Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Завтра будет проходить церемония инициации, поэтому сегодня я хотел бы рассказать о том, что такое дикша, и кто такой гуру.
тасмад гурум прападйета джигйасух шрейа уттамам
шабде паре ча нишнатам брахманй упашамашрайам 1
В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что тот, кто хочет обрести высшее благо, должен найти гуру. А каковы качества гуру? Как узнать, кто является гуру?
В «Шримад-Бхагаватам» объясняются качества гуру.
Есть несколько признаков гуру: внешние и внутренние. Внешних признака два.
В первую очередь, гуру должен в совершенстве знать все священные писания такие как: «Шримад-Бхагаватам», «Махабхарата», «Рамаяна», также все писания Госвами, Веды, Упанишады. Если у ученика есть какие-то сомнения, такой гуру способен в мгновение ока разрешить все сомнения. Каким образом Он решает все сомнения? Он приводит примеры из шастр.
Второй признак: Он должен быть отречён от материального мира. Если гуру стремится наслаждаться теми же вещами, которыми наслаждаются обычные люди, то такой человек не является настоящим гуру. Таковы два внешних признака гуру.
А каково внутреннее качество гуру, признак гуру? Он должен быть осознавшей себя душой. Шабде паре ча нишнатам 2 – Он должен в совершенстве познать имя Шри Кришны, образ Шри Кришны, качества Шри Кришны и игры Шри Кришны.
Настоящий гуру никогда не падёт. Он утвердился в своём положении, и Он приведёт всех своих учеников к Шри Кришне.
Истинный гуру никогда не будет считать своего ученика своей собственностью. Он видит всех живых существ как собственность Шри Кришны. И поэтому Он ставит себе задачу очистить своих учеников, очистить эти души и вручить их Господу Шри Кришне.
Тот гуру, который считает своих учеников своей собственностью, и пытается извлечь какую-то выгоду, получить какое-то наслаждение с их помощью, не является истинным гуру. Он не гуру, а кенгуру, какие водятся в Австралии.
Вы, наверное, видели кенгуру? Они своих детенышей держат в своём кармане. Ложный гуру считает своих учеников собственностью, поэтому держит их деньги в своём кармане.
Некоторые преданные, чей гуру пал, могут подумать, что нет необходимости принимать гуру. На самом деле мы должны понять, что гуру должен обязательно присутствовать в жизни ученика. Шастры говорят, что если ваш гуру пал, то нужно принять посвящение снова у истинного гуру, тогда Шри Кришна примет вас, иначе это невозможно.
Однажды Парвати Деви, супруга Шивы спросила у Шива-джи: «Кто является истинным гуру?»
Шива дал ей следующие наставления: «Гураво бхагавта-шанти. Существует множество ложных гуру, которых привлекают только деньги их учеников, но истинных гуру очень немного. Такие гуру могут положить конец тройственным страданиям своих учеников. Это признак истинного гуру».
Что это за тройственные страдания? Шрила Санатана Госвами обратился с таким вопросом к Шри Чайтанье Махапрабху. Он спросил: «Кто есть я? Почему я вынужден испытывать тройственные страдания? В чём заключается моё высшее благо?» Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «дживера сварупа хой кришнер нитья-дас 3 — джива является вечной слугой Верховного Господа».
К тройственным страданиям относятся страдания адхидайвика, адхибаутика и адхиатмика. Тройственные страдания называются трита.
Страдания адхидайвика – это страдания, которые посылают нам полубоги. Допустим, когда стоит жара, нет дождей, засуха, или когда идёт слишком много дождей, или когда происходит землетрясение – всё это адхидайвика. Так полгода назад в Индии произошло землетрясение. Такого ещё не было в Индии. Погибло очень много людей.
К страданиям адхибаутики относятся те страдания, которые приносят нам другие живые существа. Допустим, вы можете идти по улице, и вас может укусить собака. Или вы гуляете где-нибудь на природе, и вас начинают кусать насекомые. Или вы купаетесь в реке, и вас начинают слепни жалить.
Адхиатмика – это страдания, которые приносит нам наш неконтролируемый ум. Ум постоянно нам посылает какие-то мысли. Мы думаем: «Вот я скоро умру», — или: «Этот человек меня оскорбил», — или: «Он как-то посмотрел на меня не так!» И мы думаем, что кто-то другой приносит нам эти страдания, но на самом деле эти страдания нам доставляет наш ум, неконтролируемый ум.
Как я уже говорил, джива является вечной слугой Верховного Господа. Существует пять категорий слуг Господа. Это те, кто находятся в шанта-расе, в дасья-расе, ватсалья-расе, сакхья-расе и мадхурья-расе.
В шанта-расе не существует никаких волн, никакого волнения. Там всё спокойно, тихо, уравновешено. Такой человек просто осознаёт, что существует Господь. Он наслаждается этим пониманием, что Господь существует и созерцает Его.
В дасья-расе уже появляется понимание, что я — слуга, а Бог — Шри Кришна. Шри Кришна мой господин. Это называется дасья-бхава. Чистая дасья-раса не присутствует во Врадже. Чистая дасья-раса присутствует в Айодхе, но во Врадже у Кришны нет чистых слуг, в буквальном понимании слова. Слуги есть у Нанды Махараджа, но у Кришны непосредственно нет слуг. Чистая дасья-раса присутствует в Айодхе.
Я приведу пример. Вы видели когда-нибудь изображение Ханумана? Поднимите руки, кто видел изображение Ханумана? Есть какая-нибудь фотография? Я дам пример дасья-расы, основываясь на примере Ханумана.
Вы знаете, когда Равана украл Ситу, Хануман отправился на Ланку, чтобы отыскать её. И Хануман был так разгневан на поступок Раваны, что он спалил всю Ланку. Он был таким могущественным. Однажды, когда Сита Деви уже вернулась в Айодхью, она сидела в своей комнате и украшала себя. Когда она закончила себя украшать, то нанесла на пробор красный порошок. Хануман вошёл в комнату Ситы Деви и спросил: «О мать! Что ты тут делаешь? Что это за красный порошок, который ты наносишь себе на волосы? Какой смысл в этом? Почему он красного цвета? Зачем это нужно?»
И тогда Сита Деви ответила: «Так делают все целомудренные женщины. И это принесёт благо твоему Господину Рамачандре. Это увеличит продолжительность Его жизни. И Он будет очень сильным, здоровым, и никто не сможет Его победить. И поэтому я наношу синдур себе на волосы». Хануман удивился и спросил Её: «Действительно так, Мама?» И Сита ответила: «Да мой сын, это так».
Затем Сита отправилась в зал собраний и села по левую сторону от Господа Рамачандры. В Её отсутствие Хануман взял красный порошок. Смешал его с каким-то маслом и вымазался от макушки до пяток и стал весь красный. И в таком виде Хануман вкрался в тронный зал. И когда Господь Рамачандра, Сита Деви, Лакшман, все другие увидели Ханумана, они все засмеялись и спросили: «Хануман-джи, почему Ты сегодня такой красный»? И Хануман ответил: «Если моя мать Сита Деви наносит себе немного Синдура на пробор на голове и это может сделать моего Господа здоровым, могущественным и увеличить Его продолжительность жизни, то каким могущественным, долгоживущим и здоровым будет мой господин, если я намажу всё своё тело». Понимаете?
Теперь пример сакхья-расы. Сакхья-раса – это понимание того, что Шри Кришна мой друг, и я Его друг тоже.
Однажды, Шри Кришна боролся с Шридамом, и Шридам победил Его. Он сказал: «Теперь, Кришна, ты будешь лошадкой. Ты будешь меня возить на спине». Шридам чистый сакха (друг Кришны). Он никогда не считает Шри Кришну Верховной Личностью Бога.
Он забрался на спину Шри Кришны, и Кришне пришлось его возить на Себе. И, наконец, Кришне это надоело. Он сбросил его и убежал. Тогда Шридам схватил палку, и сказал: «Ну, теперь я тебя проучу. Вчера, когда Ты меня поборол, мне пришлось Тебя возить на спине, и Ты меня ещё подгонял: «Скачи-скачи, лошадка!» Но сегодня Ты ушёл от наказания, и я Тебя точно сейчас проучу!» И Кришна, смекнув, что Ему сейчас несдобровать, побежал к Баладеве, уселся ему на колени и укрылся его одеждой, чтобы Шридам Его не увидел .
Когда Шридам пришёл, Баладева сказал: «Шридам, ты почему сегодня такой злой, что с тобой случилось?» Шридам сказал: «Сейчас я отлуплю Кришну!» И тогда Баладева предложил ему: «Может, давай я тебя прокачу, а то Кришна такой маленький мальчик, такой слабенький. Давай может я лучше за Него». Но Шридам сказал: «Нет! Он меня будет возить, иначе я Его побью!» Но Баладеву Прабху удалось уговорить Шридама, и Шридам успокоился.
Таков пример сакхья-расы. Сакха – друг Шри Кришны, никогда не будет считать Его Верховной Личностью Бога.
А сейчас мы перейдём к ватсалья-расе, к родительскому отношению. Шри Кришна уже немножко подрос и стал воровать масло. Однажды, когда Он был в каком-то доме, одна из гопи поймала Его на месте преступления и сказала: «Что Ты тут делаешь, почему Ты воруешь масло?» Он сказал: «Я думал, это — Мой дом, а ты — Моя мать. Разве ты не Моя мать?» И Он так улыбнулся ей, что гопи на мгновение потеряла контроль над собой, а Он тут же вырвался и убежал.
Наконец все гопи собрались и пошли к матери Яшоде и сказали: «О, Яшода, ты должна держать в узде своего сына, иначе, когда Он вырастет, то станет разбойником, и у Него будет шайка разбойников, и они будут доставлять много беспокойств». Мать Яшода ответила: «Ну, посмотрите, мой Кришна такой маленький, такой невинный, как Он может воровать масло в домах?» И мать Яшода сказала: «Я достаточно кормлю Его дома. Зачем Ему ходить по домам и воровать? И даже, если Он к вам приходит, вы просто покормите Его, и Он не будет воровать». Гопи ответили: «А мы предлагали Ему масло, йогурт, но Кришна ответил: «Вы думаете, что Я — бедняк? Мой отец — Нанда Махарадж, и Мне ничего не нужно от вас». И, в конце концов, мать Яшода сказала: «Если Его поймаете на месте преступления и приведёте ко мне, тогда я поверю, что Он вор, иначе, не за что не поверю в это».
И однажды, Кришна залез в чей-то дом, и гопи поймала Его за воровством и сказала: «Ну, уж сегодня я тебя отведу к Твоей матери, и тогда она поверит, что Ты — вор!» Вместе с Кришной было много Его друзей. Эта гопи взяла Кришну за руку, накрыла Его краем сари и повела Его в Нандабхаван, чтобы показать матери Яшоде.
Кришну вели, и все друзья смеялись над Ним. Кришна ничего не мог им ответить.
«Дорогая мать, у Меня рука очень болит, ты не Могла бы взять Меня за другую руку?» — попросил Кришна. Гопи ответила: «Давай тогда мне Свою другую руку. Если не дашь другую руку, я не поменяю твои руки, потому что Ты всё равно убежишь».
Рядом с Кришной было много Его друзей. И тогда Кришна подозвал сына той гопи, которая вела Его за руку. И та гопи взяла за руку собственного сына, а Кришна убежал в Нандабхаван, лёг в кровать, как ни в чём небывало.
Придя в Нандабаван, гопи стала громко звать: «О, Яшода, о, Яшода, приходи, посмотри!» Яшода ответила: «Почему ты так раскричалась сутра пораньше? Что случилось? Зачем ты так шумишь? Мой лила спит!» И тогда эта гопи сказала: «Смотри, Яшода, ты никогда не верила, что твой сын ворует масло. На этот раз я Его поймала за этим делом!» И Яшода сказала: «Ну-ка покажи мне Его, по-моему, мой лала спит сейчас».
И Кришна в подтверждение её слов в своей комнате заплакал и закричал: «Мама, я голоден»! И эта гопи убрала край сари и увидела, что там был не Кришна, а её собственный сын, она поймала собственного сына. И Кришна тут же подбежал и сказал: «Дорогая мама, все твои подруги лгут тебе! Они такие жадные, что даже не кормят собственных детей, которым приходится воровать масло в собственных домах, а потом они говорят, что Я — вор». И Кришна добавил: «Я торжественно обещаю, что с завтрашнего дня, обязательно пойду и буду воровать масло в их домах, чтобы они понапрасну меня не ругали». Это пример ватсалья-расы.
Теперь я перейду к мадхурья-расе. Такие гопи как, Лалита, Вишакха и Чандравали находятся в любовных отношениях с Шри Кришной. Они так прекрасно служат Господу, что подчиняют Его своим служением и Господь говорит им: «Мои дорогие гопи, вы так Мне служите, что Я — ваш вечный должник, пожалуйста, скажите Мне, как Я могу избавиться от этого долга?»
Таким образом, Мы должны служить Шри Кришне, либо в дасья-расе, либо в сакхья-расе, ватсалья-расе и мадхурья-расе. По этой причине мы должны принять посвящение у истинного гурудева. Если вы не приняли посвящение, то Шри Кришна не будет принимать ваше служение.
Один преданный хотел служить Шри Шри Радха-Кришне, и Шри Кришна сказал ему: «Мой дорогой преданный, ты хочешь служить Мне?» Он сказал: «Да». Шри Кришна сказал: «Дорогой преданный, если ты хочешь поклоняться Мне, почитать Меня, служить Мне, то сначала ты должен служить и поклоняться своему гурудеву». Преданный спросил Его: «А какое благо я получу от служения гуру? Что будет плохого, если я не буду служить ему?» Шри Кришна сказал: «Если ты примешь посвящение и будешь служить своему гуру, то, в конце концов, ты сможешь обрести Меня на Голоке Вриндаваны. Но, если ты не сделаешь этого, то Я не приму никакие твои подношения».
Таким образом, мы должны получать посвящение у истинного гурудева и служить гурудеву и вайшнавам, и только тогда мы сможем обрести служение Шри Кришне на Голоке Вриндаваны.
В шастрах также приводится такой пример. Лотос, который растёт на воде, расцветает под лучами солнца. Но если лотос вынуть из воды, то лучи солнца сожгут его. В этом примере солнце – это Бхагаван, лотос – это садхак (преданный), который занимается преданным служением (садханой), пруд – это гурудев.
Если вы находитесь под руководством истинного гурудева, то Шри Кришна явит вам Свою беспричинную милость. Но, если вы думаете: «Мне не нужен гуру», — то вы никогда не обретёте милость Шри Кришны, и ваша жизнь будет прожита напрасно.
Даже Бхагаван принял посвящение у гурудева.
Вы знаете о Шри Чайтанье Махапрабху? Поднимите руки, кто слышал о Господе Шри Чайтанье Махапрабху! Очень хорошо.
Не смотря на то, что Господь Шри Чайтанья Махапрабху был Верховной Личностью Бога, Он принял посвящение у Ишвара Пури Пада.
Господь Рамачандра, будучи Господом, принял посвящение у Васиштха Риши. А вы знаете, кто гуру Кришны? Шримати Радхика? Сандипани Муни? Нет, ни Сандипани Муни, ни Шримати Радхика, ни гопи не являются гуру Шри Кришны. Кто гуру Шри Кришны?
Однажды, Шри Кришна сидел в обществе гопи. Он стал им о чём-то говорить, но гопи сказали Ему: «Мы не верим ни одному Твоему слову, потому, что у Тебя нет истинного гуру».
– На самом деле у Меня есть гуру – это Бхагури Риши.
Шрила Рупа Госвами Пад объяснил всё это в своих писаниях. Хотя Шри Кришна был Верховной Личностью Бога, Он, тем не менее, принял посвящение у Бхагури Риши.
Теперь кто-то может спросить, а какие отношения между Сандипани Муни и Кришной. Сандипани Муни был учителем Кришны в гурукуле, но не гуру. Шри Кришна принял посвящение во Врадже. И только когда Шри Кришна уехал из Враджи и приехал в Матхуру, Он отправился в гурукулу, чтобы пройти обучение.
Итак, тот из вас, кто ещё не принял посвящение, обязательно должны сделать это, поскольку в противном случае Шри Кришна не будет принимать никакие подношения от вас. Таким образом, если вы примите посвящение у гуру, то со временем все ваши анартхи уйдут прочь, вы обретёте ништху, потом рати, асакти, бхаву и наконец, прему. И когда вы достигнете уровня премы, вы сможете попасть во Врадж – в духовный мир.
У кого-то есть какие-то вопросы по этому поводу?
Преданный: Может ли меняться раса или не может?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: На самом деле, раса, в которой находится живое существо, вечна для него. Но из-за того, что у этого живого существа может не быть хорошего общения духовной садху-санги, он может не понимать свою расу.
Примером тому может служить Гопала Бхатта Госвами. Его брат — Винката Бхатта, его дядя — Тирумала Бхатта и Прабадананда Сарасвати поклонялись Лакшми-Нараяне. Они жили в южной Индии и поклонялись Лакшми-Нараяне, но когда они попали в общество Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, они осознали, что они находятся в мадхурья-расе. То есть, эта раса была вечной для них, просто они этого не понимали раньше.
Вы уже позавтракали? Наверное, вы все уже сильно проголодались, и если я буду продолжать свою лекцию, то вы начнёте все сердиться на меня?
Преданные: Нет!
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Какие ещё вопросы?
Преданная: Может ли ученик достичь уровня премы, если он не находится рядом с гуру?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Гурудев заботится о своих учениках тремя способами. Первый способ – это подобно черепахе. Черепаха откладывает яйца на берегу океана, и потом она уплывает. Она может уплыть на тысячу километров, но она всё время думает об этих яйцах, которые она отложила. И, находясь, в этой медитации, она как бы заботиться о них и подпитывает их, и в итоге её детёныши вылупляются.
Второй способ – это подобно рыбе. Рыба откладывает икру, и из неё появляются мальки, и они плавают близко к поверхности воды. А рыба сама находится неподалёку, и она все время следит за ними.
Третий пример – это пример птицы. Когда птица откладывает яйца, она сидит на них, пока не вылупятся птенцы.
Таким образом, гурудев также заботится о своих учениках тремя способами. Кого-то Он постоянно держит рядом с собой. Других иногда отправляет проповедовать. Они находятся недалеко от Него, но не рядом с Ним. А третьи ученики находятся далеко от Него. Если они обладают твёрдой верой в Него, и постоянно обращаются к Нему с молитвами, то гурудев слышит их, отвечает им, и Он подпитывает их духовную жизнь. Всё зависит от искренности преданного и от духа вручения себя и преданности гурудеву.
Допустим, Шрила Гурудев всегда держит меня рядом с Собой, и я уже двадцать один год служу Ему, как Его помощник. А других, допустим, Шрипада Аранью Махараджа, Шрипада Бон Махараджа, Шрипада Тиртху Махараджа, Шримана Урукрама Прабху, Шриман Кришна Бхаджан Прабху Шрила Гурудев посылает проповедовать и заботится о них с некоторого расстояния. Большинство преданных находится далеко от Шрилы Гурудева. Большую часть времени они находятся в Америке, в России и других странах. Но Шрила Гурудев всегда помнит о них, и, если все эти преданные искренние, то они могут получить милость Шрилы Гурудева, как и все другие.
Итак, если вы искренние, если предались своему гурудеву, то вы сможете попасть в духовный мир, на Голоку Вриндаваны в своей сварупе (изначальной духовной форме), которая вечна, юна и никогда не умирает, никогда не болеет, и вы сможете прибывать в этом образе там, в духовном мире.
Если Вы будете совершать бхаджан должным образом, и вы попадете на Голоку Вриндавана в своём духовном образе, то Шри Кришна тоже будет привлекаться вами, вы привлечёте к себе Шри Кришну.
На Голоке Вриндавана вы всегда будете выглядеть как мисс Вселенная, вы будете очень красивы, и эта красота никогда не будет увядать. Кто-то подарил вчера эту картинку Шриле Гурудеву, и Он сказал: «Если вы будете совершать бхаджан, то вы будете всегда, как мисс Вселенная, но если нет, то со временем вы превратитесь в уродливое и отвратительное создание».
Какие-то другие вопросы у вас есть?
Преданный: Некоторые преданные такие, как Пандавы, которые вечно находятся в дасья-расе, совершают аскезы для того, чтобы обрести мадхурья-прему. Каков смысл этих аскез, результат этих аскез?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Что говорить о Пандавах, если даже сама Лакшми-деви совершает аскезы в Бельване. Пандавы совершают аскезы на Радха-кунде. Поскольку их сварупа вечная, они по сей день не обрели плод своих аскез и не смогли проникнуть во Врадж.
- «Шримад-Бхагаватам», 11.3.21
- «Шримад-Бхагаватам», 11.3.21
- Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 20.108