Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные и почтительные дандават-пранамы лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я смиренно кланяюсь лотосным стопам моих духовных дедушек, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, и всей своей рупануга-гуру-варги. Также я выражаю почтение всем собравшимся здесь вайшнавам и вайшнави, согласно их духовной квалификации, которые вдохновляют меня рассказывать хари-катху.
Шрила Санатана Госвамипад в своей мула-грантхе, то есть в изначальном писании среди всех книг, которые написали Госвами, «Брихад-бхагаватамрите», описывает пять видов бхакт. И в Красноярске я уже говорил о том, что бриджабаси не попадают под определение этих пяти категорий бхакт, но эти все пять видов преданных поклоняются бриджабаси.
Я вам уже рассказывал о том, как Хануман сжег Ланку, чтобы вселить страх в сердце Раваны и других демонов перед Рамачандрой и Его слугами. И вот, он возвращается с Ланки на берег Индии, где ждут его Джамбаван, Нила, Нала, Ангада и другие. Увидев его, они очень сильно обрадовались, поняв, что он несет радостное известие. И с хорошей новостью они направились в сад Сугривы. Это был особый сад, куда никому не позволялось входить, и где росли самые вкусные фрукты. И Сугрива, услышав, как вся эта компания веселится и кушает фрукты в его саду, сразу же понял, что, наконец, совершилось то, чего они все так ждали – они нашли Ситу.
Хануман передал Рамачандре украшение с головы Ситы в доказательство, что он действительно нашел Её. И в тот же миг огромная армия обезьян во главе с Рамачандрой отправляется на край Индии.
Когда они подошли к берегу океана, перед ними встала задача, как переправить всю армию через этот океан на Ланку. Господь Рамачандра два дня провел в посте и молитвах, а на третий день Он позвал Своего брата Лакшмана и сказал: «Лакшман, принеси Мой лук и стрелы. Что о себе возомнил бог воды Варуна? Он что, думает, что Я никто?» И как только Он натянул Свой лук, издавая ужасающий звук, перед Ним тут же явился Варуна. «О, пощади меня», – взмолился он. «Почему ты медлил? – спросил его Рамачандра. – Почему ты не отвечал на Мои молитвы?». «Если ты меня убьешь, – сказал Варунадев, – то ты нарушишь собственные замыслы. Ведь ты дал мне положение бога воды. Это ты марьяда-пурушоттама – тот, кто воплощает все следования закону. Ты Сам дал мне это положение. И если Ты иссушишь мои воды Своими стрелами, то ты посеешь столько хаоса вокруг! Поэтому, пожалуйста, не делай этого. Если Ты хочешь переправиться вместе с армией на Ланку, вам нужно построить мост. И тебе в этом помогут Нала и Нила. В прошлом они были прокляты их учителем, и теперь всё, что они будут бросать в воду, не будет тонуть. Но теперь вы получите благо от этого проклятия».
Как это случилось, что Нала и Нила были прокляты таким образом? Природа маленьких обезьянок – проказничать. И когда они учились в школе, они воровали у своего учителя параферналии: колокольчики, подносы, маленькие тарелочки, горшочки, лампады и другие предметы. Всё это они тащили у своего учителя и выбрасывали в речку, которая была неподалеку. Каждый день учитель был вынужден ходить на речку и доставать все это из воды. И, в конце концов, однажды его терпению пришел конец, и тогда он наслал на них это проклятье.
Услышав слова Варунадева, Рамачандра объявил всей армии: «Нужны камни! Несите камни!» И так они начали строить мост.
Услышав от своих шпионов, что Рамачандра строит мост на Ланку, Равана воскликнул: «Что? Как это возможно, построить мост через океан? Ведь для этого нужны колонны. Как Он собирается построить их там?»
Желая разузнать, как же они всё это делают, он послал своих шпионов проследить за ними. Эти шпионы спрятались в облаках и увидели сверху, как Нала и Нила касаются камней, а на других камнях Хануман пишет имя Рамы, и все эти камни держатся на плаву. Шпионы тут же поспешили доложить об этом Раване, и, услышав это, Равана сказал: «Хорошо, пусть они только прибудут на мою землю, я им покажу».
По мере строительства моста Рамачандру одолело любопытство, сможет ли Он повторить то же самое – бросать камни в воду, чтобы они не тонули. И тогда Он спрятался вдалеке от всех на берегу за деревом и начал кидать камни в воду. Но сколько Он ни пробовал, ничего не получалось – попадая в воду, все эти камни тут же тонули в ней.
Тем временем Хануман вернулся к берегу, неся с собой огромный камень, и, не увидев Рамачандру, тут же стал повсюду искать Его. «Прабху. Где Прабху?» – спрашивал он. Но у кого бы он ни спрашивал – никто не знал. И тогда он принял огромный облик и сверху заметил, где прячется Господь Рама. В тот же миг он явился к Нему и спросил: «О, Прабху, почему Вы прячетесь? Что Вы здесь делаете?». «Почему ты не при деле? – спросил его Рамачандра. – Что ты здесь делаешь? Почему Меня беспокоишь? Уходи! Нечего тебе здесь делать». «Прабху, Вас все потеряли, – сказал Хануман. – Никто не знает, где Вы. Почему Вы от нас прячетесь? Что Вы такое здесь делаете? Расскажите мне!» Но Рамачандра не хотел рассказывать. Ему было стыдно признаться, что у Него не получается то, что делают другие.
Хануман всё настаивал, и тогда Рамачандра сказал: «Ну, понимаешь, вы все приносите большие камни, кидаете их в воду, и они плавают. Вот и Я решил попробовать так же. Но у Меня ничего не получается. Все камни, что Я кидаю, тонут». Хануман рассмеялся и сказал: «О, Прабху, все очень просто! Дело в том, что мы пишем Ваши святые имена на камнях. А поскольку Вы неотличны от Своего святого имени, эти камни Вы поддерживаете, даете им прибежище, и поэтому они плавают. А у Вас не получается, потому что Вы их выбрасываете, Вы отвергаете их, и, отвергнутые, они тонут».
Урок из этой маленькой лилы в том, что, когда мы принимаем прибежище у гуру, вайшнава, мы находим защиту и поддержку. Но без их защиты и поддержки ничего хорошего не будет.
Есть такие люди, которые, как Равана, сомневаются, что такой мост можно построить. Но 10 лет назад НАСА опубликовали фотографии, на которых очень хорошо видно этот мост сверху, из космоса. Этот мост реально существует. Он находится под водой, причем на большой глубине.
Теперь возвращаемся к истории. Когда строительство моста закончилось, Рамачандра повсюду послал гонцов объявить: «Все камни и скалы, которые вы несете, оставьте в том месте, где вы находитесь, и скорее возвращайтесь!» В это время Хануман нес на себе огромную гору, и как только он услышал зов своего Господина Рамачандры, что нужно остановиться и положить груз на том месте, где он находится, и срочно вернуться к Рамачандре, он опустил гору. И тогда эта гора сказала: «О, Хануман, что ты делаешь? Ты должен отнести меня к Рамачандре». «Нет, я не могу, – сказал Хануман. – Я получил от Него приказ, и я должен поставить тебя здесь». «Тогда ты должен вернуть меня к моей семье, обратно, – сказала гора. – Иначе что получается? С одной стороны, ты мне не дал мне возможности испытать на себе прикосновение лотосных стоп Рамачандры, а с другой стороны, ты меня лишил общения с моей семьей, и теперь я буду страдать здесь от одиночества. Ты обязательно должен отнести меня либо туда, либо туда». «Извини, я не могу, – отвечал Хануман. – У меня нет времени на это, меня зовет Господь Рамачандра, я должен идти. Но не беспокойся, я благословляю тебя. Когда наступит Двапара-юга и мой Господь придет как Кришна, тогда ты будешь иметь безграничные возможности служить Его лотосным стопам. Он явит столь много игр возле твоих склонов и в твоих пещерах, что твоя удача не будет иметь границ».
Этой горой был Гирирадж Говардхан.
Прежде чем продолжить, я хочу задать вопрос: почему Равана, обладая большим могуществом, сам не взял Ситу силой? Почему он ожидал Её добровольного согласия? Кто ответит на этот вопрос?
Поскольку этот вопрос касается Ситы, Сита и ответит.
Сита-деви даси: Ведавати в Гималаях совершала аскезы, и Равана привлёкся ее красотой. Он хотел взять ее силой и схватил за волосы. И так как Равана коснулся её волос, она просто движением руки обрубила свои волосы и прокляла его. Она совершала аскезы, чтобы получить милость Господа, и все свое тело, всю свою жизнь она хотела вручить именно Господу, чтобы только Господь мог коснуться ее. И так как Равана коснулся её волос, эту часть тела она отрезала и прокляла его: «Как только ты прикоснешься к женщине и захочешь взять ее силой, ты тут же умрешь!» Поэтому он и боялся.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Когда Равана вошел в ашоковый сад, где находилась Сита, он устремился к ней. Он уже было подошел к Ней, но в один момент вдруг вспомнил то, что произошло с ним в молодости.
Когда он был молод, однажды он решил взять силой одну женщину.
Помните, Кувера был старшим братом Раваны, и у Куверы было два сына: Налакувера и Манигрива. У Налакуверы есть дочь, и ее зовут Ведавати. Она была Раване как дочь, но из-за ее красоты он был охвачен вожделением и поэтому забыл обо всем и попытался схватить ее за волосы. Но в это время Налакувера, либо сама Ведавати прокляли его (есть две версии этого события): «Если ты однажды попытаешься взять силой целомудренную женщину без ее милостивого разрешения, то ты тут же превратишься в пепел!» По этой причине он боялся прикоснуться к Сите.
Оба ответа правильные.
Итак, когда Хануман нашел Ситу и сжег всю Ланку, Вибхишана пытался отговорить своего старшего брата Равану: «О, брат мой, пожалуйста, отдай эту целомудренную жену Рамачандре. Не нужно тебе связываться с Ним. Это принесет лишь проблемы». Но когда Равана услышал такой совет, он просто выгнал Вибхишану, сказав ему: «Убирайся с глаз моих!» И Вибхишана, не имея другого пути, отправился к Рамачандре.
Также за ним последовали те, кто были ему близки: его сподвижники и единомышленники. И все они отправились на берег океана, где находилась армия Рамы и Лакшмана. Когда они только приближались, их остановили охранники, не желая пропускать, потому что они пришли из вражеского лагеря. И Рама стал советоваться со всеми старшими, кто возглавлял Его армию, такими, как Джамбаван, о том, как отнестись к Вибхишане и его сподвижникам. «Мы не можем ему верить, – говорили обезьяны. – Он брат Раваны, он демон, как можно ему доверять? Сейчас вы ему доверитесь, а он узнает все наши тайны и донесет обо всем Раване. Он будет просто шпионить для своего брата». И когда речь, в конце концов, дошла до Ханумана, он сказал: «О, Рама, Ты же известен как шаранагата-ватсала, Ты даруешь прибежище своим бхактам, тем, кто предается Тебе. Он – Твой бхакта, он предается Тебе. Если Ты не примешь его, Ты не сможешь оправдать собственное имя. А с другой стороны, он очень хороший человек». И все удивились: «Как Хануман может говорить о нем, об этом демоне, которому нет доверия, как о хорошем человеке?» Но Хануман сказал: «Я вам расскажу. Когда я был на Ланке, искал Ситу и не мог найти, это он помог мне». И он рассказал всю историю, как Вибхишана помог ему. Все были удивлены, и Рамачандра принял Вибхишану к Себе.
В это время на Ланке Мандодари, старшая супруга Раваны и царица, обращается к Раване и говорит ему: «Пожалуйста, отпусти эту целомудренную женщину и не держи Ее здесь. Она принесет столько проблем!». «Какие проблемы?» – сказал Равана, усмехнувшись. «Ты зря смеешься! – ответила Мандодари. – Прежде ты смеялся, не веря, что они построят мост, но они его построили, и их армия уже здесь. Ты смеешься, однако их обезьяна в одиночку сожгла Ланку и принесла столько хаоса! А что же будет, если сюда ворвется вся армия?» Но Равана лишь смеялся и повторял: «Панча-вактрам, панча-вактрам!». «Панча» означает – «пять», а «вактрам» – «лица».
Когда армия добралась до стен Ланки, они хотели посмотреть, что там на той стороне. Но там были такие высокие стены, что даже заброшенный крючок с веревкой не достигал края стены. И тогда Хануман посадил себе на плечи Раму и Его младшего брата Лакшмана и начал расти. И вырос до таких размеров, что сверху они могли видеть всё, что было за стенами, и стрелять туда, используя свои луки и стрелы. Однако все эти выстрелы не произвели никакого результата. Никто не погиб, никаких взрывов, никаких разрушений – ничего. Рама был изумлен: «Как же так? Почему мы стреляем, и никакого результата?» А Равана лишь смеялся и говорил: «Панча-вактрам, панча-вактрам!»
И тогда Вибхишана послал своего самого доверенного шпиона (у него и у всех высокопоставленных лиц были свои шпионы) выяснить, в чем причина, почему стрелы не действуют. Перелетев на ту сторону, он все понял, но, к несчастью, люди Раваны его обнаружили. «О, смотрите, шпион! – закричали они. – Это шпион Вибхишаны! Стреляйте в него!» Изо всех сил он пытался оттуда убежать, но, все-таки, стрела настигла его, и он, уже раненный, упал с другой стороны стены. Он потерял много крови и, прежде чем умереть, успел лишь показать пять пальцев на руке. В тот же момент Вибхишане донесли о том, что его шпион погиб, и все, что он показал – это руку. Вибхишана начал размышлять, что бы это могло значить. «А, может быть, он показал пять пальцев? – думал он. – Да, пять пальцев! Я понял! Панча-вактрам!»
Рамачандра удивился: «Что за панча-вактрам?» И тогда Вибхишана сказал: «Однажды – это было очень давно – наш гуру Шукрачарья проводил жертвоприношение. На этом жертвоприношении присутствовали только мой старший брат Равана и я. И после этого появилась панча-вактрам. Это щит из пяти лепестков, пять лиц. Когда Шукрачарья давал его Раване, он сказал: «Это щит, который защитит Ланку от любого оружия». Но этот щит заряжается от солнечного света. Единственное его слабое место – во время заката, когда солнце заходит. В это время он перезаряжается и на несколько минут становится неактивным. И в этот момент эту панча-вактру можно легко уничтожить и таким образом лишить Ланку защиты».
И когда наступали сумерки, Хануман посадил Раму и Лакшмана себе на плечи, вырос, и своими стрелами они уничтожили панча-вактрам, разрушив всю защиту.
Увидев это, Мандодари сказала Раване: «Вот видишь, господин, ты всё смеялся: «Панча-вактрам, панча-вактрам«. Но где же теперь твоя панча-вактрам? Пока еще есть время, верни Ситу!»
Эта ситуация подобна ситуации с Хираньякашипу. Он был почти бессмертный, поскольку получил благословение, что его нельзя убить ни днем ни ночью. Но, все равно, Господь нашел время, время которое называется сумерки – это ни день и ни ночь.
Рамачандра решил все-таки уладить дело миром и начал искать, кто бы мог представить Его волю, то есть выступить в роли посланника мира. Все хотели послужить Раме, но выбор пал на Ангаду. Ангада является принцем. И тогда он будет не просто послом, а царским послом, из царского рода. А согласно ведическим правилам, царского посла встречают с особыми почестями.
И вот Ангада явился в зале собрания Раваны, где в это время решалось, как им действовать дальше. Но они даже не предложили ему присесть. И Ангада сказал: «Я царского рода, вы должны оказать мне должное почтение, такова ведическая культура!» Но Равана возмутился: «Что? Я должен предложить обезьяне место?» И тогда Ангада, видя их невежество, сам себе обеспечил место. Он начал увеличивать свой хвост, и, в конце концов, сел так высоко, что стал на равных с Раваной, превосходя всех остальных.
Министры и помощники Раваны снизу смотрели на Ангаду. И Ангада спросил Равану: «Ты кто такой?» И тут же Равана начал прославлять себя: «Я такой, я сякой! Я сделал то, я сделал это!» Выслушав все его бахвальство, Ангада сказал: «Это не тот ли Равана, который пытался поднять гору Кайлас, но ему прищемило руки, отчего он заревел, и за что его и прозвали Раваной? Это ты тот самый Равана, что напал на моего отца Бали в момент поклонения богу солнца, и которого он просто прихлопнул подмышкой (он был очень маленький по сравнению с Бали Махараджем) и даже ничего не почувствовал? Или ты тот самый Равана, отец Акшай-кумара, которому учитель дал благословение, что от одной его пощечины я умру, и которого мой друг Хануман убил одной рукой? Это ты его отец, тот самый Равана? Или, может быть, ты тот Равана, который украл одну беззащитную женщину Ситу, прибегнув к помощи Маричи? Ты только и умеешь, что задаваться: «Я! Я! Равана! Равана!» Но у тебя еще есть время, верни Ситу Рамачандре!»
Равана был в гневе. А Ангада продолжал: «Если ты сомневаешься в нашей силе, я поставлю здесь свою ногу, и пусть хоть кто-то из твоей армии попробует сдвинуть ее с места. И я обещаю, что, если они сдвинут, вся армия Рамачандры тут же покинет Ланку!»
Воскликнув «Джай Шри Рам!», Ангада припечатал свою стопу к полу. Один за другим помощники Раваны подходили к нему, но никто из них не мог сдвинуть ногу Ангады даже на миллиметр. Даже все его сыновья, даже старший сын Меганатх, который был известен своим могуществом, ничего не могли сделать. Тогда, в конце концов, Равана решил попытаться сам. Он уже подошел, потянулся к ноге, но Ангада убрал свою ногу и сказал: «Ни-ни-ни, ты должен не у меня просить прощения, а у Рамачандры! Ты же Его жену украл! И я бросал вызов не тебе – я бросал вызов твоей армии, твоим сподвижникам».
На этом я закончу.
Я прошу моих учеников уважать всех преданных, вайшнавов и друг друга. Вскоре здесь появятся мои духовные братья, пожалуйста, выразите им почтение. Также не думайте, что я выражаю почтение только своему учителю. Нет, я выражаю почтение всем вайшнавам, поэтому следуйте за мной.
Сита-деви даси: Объясните, пожалуйста, что значит «Бхактиведанта»?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Этот титул начал давать лишь Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж. До него другие его духовные братья не давали этого титула санньяси. Что означает «веданта»? «Веданта» означает «суть Вед», «суть всего знания». Что за суть всего знания?
Когда Шримати Радхика не могла ходить готовить для Кришны, например, к ужину, она посылала одну или две своих манджари с приготовленными для Него яствами, чтобы Кришна, вернувшись домой, мог покушать. Она посылала Рати Манджари, Раману Манджари, Лавангу Манджари или Рупу Манджари. И однажды одна манджари вернулась необычайно счастливой и сказала, что видела нечто очень любопытное. Шримати Радхика спросила: «Что же ты такое там увидела?» И она сказала Ей: «Веданта—сиддханта, высочайшее учение Вед, танцует там, во дворе Нанды Махараджа». «Как танцует, кто танцует?» – спросила Радхика. «Высочайшее знание Вед, покрытое пылью, поднятой коровами», – отвечала манджари.
Это был Кришна, который пас весь день коров, чье тело было покрыто пылью с их копыт, танцующий во дворе Своего отца Нанды Бабы. Так манджари назвала Кришну: веданта—сиддханта, то есть вершина знания Вед. И когда она смотрела на Кришну глазами любви и преданности, она видела такую сиддханту и такую веданту.
Наш Парам-Гурудев давал всем санньяси титулы «Бхактиведанта». То есть «Бхактиведанта» – это настроение манджари, их взгляд на Кришну.
Например, наш Парам-Гурудев давал этот титул таким санньяси, как Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж, Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж. И все они служат Божественной Чете в мадхурья-расе как манджари.
Все заслуги за эту хари-катху, которую вы услышали, принадлежат моим учителям, потому что я услышал это от них. Я ни с кем не спорю, ни с кем не воюю, но вы не услышите подобного объяснения ни от кого больше. Я не хвастаюсь, я не прославляю ни себя, ни других, я просто повторяю хари-катху.