День явления Шрилы Бхактивиноды Тхакура (2 из 2) — Россия (Новосибирск)

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего я предлагаю свои смиренные бесчисленные дандаваты-пранамы лотосным стопам своих парамарадхйа гурупада-падма ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Также я склоняюсь к лотосным стопам своих духовных дедушек, Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа и всей рупануга гуру-варги. Также я выражаю почтение всем собравшимся вайшнавам и вайшнави, а также всем преданным, которые пришли, чтобы слушать хари-катху.

Я приветствую всех и очень рад, что здесь присутствует мой старый друг Ари Мардан прабху. В вайшнавской культуре мы служим вайшнавам. И я служу ему тем, что даю возможность прославить Шрилу Бхактивинода Тхакура.

Ари Мардан дас: Пуджьяпад Мадхава Махарадж попросил меня рассказать о Шриле Бхактивиноде Тхакуре и прославить его. Шрила Бхактивинода Тхакур показал пример идеального вайшнава. Также он показал пример идеального грихастхи. Он был ачарьей и, не смотря на то, что у него было много детей, тем не менее, исполняя свои предписанные обязанности в социуме, он смог показать идеал высокой преданности.

Шрила Бхактивинода Тхакур привел в этот мир величайшего ачарью – Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура Прабхупаду. С этого ачарьи началось широкое распространение гаудия-вайшнавского движения.

Шрила Бхактивинода Тхакур молился о том, чтобы ему в его скромной попытке восстановить движение Шри Чайтаньи Махапрабху помог его сын. Тогда Господь привел эту великую душу. Один махабхагавата стал причиной появления другого махабхагаваты.

Когда мы говорим о заслугах Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, то прежде всего мы должны выразить свои почтительные поклоны Шриле Бхактивиноде Тхакуру.

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада говорил о том, что сознание Кришны по-настоящему началось со Шрилы Бхактивиноды Тхакура, и что именно он стоит у основания ИСККОН.

Когда пришел наш Гурудев, то он расширил понимание и видение того, что такое ИСККОН. И он говорил о том, что первый вайшнав, который пришел в этот мир, это Брахма и что с него и начался ИСККОН. А также с Нарады и Шукадева Госвами.

Так или иначе, мы говорим о нашей цепи ученической преемственности. Шрила Бхактивинода Тхакур является махабхагавата вайшнавом. Он уттама-адхикари. И потому он имеет необычайное положение в цепи ученической преемственности (бхагават-парампаре гаудия-вайшнавов).

Некоторые исследователи говорили о том, что Шрила Бхактивинода Тхакур по своим действиям и вложениям мог бы сравниться с самим Шри Чайтаньей Махапрабху. Некоторые говорят, что он подобен Шриле Рупе Госвами, Шриле Санатане Госвами, Шриле Дживе Госвами.

В действительности Шрила Бхактивинода Тхакур оставил очень большое наследие. Подобно тому как многие изучают книги Шрилы Гурудева или Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, так же можно найти преданных, которые очень любят Шрилу Бхактивиноду Тхакура, не смотря на то, что никогда не встречались с ним. И все же многие отмечают у себя привязанность в отношении Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

Шрила Бхактивинода Тхакур установил место явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому мы можем теперь совершать паломничество в то время, когда явился Шри Чайтанья Махапрабху, в Его святую дхаму. Посещая это место, мы можем получать милость Шри Чайтаньи Махапрабху больше, чем даже если обращаясь к самому Шри Чайтанье Махапрабху, поскольку дхама Шри Чайтаньи Махапрабху более милостива, чем сам Шри Чайтанья Махапрабху.

Шрила Бхактивинода Тхакур оставил после себя очень много книг. Большинство из них уже переведены на русский язык и многие преданные могут ознакомиться с тем, что он оставил нам. Его книги будут переходить так же, как и книги любого возвышенного ачарьи, – из поколения в поколение – и будут изучаться многими поколениями вайшнавов.

На этом я хотел бы закончить прославление Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Шрила Бхактивинода Тхакур ки джай.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Мы имели возможность слышать прекрасное прославление Шрилы Бхактивиноды Тхакура от Ари Мардана прабху. И сейчас я хочу продолжить прославлять Шрилу Бхактивиноду Тхакура. Утром мы уже обсуждали то, как Шрила Бхактивинода Тхакур открыл славу Шридхам Маяпура, места явления Шри Чайтаньи Махапрабху, как он даровал миру Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Прабхупаду. И я хочу осветить еще несколько моментов из его жизни и потом уже перейти к прославлению Шримати Радхики, потому что не так давно у нас был Радхаштами.

Однажды явился йоги-мистик мошенник, который благодаря своим аскезам накопил мистическое могущество. Его волосы были спутаны, и когда он их подрезал, то вырывалось пламя. У него была большая мистическая сила. Этот негодяй объявил себя Богом и позвал всех юных девушек и замужних женщин ночью в полнолуние на свой танец раса. Прежде танец раса устраивали две личности – это Шри Кришна и Шри Чайтанья Махапрабху. И Они оба являются Верховной Личностью Бога.

Танец раса каждого из Них имеет свою особенность. Когда Шри Кришна устраивал танец раса, то на него приходят лишь женщины. Никто в мужском облике не может попасть на этот танец раса, кроме Самого Кришны. Однажды Господь Шива решил принять участие в этом танце раса. Он принял женский облик, но его все равно выставили и не дали даже посмотреть.

Танец раса Шри Чайтаньи Махапрабху называется санкиртана-раса. Если танец раса Кришны проходил в лесу, то танец раса Шри Чайтаньи Махапрабху проходил в доме Шриваса Тхакура. Если в танце раса Шри Кришны участвовали лишь женщины, то в танце Шри Чайтаньи Махапрабху участвовали лишь мужчины. Однажды одна женщина решила прокрасться и подсмотреть танец раса. Это была теща Шриваса Тхакура. Но Шри Чайтанья Махапрабху попросил Шриваса Тхакура выгнать ее.

Как Господь Шива пытался попасть на танец раса Кришны? Он поклонялся Пурнамаси Йогамайе. Она брала его и за макушку окунала в Брахма-кунду до тех пор, пока он не принял облик девушки. А затем Пурнамаси Йогамайя сказала: «Cпрячься там и сможешь смотреть на танец раса». Когда начался танец раса Кришны с гопи, то Кришна сказал: «Я не чувствую счастья от этого танца». Гопи ответили: «И мы не ощущаем счастья, которое обычно ощущали». Тогда Кришна сказал: «Должно быть, здесь чужой. Давайте его найдем». Как описывает Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, там было сто тысяч гопи. Они разделились на группы и начали искать, где спрятался чужой.

Они организовались в небольшие группы и начали искать чужого человека. Вскоре они обнаружили неизвестную девушку и начали обсуждать:

— Ты знаешь ее?
— Нет.
— А вы знаете ее?
— Нет.
— Может, вы знаете ее?
— Нет.

Никто не мог узнать эту девушку. Она никому не была известна. Тогда они схватили ее и начали расспрашивать: «Кто ты такая? Как тебя зовут? Как зовут твоего мужа? Как зовут твою тещу и зятя?» Господь Шива ничего не мог ответить на это, так как у него не было всех этих родственников.

Тогда они начали бить ее по щекам. Щеки Гопишвар Махадева опухли, и он начал кричать: «Пурнамаси, Пурнамаси, помоги, спаси!» Тогда появилась Пурнамаси Деви и сказала: «Остановитесь. Его нельзя быть. Это Господь Шива. Я пролила на него свою милость. Он просил меня о возможности попасть на танец раса, и я дала ему это благословение. Поэтому он здесь». Тогда Господь Кришна сказал: «Ты можешь отправляться на северо-восток в раса-мандалу и оттуда созерцать. И с этого момента тебя будут звать Гопишвар, что означает, что гопи будут почитаемы теми, кого ты почитаешь».

Каково положение Гопишвара Махадева после этого? Те, кто хотят обрести кришна-прему, должны возносить ему молитвы.

Есть пять личностей, которым нужно возносить молитвы. Если кто-то не молится этим пяти личностям, то он не сможет обрести кришна-прему. Кто эти пять личностей? Гирирадж Махарадж, Вринда деви, Пурнамаси, Ямуна и Гопишвара Махадев.

Гопишвара Махадев получил милость охранять танец раса. Таким образом, он дарует милость всем дживам, которые хотят войти в танец раса.

С другой стороны тёща Шриваса Тхакура хотела посмотреть на танец раса Шри Чайтаньи Махапрабху. Она спряталась в углу комнаты. И когда Шри Чайтанья Махапрабху начал танец, то вдруг сказал: «Я не чувствую прежнего счастья. Здесь кто-то лишний». И преданные начали искать.

В конце концов, они нашли тёщу, и тогда Шривас Тхакур схватил ее за волосы, выволок наружу и закрыл дверь. Возникает вопрос: почему тёща Шриваса Тхакура (которая была его родственницей) была выгнана за пределы того места, где проходил танец раса Шри Чайтаньи Махапрабху, в то время как Гопишвара Махадев был принят Кришной и стал тем, кто охраняет раса-мандалу, а также Вриндаван, и без его милости никто не сможет туда войти».

Знаешь ли ты причину, почему Господь Шива был принят Кришной, а тёща Шриваса Тхакура выгнана?

Дхаранидхара дас: Я не слышал об этом и могу только догадываться.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Дело в том, что Гопишвара Махадев (Господь Шива) принял прибежище у Пурнамаси, в то время как тёща Шриваса Тхакура не принимала прибежище у вайшнава. По этой причине она была выгнана Шри Чайтаньей Махапрабху. Но Господь Шива принял прибежище у Йогамайи Пурнамаси.

Кто такая Йогамайа Пурнамаси? Кришна отдал ей власть над Своими лилами. Она Его дистанционный пульт управления.

Как было раньше? Чтобы переключить канал на телевизоре, нужно было встать и подойти к нему. А когда появились дистанционные пульты управления, стало возможным лежать и контролировать абсолютно все: громкость, каналы, цвет. Это очень удобно.

Идея дистанционного управления пришла из кришна-лилы. Пурнамаси — это дистанционное управление Кришны Своими лилами. Он Сам ничего не переключает, все делает он. Она позволила Господу Шиве участвовать в играх Кришны. Понимаете? Это не западный мозг придумал идею дистанционного управления. Это пришло из Индии.

Итак, Шрила Бхактивинода Тхакур нашел этого йоги-мошенника Бишикишану и сказал ему: «Пожалуйста, оставь эту глупую идею устраивать танец раса с чужими женами и с юными девушками. Такой танец раса может устраивать только Кришна, Верховный Господь, а не ты. Оставь эту идею». Но когда этот йоги услышал требования Шрилы Бхакттивиноды Тхакура, то еще больше возгордился и сказал: «Если у тебя есть сила, попробуй, останови меня». Этот йоги знал, что когда он трясет своими спутанными волосами, то вырывается огонь. А поскольку он знал, что все бояться огня, то понимал, что его не смогут схватить.

Поскольку Шрила Бхактивинода Тхакур занимал высокую должность в правительстве Великобритании в Индии, то пришел туда с целым отрядом полицейских и сказал: «Схватить этого негодяя». Но йоги не испугался. Даже свирепые хищники, как львы, боятся огня. Можно помахать перед их лицом факелом, и они не посмеют к вам приблизиться. Поэтому этот йоги начал махать своими волосами, чтобы отпугнуть полицейских.

Полицейские были испуганы и не решались подойти к Бишикишане. Тогда Шрила Бхактивинода Тхакур спросил: «Чего вы боитесь? Следуйте за мной!» Он сам возглавил отряд. И когда он схватил этого йоги, тогда и другие полицейские смогли его схватить. Они надели на него наручники и привели в изолятор. В течение нескольких дней суд должен был вынести решение по поводу его судьбы. А чтобы он не махал своими волосами и никого не пугал своим огнем, Шрила Бхактивинода Тхакур нашел большие ножницы и подстриг его.

Вскоре после этого, пока суд не принял решение, Шрила Бхактивинода Тхакур заболел, и его дети также заболели. Его жена, Бхагавати деви сказала: «Ну зачем тебе этот Бишикишана? Отпусти ты его. Посмотри: ты болеешь, твои дети болеют». Шрила Бхактивинода Тхакур сказал: «Нет. Я не могу его отпустить. Он должен быть наказан. Если его не наказать, он разрушит все общество потому что впоследствии появится очень много людей, которые будут утверждать, что они боги и устраивать подобные танцы раса». Поскольку Шрила Бхактивинода Тхакур был судьей, он вынес решение о том, чтобы этот йоги сел в тюрьму.

До того как Шрила Бхактивинода Тхакур и его дети заболели, он посещал этого йоги, и тот сказал ему: «Вы почувствовали? С вашей силой тоже проблемы? Отпустите меня, если не хотите больше проблем». На это Шрила Бхактивинода Тхакур ответил: «Не пытайтесь меня напугать». После того как решение было выдвинуто, Шрила Бхактивинода Тхакур подписал приказ об отправке в тюрьму. И, сидя в заточении, очень скоро этот йоги умер, поскольку не ел и не пил. Общество было спасено от этой идеи, что какой-то человек может начать играть роль Бога и творить безобразия.

Сейчас вновь начали появляться такие йоги и мошенники. Когда мой духовный дедушка Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада проповедовал, то встретил человека, который заявил: «Я бог». Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада сказал: «Ты не бог, ты собака».

Дело в том, что на английском «бог» означает «god». G – generator – тот, кто создает. O – operator – тот, кто поддерживает. D – destroyer – тот, кто разрушает. Это краткое определение Бога.Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада сказал: «Ты не бог, ты собака». Если эти буквы переставить местами, то получится не god (бог), а dog (собака).

Следующая история о том, как Шрила Бхактивинода Тхакур проповедовал в раю. Однажды боги начали обсуждать одну шлоку из Шримад Бхагавад-гиты:

апи чет су-дурачаро
бхаджате мам ананйа-бхак
садхур эва са мантавйах
самйаг вйавасито хи сах

Она показалась им очень сложной для понимания. В этой шлоке Кришна говорит: «Даже если человек является дурачаро (его деяния ужасны – он вступает в незаконные сексуальные отношения с чужими женами, может поджечь чей-то дом и т.д.), но если он совершает бхаджан (в его жизни одна цель – совершать бхаджан) Мне, то нужно считать его садху, святым. Полубоги на этом собрании, которое возглавлял Брихаспати (по-европейски – Юпитер, учитель богов), задали ему вопрос: «Как это возможно? Как может быть такой целеустремленный преданный Кришны злодеем и негодяем?» Тогда Брихаспати сказал: «Сейчас на Земле есть один преданный. Его зовут Шрила Бхактивинода Тхакур (Седьмой Госвами). Он сможет объяснить этот момент». И когда Шрила Бхактивинода Тхакур спал, они перенесли его на райские планеты.

Шрила Бхактивинода Тхакур написал свой комментарий на Шримад Бхагавад-гиту, который называется «Расика-ранджана-бхашья». В этом комментарии он объясняет смысл этой шлоки. Там написано не просто дурачаро (мошенник, негодяй), а су-дурачаро. Приставка «су» усиливает значение этого слова. То есть су-дурачаро означает человек, который совершает просто ужасные действия. Тем не менее, Шрила Бхактивинода Тхакур говорит: «Как понять, что человек, который совершает ужасные действия, может быть садху?» И в другой шлоке он объясняет, что это может произойти с тем, кто целеустремлен в служении Кришны, случайно. Это не совершается осознанно. Такие падения могут произойти нечаянно. Подобно тому, как человек может идти, поскользнутся и упасть. Он не хотел этого. Это произошло случайно.

Во времена Альваров, великих преданных, был один брахмачари, который служил Господу Ранганатхе. Он ухаживал за садом, собирал цветы, чтобы они были использованы в служении Господу Ранганатхе. Однажды в этом саду гуляли две юные и красивые проститутки. Они увидели этого брахмачари и обнаружили, что он не обращает никакого внимания на них. Тогда одна из них сказала своей подруге: «Спорим, я его быстро покорю и сделаю своим». Другая сказала: «Не надо так делать. Даже не думай об этом. Он преданный Ранганатхи, а его преданные очень возвышенны и могущественны. Будет очень плохо». Первая сказала: «Так или иначе, я это сделаю».

Однажды шел очень сильный дождь, и она подошла к двери жилища этого брахмачари. Так как ее сари промокло, можно было увидеть всю красоту ее форм. Она начала взывать к брахмачари: «Спаси меня. Я в опасности». Он впустил ее в дом, дал сухую одежду, начал заботиться о ней и незаметно привязался. Она подчинила его себе.

Это не понравилось Господу Ранганатхе, и однажды Ранганатха принял облик этого брахмачари, украл у самого себя золотую посуду (горшок, стакан, тарелку) и отнес этой проститутке (будто бы это украл брахмачари, чтобы оплатить ее услуги). Проститутка не обратила на это внимание, так как Господь Ранганатха принял облик этого брахмачари. Вскоре начались поиски, поскольку из главного храма этой местности пропали золотые ценности. В те времена была своя служба безопасности, подобная бывшему КГБ или ФСБ, как у нас сейчас. Они начали искать золотую утварь и обнаружили ее у этой проститутки.

После того как местная служба защиты имущества этого храма нашла эту золотую утварь, то начали допрашивать проститутку: «Откуда у тебя это?» Она была очень напугана тем, что произошло, и сказала: «Пуджари-брахмачари мне все это принес». Тогда они посадили этого брахмачари в тюрьму. И в эту ночь Господь Ранганатха приснился царю и сказал: «Ты не можешь наказывать этого пуджари. Он не виноват. Я сам принял образ этого пуджари и отнес свою золотую утварь этой проститутке. Я сделал это сам, потому что этот пуджари запутался в отношениях с этой проституткой. Я захотел очистить его сердце и вытащить его из этой ситуации. Поэтому завтра устрой так, чтобы его пронесли на паланкине по всему городу и прославили так, чтобы все знали, что он чистый великий преданный. Иначе я убью тебя и всю твою династию».

В следующей шлоке Кришна говорит Арджуне:

кшипрам бхавати дхарматма
шашвач-чхантим нигаччхати
каунтейа пратиджанихи
на ме бхактах пранашйати

«Объяви всем, что мой бхакта никогда не погибнет».

И Шрила Бхактивинода Тхакур на собрании богов объясняет, что поскольку Кришна дал такое обещание, то Он лично позаботится о своих бхактах и не допустит, чтобы с ними что-то случилось. Даже если он совершил какое-то ужасное действие, Сам Кришна защищает его настолько, что не позволит даже самой смерти прикоснуться пальцем к Своему преданному. Никто не сможет ему никак навредить. Он лично о нем позаботится, чтобы очистить его сердце и вызволить из этой ситуации. И очень скоро он станет дхарматма (очень религиозным).

Если преданный случайно упал, то очень скоро, поддержанный вайшнавами и Кришной, он будет дхарматмой. Речь не идет о человеке, который осознанно совершает грех. Это происходит подобно тому как трамвай сходит с рельс. Это просто авария, случайность. Точно так же, если преданный сбился с пути, и это произошло случайно, то он будет поддержан другими вайшнавами и Кришной и станет дхарматмой.

Приводится пример с водой Ганги. В воде Ганги может плыть много разного мусора, пена, пузыри, но, тем не менее, это не лишает ее священной чистоты. Это все внешнее. Подобно этому преданный внутренне чист, потому что его сознание направлено на служение Кришны. Но он еще не совершенен, и с ним может случиться что-то подобное.

После того как полубоги выслушали ответ Шрилы Бхактивиноды Тхакура, они стали счастливыми. Этот момент стал для них понятен. И они вновь вернули Шрилу Бхактивинода Тхакура на Землю в его бхаджана-кутир.

Теперь я перехожу к следующему пункту своего прославления Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Он получил титул Бхактивинода. Что это означает? Тот, кто несет наслаждение (винода) Верховному Господу благодаря своей преданности (бхакти). Есть также два значения слова «винода»: тот, кто дарует счастье и тот, кто держит в стороне (убирает). Как соединить эти два смысла?

Кто такой Шримад Бхактивинода Тхакур? Он сам открыл свою сварупу в произведении «Мукунда-мала-стотра». Он говорит: «Я юная девушка во Врадже, которая служит божественной чете. Свет моего тела подобен вспышке молнии. На мне одежды, сияющие звездами. Я живу в деревне Тараболи. Мое служение Божественной чете заключается в том, что я добавляю камфару во множество подношений для Божественной четы».

Шрила Бхактивинода Тхакур в духовном мире существует под именем Камала Манджари. Кто такие манджари? Это те, кто служит Божественной чете. Это юные девушки. Например, такие как Рупа Манджари, Рати Манджари, Лаванга Манджари, Виласа Манджари и другие. Его имя «Бхактивинод» означает, что он дарует особое счастье этой Божественной чете, а также держит в стороне Кришну.

Чем обычно занимаются манджари? Они устраивают встречу Радхи и Кришны. Где бы Кришна ни находился, они его отведут к Шримати Радхике. Они ее сокровенные служанки. Если он в кундже Чандравали, то они найдут множество способов, как его оттуда забрать и отвести к Шримати Радхике на встречу. Таково служение Манджари.

Но тут мы узнаем, что, оказывается, служением Шрилы Бхактивиноды Тхакура является держать Кришну подальше от Шримати Радхики. Обычно они устраивают встречу, а он держит в стороне. Как же так? Как это примирить?

Хотя эта тема необычайно возвышенна и требует подготовки к пониманию, тем не менее, если я не буду говорить об этом, то таким образом не выражу достаточную благодарность своему духовному учителю, который дал нам понимание этих тем. Если я не буду говорить на эти темы, то никто не узнает, что Шрила Гурудев говорил об этом. Поэтому, хотя у меня нет способности говорить на столь возвышенные темы, я обязан об этом говорить.

Шримати Радхика является самым главным Божеством гаудия-вайшнавов. Она является той, кому они отдают свои сердца и души. Сама Шримати Радхика может являть два вида мана (ревнивого гнева) по отношению к Кришне. Она может на него гневаться по причине и без причины. Если ее гнев без причины, то такой гнев легко преодолеть. Но если она гневается на него по причине, то такой гнев преодолеть необычайно сложно.

Я приведу пример, когда гнев Шримати Радхики был преодолен без причины. Однажды, когда Кришна и Шримати Радхика сидели вместе в окружении своих подруг, то Шримати Радхика разгневалась на Него без причины. Она встала и отдалилась от него. Когда Кришна остался без Шримати Радхики, появилась кобра. Она раскрыла свой капюшон и начала шипеть. В этот момент Шримати Радхика испугалась, подбежала к Кришне и обняла Его. Этот ревнивый гнев (ман) Шримати Радхики был преодолен очень просто, потому что у него не было причины.

У Кришны во Врадже очень много возлюбленных. И Он использует особые слова и каждую из них убеждает, что она Его самая любимая, самая исключительная. И каждая гопи в отдельности верит, что она самая любимая у Кришны по сравнению со всеми другими.

Каким образом манджари могут служить Шримати Радхике и Божественной чете, держа Кришну в стороне от Шримати Радхики?

Однажды, когда встреча Кришны и Шримати Радхики была уже назначена, Кришна оказался втянут в кунджу Чандравали (соперницы Шримати Радхики). И новость об этом от служанок Шримати Радхики дошла до самой Шримати Радхики. Шримати Радхика узнав о том, что Кришна вместо того, чтобы пойти на встречу с Ней, пошел к Ее сопернице Чандравали, очень разгневалась. И вот пришло время Кришне встретиться со Шримати Радхикой в ее доме в Явате. В это время ее подруги, Лалита, Вишакха и другие гопи, ушли по своим домам. В этот момент ее поддерживали только ее манджари. И когда Кришна постучался в дверь, они начали петь: «О, Хари. О, Мадхава. О, Кешава. Уходи. Убирайся».

Кришна стучится в дверь к Шримати Радхике. Манджари спрашивают: «Кто там?» Кришна отвечает: «Это я, Хари». «Хари» – это означает тот, кто похищает ум и сердце Шримати Радхики; тот, кто похищает Ее из дома в рощицы Враджа. Это то, что Он предполагал, когда говорил: «Хари». Но у этого слова есть и другое значение – «обезьяна» (потому что обезьяны тоже воруют). Манджари приняли этот смысл и сказали: «О, Радха. Там обезьяна. Она тебя оцарапает. Ни в коем случае не открывай. Если она тебя оцарапает, как Ты объяснишь это теще и золовке (дочери тещи)?» Таким образом, не пуская Кришну к Шримати Радхике, они усиливают его жажду встречи с Ней и любовь. Таким образом и Шрила Бхактивинода Тхакур служит Божественной чете тем, что держит Кришну на расстоянии от Шримати Радхики, усиливая Его любовь к Ней.

Кришна вновь стучится в дверь. Они спрашивают: «Кто там?» Кришна отвечает: «Это я. Шри Хари». Теперь Он уже уточняет. Он указывает на свою божественность. «Шри» указывает на достоинства и на самые лучшие качества, которыми Он обладает, что Он не какая-то там обезьяна. Они приняли другое значение этого слова, которое означает «лев». Они сказали: «О, Радха. Ни в коем случае не открывай дверь. Это же лев. Он Тебя сожрет. Это конец жизни». И таким образом они вновь удерживают Кришну.

Кришна вновь стучится в дверь, и манджари спрашивают: «Кто там?» Кришна отвечает: «Я Агхай». Агхай происходит от имени Агха. Был такой демон Агхасура в облике змеи, которого Кришна освободил. «Ай» означает «враг». То есть враг этого демона Агхи. Это Кришна и имел в виду, когда обращался к ним. Но у этого слова есть и другое значение. «Агха» означает «грех», а «ай» – «враг». А поскольку садху – враг греха, он защищает людей и общество от грехов, борется с грехами, манджари приняли этот смысл и сказали Шримати Радхике: «О, проповедник пришел». И они Ему ответили: «Нет-нет-нет, уходи. Нам здесь проповедники не нужны. Не надо нам читать лекции. Грешникам нужны твои лекции. Иди в Матхуру, там ты найдешь много студентов. А мы простые деревенские девушки, зачем нам твои заумные лекции?»

Вновь Кришна стучится в дверь к Шримати Радхике. И Манджари спрашивают: «Кто там?» Он отвечает: «Я Бакхай». Это означает враг демона Бакхи. Прежде во Вриндаване появился демон Бакхасура в облике цапли. Цапля олицетворяет собой лицемерие (притворство). А святой человек может одним словом избавить человека от привязанности и лицемерия, которое возникает из желания наслаждаться. И когда Кришна сказал, что он Бакхай, то манджари подумали, что это проповедник, который избавляется от лицемерия, и сказали: «Мы простые деревенские девушки. Ты лучше отправляйся в Матхуру в ашрам. Там много брахмачари, ты лучше им помогай».

Кришна вновь стучится в дверь. Манджари спрашивают: «Кто там?» Кришна отвечает: «Я Ари Мардан». Манджари отвечают: «Боже мой, Ари Мардан пришел». Кто такой Ари Мардан? «Ари» означает «враг», «мардан» – тот, кто уничтожает своих врагов. Кришна уничтожил множество своих врагов-демонов, которые пришли во Врадж. Как на это отреагировали манджари? Они сказали: «Ари Мардан, мы простые девушки. Ты хочешь нас уничтожить? Лучше иди в Матхуру. Там Камса, твой враг, лучше его уничтожь. Там очень много врагов. Мы простые деревенские девушки, а не твои враги».

Кришна вновь стучится в дверь к Шримати Радхике. Манджари спрашивают: «Кто там?» Кришна отвечает: «Это я. Говинда». Это слово состоит из двух частей: го и винода. У слова «го» очень много значений. Например «го» означает «коровы», «чувства», «земля», «пастухи», «пастушки». Говинда – тот, кто несет удовлетворение го. Это может иметь множество разных смыслов. Кришна подразумевал, что Он Говинда – тот, кто дарует счастье гопи. А они подумали, что Он тот, кто дарует счастье коровам. Они ответили: «Ты знаешь, кто такой Говинда? Это тот, кто служит коровам. Уходи, Говинда. Иди в коровник. Почеши их, помой, подои. Зачем ты к нам пришел? Мы же не коровы. Иди туда, в коровник».

Кришна вновь стучится в дверь к Шримати Радхике. Манджари спрашивают: «Кто там?» Кришна отвечает: «Я Кешава». При этом подразумевая, что Кешава это тот, кто украшает волосы Шримати Радхики, расчесывает их. Это идет от слова «кеши» – «волосы». Но есть и другое значение. В Шримад Бхагавад-гите есть место, где объясняется, что «Кешава» означает – «ка» – Господь Брахма; «иша» – Господь Шива, а «ва» – это тот, кто повелевает ими. Манджари говорят: «О, Шримати Радхика. Это тот Кешава, который на поле битвы Курукшетра рассказал Арджуне Бхагавад-гиту». Они ему отвечают: «О, Кешава. Зачем ты сюда пришел? Сейчас ночь. Битвы не проходят ночью. Они проходят днем. И Курукшетра там. Иди туда. Здесь тебе делать нечего».

Кришна опять стучится в дверь. Манджари спрашивают: «Кто там?» Он говорит: «Я Мадхава». Они отвечают: «Боже мой. Ари Мардан ушел, теперь Мадхава пришел». Что означает Мадхава? Это означает, что Радхика – источник всех богинь процветания. Она высшая Богиня. «Ма» означает «Шримати Радхика». «Дха» означает «Ее возлюбленный». Возлюбленный изначальной Богини процветания. Но есть и другой смысл – «ма» означает «Лакшми», а «дха» означает муж Богини процветания. Кто является мужем Богини процветания? Нараяна с Вайкунтхи. Манджари приняли этот смысл и сказали: «О, Нараяна пришел. Тебе здесь делать нечего. Твое место на Вайкунтхе. Уходи». Кришна опять стучится в дверь. Манджари спрашивают: «Кто там?» Он говорит: «Я Дамодар». Манджари сказали: «О, Дамодар пришел». Что означает Дамодар? «Дама» – веревка, «одар» – «живот». Когда Кришне было 2,5 года, мама Яшода за его проказы привязала его животом к ступе веревкой. Также когда Кришна подрос и в момент встречи сидел со Шримати Радхикой, подруга Шримати Радхики Лалита пошла на хитрость и незаметно связала накидку Кришны с Вуалью Шримати Радхики так, чтобы они не могли разбежаться. С того момента Он стал известен как Радха Дамодара. Кришна имел в виду, что он связан со Шримати Радхикой. Но есть и другой смысл у этого имени. «Дама» означает «богатство», «одара» – «живот». Тот, кто хранит свое богатство возле своего живота. Даже сейчас используется такая система. Создаются такие кошельки-пояса, и люди носят свое богатство поближе к себе. В давние времена таких кошельков не было, и люди заворачивали все в дхоти. Даже сейчас иногда можно видеть, как санньяси заворачивают сюда деньги. Манджари поняли именно так и сказали: «О, Шримати Радхика, сюда пришел богач заниматься бизнесом». Они ему отвечают: «Богач, уходи. Мы никаких дел не ведем, ничего не продаем. Тебе лучше отправиться в Матхуру, большой районный город. Там ведутся большие дела, там бизнес. Там ты заработаешь еще больше денег. А здесь ничего нет. Уходи».

Опять Кришна стучится в дверь. Манджари спрашивают: «Кто там?» Кришна отвечает: «Это я, Дхаранидхар». Манджари говорят: «Боже мой. Ари Мардан приходил. Мадхава приходил. Дамодара мы отправили. Теперь Дхаранидхар здесь появился». Что означает Дхаранидхар? Это тот, кто поддерживает матушку землю. Господь Ананташеша. Господь Кришна принимает этот облик, в котором Он поддерживает планеты. Они и его отправили.

Кришна вновь стучится в дверь. Манджари спрашивают: «Кто там?» Кришна отвечает: «Я Гханашьям». Это означает «тот, чье тело обладает цветом вновь появившегося грозового облака».

Это то, что имел в виду Кришна. Но это также означает просто «облако». Поэтому гопи приняли именно это значение и сказали: «О, Радха, там облако. Туча. Она сейчас все зальет. Наш двор будет грязным и Ты подскользнешься. Или мы подскользнемся». Когда человек поскальзывается, то может сломать руку или ногу. Они сказали: «Облако, убирайся на поля. Там земледельцы тебя заждались. Иди туда. Там будет радость. Здесь ты не нужно».

Кришна вновь стучит в дверь. Манджари спрашивают: «Кто там?» Кришна отвечает: «Это Чакри». Подразумевая, что чакра – это оружие верховного Господа. Он носит чакру, которая уничтожает демонов. Но у этого слова есть и другое значение. Чакри – горшечник, потому что он делает свои глиняные горшки на большом диске. Он его крутит и выправляет форму горшка или кувшина. Манджари сказали Шримати Радхике: «О, горшечник пришел. Зачем нам горшечник? У нас сейчас в этом необходимости нет. Никто не рождался, никто замуж не выходит, никаких праздников нет. Зачем нам столько посуды? А вот Матхура – большой город, и там всегда есть какой-нибудь праздник, там нужны горшки». Далее они сказали Кришне: «О, горшечник. Уходи в Матхуру. Там много денег заработаешь. А здесь ты ничего не получишь».

Шрила Бхактивинода Тхакур в своем облике Бхактивиноды служит в играх Шри Чайтаньи. В тот же момент в облике Камалы Манджари, в облике юной девушки, он служит Божественной чете тем, что не пускает Кришну к Шримати Радхике, усиливая Его жажду встречи и любовь к Ней.

То, что я рассказал, я услышал от своих старших, дикша-учителя Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа, шикша-учителя Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Тривикрамы Госвами Махараджа. Поэтому все заслуги принадлежат им.

Я услышал эту хари-катху от своего духовного учителя, и часть этой хари-катхи вы можете приобрести в виде книг на русском языке. Также я прошу не опаздывать на программы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.