Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Шрила Гурудев велел мне объяснить стих:
брахманда бхрамите кона бхагйаван джива гуру-
кршна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа3
По беспричинной милости гуру и Кришны практикующий преданный может получить семя бхакти.
Шрила БВ Нараяна Госвами Махарадж: Кто может получить семя?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Садхака.
Шрила БВ Нараяна Госвами Махарадж: Почему ты сказал садхака? Любой может получить его.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: По беспричинной милости гуру и Кришны любое живое существо может получить бхакти-лата-биджу. В этом стихе «гуру кришна» имеет два значения: это значит «по милости Шри Гуру и Шри Кришны», и также это означает, что гуру является проявлением Кришны. Шри Гуру и Шри Кришна неотличны друг от друга, и это подтверждается в «Шри Чайтанья-чаритамрите»:
гуру кршна-рупа хана шастрера прамане гуру-
рупе кршна крпа карена бхакта-гане4
«Все богооткровенные писания утверждают, что духовный учитель не отличен от Господа Кришны. В облике духовного учителя Кришна дарует освобождение Своим преданным».
По беспричинной милости ашрая-бхагавана (духовного учителя) живое существо может получить бхакти-лата-биджу. Эта бхакти-лата-биджа означает желание служить Кришне. Как это желание служить Кришне проявляется в сердце? Оно проявляется, благодаря слушанию хари-катхи от истинного гуру и истинных вайшнавов. Если мы с верой пытаемся слушать об играх Кришны от гурудева, а также от чистых вайшнавов, желание служить проявится в сердце.
Я хотел бы привести несколько примеров из игр, которые мы слышали от нашего гурудева и от вайшнавов.
Однажды Кришна и Его сакхи, такие как Шридам, Мадхумангал и другие, боролись друг с другом, и, в конце концов, Шридам вышел победителем, но Кришна вдруг в одиночку стал аплодировать. Увидев это, сахки спросили Его: «Кришна, чему Ты аплодируешь?» «Я хлопаю Себе, потому что Я победил Шридама!» – ответил Кришна.
Тем временем Дурваса Риши, который сидел неподалеку и наблюдал всю эту сцену, не мог понять, был ли Кришна Верховной Личностью Бога или просто мирским мальчиком, с изумлением наблюдая, как мальчики спорили с Кришной.
«Кришна, как Ты можешь говорить, что Ты победил меня? – сказал Шридам. – Все сакхи видели, что я прижал Тебя к земле. Поэтому победитель здесь я!» «Но Мой нос был направлен вверх, а твой вниз. А тот, чей нос направлен вверх, тот и победитель!» – ответил ему Кришна.
И тогда они заметили, что поблизости сидит Дурваса Риши и наблюдает за ними. Будучи беспричинно милостивым, Кришна вместе со Шридамом и другими сакхи пожелал даровать ему Свой даршан. И тогда Он сказал друзьям: «Давайте спросим этого бабу, он всё видел».
Итак, подойдя к Дурвасе Риши, Кришна спросил его: «Баба, Я победитель, а Шридам – проигравший. Разве не так?» Но Дурваса просто сидел и молчал, полностью сбитый с толку тем, что происходило. «Баба, пожалуйста, скажи правду, – говорил Шридам. – Не лги, как Кришна! Я победитель, а Кришна – проигравший. Святой личности не подобает лгать. Если ты солжёшь, грех обмана поразит тебя!»
Но Дурваса Риши все также продолжал сидеть и смотреть на них. И тогда Кришна сказал: «Почему ты не отвечаешь? Ты, что, немой?» «Баба, а может, ты глухой?» – спросил Шридам. В замешательстве Дурваса Риши пытался что-то сказать, но он мог лишь заикаться: «Что я должен сказать? Я не знаю, что сказать». «О, это не настоящий баба, – сказал Кришна Шридаму. – Он ничего не знает». И, потянув Дурвасу Риши за бороду, Кришна снова начал спрашивать его: «О, баба, ты, что, немой или глухой? Почему ты не отвечаешь нам?» Тут же к Кришне присоединился Шридам и схватил Дурвасу за бороду с другой стороны. Но, поняв, что все напрасно, они отпустили его, сказав: «Пошли. Он ничего не знает».
Будучи в хорошем общении и слушая хари-катху, подобную этой, от истинного гуру или вайшнавов, человек постепенно развивает желание быть другом Кришны, играть с Ним как один из Его сакх.
Сейчас я расскажу другую лилу. Однажды мама Яшода омыла Кришну и одела в красивые одежды, но уже спустя несколько минут Кришна кувыркался по земле и весь испачкался. А после этого Он пришёл к ней, требуя, чтобы Его взяли на руки. Но мама сказала Ему: «Нет, я не буду прикасаться к Тебе! Ты грязный, ты непослушный мальчик! Я только что помыла Тебя и так красиво одела, а Ты пошёл и весь измазался!»
Наблюдая за всей этой сценой, Нарада Муни думал: «Насколько удачлива мама Яшода! Верховная Личность Бога хочет прийти и сесть к ней на колени, а она ругает Его, говоря: «Нет. Не приближайся и не прикасайся ко мне. Ты непослушный грязный мальчик!»
Слушая такую хари-катху от гуру и вайшнавов, можно постепенно развить желание служить Кришне как мама Яшода и Нанда Баба. Это желание называется кришна-сева-васана, и оно является бхакти-лата-биджей.
Сейчас я приведу один последний пример. Однажды Кришна хотел утешить Шримати Радхику и извиниться за то, что Он расстроил Её своими дурными поступками. Он пришёл встретиться с Ней, но Она сказала Ему: «Хари хари джахе, Мадхава джахе. Мадхава кайтава бадхам – О Хари, Ты должен уйти отсюда! О Кешава, уйди прочь! О Мадхава, оставь Меня!» Манджари Шримати Радхики также могут ругать Кришну. Без их разрешения Кришне не позволяется войти в кунджу Радхики.
Желание служить Божественной Чете в настроении манджари Радхики также называется кришна-сева-васана. Как оно приходит? Благодаря пребыванию в хорошем общении и слушанию о подобных играх от гуру и вайшнавов, жажда или желание служить Кришне могут войти в сердце искреннего ученика по их милости. Это желание служить Кришне – кришна-сева-васана, и оно является бхакти-лата-биджей.
Я привёл три примера того, как, благодаря хорошему общению, приходит кришна-сева-васана: в дружбе (сакхья-раса), в родительском настроении (ватсалья-раса) и в настроении возлюбленного (мадхурья-раса). Если кто-то, кто слышит эти игры, развивает желание служить Кришне в любом из этих видов взаимоотношений, мы должны знать, что он получил бхакти-лата-биджу по беспричинной милости Шри Гуру и Кришны. Вот что означает «гуру кришна прасаде пайа, бхактилата-биджа». Если кто-нибудь получит эту биджу, его жизнь станет успешной.