Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои почтительные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. А также я предлагаю поклоны всем преданным, которые собрались здесь послушать хари-катху.
Очень много прекрасных преданных выразили свой опыт и идеи. А я Навин, что значит «новый», и я должен наилучшим образом рассказать то, что они оставили для меня напоследок.
Мы слушаем о гуру-таттве. Сегодня утром Шрила Гурудев объяснял много вещей о нашем Парам-Гурудеве, Шриле Бхактипрагьяне Кешаве Госвами Махарадже. Несколько лет назад Шрила Махарадж объяснял о гуру и ученике из Сатья-, Кали- и Трета-юги. Я постараюсь вспомнить все эти вещи.
Вы знаете Аруни Удалака. Однажды, когда шел сильный дождь, его учитель сказал ему: «Этот дождь может затопить мои поля, пожалуйста, останови как-нибудь этот поток».
Аруни отправился выполнять веление гурудева, но не смог сдержать воды. И, в конце концов, он лег, чтобы своим телом загородить эту воду. А ночью гурудев пришел искать его. «О, Аруни, где же ты?» – кричал он. «О, Гурудев, я здесь», – ответил ему Аруни очень тонким голосом. «Что ты делаешь здесь?» – спросил его гурудев. «О, Гурудев, вы приказали мне сдержать поток воды, но я не смог этого сделать. Потому я собственным телом заслонил воду», – ответил он. И тогда гурудев сказал ему: «Все «Веды» проявятся в твоем сердце».
Так он служил гурудеву. И каков будет его результат? Благодаря этому служению он находится в этих 14 планетарных системах, не за их пределами.
Теперь я приведу другой пример гуру-севы. Шрила Махарадж рассказывал сегодня утром о Дроначарье и Экалавье. Экалавья хотел обучиться военному искусству от Дроначарьи. Но его мотивом было победить и убить Арджуну, великого преданного и друга Верховной Личности Господа. Дроначарья отказался его обучать, и тогда он ушел в джунгли и сделал статую Дроначарьи. Он хотел поклоняться ему и выучиться военному искусству именно у него.
Однажды, когда Экалавья упражнялся с луком, где-то поблизости залаяла собака, мешая ему сосредоточиться. Он тут же, даже не видя самой собаки, выпустил семь стрел и прошил ими пасть животного так, что не проронил и капли крови. В это время недалеко гуляли Арджуна и его братья. Они увидели собаку с пастью, прошитой стрелами и, удивившись ей, загорелись желанием узнать, кто сотворил такое чудо.
Тогда они последовали за этой собакой и увидели одного темнокожего юношу, вымазанного в грязи, со спутанными волосами. Они спросили его, кто он такой, и, когда услышали, что он ученик Дроначарьи, немедленно привели его к этому юноше. «Что ты делаешь здесь? откуда ты выучился всему этому?» – спросил его Дроначарья. «О, Гурудев, я ваш смиренный ученик», – ответил он. «Если ты мой ученик, то ты должен дать мне гуру-дакшину», – сказал Дроначарья. «Да, Гурудев, – ответил ему Экалавья. – Я дам вам все, что вы захотите». И тогда Дроначарья взял как гуру-дакшину его большой палец. Почему? Чтобы тот не мог больше стрелять, как раньше.
Каков результат его деятельности? Он был против Кришны, против Арджуны, и на битве Махабхараты он был убит Сударшана-чакрой Кришны. И единственный пункт назначения, куда может прийти его душа – Брахма-лока, не более.
Сегодня день явления Шрилы Гурудева. И я хочу рассказать, как он служил своему Гурудеву.
Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж – возлюбленный ученик Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. И когда Шрила Нараяна Госвами Махарадж присоединился к «Гаудия Веданта Самити», он отдал себя лотосным стопам своего гурудева, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, и постарался служить ему самым лучшим образом.
Он старался выполнять все его желания наилучшим образом.
Когда Шрила Махарадж готовил для Парам-Гурудева, тот принимал прасад и всегда понимал, что это готовил для него Шрила Нараяна Махарадж. Ему очень нравилось, как он готовил. Когда он принимал прасад, он всегда понимал, кто что приготовил.
Итак, Шрила Нараяна Махарадж предложил ему свою жизнь и душу и служил ему самым лучшим образом. Каково его конечное место назначения? Вы знаете это сами.
Самое лучшее для дживы – это то, для чего Шриман Махапрабху пришел в этот мир.
самарпайитум-уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам4
Шриман Махапрабху пришел в этот мир не для того, чтобы распространить уннато-уджджваларасу, которую Он хотел вкусить, о которой говорится в шлоке «Шри-радхайах пранайа-махима». Кришна хотел выполнить 3 Своих желания, и поэтому Он пришел в форме Шримана Махапрабху, взяв красоту и настроение Шримати Радхики. Он не может распространить эту уннато-уджджваларасу. А что же Он хотел распространить? Расам сва-бхакти-шрийам – красоту служения Шримати Радхарани. Шриман Махапрабху пришел распространить именно это. А то, что Он хотел вкусить – это распространить он не может. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами милостиво процитировал в «Шри Чайтанья-чаритамрите»:
према-раса-нирйаса карите асвадана
рага-марга бхакти локе карите-прачарана5
Шриман Махапрабху хотел вкусить суть према-расы и распространить рага-марга-бхакти.
Как джива может достичь и войти в рага-маргу? Шрила Гурудев пришел в этот мир для этого – распространить расам сва-бхакти-шрийам. Он сам утвержден в этом служении, и он очень милостив. Он думает: «Я вкушаю такие прекрасные вещи, а они страдают! Почему я не могу им помочь? Если я помогу, они тоже смогут вкусить эти прекрасные вещи».
Будучи беспричинно милостивым, он приехал в эту страну и хочет распространить все эти вещи. Но, как и раньше, когда Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур распространял все эти вещи, он должен был противостоять очень многим препятствиям, так же и сейчас Махарадж, милостиво желая распространить все эти вещи, вынужден сталкиваться с различными препятствиями. И, все же, он очень решителен. «Нет, я должен распространить все эти вещи, которые я вкушаю», – думает он. Рупа Госвами говорит в своей «Бхакти-расамрита-синдху»:
сева садхака-рупена сиддха-рупена чатрахи
тад-бхава-липсуна карйа враджа-локанусаратах6
«Следует служить как в нынешнем теле садхака, так и в сиддха-форме, духовном теле, следуя по стопам жителей Враджа и желая обрести схожие чувства».
Рупа Госвамипад сам одновременно служит Шриману Махапрабху и Божественной Чете. И таким же образом служит и Шрила Гурудев. В форме садхака он служит Чайтанье Махапрабху и проповедует, а в своей собственной форме он служит Божественной Чете. И его конечное назначение – главная служанка Шримати Радхики.
Шрила Гурудев хочет, чтобы и мы однажды стали служанками Шримати Радхики. Это самая лучшая цель для дживы на этой планете. Не может быть ничего больше, чем это. Гурудев милостиво распространяет все эти вещи, и я молюсь его лотосным стопам. Как он служил своему гурудеву, таким же образом и в таком же настроении и я хочу служить ему. И я молюсь ему, чтобы однажды я мог таким же образом и в таком же настроении служить Шриману Махапрабху и Божественной Чете.
Вы знаете, если к философскому камню прикоснется железо, то оно превращается в золото. Но истинный гуру в линии Шри Чайтаньи Махапрабху никогда так не делает. Он превращает учеников в него самого, делает их похожими на него. Истинный гуру делает учеников не учениками, а гуру – делает их такими, как он сам.
И я молюсь из глубины своего сердца: «Пожалуйста, пролейте на меня свою милость, чтобы я мог служить вам, как вы служили своему гурудеву».