Анартхи и апарадхи

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего я хочу предложить свои смиренные дандават-пранамы лотосным стопам моего Шрилы Гурудева, а также всем вайшнавам. Пожалуйста, пролейте на меня свою милость, чтобы я мог исполнить желания Шрилы Гурудева.

Вы только что услышали из лотосных уст Шрилы Гурудева о том, что грех и апарадха имеют разные значения: грех относится к телу и уму, а апарадха – к душе.

Что касается апарадх, сегодня на утренней прогулке Шрила Гурудев объяснил, что вайшнава-апарадха очень опасна – она с корнем вырывает лиану бхакти, поэтому мы должны её остерегаться.

Также Шрила Гурудев сегодня объяснял, что существует десять видов нама-апарадх. Почему на первом месте стоит не гуру-апарадха, а садху-нинда? Потому что мы всегда думаем: «Он вайшнав, но и я тоже вайшнав». Иногда мы подшучиваем над вайшнавом, а иногда пренебрегаем им. Для совершения вайшнава-апарадхи существует множество возможностей. Иногда мы критикуем других вайшнавов. Но Гурудев – это Гурудев. Мы относимся к нему с благоговением и почтением, поэтому вряд ли станем совершать апарадху его лотосным стопам. Но иногда мы пренебрегаем его указаниями и не выполняем их. Так что мы должны остерегаться и этой апарадхи.

Вчера Шрила Гурудев объяснял по поводу аништхита-бхакти. А только что мы слушали о гхана-тарале. После этой стадии, даже если отсутствуют апарадхи, существуют ещё анартхилайа, викшепа, апратипати, кашая и расасвад.

Лайа означает засыпать. Например, существуют киртан, шравана и смарана. Если вы совершаете киртан «нитай-гаура харибол», то прыгаете, как на трамплине, и нет никаких шансов уснуть. И, как мы слышали, если кто-то засыпает, Шрила Гурудев кричит ему: «Не спи!» Потому что в этом мире нас повсюду окружает майя, а с ней всегда её две девочки: зевота и лень. Если вы принимаете у неё прибежище, сначала она пошлёт этих двух своих дочерей, которые заставят вас заснуть, и вы не сможете слушать хари-катху.

Во время киртана нелегко заснуть. Однако в процессе шраванам этот шанс велик. Киртанам, шраванам, смаранам. Шрила Гурудев наставляет нас, чтобы мы не размышляли о материальном во время повторения гаятри-мантр. Старайтесь в это время полностью занять свой ум играми Кришны и Махапрабху. Но в этот момент можно легко заснуть. Самая большая вероятность заснуть – это во время смаранам, меньше – во время шраванам, и самая малая – во время киртанам. Это называется лайа, одна из анартх.

Викшепа. Шрила Гурудев даёт лекцию, мы слушаем, и у нас появляется желание всему следовать. Но иногда мы слушаем, а иногда не можем слушать, и ум где-то блуждает. Ви означает «особое», кшепа – «препятствие». Вы не внимаете полностью его лекции. Иногда Шрила Гурудев спрашивает: «Что я только что сказал? Объясни». А ученик отвечает: «О Гурудев, я не могу сказать». «Почему нет?» – спрашивает Шрила Гурудев. Потому что мы невнимательно слушали его слова. Это называется викшепа.

Апратипати означает сильное желание делать то, что не является нава-виддха-бхакти (шраванам, киртанам, вишнох-смаранам, пада-севанам, арчанам, ванданам, дасьям, сакхьям, атма-ниведанам). Мы должны делать всё от нас зависящее, чтобы слушать Шрилу Гурудева и вайшнавов, то есть тех, кто старше нас. И мы должны совершать киртан как одну из девяти составляющих преданности. Более того, шастры безапелляционно заявляют: садху-санга, нама-киртана, бхагавата-шравана, матхура-васа, шри мурти-шраддхая-севана. То есть если вы практикуете эти девять методов преданности и не совершаете при этом оскорблений, то очень легко сможете обрести бхаву.

Мы пытаемся слушать Гурудева, следовать его наставлениям: совершать киртан или памятовать. У нас есть сильное желание, но всё же мы не способны этому следовать. Это называется апратипати.

Кашая означает недостаток. Я совершаю бхаджан, но какое-то постороннее желание возникает у меня в уме. Как, например, Нарада Риши сначала был сыном даси, но после смерти своей матери он, не заботясь о её мертвом теле, ушел совершать бхаджан. Находясь в лесу, он желал совершать бхаджан. Но у него не было сильного желания удовлетворить Кришну любой ценой – он лишь хотел, находясь в лесу, совершать бхаджан Кришне. Это своего рода кашая.

Как мы знаем, город пребывает в раджасе, деревня – это тамас, а жизнь в лесу – саттва. Но жизнь в храме возвышеннее. Здесь присутствует истинный гуру, и жизнь в храме под его руководством называется ниргуна-васа. А Нарада Риши хотел саттвичной вана-васы – это одна из разновидностей кашаи. И тогда Господь даровал ему даршан, который был мимолетным, подобно молнии. После чего Он исчез, и с неба раздался глас: «В этой жизни ты больше не увидишь Меня». Потому что у Нарады Риши присутствовала разновидность кашаи, небольшого недостатка. Таким образом мы должны остерегаться также и кашаи.

Расасвад. Во время шраванам, киртанам и смаранам в нашем уме проявляется какой-то вкус к материальному. Иногда во время повторения гаятри-мантр мой ум улетает в какую-нибудь обувную лавку: «О, я видел там очень хорошие кроссовки! Надо купить». Или: «На рынке я заметил вкусный напиток – надо обязательно купить его». Я повторяю мантру, данную Шрилой Гурудевом, но эти материальные желания приходят в мой ум. Это расасвад.

Но даже после этого останутся какие-то анартхи. Сначала на уровне утсаха-майи или гхана-таралы – это грубые анартхи. В последствии – уже более тонкие анартхи, а дальше – ещё тоньше прежних. Они называются сукрити-утха-анартха, душкрити-утха-анартха, бхакти-утха-анартха, апарадха-утха-анартха.

Сукрити означает «благочестивая деятельность». Душкрити означает «дурная деятельность».

Сукрити-утха-анартха. В прошлом мы совершали разнообразную деятельность: кто-то вырыл множество водоёмов для купания во многих поселениях, и когда паломники проходят мимо, то они могут брать оттуда воду и совершать омовение в них; а кто-то строил больницы или школы. Благодаря этой деятельности сейчас мы можем наслаждаться. Это называется сукрити-утха-анартха. Из-за них человек не может полностью сосредоточить свой ум на духовной практике.

Душкрити-утха-анартха. В прошлом мы совершали множество отвратительных поступков, в результате которых кто-то испытывал страдания. В этой жизни мы можем совсем не совершать плохой кармы, но всё же некоторые рождаются слепыми или хромыми. Это последствия того, что в прошлой жизни мы совершали отвратительные поступки. Из-за этого наш ум не может сосредоточиться на бхаджане.

Бхакти-утха-анартха. До прихода стадии чистой преданности это называется апара-бхакти, благодаря которой приходят имя, известность и слава. Если мы думаем, что имя, слава и известность – это следствие нашей бхакти, то мы отдаляемся от преданности. Если вследствие апара-бхакти приходят слава и известность, мы должны понимать, что это происходит не благодаря нашей бхакти. Наша бхакти нечиста. Она – апара-бхакти. Всё это приходит по милости Гурудева, то есть слава и известность принадлежат Гурудеву. Я не желаю имени и славы, но под влиянием Гурупада-падмы они пришли ко мне. Но мне они не принадлежат, не я ими наслаждаюсь. Только Гурудев наслаждается, и он может делать всё, что пожелает. Я недостоин этого. Если мы вовлечёмся в это, то мы отдалимся от преданности.

Апарадха-утха. Если даже мы не желаем этого, всё же какие-то апарадхи происходят в силу обстоятельств. У нас нет желания оскорблять вайшнава, мы его не знаем, но в силу обстоятельств это случается. Мы должны остерегаться этой анартхи.

Если по милости гуру и вайшнавов мы устраняем эти анартхи и поднимаемся над ними, тогда придёт стабильность (ништха). Мы должны постоянно молиться лотосным стопам Шрилы Гурудева, вайшнавов, Говардхану, Кришне, Шримати Радхарани и Их спутникам. В «Шри Манах-шикше» говорится: «Если мы поступаем так, то легко преодолеваем эти анартхи, и по беспричинной милости Шрилы Гурудева сможем прогрессировать на пути преданности».

Если мы поднимемся над ними, то придёт стабильность (ништха), затем ручи, асакти, множество ступеней, на которых также присутствуют различные категории. Мы обо всём этом услышим от Шрилы Гурудева.

Харе Кришна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.