во время шраванам, киртанам и смаранам. В киртане мы поем и танцуем, и наше тело находится в движении, поэтому вероятность заснуть очень мала. Другое дело – смарана, повторение мантр гаятри. Гурудев дал их нам, и мы садимся и начинаем повторять эти мантры. Наша рука находится под чадаром, но ум постепенно погружается в сон, и через два часа мы обнаруживаем, что сидим и не понимаем, что делаем.

Шрила БВ Нараяна Госвами Махарадж: Таким образом, во время смаранам мы можем заснуть.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Во время шраваны возможность заснуть меньше, чем во время смараны. Но такое тоже случается. Гурудев дает лекцию, идет перевод на русский язык, и мы видим, что многих клонит ко сну. В киртане склонность засыпать проявляется еще в меньшей степени, чем во время шраваны.

Викшепа – склонность отвлекаться. Мы хотим помнить то, что услышали от Гурудева и вайшнавов. Мы пытаемся сосредоточить на этом свой ум, но он все время отвлекается, и наши мысли блуждают повсюду. Иначе говоря, наше памятование не может быть непрерывным. Это называется викшепа: ви означает «особое», кше – «препятствие».

Шрила БВ Нараяна Госвами Махарадж: Например, преданный наносит утром тилаку, садится лицом на восток и пытается сосредоточиться на гаятри-мантрах. Он повторил примерно половину брахма-гаятри, и вдруг в его уме всплывает мысль: «Жена меня бросила. Как это ужасно! Что мне делать?» Так он сидит и думает об этом пятнадцать минут, полностью забыв о брахма-гаятри и всех остальных гаятри-мантрах. Это называется викшепа. Я привел только один пример, но подобных примеров множество.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Апратипатти означает, что мы хотим совершать какой-то вид духовной деятельности, но поскольку наш ум и чувства несовершенны, мы не можем делать это должным образом. Так, например, во время инциации Гурудев объясняет, как правильно повторять мантры, что нужно погрузиться в настроение Вриндавана. Преданный садится и старается думать о Вриндаване, но у него ничего не получается, потому что он несовершенен. Это называется апратипатти.

Шрила БВ Нараяна Госвами Махарадж: (Обращаясь к Аранье Махараджу) Ты можешь объяснить более подробно?

Шрипад БВ Аранья Махарадж: Апратипатти означает безразличие. Преданный должен практиковать шраванам, киртанам и смаранам, но у него нет к этому особого вкуса. Он испытывает какое-то безразличие и потому не может делать это должным образом.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Кашая материальное осквернение, которое возникает в сердце во время бхаджана. Мы стараемся повторять маха-мантру или дикша-мантры, но внезапно у нас возникает чувство зависти к кому-то, и это полностью оскверняет наш бхаджан. Буквальный перевод слова кашая – «недостаток». Такие недостатки, как зависть, гнев и вожделение, мешают нашему бхаджану.

Следующее препятствие – расасвада. Расасвада означает «вкус материальных наслаждений», который не дает нам сосредоточиться на бхаджане. Мы пытаемся совершать бхаджан, но в нашем уме всплывают воспоминания о тех чувственных наслаждениях, которые мы испытывали прежде. Они приходят, будоражат ум и мешают совершать бхаджан, поскольку мы все еще не утратили вкус к материальным наслаждениям.Чтобы достичь уровня ништхита-бхакти, нужно преодолеть эти пять препятствий.

Шрила БВ Нараяна Госвами Махарадж: Очень хорошо. Но остаются еще некоторые препятствия. Мы хотим достичь стойкости, ништхи. Преданный на этой ступени избавился уже от большего числа грубых анартх. Остались лишь тонкие анартхи.


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.