Шрипад БВ Мадхава Махарадж: По беспричинной милости Гурудева и вайшнавов мы собрались в месте под названием Санкет-стхан. Санкет означает «место сигналов/знаков».
Шримати Радха Тхакурани и проявления Ее тела – Лалита, Вишакха и другие манджари – и Кришна подавали друг другу сигналы. У них много разных сигналов. Иногда Радхика или Кришна подают друг другу сигналы при помощи посыльного. Таких посыльных называют аптадути, сваямдути и вамши. Иногда Кришна подает сигналы при помощи флейты, иногда Радхика шлет посыльного, а иногда они подают друг другу сигналы глазами.
Это место находится посередине между Нандаграмом, Варшаной и Яватом. Яват не так далеко отсюда. Кришна жил в Нандаграме, а Шримати Радхика – в Явате и иногда на Варшане.
Кришна обычно подавал знаки Радхике и сакхи где, когда и как им встретиться. И по этим сигналам они встречались иногда здесь, а иногда где-то в другом месте.
Йогамайя-деви и Вринда организуют все игры во Врадже. Роль Вринды преобладающая в основном для шрингара-расы. Йогамайя участвует во всем: в ватсалья-расе, в сакхья-расе, в мадхурья-расе – везде. Но особенная ее роль – в мадхурья-расе. Вринда украшает леса, постель и все остальное.
Когда приближается рассвет, Радха и Кришна не хотят друг друга покидать. И тогда попугайчики начинают их уговаривать. «Кришна, пожалуйста, покинь Свое ложе, – говорит попугай, – Проснись, уже светает. Сюда могут прийти и обнаружить вас! Пожалуйста, немедленно оставь это место». А попугаиха будит Шримати Радхику. В тот момент Они не ощущают собственное тело. Их одежда разбросана повсюду. И Рупа-манджари с Рати-манджари беспокоятся, как Их разбудить.
Какая-то манджари подает знак Рупе Манджари, что Они внутри кунджи. Рупа Манджари, увидев их, накрывает Их тканью и дает Им амрита-ватику, определенные пилюли, которые тут же таят, и от сока во рту Они просыпаются. Но они не хотят уходить из этого места, и тогда Вринда-деви устраивает так, что птица каку, павлины, павы и попугаи начинают громко кричать. Однако и тогда они не хотят покидать кунджу. Тогда Вринда подает знак обезьянке Шримати Радхики по имени Каккати, и та начинает кричать: «Джатила! Джатила!» У слова «джатила» есть два значения. Первое означает «та, кто из сложного делает простое». И также «джатила» значит «первые лучи солнца». Она хотела сказать, что скоро появятся лучи солнца, а Божественная Чета думает, что идет Джатила. Тогда они покидают друг друга, и Кришна уходит в Нандаграм, а Радхика – в Яват, или, если Она живет на Варшане, то тогда Она уходит на Варшану. Им ничего не остается, как разделиться.
Отсюда иногда Кришна ходил в рощи Чандравали. Не каждый день, но периодически Он это делал. И однажды, заметив попугая, который всегда следует за Кришной, Рупа-манджари сказала Радхике, что Он ходил в рощу Чандравали. Услышав об этом, Радхика вошла в ман, и Кришне пришлось Ее успокаивать.
Когда Кришна был в Нанда-бхаване, а Радхика – в Явате, однажды рано утром мама Яшода хотела разбудить Кришну. Она думала, что Кришна так устал оттого, что пас коров, что не хочет покидать постель. И тогда мама Яшода позавала Йогамайю-деви. А иногда она звала также Дхаништху. Пурнамаси-деви не жила в Нандаграме, но обычно приходила каждый день, чтобы благословить Кришну.
Подойдя к постели Кришны, мама Яшода впала в замешательство, увидев на Нем синюю одежду. «Что случилось? – спросила она. – Почему сегодня на Нем синяя одежда? Может быть, Баладев с Кришной иногда ею меняются?» И тогда Йогамайя сказала: «Рамамбара, рамамбара». Если разобрать это сандхи, то получается рам + амбар. «Рам» значит «Баларам», «амбар» – «одежда». Таким образом, это значит, что это одежда Баларамы, так как Баларама носил синюю одежду, как и Шримати Радхарани. Но, говоря об этом, Йогамайя-деви имела в виду другое значение. Рамаа – это та, кто приносит наслаждение Шри Кришне, Радхика. Одно из Ее имен – Рамаа. А «амбара» значит «одежда». То есть, это одежда Радхики. Но мама Яшода в силу своего родительского настроения думает, что это одежда Баладевы Прабху.
А тем временем в Явате Джатила, Мукхара и Кутила увидели Шримати Радику в одеждах Кришны. Все сакхи хотели послужить Ей, когда Она встанет, и очень волновались. А Радхика недоумевала, как же так получилось, что Она поменялась с Кришной одеждой.
Увидев на Ней желтые одежды, Мукхара и Джатила пришли в замешательство. «Откуда на Ней желтая одежда?» – спросила Джатила. «О, я знаю, – ответила Мукхара. – Я видела эту ткань вчера на шее Нанда-лалы. Как она оказалась здесь?» Обе они были в гневе.
У Вишакхи очень хорошие отношения с Джатилой. И тогда она схватила Джатилу и Мукхару и завела их в комнату, намекнув Рупе-манджари и Рати-манджари немедленно поменять одежду. «О Джатила, о Мукхара! – сказала она. – Здесь висит очень много одежды, и от восходящего солнца она вся приобрела желтый оттенок. Посмотрите, какого цвета ваша одежда?» «Вроде желтого», – ответили Джатила и Мукхара. А затем Вишакха принялась бранить их: «Я знаю, что, согласно вашему мнению, Радхика нецеломудренна, и потому Она оказалась в желтых одеждах. А почему же ваша одежда стала желтой? Куда вы ходите по ночам? Теперь я объявлю всем во Врадже, что вы издеваетесь над Радхикой. Она целомудренна, а вы нет! Вы в таком преклонном возрасте куда-то ходите и встречаетесь с Нанда-лалом. Вот доказательство!»
От этих слов они оторопели и захотели убежать оттуда. Но Вишакха крепко держала их за руки и сказала: «Не беспокойтесь. Солнце поднимается. Первые лучи солнца желтые, так что ни Радхика, ни вы не встречались с Кришной. Так что не беспокойтесь. Если вы выйдете, то увидите, что одежда Радхики уже не желтая». И когда они вышли, то увидели Радхику снова в синих одеждах. «Видимо нам действительно показалось», – сказали Мукхара с Джатилой.
Когда они ушли, сакхи разбудили Радхику, и Она сказала Лалите: «О Лалита, как Я неудачлива! Вы так жестоки. Я люблю всех вас как Свою душу и сердце, но из-за вас Я в опасности, так как вы ушли отсюда. Будьте милостивы ко Мне, иначе мое целомудрие покинет меня. Вчера ночью Кришна так устал, пася коров, что не мог прикоснуться ко Мне».
Лалита засмеялась: «Это факт, что ты целомудренная девушка. Как Он может коснуться Тебя? Не говоря уж о Тебе, Нидра-деви ходит повсюду, ибо днем мы работаем, а ночью спим. Самая нецеломудренная девушка в этом мире – это Нидра-деви. Если Кришна не мог коснуться даже Нидры-деви, как Он может коснуться Тебя? Ты целомудренная девушка». Лалита хотела сказать, что то, что Кришна не мог коснуться Нидру-деви означает то, что Кришна никогда не спит по ночам. «Он совершает вилас с Тобой, так как Он может встречаться с Нидрой-деви?» В этих словах много глубокого смысла.
После этого Лалита, Вишакха и другие манджари омыли Радхику. Также они это делали днем на Радха-кунде и Сурья-кунде.
Итак, это место санкета. После этого мы пойдем в бхаджана-кутир Гопала Бхатты Госвами, где мы поговорим о нем. Там же находится место свадьбы Радхи-Кришны. Мы покажем это место. Там нам будут кое-что рассказывать Субал-сакха прабху и Расананда прабху.