Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Есть 6 побуждений: кама, кродха, лобха, моха, мада, матсарья. С другой стороны,
вачо вегам манасах кродха-вегам
джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веган йо вишахета дхирах сарвам
апимам притхивим са шишйат1
вачо-вегам – побуждение говорить, манасах-вегам – побуждения ума, кродха – гнев, джихва-вегам – требования языка, удара-вегам – требования желудка, упастха-вегам – возбуждение гениталий (похоть). Шесть побуждений.
Драупади оскорбила Дурьодхану, сказав: «Слепой отец – слепой и сын». И в результате произошла битва Махабхараты. Так что в первую очередь мы должны владеть языком (джихва-вегам).
атйахарах прайасаш ча
праджалпо нийамаграхах
джана-сангаш ча лаулйам ча
шадбхир бхактир винашйати2
Это шесть дош. Атйахарах – переедание, перенакопление, склонность к материальным вещам, когда пять чувств взаимодействуют с пятью элементами.
Прайасаш ча – чрезмерные усилия без преданности к преданным и Богу. Когда мы прилагаем слишком большие усилия к достижению материального.
Праджалпа – болтовня без кришна-катхи, распускание слухов.
Ниямаграха бывает двух типов: нияма граха и нияма аграха. Нияма граха – когда мы уделяем слишком много внимания правилам. Не Кришне и преданным, а только правилам. Я совершаю арчану, но тут приходит Гурудев, и я говорю ему: «О, Гурудев! Я совершаю арчану, я не могу Вам служить». Это очень плохо. Это большое оскорбление. За это я пойду в ад, поскольку Гурудев милостиво занимает меня в этой арчане, дает мне эту таттва-гьяну, объясняет все. Он дает все, но все же я пренебрегаю им. Это нияма граха.
А нияма аграха означает: я принял какое-то правило, но не могу ему следовать. Например, мне нужно повторять 32 круга в день, мне нужно совершить столько служения, но сегодня я повторяю 32 круга, завтра 2 круга, послезавтра 1 круг, а после и вовсе 0 кругов. Это нияма аграха.
Шрипад БВ Нараяна Махарадж: Отсутствие уважения к правилам и ограничениям.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Джана-сангах. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Если у нас плохие друзья, мы тоже плохие. Если у нас дурное общение, наш ум будет непременно устремляться к дурным вещам. И мы всегда будем думать о плохих вещах. Когда мы умрем, кришна-нама не придет в наш ум. Мы будем привязаны к плохим вещам и отправимся в ад.
Лаульям означает жадность.
Шрипад БВ Нараяна Махарадж: Мы отставляем кришна-бхакти на задний план. Наша жадность проявляется к другим вещам.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Жадность к удовлетворению материальных желаний. Если у нас есть эти 6 недостатков, наша преданность будет уничтожена.
утсахан нишчайад дхаирйат
тат-тат-карма-правартанат
санга-тйагат сато вриттех
шадбхир бхактих прасидхйати3
Утсахан нишчайад дхаирйат. У нас огромный энтузиазм служить Кришне, Гуру и вайшнавам. И под руководством вайшнавов мы должны служить Гурудеву. Под руководством вайшнавов и Гурудева мы должны служить Хари. Если мы пренебрегаем вайшнавами: «О, Гурудев – самый великий, мне нет дела до вайшнавов» или «я сам хороший вайшнав, мне нет дела до моего Гурудева. Я не слушаю Гурудева, не буду слушать и других вайшнавов» – это неправильный этикет.
Шрипад БВ Нараяна Махарадж: Я следую Гурудеву, но не буду следовать никаким вайшнавам. Нет никаких вайшнавов, мой Гурудев – единственный вайшнав.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Это не вайшнавизм. Так что под руководством вайшнавов я буду служить Гурудеву, а под его руководством буду служить Кришне.
Нишчайад. Однажды Кришна прольет Свою милость. Я буду тверд духом и буду продвигаться в преданности. Я буду регулярно совершать свое преданное служение.
Шрипад БВ Нараяна Махарадж: «Я непременно обрету Кришну» – такая у него вера.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Дхаирйат. Если я утрачу терпение, то не смогу продвигаться в духовной жизни. Мы должны сохранять терпение и двигаться постепенно, но верно. Если мы не будем устойчивыми, мы не сможем продвигаться в будущем.
Тат-тат-карма-правартанат – мы должны совершать такую карму, чтобы Хари, Гуру и вайшнавы были довольны. Я знаю, что Кришна непременно прольет милость – так что, я ничего не должен делать? Нет! Шраванам, киртанам, смаранам – все эти вещи нужно совершать.
Нававидха-бхакти, панчама-бхакти несомненно нужно следовать под руководством вайшнавов и Гурудева.
Санга-тйагат – мы должны оставить плохое общение и приобрести хорошее.
Сато-вритти – чтобы поддерживать жизнь, у нас должны быть хорошие наклонности.
Шрипад БВ Нараяна Махарадж: Чтобы поддерживать свое существование, мы будем следовать той же линии, что и наши предыдущие ачарьи. Есть два пути: грихастха-ашрам и тьяга-ашрам. Например, Нарада, Шукадева Госвами, Рупа Госвами, Санатана Госвами следуют линии тьяга. А в линии грихастха – Амбариши Махарадж, гопи, Шринивас Ачарья – мы следуем за ними.
«Я построю завод, но я же тьяги-вайшнав». Нет. У тьяги-вайшнава нет ни цента. Ничего. «Но я присоединяюсь к философской школе». Зачем, какая в этом необходимость? Какие у вас качества? Вы должны заниматься кришна-намой, повторением имени Кришны. Никакой ачарья не поступал так: «Я построю мыловаренный завод, но при этом я тьяги». Кто так поступает? Мы должны по-настоящему этому следовать. Это называется сато-вритти, сатах означает все ачарьи. Вритти – деятельность. Так что мы должны стараться следовать этому.
И, например, есть грихастха-бхакта, который каждый день ходит собирать пожертвования и говорит: «Я их использую на свою мандир-севу, отдам Гурудеву». Нет. Ты грихастха-бхакта, ты не должен это делать. Иначе ты уничтожишь себя. Ты не тьяги. Ты, будучи грихастха-бхактой, должен следовать Амбарише Махараджу и всем другим, использовать то, что у тебя есть, и терпеливо совершать бхаджан.
А если ты тьяги, то должен следовать как ученики Чайтаньи Махапрабху.