Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих духовных дедушек, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, а также всем спутникам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады и всей гуру-варге. Я предлагаю свои дандават-пранамы всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь и вдохновляющим меня рассказывать хари-катху.
Я продолжаю тему гуру-севы.
Сегодня утром в доме Ананги-мохини мы обсуждали результат гуру-севы. Продолжая эту тему, я рассказал историю, как один ученик Аруни удовлетворил своего гуру Дхаумью, благодаря чему гурудев проявил всю таттва-сиддханту в его сердце. И сейчас я приведу пример служения Верховного Господа Кришны Своему гуру, Его гуру-севы.
Верховный Господь Шри Кришна родился из лона матери Яшоды. И в то же самое время Он появился напротив Деваки и Васудева в темнице Камсы как шестнадцатилетний юноша в драгоценностях и одежде. И затем Он сказал Васудеву и Деваки: «Вы оба мои преданные. В прошлом вы совершали аскезы, и Я явился перед вами и спросил о благословениях, которые вы желаете. И оба вы ответили «даруй нам сына, подобного Тебе». Но вы не хотели Меня, и поэтому Я явился перед вами так. И теперь вы снова можете просить у Меня любые благословения». И тогда Деваки сказала Ему: «О, Прабху, пожалуйста, стань младенцем и попытайся спастись от Камсы». И, таким образом, Кришна превратился в младенца и попросил отнести Его в Гокул-махаван.
Когда Васудева Махарадж взял Его на руки и вынес, стояла темная непроглядная ночь. И более того, шёл сильный ливень. Но из-за любви к Кришне Васудева отправился в путь. И сверкающая молния указывала ему направление.
А тем временем Баладев Прабху подумал: «Мой брат и отец направляются в Гокул-махаван в такой ливень! Мне нужно защитить их!» И поэтому Он проявился в облике змеи с большими клобуками и, подобно зонту, накрыл Васудева Махараджа и Кришну. Но Васудева Махарадж не мог понять этого. Он шёл и ощущал повсюду дождь.
Когда Васудева достиг берега реки Ямуны и стал пересекать ее, в это время Ямуна-деви очень обрадовалась: «О, мой Господь Кришна явился!» И ее охватило жадное желание коснуться Его лотосных стоп. Поэтому постепенно Ямуна стала подниматься. Сначала она коснулась колен, затем груди Васудева Махараджа, а затем достигла его губ. «О, столько воды! – Думал Васудева. – Как же я смогу пересечь эту реку с моим малышом?» И тогда Кришна подумал: «О, это так тяжело для Моего отца!» Потому что Васудева нес Его на голове. И тогда Он спустил Свои стопы позади головы Васудева, и как только Ямуна коснулась стоп Кришны, она тут же успокоилась.
С другой стороны, в Гокул-махаване мама Яшода родила своего первого ребенка. И из-за боли, которую она испытывала, она потеряла сознание. Она знала, что родила, но не знала, мальчик это или девочка, один или два. На самом деле она родила двоих детей: мальчика и девочку – Верховную Личность Бога и Йогамайю. Но Васудева Махарадж, войдя в комнату мамы Яшоды, под влиянием Йогамайи не мог понять, что там два ребенка. Он положил своего ребенка на колени мамы Яшоды. И в этот момент, подобно магниту и железу, Яшода-нандан, Верховная Личность Бога, притянул сына Деваки и Васудевы, и они слились воедино. А Васудева взял девочку и отправился назад в темницу Камсы.
Вернувшись, он снова заковался в цепи. А ранним утром Йогамайя в форме девочки подумала: «Я пришла! И Камса должен узнать об этом», и заплакала.
Услышав ее плачь, охранники тут же побежали к Камсе. В это время Камса ещё спал, и, услышав эту весть, он сорвался с кровати и, шатаясь, побежал в темницу. До этого он уже убил 6 детей. И, ворвавшись в темницу, он прямиком направился к младенцу. «Дорогой брат, – говорила ему Деваки, – голос с неба сказал, что восьмой сын из моего лона станет твоим убийцей. Но, брат, это не мальчик – это девочка. Посмотри, какая она красивая. Когда она вырастет, я могу устроить ей свадебную церемонию с твоим сыном. Она станет твоей невесткой». Но жестокий Камса не желал ничего слушать. Он силой вырвал ребенка из рук Деваки и хотел размазать ее о каменную стену. Но как только он замахнулся, Йогамайя взлетела и приняла облик восьмирукой богини, его полоняемого божества, и сказала ему: «О, глупый Камса, как же ты можешь убить меня? Твой убийца уже родился в другом месте». Сказав эти слова, она исчезла, и Камса подумал: «О, боже мой, это же мое поклоняемое божество! Она не может лгать. Если мой убийца уже родился, то мне нужно убить его!»
Итак, Камса собрал срочную встречу и пригласил множество демонов, чтобы найти и убить этого ребенка. И первой вызов приняла демоница Путана.
В то время Кришне было всего лишь шесть дней. Почему Путана хотела убить Его?
В Сатья-югу, когда Кришна явился в облике Ваманадева, Он попросил три шага земли у Махараджа Бали. А дочь Махараджа Бали, Ратнамала, увидев этого симпатичного маленького брахмана, подумала: «О, боже мой, какой же Он прекрасный! Какой привлекательный! Если бы Он был моим сыном, я бы накормила Его своим грудным молоком!» И, услышав ее слова в уме, Ваманадев подумал: «Да будет так».
Итак, в облике мальчика-брахмана Бхагаван Вишну принял большую форму. Первым Своим шагом Он покрыл семь райских миров, а вторым – адские планетные системы. Таким образом больше не осталось места, куда бы он мог сделать Свой шаг, и тогда он сказал Махараджу Бали: «Ты обещал мне три шага. Куда мне сделать Мой третий шаг?» И Махарадж Бали предложил Ему свою голову. Таким образом, Ваманадев поставил на его голову Свою стопу, а затем связал его веревками из змей. И тогда Махарадж Бали заплакал и стал просить помощи у своего деда, Прахлады Махараджа. И когда тот явился, он сказал Ваманадеву: «О, Прабху, как же так? Тех, кто принимает прибежище у Твоих лотосных стоп, Ты отправляешь в Свою вечную обитель, Вайкунтху. Но что Ты делаешь с этим Своим преданным? Ты связал его!» И тогда Ваманадев постыдился и развязал Махараджа Бали.
А Ратнамала, наблюдая за тем, как Ваманадев связал ее отца, очень разгневалась на Него. «Я думала, Ты такой прекрасный, такой милый мальчик-брахман, – думала она. – Но Ты жестокий! И если бы Ты был моим сыном, я бы вместо молока напоила Тебя ядом». И тогда Ваманадев подумал про себя: «Да будет так». И поэтому в Двапара-югу она явилась как Путана и пришла в Гокулмахаван в облике матери, измазав свою грудь ядом, чтобы убить Кришну.
Жестокий царь Камса посылал демонов один за другим. А Кришна, будучи маленьким мальчиком, убивал каждого из них, отчего оставлял Камсу в полном недоумении.
Когда Кришна подрос и мог уже уверенно ходить, Он стал красть масло у соседей. Он был очень смышленым и обычно не ходил красть масло в одиночку. Куда бы он ни отправился, Он брал с Собой сына из той семьи, куда идет.
В то время во Вриндаване у всех было много коров. И Кришна со Своими друзьями отвязывал телят, поскольку освобожденные телята сразу бежали сосать молоко из вымени своих матерей. А когда они начинают его сосать, то их уже очень тяжело оттянуть назад. Затем сын из этой семьи скорее бежал к родителям и кричал: «Мама, папа, телята сосут молоко у коров!» И тогда родители бежали уводить телят, а Кришна в этот момент воровал масло, и никто не мог поймать Его за руку.
Однажды одна старшая гопи подумала: «О, этот мальчик такой умный – никто не может поймать Его! Но я должна Его поймать и отвести к маме Яшоде, потому что она никогда не верит, что ее сын ворует». И тогда к подвешенному горшку она привязала колокольчик с сознанием того, что, когда Кришна будет брать этот горшок, колокольчик зазвонит, и она точно поймает Его.
Итак, на этот раз Кришна отправился воровать масло один. И когда Он пришел в дом этой гопи, то сразу заметил колокольчик, однако всё равно потянул Свои руки к горшку. Только Он коснется горшка – колокольчик звонит. Он оттягивает руку назад и снова тянет ее к горшку – и снова колокольчик звонит. И тогда, разозлившись, Кришна сказал: «Эй, чего ты тут шумишь?» И колокольчик ответил Ему…
Вы можете спросить: как это так – колокольчик говорит? Да, во времена Кришны все служат Ему. И поэтому колокольчик ответил: «О, Прабху, это не моя вина. Ты рассказал в Ведах, что, когда Богу подносят пищу, нужно звонить в колокольчик. Ты написал это Сам, а теперь спрашиваешь меня, почему я звоню?» «Нет, не звони больше», – сказал Кришна. «О, Прабху, – ответил колокольчик, – Ты говоришь об этом во всех Ведах. Как же я не буду делать этого?» «Да, это так, – сказал Кришна. – Но Я тебе приказываю не звонить, поэтому ты должен слушаться Меня». «Хорошо, Прабху», – ответил ему колокольчик.
И когда Кришна вновь потянул горшок вниз, колокольчик больше не звонил. «Ну, сейчас Я наемся до отвала», – обрадовался Кришна. Но как только Он поднёс масло ко рту, колокольчик снова зазвонил. «Замолчи! – сказал Кришна. – Глупец, ты чего звонишь?» «Прабху, Ты же создал эти принципы, чтобы научить весь мир, – ответил ему колокольчик. – А если я не буду делать этого, то как люди будут следовать?» Поняв, что он не сможет наесться масла, Кришна очень разозлился. И тогда Он зачерпнул немного рукой и тут же убежал. А колокольчик начал громко звонить, поскольку Кришна вкушал уже снаружи. В тот же миг на звук колокольчика прибежала гопи. Но когда она пришла туда, горшок с маслом уже стоял внизу, а Кришны уже и след простыл.
Кришна явил много привлекательных игр.
Когда Кришна подрос, и Ему исполнилось 10 лет и 8 месяцев, родители отправили Его учиться в гурукулу. Гурукула – это школа. Как в наши дни существуют международные школы, также и в то время были гурукулы. И повсюду, со всего света, в них съезжалось множество учеников.
Итак, Кришна отправился в гурукулу к Сандипани Муни. И однажды жена гурудева сказала Кришне и Судаме: «Сходите и соберите хворост, чтобы можно было готовить». И Кришна с Судамой отправились в лес собирать хворост. Собрав в лесу большие вязанки, они уже было собрались возвращаться, водрузив их себе на головы, но тут вдруг начался сильный дождь, и они поскорее спрятались под большим раскидистым деревом, чтобы дождь не мог их коснуться. Постепенно наступала ночь, а дождь все не останавливался. Повсюду лил сильный ливень, и они не понимали, как же им вернуться назад. И все это время они стояли под деревом и держали вязанки на голове, поскольку, если бы они положили его на землю, он бы весь промок.
А в это время в гурукуле их учитель, Сандипани Муни, начал всех спрашивать, куда подевались Кришна и Судама. И тогда жена ответила ему: «Я отправила их собирать хворост, и они ещё не вернулись». «Не вернулись? – удивился Сандипани Муни. – На улице такой сильный дождь! Что же они там делают?» И все тут же отправились на поиски Кришны, потому что Он был самым успешным учеником в гурукуле.
Итак, дождь всё не кончался, а Кришна и Судама стояли под деревом и держали на голове тяжелые вязанки с хворостом. И всё это время Сандипани Муни очень волновался: «Куда же они делись? И как я пойду их искать? Из-за дождя я даже не смогу позвать их. Они не услышат и не ответят мне».
Спустя время, когда начинало уже светать, дождь, наконец, прекратился, и учитель Сандипани Муни отправился их искать. «О, Кришна! О, Судама! – взывал он. – Куда же вы подевались?» Услышав голос учителя, они закричали: «Гурудев, мы здесь!» И так Сандипани Муни, наконец, нашёл их. «Что вы тут делаете?» – спросил он их. «О, Гурудев, мы отправились собирать хворост, и начался ливень. Поэтому мы не могли уже вернуться», – ответили они. «Но почему вы не спустили хворост хотя бы на землю?» – спросил Сандипани Муни. «О, Гурудев, – ответили Кришна и Судама, – мы пришли собирать хворост, чтобы готовить. А если бы мы спустили его на землю, он бы промок, и тогда все наши усилия оказались бы напрасны. Поэтому мы не стали спускать его».
Гурудев был очень доволен слышать от них эти слова, и тогда он проявил все 64 искусства, которым обучался Кришна в его ашраме, в их сердцах. «Я вас благословляю на то, чтобы всё знание этих 64 искусств проявилось в вашем сердце», – сказал он им. И так Кришна стал обладателем этого знания.
Будучи довольный ими, гурудев проявил эти знания в сердцах Кришны и Судамы. Это пример гуру-севы Верховного Господа Шри Кришны.
А с утра я привел пример духовного учителя Дхаумьи и его ученика Аруни, который также удовлетворил своего гуру, и вся таттва-сиддханта проявилась в его сердце. На этом я заканчиваю.
Преданная: (не слышно)
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Очень хорошо.
У меня к вам просьба. Если вам нужно поддерживать свою жизнь, нужно работать или совершать бизнес, не проблема – вы можете это делать, но не переставайте каждый день читать «Харе Кришна», и чем больше кругов вы повторяете, тем лучше. Если вы будете повторять эти святые имена, ваша жизнь увенчается успехом. Находитесь под руководством высшего духовного учителя, истинного гуру, и практикуйте бхакти. Не забывайте повторять «Харе Кришна». Это моя просьба ко всем вам.