Кришна — источник всех рас — Россия (Ая)

Шримад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я склоняюсь перед лотосными стопами своих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. А также перед лотосными стопами моих духовных предшественников, нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа. Я приношу поклоны всем вайшнавам и вайшнави, которые приехали сюда, чтобы послушать хари-катху во главе с моими духовными дядями, Шрипад Бхактиведантой Шуддхадвайти Махараджем, Садху Махараджем.

Сегодня я вспомнил одну лилу. Она связана с тем, как Кришна поднял холм Говардхан, и все враджаваси собрались под этим холмом. Таким же образом, когда шел дождь, все преданные собрались сюда в этот зал и никуда не ходили, потому что хочешь или не хочешь – все равно никуда не пойдешь, когда льет дождь. А сейчас дождь закончился, и все преданные разошлись, разбежались кто куда: кто к озеру, кто к реке, кто бродит по лесу. Может, они думают, что в лесу найдут сто золотых монет или сокровища российских медведей. Но, по крайней мере, если не золото, то рубли уж точно там где-то лежат. Поэтому русские преданные ходят в лесу и поют: «Рубль есть рубль, это российский символ. Если у тебя есть рубль, то нет никаких забот. Если у тебя есть рубль, не нужно быть смиренным. Но если у тебя нет рубля, то у тебя сплошная калматья».

У всех преданных в наши дни есть компьютеры и планшеты, есть возможность выйти в сеть и что-то найти или проверить. Но я такой глупый, что у меня нет такой возможности, я не могу проверить нужную информацию. Среди всех санньяси я так же худой и тощий и вешу меньше всех. Но то, что Шрила Гурудев по своей великой милости вложил в мой маленький мозг, в мое сердце, я постараюсь донести до вас, насколько это в моих силах.

Гаура-вани, то есть учение Шри Чайтаньи Махапрабху, было упомянуто мною в двух местах, в пранама-мантрах двух великих ачарьев. Сначала в пранама-мантре моего духовного предшественника (Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа): «Намасте сарасвате деве гаура-вани-прачарине». И так же в пранама-мантре духовного предшественника моего дяди (Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура): «Намас те гаура-вани-шри-муртайе дина-тарине». Шрила Гурудев отмечал неоднократно, что термин «гаура-вани» мы можем объяснить двумя способами: с точки зрения таттва-вичара, философских принципов, и с точки зрения раса-вичара, то есть взаимоотношений с Кришной.

Итак, Шрила Гурудев говорит, что с точки зрения таттва-вичара, философских принципов, гаура-вани объясняется в шлоке Шрилы Бхактивиноды Тхакура: «Амнайа праха таттвам харим иха парамам сарва шактим расабдхим»1. И с точки зрения расы-вичара, то есть, с точки зрения экстатической любви к Кришне, это упомянуто в шлоке Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура: «Арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхама вриндаванам»2.

Итак, амная – это выводы из ведических писаний. Но все ведические писания не так-то просто охватить. Одних только «Упанишад» – 1108. Но Шрила Гурудев и наша гуру-варга легко сделали это доступным для нас. Итак, что такое амная? Амнайа праха таттвам харим иха парамам. Амная, то есть выводы писаний, провозглашают, что Шри Хари – это Верховная Абсолютная Истина. Итак, кто такой Хари? Хари арати радхикайа мана. Хари – этот тот, кто похищает ум Шримати Радхики.

И также Шрила Гурудев объяснял вот этот стих: «Хари арати радхикайа кунжети», в котором говорится, что Шри Хари находится со Шримати Радхикой в кунжах Вриндавана. И какой Хари? Тот самый, о котором Шрила Вьясадев сказал: «Те чамшакалам умса кришна сту бхагаван свахйам»3.

Это было с точки зрения рассмотрения таттвы, но с точки зрения расы Шрила Джаядев Госвами говорит в этих стихах: «Хари хари йахи, мадхава йахи, йахи мадхава йахи кешава ма вада кайтава вадам»4. Она изгоняет Его из своей кунджи. Кого именно? Не Нрисимхадева, ни Варахадева, а именно Кришну, который может похитить Её ум. Лишь только Он может это сделать.

Шрила Бхактивинод Тхакур также говорит: «Сарва-шактим». «Сарва-шактим» обозначает, что Ему принадлежат все энергии. Он властвует над всеми энергиями. «Расабдхим» означает, что Он вместилище всех рас. Кришна включает в себя все расы. Кришна является вишая – наслаждающимся, источником всей расы. А преданные являются ашрая, то есть вместилищем этой расы.

Шрила Гурудев и все предыдущие ачарьи также объясняли нам, что Кришна является одновременно экараса и анекараса. «Экараса» означает, что Он является вместилищем одной расы, но, с другой стороны, Он является вместилищем всего многообразия рас. Что касается экарасы, это описывается в «Шримад Бхагаватам». С другой стороны, если мы посмотрим на комментарии всех ачарьев, мы придем к выводу, что Кришна является вместилищем всех рас. Например, Шрила Гурудев, рассмотрев подробно стих Шрилы Вишванатха Чакроварти Тхакура, приведенный ранее, заключил, что там находится раса-абхаса как минимум в трех местах. Поэтому недостаточно убедительно звучит, что Кришна является средоточием всех рас.

Чтобы показать, что Кришна одновременно является источником всех рас и объектом всех рас, Шрила Вишванатха Чакроварти Тхакур написал два стиха. Их не так-то просто понять, поэтому, если я начну объяснять в деталях, вы подумаете: «Ой, что это такое Мадхава Махарадж говорит? Не приду завтра на его лекцию». Поэтому если я сейчас начну говорить на все эти темы, то вы просто не придете на мои лекции в семь часов завтра утром. Поэтому я так же должен дать хари-катху по раса-вичару.

Итак, чтобы проиллюстрировать этот момент, что Кришна является обителью всех рас, я хочу рассказать какую-нибудь историю, которая это проиллюстрирует, с точки зрения сакхья-расы или с точки зрения мадхурья-расы. С точки зрения какой расы вы хотели бы это услышать?

Преданные: Мадхурья-расы.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: В мадхурья-расе есть два элемента: самбхога и випраламбха – встреча и разлука. Без разлуки встреча никогда не получает подпитки. Шрила Рупа Госвамипад в «Уджджвала-ниламани» сказал, что без разлуки никогда не может произойти настоящей встречи.

Итак, встреча и разлука бывают 4-х видов. И разлука бывает следующих 4-х видов: пурва-рага – предшествующая встрече, затем мана когда Радхика погружается в ревнивый гнев, затем праваса, когда Кришна отправляется пасти коров, и судур-правас, когда Кришна уходит очень далеко.

И самбхога (встреча) тоже бывает четырех видов: санкшипта, санкирна, сампанна, самриддхиман. Встреча самриддхиман случается после према-вайчиттья. Чтобы познать все это, мы должны обладать определенной квалификацией, а так как я такой квалификацией не обладаю, я не буду описывать все это.

Итак, по просьбе преданных и по наставлению моих дядей, я буду говорить о мадхурья-расе.

Итак, когда Радхика входит в ман – настроение ревнивого гнева, пока Кришна не прервет это настроение, ни Радхика, ни Кришна не будут на самом деле счастливы, поэтому Кришна пытается прервать Её ревнивый гнев. Ман – ревнивый гнев, который входит в Шримати Радхику, тоже бывает двух видов: ахайтуки и сахайтуки. «Ахайтуки» означает «беспричинный», а «сахайтуки» означает «имеющий причину».

Итак, когда Радхика являет ревнивый гнев, сахайтукиман, причиной этому является Кришна, дхира-лалита-наяка. В этой ипостаси у Него есть четыре качества. Он вечно юный; Он очень разумен, умен; Он свободный; и Он полностью во власти Своей возлюбленной. И когда Кришна в настроении Своего ума, Своего разума, Своего искушения, Он говорит каждой гопи: «О, я люблю тебя больше, чем любую другую», и каждая верит Ему.

Итак, однажды Кришна был в кундже Чандравали. И, как сейчас у нас есть мобильные телефоны, и мы можем узнать, где находится человек, просто позвонив ему, так же и у Шримати Радхики есть попугайчики, которые выполняют эту функцию. И один из них увидел, что Кришна сейчас в лагере Чандравали.

Так, например, мы сегодня путешествовали к озеру на пяти машинах. И мы немного растерялись, но связавшись потом друг с другом по телефону, мы узнали, кто где находится, и вернулись обратно.

Сегодняшние мобильные телефоны пришли от вриндаванских попугаев. Всегда перечирикиваясь, они смотрят, что делают сакхи. Мобильные телефоны действуют по воздуху, так же по воздуху действуют и попугаи. Они перелетают, перечирикиваются и таким образом сообщают, что происходит.

Итак, один попугайчик донес Радхике, что Кришна в кунжах Чандравали, поэтому Её охватил ревнивый гнев. А вечером Кришна пришел на встречу с Радхикой. Радхика была в Явате, в обществе своих сакхи и манжари. Кришна постучал в дверь, и Радхика спросила: «Кто там?». Кришна ответил: «Я Хари». «Хари» означает «тот, кто крадет ум Шримати Радхики». Но Лалита сказала: «О, хари – это лев. Не открывай дверь!». Радхика сказала: «Нет, нет. Не нужны нам никакие львы, убирайся-ка обратно в свои джунгли». Но Кришна сказал: «Нет-нет, я не тот хари. Я Шри Хари». Словами «Шри Хари» Кришна хотел указать на то, что «Шри» – это Шримати Радхика, а Он возлюбленный Шримати Радхики, и поэтому Он всегда с ней. Вишакха сказала: «О, ты знаешь, кто такой Шри Хари? Это обезьяна. Если ты откроешь дверь, эта обезьяна расцарапает тебе все лицо. Ни в коем случае не открывай!».

Кришна сказал: «Боже мой, что же мне делать?». «Нет-нет, я не обезьяна!» – сказал Кришна. «Ну, хорошо, если ты не обезьяна, кто ты тогда такой?» – спросили гопи. И Кришна сказал: «Я Дамодара».

Дамодара – это тот, чей живот обвит веревкой. Но есть два Дамодары: Яшода Дамодар и Радха Дамодар. Кришна хотел сказать, что Он Радха Дамодар – тот, кто связан с Радхикой. Но Читра сказала: «Радхе, не открывай дверь!». Радха спросила: «Почему не открывать?». Дамодар, с точки зрения грамматики, – это купец, у которого много денег на поясе. И Поэтому Читра ответила Ему: «О, что тебе здесь нужно, купец? Иди в Матхуру! Мы всего лишь простые деревенские девушки».

«Нет, нет. Я не Дамодара», – не сдавался Кришна. «А кто же ты такой?» – спросили гопи. И Кришна сказал: «Я Нараяна». Кришна хотел сказать: «Я Нараяна» в значении всех рас. Но Читра сказала: «Нараяна – это обитель всех живых существ, а также обитель всех Вишну: Каранодакашайи, Гарбходакашайи, Кширодакашайи, – поэтому что тебе здесь делать? Отправляйся-ка в свой беспричинный океан, зачем тебе наша деревня?».

Кришне больше нечего сказать, Он только стоит и чешет затылок: «Боже мой!». И тогда он ответил: «Нет, я не этот Нараяна». – «А кто же ты такой?». – «Я Мадхава».

«Мадхава» имеет значение – «возлюбленный Шримати Радхики». Но гопи ответили: «О, Мадхава – это супруг Лакшми с планеты Вайкунтхи». «Что тебе здесь делать? Отправляйся-ка на Вайкунтху», – сказала Ему Радхика.

Кришна продолжает: «Нет, Я не этот Мадхава. Я Ганашьям». «Ганашьям» означает «тот, чье тело напоминает грозовую тучу». И гопи сказали: «Ганашьям – это грозовая туча. Не нужна нам здесь туча: из нее пойдет дождь, и в доме везде будет слякоть. Отправляйся-ка ты лучше на небо!».

«Я не Ганашьям», – сказал Кришна. «А кто же Ты такой?». – «Я Чакра». Чакра – это Вишну, который держит Сударшана-чакру, что на самом деле и хотел сказать Кришна. Он хотел указать на расу, потому что раса она схожа с колесом, она схожа с осью, вокруг которой есть спицы и обод. Кришна находится в центре всех рас, и вокруг Него вращаются расы: раса-лилы и все остальное.

Раса-лила – это лучший способ порадовать гопи, поэтому Кришна хотел на это указать. Но гопи усмотрели совсем другое значение. И Радхика говорит: «О, чакри – это гончар. Нам здесь не нужны гончары! У нас здесь нет свадьбы». (Раньше в Индии вместо пластмассовой одноразовой посуды использовались глиняные одноразовые горшки). «У нас здесь нет свадьбы, поэтому иди-ка ты лучше в Матхуру – там очень большое население, и ты очень легко сможешь найти себе работу», – сказала Радхика.

Итак, в связи с тем, что Радхика проявила этот сахайтуки-ман, все гопи очень разгневались на Кришну и начали по-разному упрекать Его.

Я сейчас пересказал то, что сказали восемь основных сакхи, подруг Шримати Радхики. Есть еще продолжение, где говорят восемь основных манжари. Но сейчас на этой программе я не буду говорить то, что они говорили. Мы это оставим на потом.

Я хочу подытожить то, что мы сейчас выяснили. Итак, гаура-вани, наставление Шри Чайтаньи Махапрабху, состоит из двух частей: таттва-вичар, с точки зрения таттвы, и раса-вичар, с точки зрения рассмотрения расы. Таттва-вичар описывает шлока Шрилы Бхактивиноды Тхакура: «Амнайа праха таттвам харим иха парамам сарва шактим расабдхим». А раса-вичар шлока Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура: «Арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхама вриндаванам».

Любую шлоку можно объяснить с двух сторон: со стороны таттва-вичара и раса-вичара.

То, что я рассказал вам сейчас с использованием разных терминов – это беспричинная милость Шрилы Гурудева. Если что-то из сказанного было хорошо, то эта заслуга полностью принадлежит Шриле Гурудеву. Завтра утром я дам более подробное объяснение этой темы. Мы продолжим объяснение этих вещей.

Также я хочу сказать, чтобы все мои ученики знали, что они не моя собственность. Они собственность нашей гуру-варги, Шри Чайтаньи Махапрабху и Божественной Четы. Они должны почитать всех вайшнавов, в особенности триданди-санньяси, так же, как я их почитаю. Пусть таким образом они будут счастливы.

Я прошу всех вас на следующий год привести хотя бы по одному новому человеку. Может быть, это будет член вашей семьи, друг или еще какой-нибудь человек. У меня есть некоторые отношения с Ари Марданом прабху, и сейчас они немножко укрепились. Поэтому, Ари Мардан прабху, прошу, более активно проповедуйте, в следующем году привезите еще больше людей, чтобы этот фестиваль был действительно еще больше, большим праздником. Я надеюсь на то, что моя просьба не останется незамеченной.


  1. «Даша-мула-шикша» («Амная-сутра», 1)
  2. «Чайтанья-матта-манджуса» (комментарий на «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура).
  3. «Шримад-Бхагаватам», 1.3.28
  4. «Шри Гита-Говинда», 8.2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.