Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Шрила Гурудев сказал, что этот стих является основой всего «Шримад-Бхагаватам»:
ваданти тат таттва-видас
таттвам йадж джнанам
адвайам брахмети параматмети
бхагаван ити шабдйате5
«Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном».
Как вы слышали от Шрипада Сундара Гопала прабху, «адвайта» означает «недвойственность», а «пара-таттва» – «Высшая Истина». Он не имеет «чего-то второго», но это не значит, что Он одинок. Скорее, это означает, что никто не может быть равен Ему, что уж говорить о том, чтобы быть более значительным, чем Он. Он ашамитишая, ашамаурдхва и анурдхашамана. Эти три слова имеют одно значение – никто не равен Ему, и никто не превосходит Его в величии – и они упоминаются в связи с адвая-гьяна пара-таттвой.
Шриман Махапрабху сказал Шри Санатане Госвами:
кришнера сварупа-вичара шуна, санатана адвайа-гйана-
таттва, врадже враджендра-нандана6
«О Санатана, благоволи выслушать о вечном образе Господа Кришны. Абсолютная Истина, Он лишён двойственности, но живёт во Вриндаване как сын Нанды Махараджа».
Это рассуждение называется таттва-гата вичара. «Вичара» означает «рассуждение». Есть и другое рассуждение, которое называется раса-гата вичара. Шри Чайтанья Махапрабху сказал Рамананде Раю:
‘кршнера сварупа’ каха ‘радхара сварупа’
‘раса’ кон таттва, ‘према’ — кон таттва-рупа7
«Пожалуйста, опиши трансцендентный облик Кришны и Шримати Радхарани. И поведай истины о трансцендентных расах и трансцендентных проявлениях любви к Богу».
Отвечая, Рай Рамананда говорил в связи с раса-гата вичаром, а Шриман Махапрабху отвечал Шриле Санатане Госвами, основываясь на таттва-гата вичаре.
В этом стихе «Шримад-Бхагаватам», «Ваданти тат таттва видас», затронуто рассуждение о таттва-гате, хотя здесь присутствует также и раса.
Итак, существует три объекта: Брахма (Брахман), Параматма и Бхагаван. Когда Бхагаван скрывает Свою силу и позволяет лишь чему-то проявиться из Его чит, энергии, это называется Брахма. Брахма – это самое отдаленное отражение чит-шакти (энергия трансцендентного знания). Сияние Господа Кришны – это Брахма. В этом аспекте не присутствуют игры, и еще ничего не ясно.
Шрила Гурудев в Матхуре привел следующий пример, когда обсуждал эту шлоку. Однажды, когда Васудева Махарадж совершал ягью, Шри Нарада Риши спустился в это место с Вайкунтхи. И сперва все присутствующие там подумали, что к ним спускается какой-то свет. Они не могли понять, что это Нарада. Когда Нарада оказался чуть ближе, все поняли, что это человек. Однако, кто это, все еще не было ясно. И лишь когда он, наконец, ступил на Землю, все поняли, что это был Нарада Риши.
Первое впечатление было еще неясным – это был просто свет. Таким же образом Брахма – это только самое отдаленное отражение чит. Параматма – это комбинация сат и чит. Она не являет игр, как Бхагаван. А Бхагаван – это сат-чит-ананда (воплощение вечности, знания и блаженства).
Бхагаван – это свагата-веда-рахит, как сказал Сундара Гопал.
Мы имеем множество частей тела. И Кришна также имеет различные части тела, но в Его теле нет различия между одной частью тела и другой.
В этой связи Шрила Гурудев привел пример. Однажды король Джаганнатха Пури вторгся в Вигьянагару в Южной Индии и принес оттуда Божества Радхи-Кришны, Шакши-Гопала и Бханда-Ганеша.
Первым делом он поставил Шакши-Гопала в храме Джаганнатхи. И однажды Джаганнатхадев пришел к нему во сне и сказал: «О, царь, откуда ты принес этого Тхакура? С тех пор как Он тут появился, Он съедает все подношения, и я вынужден полностью поститься. Пожалуйста, отнеси его в другое место». Гопал – это маленький мальчик, и Шакши-Гопал может очень быстро ползти на своих коленках и руках. И каждый раз, когда подношения заносили в дверь алтарной комнаты, еще до того как их размещали на алтаре, Он приползал и съедал их все. Таким образом, Бхагаван может принимать пищу Своими глазами, передвигаться глазами и делать все, что угодно, любыми частями Своего тела.
Господь Брахма сказал в «Шри Брахма-самхите»:
ангани йасйа сакалендрийа-вритти-манти
пашйанти панти калайанти чирам джаганти
ананда-чинмайа-сад-уджджвала-виграхасйа
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами8
«Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, чье трансцендентное тело, исполненное вечности, истины и блаженства, источает ослепительное сияние. Каждая часть Его трансцендентного тела неотлична от Него Самого, наделена способностью исполнять функции всех остальных органов чувств и вечно наблюдает, проявляет и поддерживает бесчисленные вселенные, как духовные, так и материальные».
Любой частью Своего тела Он может выполнять функции другой части тела. Любая часть Его тела может совершать все, что угодно. Свагата-веда-рахит. Нет разницы между Кришной и Его телом, и нет разницы между одной частью Его тела и другой.
«Сваджатия» означает «то же самое». Господь имеет множество инкарнаций. И хотя внешне они кажутся различными, с различными особенностями, на самом деле они таковыми не являются. Согласно таттва-гата вичару, рассуждениям об установленных философских истинах, все инкарнации являются кришна-таттвой. Мы предлагаем листочки и цветы туласи лотосным стопам Кришны. Таким же образом мы можем предлагать туласи стопам вишну-таттвы. Они также являются сваджатия-веда-рахит. Нет никакой разницы.
Виджатия-веда-рахит. Существует чит-джагат (духовный мир) и джада-джагат (материальный мир). Они оба зависят от Кришны, поэтому они не обладают независимостью или различным существованием. Таким образом, Бхагаван – это свагата-веда-рахит, сваджатия-ведарахит и виджатия-веда-рахит.