Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад паривраджака-ачарья-варья аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я приношу свои поклоны всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь, чтобы послушать хари-катху, под руководством триданди-санньяси.
Как вы слышали от Шрилы Гурудева, когда Прахлада Махарадж пришел из гурукулы, его мать, Каяду-деви, одела его в прекрасные одежды и посадила на колени Хираньякашипу, который считал себя бессмертным, хотя это совершенно невозможно. И Хираньякашипу спросил: «О, Прахлада, что самое лучшее ты выучил в школе?» Не смотря на то, что Прахлада бы очень маленьким, он был очень смелым и сказал отцу:
тат садху манйе ‘сура-варйа дехинам
сада самудвигна-дхийам асад-грахат
хитватма-патам грихам андха-купам
ванам гато йад дхарим ашрайета2
Он не обратился к нему как к отцу, он сказал: «Асурья варья дехинам – лучший из демонов». Тот, у кого есть представление, что он – это тело, его называют дехина.
В этом мире все очень заняты. Почему? Что такое сат-васту? Это Кришна, бхакти и преданные. Но те, кто не совершает бхакти, они всегда жаждут асат-васту – материальные вещи. И каков будет результат? Мы убиваем собственную душу.
Как же избавиться от этого? Ванам гато йад дхарим ашрайета – нужно уйти в лес и совершать бхаджан. В такой лес, как Вриндаван, обитель Господа – нужно уйти туда и совершать бхаджан.
Услышав это, Хираньякашипу очень разгневался. Он был против Вишну, Хари и любого имени Господа. Потому что брат Хираньякашипу был убит Вишну.
Наши предыдущие ачарьи приводят аналогию. Однажды один король ушел на охоту с министрами и солдатами. Настал вечер, и король случайно потерялся. Его группа ушла в одну сторону, а он в другую. Когда он стал возвращаться обратно, он встретил свирепого тигра. Увидев его, он очень испугался, но никого не было рядом, чтобы помочь ему. «О, боже, что же мне делать?» – подумал он. И, увидев рядом колодец, он подумал: «Если я прыгну в этот колодец, то тигр не сможет прыгнуть туда за мной. И когда тигр убежит, я выйду, мои министры и солдаты найдут меня, и мы вернемся в царство».
Когда он прыгнул в колодец, он увидел ветки, растущие по бокам. Он схватился за эти ветки и стал держаться за них. А когда он посмотрел вниз, то увидел, что там нет воды – там ядовитые змеи подняли свои клобуки и шипят на него. И если он упадет, то они его укусят, и он умрет. И тогда царь подумал: «Если я прыгну, то тигр меня съест. А если я упаду вниз, то меня укусят змеи. Что же делать? В любом случае мои руки скоро устанут и я упаду».
Тем временем подбежали две крысы и стали подгрызать те ветки, за которые он держался. Одна была черная, а другая белая. И царь испугался еще больше.
Но в этот момент он заметил, что на одной ветке висит улей, откуда прямо на него капает мед. И тут же он забыл и о тиграх внизу, и о змеях. «О, какой прекрасный мед, – подумал он. – Я должен поймать хотя бы одну каплю». И, вытащив свой язык, он стал ловить капли меда одну за другой, забыв обо всем, что его только что тревожило.
Что это за деревья? Эти ветки олицетворяют продолжительность нашей жизни. Тигр – олицетворение смерти. Белая и черная крысы – это ночи и дни. День сменяется ночью, затем проходят недели, месяцы, годы, и наша жизнь постепенно сокращается. Змеи – это проблемы в этом мире. Как бы мы ни были богаты или здоровы, у нас всегда есть проблемы. Мы не думаем о том, чтобы совершать бхаджан. Мы жаждем мимолётного счастья в этом мире, которое не делает нас по настоящему счастливыми.
Итак, когда Прахлада Махарадж сказал это, Хираньякашипу очень разгневался. Он спустил его со своих коленей и тут же отправился к его учителям, Шанде и Амарке. «Чему вы тут научили моего сына?» – гневно выпалил он им. «Мы никогда не учили его этому, – ответили они. – Он сам все это узнал». «Ну, хорошо, – ответил им Хираньякашипу. – Я даю вам еще один шанс, чтобы вы его забрали и обучили тому, чему следует».
Когда они забрали Прахладу в гурукулу, они учили его только ардхе, каме и мокше, но не дхарме. И даже не мокше, а только экономике. Но Прахлад ничего не слушал из того, что они говорили. Он памятовал лишь то, что услышал от Нарады Риши, и воспевал «Харе Кришна».
Что случилось после этого, мы услышим от Шрилы Гурудева.