Преданный: Гурудев, расскажите, пожалуйста, о Премананде Прабху.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Откуда ты услышал о Премананде Прабху?
Преданный: Мне рассказывал в ашраме Инду Мохан Прабху.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Премананда Прабху присоединился к нам когда мы были в Матхуре. Он любит всех преданных как своих детей. Ты должен быть как Премананда Прабху – любить всех преданных.
Преданный: Сегодня разговаривали с Дамодар Махараджем и он сказал, что Малике нужно выйти замуж. Почему он так сказал?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Вы женаты или нет?
Преданный: Нет.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Если хотите, то должны пойти расписаться в ЗАГС. Также здесь проводится свадебная церемония. В следующий раз, когда приедете, можно устроить вам свадебную церемонию. Сначала законно распишитесь, потом приходите, сделаем.
Преданный: Правда ли, что предание происходит по воле Гурудева? Могу ли я молиться Гурудеву, чтобы мое предание произошло?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да, это так.
Преданная: Какова, по-вашему, цель человеческой жизни?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Согласно мнению шастр, целью человеческой жизни является обретение кришна-премы.
Преданная: Почему говорят о разном предназначении мужчины и женщины?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Это не так.
Преданная: Говорят, что предназначение женщины – рожать детей.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: У нас никогда так не говорят. Мы имеем ввиду высшую цель. То, что вы слышали – это не высшее предназначение и не духовная цель.
Преданная: Гаятри-мантры обязательно нужно повторять в уме или можно вслух? Почему громко нельзя?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Вы можете повторять в уме или очень тихо, чтобы сидящий рядом человек не слышал вас. Если вы будете произносить гаятри-мантру громко, то ее сила уйдет.
Преданная: Я понимаю, что духовное развитие – это самое главное. Но почему мы учимся и работаем, получая какие-то навыки в материальной жизни? Если мы их получаем, то является ли наша деятельность деятельностью в майе? Как сделать, чтобы вся наша деятельность была направлена к Кришне?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Если бы вы не обучались, то как бы вообще пришли в это общество? Когда мы учимся, наш ум развивается. Появляется возможность понять, что хорошо и не хорошо, каковы правильные обязанности.
Чтобы поддерживать жизнь в теле, нужна пища. Если вы обучились и получили профессию, то сможете легко поддерживать свою жизнь. Если кто-то думает, что он может полностью предаться Кришне и совершать бхаджан, но при этом это не соответствует его способностям, у него будут постоянные беспокойства: «Что кушать, что делать?»
В тот момент, когда у человека возникает незыблемая вера в то, что благодаря чистому преданному служению, человек достигнет всего, он больше никому ничего не должен в этом мире. У него нет необходимости заниматься чем-то мирским. Шрила Гаура Кишора дас Бабаджи Махарадж никогда не посещал мирских школ.
В Шримад Бхагавад-гите Кришна обещает: «Те, кто сосредоточили свои мысли и ожидания полностью на мне и их мысли полностью сосредоточены на моем образе, я позабочусь обо всех них. Я дам все, что необходимо для жизни и для йоги. Сам принесу все, что необходимо».
Был один преданный, которого звали Арджуна Мишра. Он писал комментарий на «Шримад Бхагавад-гиту». Дойдя до этого стиха, он подумал: «Это не правда. Я служу Бхагавану Шри Кришне постоянно, но, тем не менее, я беден». Тогда он перечеркнул эти строки красными чернилами и отправился собирать пожертвования. В этот день он не смог ничего собрать. К кому бы он ни подходил, никто ничего не давал.
В это время прекрасный мальчик подошел к их дому с корзинами и постучал в дверь: «О, мама, мама, открой дверь!» Он нес в корзинах дал, муку, топленое масло и другие продукты, необходимые для семейной жизни. Он сказал жене Аруджуна Мишры: «Я ученик вашего мужа. Он просил принести все это вам. И поскольку я медлил, он поцарапал мне спину своими ногтями. Посмотрите, там остались следы». Она увидела линии на его спине из которых выступала кровь. Она сказала: «Мой муж такой добрый. Почему он жесток к тебе? Пусть появится дома и я ему покажу». Она усадила этого мальчика в комнате и сказала: «Ты подожди, я сейчас что-то приготовлю и угощу тебя».
Когда Арджуна Мишра пришел домой, то жена стала ругать его: «Ты что, совсем с рассудком расстался? Заставляешь такие тяжести нести маленького ребенка, да еще и подгоняешь! Ученик это как сын. Ты что, совсем здравый смысл потерял?» Брахман ответил: «Ты совсем с ума сошла. У меня нет никаких учеников». Когда они зашли в дом, то жена показала ему корзины: «Посмотри, ты совсем лишился разума, так загрузить мальчика». Тогда Арджуна Мишра что-то заподозрил и сказал: «Принеси-ка мою книгу». Его жена гневно кинула книгу: «Вот твоя книга».
Когда он открыл те стихи, которые комментировал, то на вычеркнутых строках больше не было красной линии. Тогда он спросил у жены: «А где этот мальчик?» Она ответила: «Он там сидит в комнате». Он попросил: «Пожалуйста, покажи мне его». Но они не нашли этого мальчика. Тогда брахман взял за стопы свою жену и начал плакать: «Это не был обычный мальчик. Это был сам Кришна. Я усомнился в правдивости его слов в Бхагавад-гите и перечеркнул их красной линией, которой сейчас уже нет».
Для поддержания жизни нам нужно еще кое-что, в том числе образование. Если вы не будете изучать и работать, то постоянно будете просить: «Кришна, дай мне то и это». В начале духовной жизни, у вас должно быть еще обучение и работа. Когда вы будете на более высоком уровне, тогда вам не нужно будет отвлекаться ни на что.
Те, кто живет духовно не первую жизнь, у них много впечатлений в сердце и им не нужно отвлекаться. В наши дни в храмах можно найти преданных, которые даже не знают, как расписываться.
Преданная: Есть праздник Джанмаштами, а есть Радхаштами. Почему в Джанмаштами мы постимся, а на Радхаштами нет поста?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Мы постимся только на явление вишну-таттвы. Кришна относится к кришна-таттве. Он сам властелин и обладает силой. Когда является его шакти – Шримати Радхика, то нет поста.
Поскольку Кришна явился в полночь, то мы постимся до полуночи. Шри Чайтанья Махапрабху и Нрисимхадев явились вечером, мы постимся до вечера. Рамачандра явился днем, мы постимся до полудня.
Но те, кто слаб, дети и старики могут принимать какой-то легкий прасад.
Преданный: У меня вопрос насчет гопичанданы. Почему бывает желтый и белый? Мог бы гурудев рассказать о значении тилаки, не только в контексте того, что это символизирует Радху и Кришну, а чтобы можно было понять и объяснить для другого человека.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Естественный цвет гопичанданы должен быть таким, как у меня. Тилак означает хари-мандир или храм Кришны. Место, где мы живем, называется дом, а место где живет Кришна, называется храм или мандир.
Мы ставим тилаки, произнося специальные мантры, которые есть в книге «Арчана-дипика»: Нараяна, Мадхава, Говинда. Если цвет отличается от этого, то это не чистая гопичандана и там что-то подмешено. Лучше всего чистая гопичандана.
Преданный: На хари-катхе старшие преданные говорили, что тилаки увеличивают всю благоприятную деятельность в разы. Это так?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да, это так.
Преданный: Можем ли мы проводить ягью? Можете вы научить нас, как проводить ягью? Очень многие люди хотят проводить ягью.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Ты не знаешь английский, а я не знаю русский. Ты должен выучить тот язык, на котором я говорю и тогда я смогу обучать тебя.
Преданная: А женщины могут проводить ягью?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Это только для мужчин. Они могут подносить гхи к огню и произносить «сваха». Они могут это делать, только когда есть жена. Санньяси не нужна жена, чтобы подносить масло к огню.
Преданный: Что означает ваше имя «Мадхава? Я читал, что Шрила Гурудев Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж специально для вас дал это имя. Почему?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Существует список специальных имен для санньяси и Гурудев выбрал одно для меня. Когда ты закончишь обучение как брахмачари и через много лет примешь санньясу, тогда я тебе объясню.
Преданный: Я видел санньяси на киртанах. Почему вы не поете со всеми?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Я прихожу раньше всех и больше чем остальные санньяси присутствую на лекциях, устраиваю гуру-пуджу и так далее. У меня так много дел, что вечером мне нужно уйти. Если все вместе сложить, они не смогут сделать того, что делаю я. Так устроено в мире, что кто-то делает одно, а кто-то другое. Так не бывает, что один делает все за всех. Каково твое образование и чем ты занят сейчас?
Преданный: Высшее. По скалам – спелеолог.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Человек-паук. Он изучает экономику и коммерцию. Почему ты не продолжаешь свое образование? Почему он не стал человеком-пауком, а ты? Почему Бхагаван не дал всем одинаковые качества, понимаешь?
Преданный: Есть ли разница между умом и разумом?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Ум занят тем, что он думает: «Это хорошо – это приятно; это плохо – это неприятно». Он видит так много всего и так много вариантов предлагает. Но функция разума – принять определенные решения: «Я сделаю так и вот это». Разум выше ума.
Преданный: Говорят, что мудрый человек живет здесь и сейчас. Что может возвращаться нас в «здесь и сейчас?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Мудрый человек – это не приведение. У него должно быть тело. Поэтому он должен быть здесь.
Преданный: Часто мы живем прошлым. Мы живем переживаниями или строим планы на будущее и не живем «здесь и сейчас».
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прошлое уже стало историей и его уже не вернешь. Будущее – это мистерия или мистика. На самом деле это то, чего нет по сути дела. А настоящее – это дар. Это надо брать и пользоваться этим.
Смысл в том, чтобы сосредоточить ум на гуру, чтобы он не блуждал в прошлом и не беспокоился о будущем. Важно сосредоточиться на наставлениях ачарьев. Держать ум в узде, чтобы он не бегал. Каждый день возносить пранама-мантры ачарьям, предлагать им поклоны, читать определенное количество кругов. Это не однодневный процесс.
Преданный: Если в течение дня нет времени повторить брахма-гаятри, то можно утром все повторить?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Утром вы можете повторить только два раза, а вечером, когда освободитесь от работы, тогда и повторите третий раз. Утром две – это максимум.
Преданная: Я слышала, что Гурудев сам выбирает своих учеников. Так ли это?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да. На самом деле – это гуру находит ученика. Ученик не способен распознать настоящего гуру. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж путешествовал по миру и просил людей совершать преданное служение. Он обращался к ним. Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж приехал в Матхуру и начал там проповедовать. Никто его не приглашал и не ждал. Он сам пришел и начал там проповедовать.
Преданный: Я хотел бы получить два благословения. Первое – это на наш проект создания карты святых мест, а второе на смену рода деятельности – работаю в рекламной фирме, а хочу заниматься массажем.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Гугл уже дает все карты мира. Как ты больше заработаешь – благодаря массажу или рекламе?
Преданный: Благодаря массажу, наверное.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Лучше не думать, а проверить, чтобы реально было. Что касается денег, спрашивай у других. Я помогаю духовно. У кого-то есть какая-то болезнь на коже и делая кому-то массаж, ты можешь заразиться. Прежде чем принять решение, много раз подумай.
Моя просьба ко всем вайшнавам и всем моим ученикам. Каждый год приезжайте на фестиваль и привозите своих друзей и знакомых, чтобы этот фестиваль все больше развивался. Всегда уважайте вайшнавов и никого не критикуйте. В этом году здесь 210 человек. Если вы последуете моей просьбе, то в следующем году нас будет 2000 человек. Из года в год наша семья будет расти. Для этого нужно прикладывать усилия. Чтобы приводить друзей, нужно рассказывать им.
Преданная: Скажите, пожалуйста, какое наставления Гурудева вы считаете самым важным?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Все наставления, которые дает духовный учитель, очень важны.
Преданная: В том году вы также рассказывали про знаки на стопах Кришны. Вы также сказали, что их можно посмотреть в журнале «Rays the Harmonist». Как правильно медитировать на них? Просто вспоминать, как они выглядят на картинке?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да. И в уме представлять, что мы ставим стопы на голову.
Преданный: Когда веды были вместе: русская и ведическая культура. С тех времен остались какие-нибудь исторические факты, как жили наши предки? Чтобы я, общаясь с друзьями, мог говорить на родном языке.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Веда не является индийской или русской. Она для всех одна. Одни создают русскую, американскую, индийскую веду. Но веда для всех одна и Бог один.
Преданный: Вы рассказываете о своих учителях. А о наших русичах есть знания?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Нет разницы. Сейчас есть разделение на государства, но раньше такого не было. В «Шримад-Бхагаватам» упомянуто, что была одна страна, одно направление. Если внимательно читать «Шримад-Бхагаватам», то можно обнаружить, что герои находились в совершенно разных местах на нашей планете. Мудрец, которого посетил Махарадж Парикшит, чей сын его проклял, находился возле Каспийского моря, а не в Индии.
Преданная: У меня есть дикша-гуру Неми Махарадж. Я бы хотела принять вас шикша-гуру. Должна быть гуру-ништха к обоим? Вы говорили, что гуру-ништха развивается, когда мы служим вайшнавам. Как мне выбрать, если у меня есть дикша и шикша-гуру, кому я должна больше служить, кого спрашивать и больше слушать?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Обоим в таком случае должна отдавать свое внимание.